Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский . Цели: * повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; * формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; * способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах. Оборудование: интерактивная доска, готовые картотеки к уроку, рабочие листы с заданиями для каждого учащегося, карточки с заданиями, слова для орфоэпической работы. Тип урока: обобщения и систематизации знаний Методы: словесный, наглядный ХОД УРОКА Организационный момент Психологический минут Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю всех присутствующих совершить интересный и удивительный поход, который введет вас в мир волшебных стран в ходе, которого вспомним, что мы знаем об имени существительном. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Закрепление изученного материала. 1.Страна «Имя Существительное.» Вот и первый житель встретил нас. Смотрите, какой у него интересный дом. - Какие существительные здесь живут? (Обратите внимание на правописание слов) - Чтобы в дом попасть, нам нужно ответит на некоторые вопросы. Я тебе, а ты мне. 1 группа 1. Что обозначает имя существительное? Предмет. 2 Ключ существительных среднего рода? Оно, мое 3 .Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки. Кость 4.Как зовут самого известного в мире ветеринара? (Айболит) 5.На какие вопросы отвечает имя существительное? Кто? Что? 2 группа 6.Написание этого месяца заканчивается буквой «т». Какой он по счёту в году? (Март, третий) 7. Назовите вкусный полезный напиток из трёх предлогов. (сок) 8. Сколько букв в русском алфавите? (33) 9.Сорт яблок, которым славится Алматы? Апорт 10.Крупная река Казахстана? Каспий 2.Страна «Собственный и Нарицательный» Карточки лежат перед вами. Запишите имена собственные, нарицательные, раскрывая скобки. Карточка 1. (З,з)евс, (Р,р) ыба, ( С,с )обака, (П,п) ушкин, (В,в) ишня, (М,м) ария. Карточка 2. (Л,л)ондон, (Б,б)ельгия, (О,О)зеро, (Д,д)ыня, (У,у)лица, (С,с)имонова. - А теперь давайте проверим задание. Прочитайте только нарицательные существительные. - Почему их так называют? - Назовите имена собственные? 3.Страна «Одушевлённый и Неодушевлённый» -Ребята вы должны разделит эти картинки на одушевлённые и неодушевлённые. 4.Страна «Род» В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: “Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, мама, весна, радость…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, кресло, …)”. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных. - А теперь я вам предлагаю выполнить задание. Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика по родам Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье. Склонение. На интерактивной доске появляется таблица. - А теперь выполним задание, определите склонение имен существительных. | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | Река | | | | Деревня | | | | Дом | | | | Ночь | | | | Облако | | | | Задание | | | | Мама | | | | Мышь | | | | Дочь | | | | Вещь | | | | Бревно | | | | Дядя | | | | - Ну что ж, продолжим наш путь. Чей же это дом виднеется. Кто в нем живет? 5.Страна «Загадка» Отгадать слово и написать отгадки 1 группа 2 группа 1.Напиток, который пьют по утрам родители. /кофе/ К весне новая покупка мамы /пальто/. 2.Подземная железная дорога./метро/ Фильм по телевизору/кино/. 3.Животное с сумкой на животе./кенгуру/ Мастерская по ремонту и пошиву одежды/ ателье/. 4.Аппарат, из которого слышна музыка /радио/. Учреждение, в котором наводим справки/бюро/ 5.Вид попугая /какаду/. Дорога для автомобилей/шоссе/ 6.Страна «Число» -Ребята, а как изменяются имена сущ.? -По числам. Сколько чисел имеет имя существительное? (2 числа) Г) Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах» -Ребята, у вас на листочках нарисованы квадраты. В каждом маленьком квадратике написаны имена существительные. Сначала внимательно прочитайте каждое слово, потом синим карандашом закрасьте сущ . мн. числа. Работаем аккуратно. 1 команда 2 команда Дневник | Школа | Иголка | Мячи | Компьютер | Варенье | Цветы | Кошки | Очки | Домик | Уши | Брюки | Колготки | Дочь | Стулья | Молодёжь | Собака | Ракета | Сахар | Книга | Моря | Горе | ручки | Горы | 7.Страна «Падеж» Изменение имен существительных по падежам называется склонением З) Выполнение упражнения в тетрадях. - Перед словами пишем названия падежей. (Ученики выполняют упражнение.) 1 группа 2 группа Лиса, зонт. Лиса, море. 8.Страна «Иероглифы». 2. Ребята, сегодня мы с вами в гостях у одной жительницы страны «Иероглифы». Пользуясь кодом, расшифруйте предложение Давайте, проверим ответ. Ответ: Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра 9.Страна «Физминутка» - Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я называю слова, а вы, услышав имя существительное – хлопните в ладоши; прилагательное – поднимите руки вверх; глагол – присядете. - Топор, стол, пробежал, лампа, аккуратный, папа, красный , принесет, ручка, автомобиль, быстрый, золото. 10.Страна «Корректор» Вставь пропущенные буквы. 1 группа 2 группа Ло...ка — это ло...ка, В январ…,в январ…, Ло...кой су... едят. Много снегу на двор…, Ко...ка — это ко...ка, Снег на крыш…,и на крылечк…. У ко...ки семь котят. Солнце в неб… г голубом. Тря...ка — это тря...ка, В нашеи дом… топят печки, Тря...кой вытру стол. В небо дым идёт столбом. 11.Страна «Кто здесь лишний?» На доске картинки. 12.Оценивание Рефлексия /раздается каждому ученику/ 13.Домашнее задание. |