Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы под ред. С.И. Львова (Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авт. сост. Львовой С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Рабочая программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 6-ом классе на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 210 часов. Из них на проведение уроков развития речи - 21 час, на уроки контроля знаний – 16 часов.
При изучении русского языка в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения: технология формирования
критического мышления; технология проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии; проектная технология; технологии личностно-ориентированного обучения, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Родной язык. Функциональные разновидности языка. Роль родного языка в жизни человека
Орфография как система правил правописания. Правописание корней. Правописание безударных гласных. Правописание корней с чередованием. Правописание букв ы - и в корнях после приставок. Правописание согласных в корне. Правописание приставок при- и пре-. Иноязычные приставки. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Буквы ё(е) – о после шипящих и ц. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания. Разграничение приставок и предлогов. Обучающее изложение «Берёза» и его анализ. Повторение раздела «Орфография».
Диктант с грамматическим заданием по разделу «Орфография» и его анализ.
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. Грамматическая основа двусоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Второстепенные члены предложения. Виды осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращение.
Вводные слова. Сравнительные обороты. Сложное предложение и его виды. Запятая в БСП. Запятая в ССП перед союзами и, а, но.
Запятая в CПП перед союзами и союзными словами. Предложения с прямой речью. Диалог. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного).
Текст и его признаки. Смысловые части текста. Микротема. Простой и сложный план текста. Связь предложений в тексте. Последовательная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений и абзацев. Смысловая связь предложений в тексте. Лексический повтор как средство связи предложений. Повествование как тип речи. Описание как тип речи. Обобщение изученного по теме «Текстоведение».
Морфология как раздел лингвистики. Именные части речи. Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Бессуффиксный способ образования существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. Правописание сложных существительных. Правописание пол- и полу-. Орфоэпические нормы употребления существительных. Грамматические нормы употребления существительных. Лексические нормы. Имя существительное в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте. Сравнение.
Морфологический разбор имени существительного. Обобщение изученного по теме «Существительное».
Имя прилагательное как часть речи. Основные способы образования имен прилагательных. Словообразовательные гнезда.
Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных прилагательных.
Слитное и раздельное написание приставки НЕ с сущ. и прилаг. Правильное употребление прилагательных. Орфоэпические и грамматические нормы. Лексические нормы. Имя прилагательное в словосочетании и предложении, в тексте. Морфологический разбор имени прилагательного. Обобщение и закрепление изученного в разделе «Имя прилагательное».
Глагол как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов.
Правописание суффиксов глаголов. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, лексические и грамматические нормы.
Глагол в словосочетании и предложении, в тексте. Морфологический разбор глагола.
Деепричастие как особая форма глагола. Морфологические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Роль деепричастия в словосочетании и предложении. Практикум. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Культура речи. Правильное употребление деепричастий.
Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки причастия. Роль причастия в художественном описании. Правописание безударных окончаний причастий. Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов причастий. Использование глагола и его особых форм в художественных текстах
Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание Н и НН в причастиях. Культура речи. Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении. Деепричастие и причастие в тексте.
Имя числительное как часть речи. Общее значение числительного и употребление в речи. Разряды имён числительных. Имена числительные количественные и порядковые. Написание Ь в количественных числительных. Правописание количественных и порядковых числительных. Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти. Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на – сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. Склонение числительных один, два, три, четыре. Склонение собирательных числительных. Склонение дробных числительных. Склонение составных количественных числительных. Склонение порядковых имён числительных. Образование падежных форм порядковых числительных. Культура речи. Правильное употребление имён числительных. Нормы произношения и изменения числительных. Нормы изменения числительных. Лексические нормы. Роль имени числительного в словосочетании и предложении. Роль имени числительного в деловом и научном стилях.
Местоимение как часть речи. Общее значение местоимений и употребление их в речи. Разряды местоимений. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Нахождение местоимений в тексте. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. Возвратное местоимение себя Общее значение притяжательных местоимений. Грамматические признаки притяжательных местоимений. Общее значение и грамматические признаки вопросительно – относительных местоимений. Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений. Использование неопределённых местоимений в речи.
Общее значение и грамматические признаки отрицательных местоимений. Правописание отрицательных местоимений. Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. Морфологический разбор местоимения. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Местоимения в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль местоимения. Местоимение в тексте.
Разделы лингвистики. Орфография (правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний). Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения. Пунктуация. Знаки препинания в СП, ПП и осложнённом. Морфология (имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол и его формы). Текстоведение. Основные признаки текста.
Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку образовательной системы «Школа России» (издательство «Мнемозина»):
С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык. 6 класс». Учебники в 3-х частях для 6-го класса.
И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.
С.И. Львова. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов
С.И. Львова. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся
С.И. Львова. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов
С.И. Львова. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5—9-х классах: пособие для учителя.
