Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. К тому же, в последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.
Ученые доказывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте. Разработка и внедрение новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой также одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года, а также в период внутриутробного развития и во время родов. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми нормами родного языка.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильности, словарного богатства зависит успешность обучения в школе, коммуникативное и интеллектуальное развитие ребенка. Речь – психический процесс, с которым связано развитие высших отделов психики, поэтому определение направлений и условий развития речи детей относится к числу важнейших педагогических задач, а проблема развития речи ребенка является одной из самых актуальных проблем современной педагогики.
Причины речевых нарушений могут возникнуть в преднатальный, натальный, а также постнатальный периоды развития ребенка. Характер причин различен и многообразен, что влечет за собой своеобразие и могогранность возникающих нарушений речи.
При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, часть детей, несмотря на сложности дефекта, к трем-пяти годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.
Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания.
Одним из таких важнейших вопросов является разработка вариативных моделей организации ранней диагностической, пропедевтической и коррекционно-развивающей помощи.
Ранний возраст является возрастом, от которого зависит благополучие всей последующей жизни ребенка, полноценность его личностных, семейных, профессиональных успехов.
Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте.
Понимание периодики раннего коммуникативно-познавательного развития и преемственности как самих периодов, так и их фаз позволяет, с одной стороны, лучше понимать патогенез различных аномалий развития у детей дошкольного и школьного возрастов, а с другой стороны, прогнозировать будущий тип аномального развития у детей с коммуникативно-познавательным расстройством раннего возраста.
В детском учреждении была организована консультативная помощь родителям детей в возрасте от двух до трех лет и проводилась работа по специально-организованному взаимодействию специалистов с целью предупреждения и максимального снижения выраженности нарушений в психофизическом, и в частности в речевом, развитии детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет) позволило сделать вывод: что наличие психо-речевого, психо-физического недоразвития детей раннего возраста остается стабильно возрастающим с каждым годом, но своевременно организованная и применяемая консультативно-диагностическая, профилактическая и коррекционно-развивающая помощь способствует более качественному преодолению уже имеющихся нарушений и препятствует появлению отклонений в развитии, находящихся в зоне риска.
Общий анализ семей воспитанников группы раннего возраста выявил недостатки ежедневного взаимодействия в семьях. А оно должно быть построено на взаимном уважении взрослых и детей. Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом.
Отсутствие у родителей знаний о том, как организовать и провести простейшие игры, направленные на развитие речи и мышления, указывает на необходимость создания в детских садах условий для новых форм работы со взрослыми.
Логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка, к построению коррекционно-развивающих программ, способствующих максимально возможному преодолению и предупреждению возникающих отклонений в развитии детей.
На самых ранних этапах заметить патологию, уточнить диагностику, провести профилактическую и коррекционную работу, не отодвигая сроки комплексного медико-педагогического воздействия, очень тяжело. Огромное значение имеет квалифицированность специалистов, знание ими разнообразных методик, передовых научных открытий в области их квалификации, немаловажную роль играют их личностные качества, сознательность, внимательность, терпение и просто желание помочь.
Результаты проводимой консультативно-диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы в младшей группе дошкольного образовательного учреждения позволили сделать следующие выводы:
- возрастает количество семей желающих получить квалифицированную помощь специалистов в вопросах воспитания и развития детей, но также возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие задержки речевого развития детей находится в прямой зависимости от нарушений психофизического развития детей. Среди характерных детям раннего возраста отклонений большое место занимают также нарушения эмоционально-волевой сферы. Поэтому оказание помощи должно реализоваться с учетом принципа комплексности и родители должны быть активными участниками коррекционно-развивающего процесса;
- оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста; своевременно выявить в их развитии возникшие отклонения и следить за ходом дальнейшего развития ребенка и эффективностью используемых коррекционно-развивающих методик;
- как диагностическая, так и коррекционно-развивающая работа проводится на основе четкого знания онтогенеза речевого развития, соотнесения уровня речевого развития ребенка с возрастными нормативами и с темпом собственного речевого развития;
- своевременно оказанная коррекционно-развивающая помощь позволяет максимально снизить степень риска продолжения формирования патологических явлений, предупредить возникновение других нарушений и приблизить уровень развития ребенка к возрастной норме.
Таким образом, речевое развитие детей раннего возраста очень пластично, поэтому правильно разработанная и подобранная программа коррекционно-развивающего обучения в значительной мере повышает уровень общего, речевого развития детей и позволяет, по мере возможности, предотвратить возможные нарушения речевого развития в дальнейшем.
Немаловажную роль в процессе коррекционно-развивающего воздействия оказывают активное участие родителей и совместная работа специалистов разных профилей.
Литература:
Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии» – М.: Просвещение, 1987.
Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» – М.: Советская Россия, 1973.
Овчинникова Т. Н. «Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция» – М., 2000.
Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» – М., 1983.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений» – М.: Владос, 2003.
«Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» (пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей: сборник); под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.