Просмотр содержимого документа
«Существительное. Урок-игра.»
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Существительное. Урок-игра»
1.Оргмомент( создаётся атмосфера доброжелательности и творческой активности).
- Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник Разумовской и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и отметки получать? Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
2. Мотивация к учебной деятельности.
(На экране слайд - изображение сказочного государства).
- Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется Морфология. В самой древней части этой страны в самом прекрасном городе живут имена существительные. Мы уже очень много узнали о жителях этого замечательного города( слайд – город). Сегодня у нас заключительная экскурсия по сказочным улицам города «Имя существительное».
- Как вы думаете, какой будет тема нашей экскурсии? ( Повторение изученного об имени существительном) Запишем тему «Имя существительное-часть речи удивительная».
Сформулируйте его цель. В этом вам помогут опорные слова.
- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи.
Какие задачи поставим перед собой? (Составим план урока).Их я вам предлагаю, а вы постарайтесь определить последовательность наших действий.
- повторить, что такое имя существительное;
- закрепить умение определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении;
-учиться работать в командах, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
3. Актуализация знаний.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным –полно,
А безымянных - нету!
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Александр Шибаев
4. Экскурсия.
Итак, мы отправимся на экскурсию по городу «Имя существительное». (слайд – город) Нам предстоит побывать на разных улицах, скверах, в переулках. По ходу экскурсии мы с вами будем рисовать карту города, в котором живут имена существительные. В конце урока вы защитите свою карту. Возьмем чистые листы и карандаши. Главное здание нашего города - это дом имени существительного. Разместите его на вашем листе. (слайд дома) – дети на листе приклеивают дом.
-Проведите в городе две улицы. Назовем их: Собственная и Нарицательная.
? А почему в городе появились улицы с такими названиями?(собст – единичные предметы, нариц – однородные предметы)
-Из названия сказки А.С.Пушкина возьмите имена существительные, распределите их на собственные и нарицательные и заселите этими жильцами улицы. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»(слайд)
? Что особенного вы узнали о собственных именах сущ?(пишутся с большой буквы)
-Есть в нашем городе еще две улицы: Одушевленная и Неодушевленная.
? Объясните, по каким критериям расселяли жильцов этих улиц? (1. живой/неживой, 2. кто? Что? 3. совпадение окончаний во мн. ч. у одуш: Р.п. и В.п.; у неодуш: И.п. и В.п.)
-Выпишите из народной сказки «Колобок» жильцов и заселите улицы.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
-Здравствуй, колобок, какой ты хорошенький!
А колобок запел:
-Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле пряжён,
Да на окошке стужён;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
-На какой улице у вас поселился колобок? Почему? Какой художественный прием использован? (олицетворение)
- Проведем еще три улицы: Мужская, Женская и Средняя. Придумайте по три жильца на каждую улицу, не забывайте, что мы в сказочном городе. Проверка.
? По какому принципу вы распределили жильцов?(подставляли местоимения: он мой, она моя, оно моё)
- Приехала еще группа туристов и никак не может определиться, где им поселиться. Помогите им разобраться.(слайд) (рёва, умница, чистюля, белоручка, трудяга, жадина, транжира, злюка, всезнайка)
? Что это за существительные?
Это сущ общего рода, они могут обозначать как лиц женского пола, так и лиц мужского пола, все зависит от текста, их нужно поселить на улице Общего рода. Выберите из этой группы слова, имеющие положительную эмоциональную окраску, и поселите их на новой улице Общего рода. Проверка:
ФИЗМИНУТКА
- Прямо перед нами 3 переулка.
? Какие же это переулки? (1,2,3 склонения) Покажите их на карте, проведите их к улицам Мужского, Женского и Среднего родов.
-Заглянем в городской справочник и узнаем, какие существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?(правило)
- Распределите данных жильцов по их местам:
Дядя, яблоня, ночь, знамя, озеро, стол, мышь, камень, окно, время.
? Все ли слова расселили? (нет) Почему? (время, знамя – разносклоняемые)
- В нашем прекрасном городе есть речка Числянка с мостиком, который соединяет два берега.
? Подскажите, как мы назовем её берега? (Единственное/Множественное число) (слайд) Покажите на своей карте.
? Что вы знаете о числе имени существительного? (В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа; существительные, которые имеют форму только множественного числа; существительные, которые имеют форму и единственного и множественного числа. Вам нужно распределить данные слова по берегам реки, а некоторые даже на мостике: погода, хлопоты, деньги, обувь, лужа, сила, носок, дерево, злость, очки, джинсы, дом.
Проверка: объясните, почему так поселили?
Ед. ч. Мн. ч. Ед. и мн. ч.
Погода деньги лужа
Обувь очки носок
Сила джинсы дом
Злость каникулы река
- А еще в городе есть старинная лестница. Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки-падежи. Назовите их и покажите на карте города. (слайд)
-Выпишите по одному слову на каждый падеж:
- Шла по льду весной свинья, Ей попалась полынья. Плюх! - торчит из полыньи Только хвостик от свиньи. Мы скорее к полынье, Мы хотим помочь свинье. Сами чуть не в полынью, Но спасли-таки свинью. Недовольны мы свиньей! Разве шутят с полыньей?! Вспоминайте о свинье, Чтоб не плавать в полынье.
-Проверка (слайд)
5. Защита творческих работ.
- Ну вот и подошла к концу наша экскурсия по городу «Имя существительное». У вас получились замечательные карты города. Сейчас вы должны представить свои карты и презентовать их. (слайд – карта)
- Творческая работа: составьте СИНКВЕЙН о вашем городе для будущих туристов. Не забывайте, что туристы особенные – любители русского языка.(5 минут)
- Защита составленных карт. (1-2 ученика от группы)
6. Рефлексия
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. - Продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке я убедился в том, что…..
2. Я вспомнил о том, что существительные…..
3. Мне необходимо повторить материал о….
4. Я доволен своей работой на уроке, потому что….
7. Домашнее задание: сделать морфологический разбор 2-х существительных.