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2009.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 2008.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 2009.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 1 Введение. Родной язык. (3 ч) | Родной язык. Роль родного языка в жизни человека. Функциональные разновидности языка. | Чтение разных видов (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему. Пересказ в устной форме содержания прочитанного или прослушанного текста сжато или подробно. Отбор и систематизирование материала на определенную тему; поиск, анализ, преобразование информации, представление и передача ее с учетом заданных условий общения. Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формировать «стартовую» мотивацию к изучению нового материала. |
2. Познавательные | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. |
3. Регулятивные | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. |
4. Коммуникативные | Слушать и слышать друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
1 | Инструктаж по ТБ в кабинете русского языка. Родной язык. | 1 | Работа с текстом | 02.09 | |
2 | Функциональные разновидности языка. | 1 | Работа со схемой | 03.09 | |
3 | Роль родного языка в жизни человека. | 1 | Карточки | 03.09 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 2 Орфография. (17 ч.: 14 + 2 р\р, 1 к\р) | Орфография как система правил правописания. Правописание корней. Правописание букв ы - и в корнях после приставок. Правописание приставок при- и пре-. Иноязычные приставки. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Буквы ё(е) – о после шипящих и ц. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания. Разграничение приставок и предлогов. | 1. Фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. 2. Грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. 3. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических проблем. 4. Тренинг в написании слов с корнями -зар-//-зор-, -zap-//-гор-, -кас-// -кос- ; в написании букв ы и и в корнях после приставок; в написании приставок при- и пре- ; *в написании некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.); в написании суффиксов –к- и –ск- в именах прилагательных; употреблении букв ё (е) и о после шипящих и ц в разных морфемах; в слитных, раздельных и дефисных написаниях слов. 5.* Этимологический анализ при аргументации правописания слов. 6. Подробное изложение текста-повествования 7. Создание текста-описания (письменно), текста-рассуждения (устно). 8. Работа с учебным словарем эпитетов. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формирование навыков анализа и сопоставления. |
2. Познавательные | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Умеют заменять термины определениями. |
3. Регулятивные | Осознают качество и уровень усвоения, корректирую свою работу. |
4. Коммуникативные | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
4 | Орфография как система правил правописания. Правописание корней. | 1 | словарный диктант с дополнительным заданием | 04.09 | |
5 | Правописание безударных гласных. | 1 | тест «Правописание корней» КИМ; | 07.09 | |
6 | Правописание корней с чередованием. | 1 | проверка домашнего задания. | 08.09 | |
7 | Правописание букв ы - и в корнях после приставок. | 1 | проверка домашнего задания | 09.09 | |
8 | Правописание согласных в корне. | 1 | словарный диктант | 10.09 | |
9 | Правописание приставок при- и пре-. | 1 | проверка домашнего задания | 10.09 | |
10 | Иноязычные приставки. | 1 | тест «Правописание приставок» КИМ; | 11.09 | |
11 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | словарный. диктант | 14.09 | |
12 | Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | проверка домашнего задания | 15.09 | |
13 | Буквы ё(е) – о после шипящих и ц. | 1 | проверка домашнего задания. | 16.09 | |
14 | Употребление Ъ и Ь. | 1 | работа с карточкой | 17.09 | |
15 | Слитные, раздельные и дефисные написания. Разграничение приставок и предлогов. | 1 | корректировка текста | 17.09 | |
16 | Повторение раздела «Орфография». | 1 | графический диктант | 18.09 | |
17 | Входной диктант «Ночлег в лесу». | 1 | диктант | 21.09 | |
18 | Анализ диктанта. | 1 | | 22.09 | |
19 | РР. Обучающее изложение «Берёза». | 1 | изложение | 23.09 | |
20 | РР. Анализ изложения. | 1 | | 24.09 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 3 Синтаксис и пунктуация. (18 ч.: 16 + 1 р\р + 1 к\р) | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. Грамматическая основа двусоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Второстепенные члены предложения. Виды осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращение. Вводные слова. Сравнительные обороты. Сложное предложение и его виды. Запятая в БСП. Запятая в ССП перед союзами и, а, но. Запятая в CПП перед союзами и союзными словами. Предложения с прямой речью. Диалог. | Знать определение синтаксиса как раздела лингвистики, признаки единиц синтаксиса, определение словосочетания, выделять компоненты словосочетания, виды словосочетаний: именные и глагольные, единицу синтаксиса – предложение, его отличие от словосочетания что такое грамматическая основа предложения, основные типы грамматических основ, что такое второстепенные члены предложения, их виды, что такое словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию ВЧП, по количеству грамматических основ, осложнения простого предложения, определение однородных членов; правила постановки знаков препинания в простом предложении при ОЧП, правила постановки знаков препинания в простом предложении при обобщающих словах при ОЧП, определение обращения, определение вводных слов, их виды, определение и признаки сравнительного оборота, осложнения простого предложения, строение предложения с прямой речью, правила постановки знаков препинания в простом предложении при прямой речи, признаки сложного предложения, план синтаксического разбора сложного предложения, признаки сложного предложения, план синтаксического разбора сложного предложения. Уметь определять его единицы, отличать словосочетание от предложения, строить словосочетания по типичным моделям, описывать произведение живописи, используя художественные средства, производить синтаксический разбор предложений, распознавать ВЧ в предложении, определять вид предложения в зависимости от критерия, правильно ставить знаки препинания в предложении с ОЧП, строить предложения по схеме, строить собственные предложения с вводными словами, уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах, строить собственные предложения со сравнительным оборотом, правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте, правильно ставить знаки препинания в осложненном простом предложении, правильно ставить знаки препинания при прямой речи, использовать прямую речь в собственных высказываниях, находить прямую речь в текстах, создавать текст – повествование о каком-либо событии, производить синтаксический разбор сложного предложения. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. |
