Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 4 классе на тему "Правописание сочетаний жи,ши" »
Разработка урока в 4классе на тему «Правописание слогов жи,ши»
Тема урока: Правописание жи, ши,
Рассказ «Наша квартира»
Цели урока: познакомить с правописанием жи, ши в словах, закрепить знания учащихся в распознаваний существительных мужского, среднего, женского родов; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Воспитательные цели: Формирование экологических знаний у учащихся; воспитание любви к природе, Родине, самому себе. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам засорению природы.
1. Карта маршрута с названиями местности, названиями растений, животных, рыб, рисунки.
2. Карточки со словами камыши, кувшинки, ужи, ерши, чижик, стрижи, жираф.
3. Плакат с высказыванием о природе.
4. Поделки из пластмассовых бутылок.
5. Маркеры, скотч и т. д.
6. Осенние листья со слогами жи, ши. Подготовительная работа
1. Дается домашнее задание; подготовить информацию о жирафе, камыше, чижике, ужах, кувшинках и т. д т.е рассказать что -нибудь интересное, начиная со слов:
«А знаете ли вы... » Подготовить учеников к роли врача, журналиста.
Из числа присутствующих на уроке учителей выбрать жюри, которые будут оценивать знания, ответы учеников. В роли ведущего - учитель.
2. На доске записана тема урока и цели урока.
Ход урока
Учитель: Уважаемые натуралисты, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, заочное, интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота в выполнении заданий Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить другого за ошибки. В поход мы возьмем дневники наблюдений
( тетради по русскому языку), маркеры. А также с нами пойдут врач
( ученик встает, представляется Меня зовут ------------ я работаю участковым врачом в СВА№ ). С нами будет журналист (ученик представляется. Я, ---------------, корреспондент газеты «Семипалатинские вести» ) А чтобы в пути сопутствовала удача, поход начнем с песни
И так, старт!
Ученики поют.
Если с другом вышел путь
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть
А с друзьями много
Что мне снег,
Что мне зной.
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной!
2.Один из учащихся: Ребята! Листопад! (собирают осенние листья)
Учитель: Это не просто листопад, это
листья со слогами жи, ши (прикрепляю на доску )
Учитель: Чем похожи эти слоги?
Правильно, буквой И.
Вывод: жи и ши пиши с буквой И. На протяжении всего пути помните об этом правиле
3. Поход продолжается . . Журналист: Ребята; что за растение на опушке?
Учитель: Я знаю. Это шиповник. А знаете ли вы,что шиповник..
Врач: «Ребята, мы переходим озеру, будьте осторожны, не пораньте руки».
Журналист: «Какие растения здесь растут?» (Ученики рассказывают о камыше, кувшинках, рассказывают о животном мире на озере, на доске соответственно рисункам прикрепляются слова: шиповник, камыши, кувшинки, ужи, ерши, чижик, груши.) Ребята, а кто знает про жирафа?
(появляется рисунок и карточка со словом).
Учитель: На пути нам встретились очень необычные растения и животные.
Сейчас, на привале выполните задание, запишите в дневники наблюдений название растений и животных, подчеркните жи. ши. (Дети записывают, устно составляют предложения с данными словами, вспоминают рассказы своих соклассников об этих растениях и животных).
5.Учитель: Сделай дело - гуляй смело.
Когда туристы снимаются с места отдыха нужно все оставить в первозданном виде -убрать мусор.
Задание: На доске слова записаны Дру. Лы. Ма. Ны.
Слу. Лу. Малы.
Дер. Ска. Эта.
(ученики собирают бумажные банки, листья, мусор, на которых изображены жи ши и приклеивают вместо точек соответственные слоги, читают слава, составляют предложения, врач «лечит» слова, в которых допущены ошибки).
Журналист. ( Показывает пластмассовую бутылку). Вы знаете, сколько лет может, пролежать эта бутылка в земле?
(Варианты ответов 25, 100, 50 лет).
Правильно, 100 лет. Их нельзя оставлять здесь. ( Объясняю какой вред наносит такой мусор природе).
Эти бутылки мы используем для поделок. (Дети тут же дарят присутствующим совочки для сыпучих продуктов, вазочки для цветов, изготовленные на уроке труда из пластмассовых бутылок).
Учитель: Когда - то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.
Ученик: Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри себя
( Е.Евтушенко).
(Учитель вместе с учащимися анализирует смысл стихотворения, делает вывод).
«Любить природу - значит любить Родину»
Продолжаем путь Перед нами бескрайняя казахстанская степь. А это жилище называется, юрта - кииз уй. (Ученики рассказывают о преимуществах войлочной юрты, об истории казахского быта)
Учитель: Чтобы войти в юрту необходимо выполнить задания, которые находятся в сундуке. (Извлекается конверт с заданиями –
повторение пройденной темы).
1. Какие части речи знаете?
Дуб, поход, слово, врач, Родина.
3. Придумать предложение с данными словами и записать три предложения
Примеры: Мы увидели красивую юрту.
Наша Родина - Казахстан.
Ученики четвертого класса ходили в поход.
4. Из буков слова Родина за 2 минуты составить другие слова (соревнуются, три ряда.)
Слова: один, Дина, ода, рот, одна, над, на, рад, народ.
(Ученик рассказывает стихотворения из учебника русского языка 4 класса с.25)
Родина.
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей
И шум ветвей,
И в лесу смородина
Это тоже Родина. ( М. Пляцковский).
7. Учитель: Молодцы, вы справились с заданиями, двери юрты распахиваются перед вами. А на столе лежит книга, (дети называют, что это учебник русского языка. ) Читают записку «Открывайте учебник на стр. 60».)
- Работа по заданиям учебника, и по разделу «Дом, где мы живем ».
- Работа по иллюстрации в учебнике. Учитель задает домашнее задание Упр.5
(загадки наизусть).
8. Учитель: Итак, наш поход завершился, мы возвращаемся . Что вы заметили в пути? Правильно. Чистый воздух, кругом чисто, растет трава, голубое озеро , на озере кувшинчики, в озере ерши. А что мы видим возле своего города? Верно. Мусор, навоз.
Кто это сделал? Как надо бороться с мусором, грязными улицами ? Какой вред приносит мусор здоровью людей?
Правильно. Где мусор там мухи, где мухи - там болезни
Учитель рассказывает об общественной организации «АРНА», которая уже как два года объявила войну злостным нарушителям чистоты , поощряет и награждает ценными подарками «За лучший двор», «За чистую улицу»
Дети высказывают свои предложения о поддержании чистоты в своих дворах Когда я встану, взрослым... ( дети придумывают фразу.)
9. Подведение итогов урока, награждение открытками за лучшие ответы, за выразительное чтение, за интересный рассказ (награждали члены жюри).