kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Существительное. Урок-игра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний. Использованы разные приемы и методы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Существительное. Урок-игра.»



Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Существительное. Урок-игра»

1.Оргмомент( создаётся атмосфера доброжелательности и творческой активности).

- Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник Разумовской и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и отметки получать? Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

2. Мотивация к учебной деятельности.

(На экране слайд - изображение сказочного государства).

- Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется Морфология. В самой древней части этой страны в самом прекрасном городе живут имена существительные. Мы уже очень много узнали о жителях этого замечательного города( слайд – город). Сегодня у нас заключительная экскурсия по сказочным улицам города «Имя существительное».

- Как вы думаете, какой будет тема нашей экскурсии? ( Повторение изученного об имени существительном) Запишем тему «Имя существительное-часть речи удивительная».

Сформулируйте его цель. В этом вам помогут опорные слова.

- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи.

Какие задачи поставим перед собой? (Составим план урока).Их я вам предлагаю, а вы постарайтесь определить последовательность наших действий.

- повторить, что такое имя существительное;

- закрепить умение определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении;

-учиться работать в командах, нести ответственность перед всеми членами коллектива.


3. Актуализация знаний.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным –полно,

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Александр Шибаев

4. Экскурсия.

Итак, мы отправимся на экскурсию по городу «Имя существительное». (слайд – город) Нам предстоит побывать на разных улицах, скверах, в переулках. По ходу экскурсии мы с вами будем рисовать карту города, в котором живут имена существительные. В конце урока вы защитите свою карту. Возьмем чистые листы и карандаши. Главное здание нашего города - это дом имени существительного. Разместите его на вашем листе. (слайд дома) – дети на листе приклеивают дом.

- Дайте определение имени существительного.

-Давайте вспомним постоянные признаки существительного.(род, склонение, собст/нариц, одуш/неодуш).

-Проведите в городе две улицы. Назовем их: Собственная и Нарицательная.

? А почему в городе появились улицы с такими названиями?(собст – единичные предметы, нариц – однородные предметы)

-Из названия сказки А.С.Пушкина возьмите имена существительные, распределите их на собственные и нарицательные и заселите этими жильцами улицы. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»(слайд)

-Проверка: собств – Салтан, Гвидон Салтанович, Лебедь; нариц – сказка, царь, сын, богатырь, князь, царевна)

? Что особенного вы узнали о собственных именах сущ?(пишутся с большой буквы)

-Есть в нашем городе еще две улицы: Одушевленная и Неодушевленная.

? Объясните, по каким критериям расселяли жильцов этих улиц? (1. живой/неживой, 2. кто? Что? 3. совпадение окончаний во мн. ч. у одуш: Р.п. и В.п.; у неодуш: И.п. и В.п.)

-Выпишите из народной сказки «Колобок» жильцов и заселите улицы.

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

-Здравствуй, колобок, какой ты хорошенький!

А колобок запел:

-Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

Да на окошке стужён;

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, лиса, и подавно уйду!

-На какой улице у вас поселился колобок? Почему? Какой художественный прием использован? (олицетворение)

- Проверка: Одушевленные – лиса, колобок, дедушка, бабушка, заяц, волк; Неодушевленные –короб, сусек, сметана, масло, окошко.

- Проведем еще три улицы: Мужская, Женская и Средняя. Придумайте по три жильца на каждую улицу, не забывайте, что мы в сказочном городе. Проверка.

? По какому принципу вы распределили жильцов?(подставляли местоимения: он мой, она моя, оно моё)

- Приехала еще группа туристов и никак не может определиться, где им поселиться. Помогите им разобраться.(слайд) (рёва, умница, чистюля, белоручка, трудяга, жадина, транжира, злюка, всезнайка)



? Что это за существительные?

Это сущ общего рода, они могут обозначать как лиц женского пола, так и лиц мужского пола, все зависит от текста, их нужно поселить на улице Общего рода. Выберите из этой группы слова, имеющие положительную эмоциональную окраску, и поселите их на новой улице Общего рода. Проверка:

ФИЗМИНУТКА

- Прямо перед нами 3 переулка.

? Какие же это переулки? (1,2,3 склонения) Покажите их на карте, проведите их к улицам Мужского, Женского и Среднего родов.

-Заглянем в городской справочник и узнаем, какие существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?(правило)

- Распределите данных жильцов по их местам:

Дядя, яблоня, ночь, знамя, озеро, стол, мышь, камень, окно, время.

? Все ли слова расселили? (нет) Почему? (время, знамя – разносклоняемые)

Проверка(слайд)

? Какие разносклоняемые существительные вы знаете? (время, вымя, бремя, знамя,имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь)

- Давайте вспомним непостоянные признаки существительного.(падеж, число)

- В нашем прекрасном городе есть речка Числянка с мостиком, который соединяет два берега.

? Подскажите, как мы назовем её берега? (Единственное/Множественное число) (слайд) Покажите на своей карте.

? Что вы знаете о числе имени существительного? (В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа; существительные, которые имеют форму только множественного числа; существительные, которые имеют форму и единственного и множественного числа. Вам нужно распределить данные слова по берегам реки, а некоторые даже на мостике: погода, хлопоты, деньги, обувь, лужа, сила, носок, дерево, злость, очки, джинсы, дом.

Проверка: объясните, почему так поселили?

Ед. ч. Мн. ч. Ед. и мн. ч.

  • Погода деньги лужа

  • Обувь очки носок

  • Сила джинсы дом

  • Злость каникулы река

- А еще в городе есть старинная лестница. Она состоит из шести ступеней. Эти ступеньки-падежи. Назовите их и покажите на карте города. (слайд)

-Выпишите по одному слову на каждый падеж:

- Шла по льду весной свинья,
Ей попалась полынья.
Плюх! - торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньей!
Разве шутят с полыньей?!
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье.

-Проверка (слайд)

5. Защита творческих работ.

- Ну вот и подошла к концу наша экскурсия по городу «Имя существительное». У вас получились замечательные карты города. Сейчас вы должны представить свои карты и презентовать их. (слайд – карта)

- Творческая работа: составьте СИНКВЕЙН о вашем городе для будущих туристов. Не забывайте, что туристы особенные – любители русского языка.(5 минут)

- Защита составленных карт. (1-2 ученика от группы)

6. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания.
- Продолжите предложения:

1. Сегодня на уроке я убедился в том, что…..

2. Я вспомнил о том, что существительные…..

3. Мне необходимо повторить материал о….

4. Я доволен своей работой на уроке, потому что….

7. Домашнее задание: сделать морфологический разбор 2-х существительных.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Существительное. Урок-игра.

Автор: Шаяхметова лариса Викторовна

Дата: 28.04.2023

Номер свидетельства: 630547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства