Спецкурс «Готовимся к ЕНТ по русскому языку» для учащихся 11-го класса
Спецкурс «Готовимся к ЕНТ по русскому языку» для учащихся 11-го класса
Предлагаемая программа курса «Готовимся к ЕНТ по русскому языку» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕНТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спецкурс «Готовимся к ЕНТ по русскому языку» для учащихся 11-го класса»
Песчанская средняя общеобразовательная школа №1
Спецкурс
«Готовимся к ЕНТ по русскому языку »
для учащихся 11-го класса
Составитель:
учитель русского языка
Песчанской СОШ №1
Качирского района
Романишина Оксана Олеговна
Программа курса рассчитана на 70 часов для учащихся 11-х классов общеобразовательной школы.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа курса «Готовимся к ЕНТ по русскому языку» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕНТ.
В разработку и внедрение внутришкольной сетевой модели подготовки учащихся к ЕНТ могут включиться как учителя-предметники III ступени, так и обучающие учащихся II ступени. Каждый учитель-предметник может выбрать один из крупных блоков содержания или более мелкий элемент того или иного блока. Теоретическая и практическая подготовка к ЕНТ может осуществляться путём поочерёдного следования выдаваемого материала учителями по предложенным блокам или параллельного чередования нескольких блоков.
Каждое занятие должно включать обязательные формы работы: расширение и углубление теоретических сведений по вопросам, практикум (работу с тестами), лабораторную работу (работу с текстами).
I. Цель:
- разработать внутришкольную сетевую модель подготовки учащихся к ЕНТ.
II. Задачи:
- выработать единую внутришкольную систему качественной подготовки учащихся к ЕНТ;
- адаптировать педагогические технологии системы подготовки учащихся к ЕНТ;
- провести экспериментальную проверку эффективности педагогических технологий системы подготовки учащихся к ЕНТ в рамках школы.
III. Показатели:
- положительная динамика учебных мотивов;
- сохранение мотивации к сдаче ЕНТ, к подготовке.
IV. Содержание обучения
1. Фонетика.
2. Лексика и фразеология.
3. Морфемика и словообразование.
4. Грамматика. Морфология.
5. Грамматика. Синтаксис.
6. Орфография.
7. Пунктуация.
8. Речь.
9. Языковые нормы.
10. Выразительность русской речи.
11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
V. Основные формы работы:
- расширение и углубление теоретических сведений по вопросам;
- практикум (работа с тестами);
- лабораторная работа (работа с текстами).
VI.Критерии ожидаемых результатов:
повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.
качественная сдача ЕНТ;
ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕНТ.
VII.Требования к подготовке учащихся по предмету
1.
Умение проводить фонетический анализ слова.
2.
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.
3.
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.
4.
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.
4.
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.
5.
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
6.
Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.
7.
Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
8.
Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
9.
Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.
10.
Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.
11.
Умение проводить лексический анализ слов.
12.
Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.
13.
Умения проводить орфографический анализ слова, предложения.
14.
Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
15.
Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
16.
Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
17.
Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.
18.
Умение определять стили речи.
19.
Умение определять основные способы образования слов.
20.
Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
21.
Умение проводить синтаксический анализ предложения.
22.
Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.
23.
Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.
24.
Умение последовательно излагать собственные мысли.
25.
Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
26.
Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
VIII. Практикум для подготовки к ЕНТ по русскому языку.
1. Фонетика (2 часа)
Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Фонетический анализ слова.
2. Лексика и фразеология (5 часов)
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
3. Морфемика и словообразование (3 часа)
Значимые части слова (морфемы). Суффиксы. Приставки.
Морфемный анализ слова. Разбор слова по составу /определение значимых частей/.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
4. Грамматика. Морфология (2 часа)
Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
5. Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. (16 часов)
Словосочетание
Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции, беспредложной конструкции вместо предложного сочетания, падежных форм и предлогов.
Предложение
Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания в предложении.
Способы выражения составного глагольного сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные формы существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.
Второстепенные члены предложения
Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды дополнений и обстоятельств.
Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Предложения с обособленными членами
Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями
Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях.
Сложное предложение
Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное предложение
Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи
Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложном предложении.
Способы передачи чужой речи
Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
6. Орфография (12 часов)
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц (2 часа). Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц (2 часа).
Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложении
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Двоеточие в простом и сложном предложении
Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Пунктуация в простом и сложном предложении
3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных предложениях. Разделительные и выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки препинания при них.
Пунктуационный анализ
Структура предложений. Отличие односоставных предложений и двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков препинания. Обособление второстепенных членов предложений.
8. Речь. (6 часов)
9. Языковые нормы. (4 часа)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте
Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
Анализ текста
Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
10. Выразительность русской речи (4 часа)
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики (4 часа).
11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров (1 час)
IX.Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование темы
Содержание программного
материала
Кол- во часов
Дата
прове- дения
1.
Фонетика.
(2 часа.)
Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие.
Фонетический анализ слова.
2
2.
Лексика ифразеология. (5 часов.)
Лексическое значение слова.
2
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ.
3
3.
Морфемика и словообразование (3часа.)
Значимые части слова.
Морфемный анализ слова.
1
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
Словообразовательный анализ слова.
2
4.
Грамматика. Морфология. (2 часа.)
Самостоятельные части речи.
Служебные части речи.
Морфологический анализ слова.
2
5.
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. (16 часов.)
Словосочетание.
1
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
1
Второстепенные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
1
Двусоставные и односоставные предложения.
Полные и неполные предложения.
2
Осложнённое простое предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение).
2
Сложное предложение.
2
СБП. Смысловые отношения между частями СБП. (Причина, пояснение, дополнение смысла, противопоставление, время, условие, вывод.)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений.
1
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
1
Способы передачи чужой речи. (Цитаты.)
Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
1
Способы передачи чужой речи. (Косвенная речь.)
1
Способы передачи чужой речи. (Прямая речь.)
Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
1
Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Синтаксический анализ (обобщение).
1
1
6.
Орфография. (12 часов.)
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.
1
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.
1
Правописание корней. Правописание приставок.
1
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.
1
Правописание падежных и родовых окончаний.
1
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
1
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение).
2
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
2
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
2
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Союзы в сложносочинённом предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов.
3
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное подчинение.)
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
3
Тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
1
Двоеточие в простом и сложном предложении. Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Пунктуационный анализ. Структура предложений.
1
8.
Речь. (6 часов.)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Средства связи предложений в тексте (параллельная, кольцевая, последовательная). Средства связи предложений в тексте (замена слов синонимичными).
2
Стили и функционально-смысловые типы речи (научный, официально-деловой, художественный, публицистический).
2
Отбор языковых средств в тексе в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
2
9.
Языковые нормы. (4 часа.)
Орфоэпические нормы.
1
Лексические нормы.
1
Грамматические формы (морфологические нормы).
1
Грамматические нормы (синтаксические нормы).
1
10.
Выразительность русской речи. (4 часа.)
Выразительные средства русской фонетики.
Выразительные средства словообразования.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Выразительные средства грамматики.
Анализ средств выразительности.
4
11.
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (1 час.)
1
X.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
При подготовке к ЕНТ рекомендуется использовать:
- учебники русского языка 5-9классы
- 10-11 классы с общественно-гуманитарным и естественно- математическим направлением.
- Аванесов Р.И. Русское литературное произведение. М., 1984.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.
- Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., Просвещение, 2002 г.
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 1997 г.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., АСТ – ЛТД., 1998 г.
- Серия. Подготовка к ЕНТ. Домашний репетитор. Русский язык , 2005 г.