Спецкурс по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. «Пунктуация как система правил постановки знаков препинания»
Спецкурс по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. «Пунктуация как система правил постановки знаков препинания»
Цели данного спецкурса: повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Свободное владение пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их интуиции: усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления, с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысл высказывания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. «Пунктуация как система правил постановки знаков препинания»»
Спецкурс для 11 класса по русскому языку.
Автор программы Пименова М. В.
Подготовка к ЕГЭ.
«Пунктуация как система правил постановки знаков препинания»
Пояснительная записка.
Свободное владение пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их интуиции: усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления, с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысл высказывания.
Цели данного спецкурса: повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Цели спецкурса:
- обеспечение качественной подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочение процесса обучения путём алгоритмизации всех пунктуационных правил;
Задачи изучения спецкурса:
- создание условий, способствующих эффективной организации деятельности по освоению и закреплению учебного материала;
- ознакомление с основными разделами языка, входящими в объём знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработка этапов формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;
- использование при подготовке к ЕГЭ эффективных образовательных технологий.
И важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной пунктограмме.
Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных пунктуационных явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные раннее сведения из различных областей лингвистики.
Курс рассчитан на 17 часов.
№
Тема
Кол-во часов
1
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации:
грамматический, смысловой, интонационный.)
1ч
2
Знаки отделительные и выделительные: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте.
1ч
3
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
1ч
4
Знаки препинания в конце предложения (употребление многоточия при прерывании речи; смысловая роль этого знака.)
1ч
5
Знаки препинания внутри простого предложения (система пунктограмм данного раздела пунктуации)
1ч
6
Знаки препинания между членами предложения.
1ч
7
Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
1ч
8
Знаки препинания между однородными членами предложения.
1ч
9
Однородные члены, не соединённые союзы. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами.
1ч
10
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
1ч
11
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
1ч
12
Способы обособления предложений.
1ч
13
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
1ч
14
Знаки препинания при его словах, грамматически не связанных с членами предложения.
1ч
15
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
1ч
16
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.
1ч
17
Пунктуационные выделения междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же)
1ч
Литература
Блинов Г.И. «Методика изучения пунктуации в школе.» – М., 2014
Валгина Н.С. «Трудности современной пунктуации.» – М., 2015
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 2012
Григорян Л.Т. «Обучение пунктуации в средней школе.» − М., 2014
Львова С.И. «Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.» – М., 2015