Упр. 3 стр 133 - Ребята, давайте прочитаем текст « Почему у ветров разные названия?» - А теперь, ребята, ответим на вопросы: 1) Что означает « попасть в штиль»? 2) Где возникает «штилевой ветер»? 3) Как называются ветры, которые дуют сверху и снизу в сторону экватора? 4) Как называются ветры, дующие в сторону полюсов? 5) Как называются ветры, которые меняют своё направление в зависимости от времени года? 6) Какой ветер со страхом ждут все местные жители на юге Франции? Упр.1, стр. 132 Выпишите из данного ряда однокоренных слов глаголы. Поаставьтек ним вопросы. Холод, холодный, холодать; теплеть, тепло, тёплый, теплота; морозный, морозить, мороз; жёлтый, желтеть, желтизна; чернеть, чёрный, чернота; шум, шуметь, шумный. Что делать? Холодать, теплеть, морзить, желтеть, чернеть, шуметь. -А теперь попробуем составить синквейн к слову « Ветер» Напоминаю! Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). . Примерные варианты синквейна: 1 Ветер. 2 Сильный, порывистый. 3 Дует, охлаждает, уносит. 4 Меняет окружающую атмосферу. 5 Поток. 1 Ветер. 2 Неуловимый, лёгкий. 3 Освежает, оживляет, очищает. 4 Обогащает природу и мир. 5 Воздух. Сравните значение глаголов в следующих предложениях: 1. Утром мама умывает, одевает, обувает, причёсывает маленького Серёжу и ведёт его в детский сад. 2. Утром мама умывается, одевается, обувается, причёсывается и ведёт маленького Серёжу в детский сад. Ребята, обратите внимание, в первом предложении глаголы обозначают действия, которые направлены и переходят на другой объект, в данном случае на Серёжу. Во втором предложении к вышеназванным глаголам добавился суффикс - -ся. И теперь эти глаголы стали обозначать действие, которое не переходит на другой объект, а направлены или возвращаются к самому действующему лицу, в данном случае к маме. Глаголы с суффиксом- ся/-cь называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Перед суффиксом-ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь). Купаться, радоваться, здороваться. А сейчас, дети, практическое задание. Переходим к следующей цели. Найдите в предложениях ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения правильно. Упр.4, стр. 134 Прочитайте и озоглавьте текст. Выпишите возвратные глаголы. Возрастные глаголы: обращаются, отозваться, улыбнуться, оглянуться, не зовутся, называются, не употребляется, прибавляется, получаются. Упр. 5,стр 135 Найдите в предложениях ошибки в употреблениях глаголов. Запишите предложения правильно. 1)Талгат подружился с Ансаром. 2) Алия встала рано утром, умылась, причесалась, оделась. 3) Санжар стал дожидаться другой остановки. 4) Ребята играли во дворе. Молодцы! Упр. 6,стр 136 1)Глагол по-казахски - Етістік. ВЕРНО 2) Зовут - глагол в неопределенной форме. НЕ ВЕРНО 3) Глаголы с суффиксом -ся/сь называются возвратными. ВЕРНО 4) Суффикс -ся/сь находится после окончания. ВЕРНО 5) Обрадоваться - возвратный глагол. ВЕРНО |