4) обобщение и систематизация знаний | 1) Словарный состав языка (лексика). 2) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка (лексикология). 3) Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). 4) Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 5) Скрытое сравнение (метафора). 6) Слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (омофоны). 7) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 8) Слова, которые одинаково пишутся, но звучат по-разному и имеют разное лексическое значение (омографы). 9) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы). 10. Перенесение свойств и действий человека на предметы и явления природы (олицетворение) 11. Запас слов и выражений человека ( лексикон)
3.Распределите в три столбика тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения) Слайд 3. Свинцовые тучи, железные нервы, золотая листва, тяжелые мысли, задрожали звезды, костер рябины красной, горит восток, льются крики, ветер воет, зима злится, улыбнулись сонные березки.
4.а) тьма – свет, узкий – широкий, мелкий – глубина, богатство – нищета; б)мимолетный, непродолжительный, ненастный, краткий; в) верста, заяц, груша, звезда; г) ключ, изморозь, лук, котик
Замените выделенное слово синонимом, чтобы сделать предложение выразительнее и эмоциональнее. Слайд 5 Иван-царевич посмотрел на чудище и засмеялся. Болельщики долго радовались по поводу победы нашей сборной. Сегодняшние новости нас удивили. В свой день рождения мама выглядела хорошо. На ладошке мальчугана лежало маленькое зернышко.
Подберите синонимы к слову ХОЛОДНЫЙ. Холодный ( воздух) –прохладный – свежий Холодный ( человек) – равнодушный – черствый А что можем сказать о словах «свежий» и «черствый» ( хлеб)? Как такое возможно? Слайд 6 Запишите рядом со словом синоним, состоящий из стольких же букв. Слайд 7 Лес Горе Стужа Хотеть Потемки Почтение Разрешить Искрящийся
- А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю овсянку! – добавил Сашка – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка. – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! Слайд 8 Несет меня ЛИСА в дремучие ЛЕСА. У двери висят книжные ПОЛКИ. ПОЛКИ пошли в наступление. Я ЛЕЧУ людей. Завтра я ЛЕЧУ в Париж. | Учитель дает задание Прежде чем говорить о богатстве русского языка, выполним терминологический диктант. По лексическому значению определите термин и запишите его. Учитель отвечает на вопросы учеников, комментирует ответы Проводит лексическую работу.
А что делает наш родной язык певучим, выразительным, ловким и вместительным?
А что ещё делает наш язык богатым, могучим и выразительным? Поиграем в игру «Четвертый лишний» Слайд 4.
Ребята, какова роль синонимов в тексте и почему очень важно внимательно подбирать слово в предложение из синонимического ряда?
Комментирует выполнение.
Синонимы – наши большие друзья и помощники. Поэтому надо почаще обращаться к словарю для пополнения своего словарного запаса. Запишем предложение в тетрадь и объясним постановку знаков препинания. Синонимы – наши большие друзья и помощники. А могут ли синонимы стать антонимами? Проведем эксперимент.
Отвечает на вопросы
Прежде чем перейти к следующему языковому явлению, посмотрим сценку.
Какое явление русского языка иллюстрирует эта сценка? ( омонимия) Как называются выделенные слова? | Один ученик выполняет задание за доской, после осуществляется проверка. Выполняют терминологический диктант.
Ученики отвечают: Различные средства языковой выразительности, которые делают речь яркой, точной, а образы – насыщенными.
Ответы детей
Работу выполняют устно, по цепочке дают ответы с объяснением
Синонимы используются для передачи оттенков мысли, для того чтобы речь сделать точной и выразительной, избежать повторов.
Ребята предлагают свои варианты. Оценивают ответы товарищей.
Записывают предложение, объясняют постановку тире.
Делают предположения
Делают вывод о богатстве русского языка.
Выполняют самостоятельно, осуществляют взаимопроверку
Разыгрывают сценку. Реагируют на игру ребят.
Отвечают на вопросы, вспоминают, на какие группы делятся омонимы, приводят примеры. | Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П).
Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Умение оценивать действие одноклассников (К). |
5) усвоение новых знаний | Слайд 9.Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Куинджи по-турецки — «золотых дел мастер». Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. | На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по картине Куинджи «Березовая роща». Обратимся к картине
Слово учителя «Берёзовая роща» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Слайд 10, 11 Картина «Берёзовая роща» была впервые показана в 1879 году. И художники, и зрители, посетившие выставку, отметили необычность картины, которой впоследствии было суждено стать одной из самых известных картин Куинджи. Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём.
| Ученик рассказывает о Куинджи
Описывают картину | построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).
построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К). |
6) применение знаний и умений в новой ситуации | На переднем плане художник изобразил … стволы берез с … бугорками коры. Стволы деревьев выглядят …, … .Слева они освещены…солнцем и сами как будто … , справа… . …. свет заливает поляну. … зелень … травы кажется …. Ряска болотца выглядит…. . На картине «Березовая роща» Куинджи создал… образ…природы. Полотно поражает …., …., создает …. настроение. | Сегодня мы постараемся написать сочинение-миниатюру по картине, используя различные средства языковой выразительности, синонимы. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю, словарю синонимов, словарю эпитетов. | Используя раздаточный материал, словарики синонимов, вставляют подходящие по смыслу слова. Читают свои варианты. Оценивают работы товарищей. Делают выводы. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К). |
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | В 17-томном Словаре современного русского литературного языка содержится 20 480 слов, в Словаре произведений Пушкина – 22 тысячи, лексикон взрослого человека, имеющего высшее образование, состоит из 12 тысяч слов, а ваш (ученика 5 класса) – 3600. Желаю вам заниматься языком, развивать свой речь, улучшать лексикон, и тогда вы достигнете успехов. | -Что вы узнали нового на уроке? Что вызвало затруднения? Что показалось неожиданным? Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке. Подводит итог | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структуировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р). |