Разработка урока по литературе "Весенние воды" Ф.И. Тютчев (5 класс)
Разработка урока по литературе "Весенние воды" Ф.И. Тютчев (5 класс)
Материал подготовлен по программе 5 класса. Знакомство учащихся с творчеством поэта. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения. Развитие образного и логического мышления. Пополнение активной лексики учащихся. Воспитание любви к природе. Развитие коммуникативных навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Весенние воды" Ф.И. Тютчев (5 класс)»
Разработка урока по литературе 5 класс
Тема: Ф. И. Тютчев "Весенние воды"
Цели:1. Знакомство учащихся с творчеством поэта.
2. Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с приемом олицетворения.
3. Развитие образного и логического мышления.
4. Пополнение активной лексики учащихся.
5. Воспитание любви к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный мир русской поэзии.
А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ...
(Весна) Итак, пришла весна. В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?
(Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)
3. Сообщение темы и целей урока
Весну очень любят поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.
Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о Тютчеве.
4. Проверка домашнего задания
Проводится в форме блиц опроса:
• Полное имя поэта (Федор Иванович Тютчев)
• Годы жизни (1803-1873)
• Где родился поэт? (В Орловской губернии, в семье помещика.)
• Кем служил Тютчев? (Дипломатом. Долгое время он жил за границей.)
• Какова основная тема его лирики? (Русская природа.)
• А что мы называем лирикой? (Лирика – род художественной литературы, в котором события, мысли и чувства передаются в стихотворной форме.)
5. Первичное знакомство с произведением
Вы хорошо помните биографию поэта. И правильно указали, что большинство его стихов о природе. Тютчев умел необыкновенно тонко передать весеннее настроение. Умел наблюдать, описывать и подмечать красоту в любом, даже самом отдаленном уголке России.
А весна – самое любимое время года многих поэтов. Она дарит чувство радости, обновления, заставляет взволнованно биться наши сердца.
Послушайте стихотворение "Весенние воды"
Учитель читает стихотворение.
(Картина И. Левитана "Март")
6. Работа с текстом
А) Восприятие поэтического текста
Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное)
Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев, таяние снега)
Б) Словарная работа
• Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.
Брег - берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
• Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
• Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение, поэтому читать нужно весело, с задором)