2. Познавательные | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе наблюдения над текстом. |
3. Регулятивные | Самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. |
4. Коммуникативные | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
21 | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | 1 | Составить план статьи | 24.09 | |
22 | Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. | 1 | Решение лингвистических задач с последующей взаимопроверкой | 25.09 | |
23 | Грамматическая основа двусоставного предложения. | 1 | Конструирование предложений | 28.09 | |
24 | Предложения односоставные и двусоставные. | 1 | Решение лингвистических задач с последующей взаимопроверкой | 29.09 | |
25 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Контроль и самоконтроль основных понятий | 30.09 | |
26 | Р.Р. Изложение «Заячьи лапы» . | 1 | Изложение | 01.10 | |
27 | Анализ изложения. Виды осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. | 1 | Решение лингвистических задач с последующей взаимопроверкой | 01.10 | |
28 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом. | 02.10 | |
29 | Обращение. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом. | 05.10 | |
30 | Вводные слова. | 1 | Индивидуальная работа с дидактическим материалом. | 06.10 | |
31 | Сравнительные обороты. | 1 | Контроль и самоконтроль основных понятий | 07.10 | |
32 | Сложное предложение и его виды. Запятая в БСП. | 1 | Контроль и самоконтроль основных понятий | 13.10 | |
33 | Запятая в ССП перед союзами и, а, но. | 1 | Контроль и самоконтроль основных понятий | 14.10 | |
34 | Запятая в CПП перед союзами и союзными словами. | 1 | Работа со схемами | 15.10 | |
35 | Предложения с прямой речью. Диалог. | 1 | Индивидуальная работа с дидактическим материалом. | 15.10 | |
36 | Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом. | 16.10 | |
37 | Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Тестирование | 19.10 | |
38 | Анализ контрольного теста. | 1 | Индивидуальная работа с дидактическим материалом. | 20.10 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 4 Текстоведение. (13 ч.: 10 + 2 р\р + 1к\р) | Текст и его признаки. Смысловые части текста. Микротема. Простой и сложный план текста. Связь предложений в тексте: последовательная, параллельная, смысловая. Лексический повтор как средство связи предложений. Повествование как тип речи. Описание как тип речи. | Знать определение текстоведения как раздела лингвистики, знать определение признаки текста, что такое тема и основная мысль текста, строение текста, находить все части текста, определять развитие темы, совершенствовать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте, типы речи и их признаки, признаки повествования как типа речи, признаки описания как типа речи, признаки рассуждения как типа речи виды текстов, правило его составления, назначения. Совершенствовать умение составлять тезисный план. Уметь определять связь темы и заголовка, определять тему и основную мысль текста, опознавать и создавать тексты-повествования, опознавать и создавать тексты-описания, дифференцировать тексты-описание (природы, интерьера, человека и т.д., опознавать и создавать тексты-описания, дифференцировать тексты-описание (природы, интерьера, человека и т.д, выделять в тексте микротемы, абзацы, определение связь между микротемой и абзацем, пунктуационно оформлять тезисный план, составлять планы разного вида по тексту, восстанавливать текст по предложенному плану, пересказывать текст с использованием тезисного плана по художественному тексту. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритм выполнения задачи. |
2. Познавательные | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; подведение под понятие, выведение следствий. |
3. Регулятивные | Коррекция; оценка; саморегуляция. |
4. Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
39 | Текст и его признаки. Смысловые части текста. Микротема. | 1 | Работа с текстом | 21.10 | |
40 | Простой и сложный план текста. | 1 | Работа со схемой | 22.10 | |
41 | Связь предложений в тексте. Последовательная связь предложений в тексте. | 1 | Карточки | 22.10 | |
42 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Конструирование предложений | 23.10 | |
43 | Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений и абзацев. | 1 | Работа со схемой | 26.10 | |
44 | Смысловая связь предложений в тексте. | 1 | Цифровой диктант | 27.10 | |
45 | Лексический повтор как средство связи предложений. | 1 | Тестирование | 28.10 | |
46 | Повествование как тип речи. | 1 | Работа с текстом | 29.10 | |
47 | Описание как тип речи. | 1 | Деформированный текст | 29.10 | |
48-49 | РР. Подготовка к сочинению. РР. Сочинение-описание картины В. Серова «Девочка с персиками». | 2 | Сочинение | 30.10 02.11 | |
50 | Обобщение изученного по теме «Текстоведение». | 1 | Работа в парах | 03.11 | |
51 | Практикум. Анализ текста. | 1 | Анализ текста | 05.11 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 5 Морфология. Имя существительное. (19 ч.: 16+ 2р\р+1к\р) | Морфология как раздел лингвистики. Именные части речи. Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Бессуффиксный способ образования существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. Правописание сложных существительных. Правописание пол- и полу-. Орфоэпические нормы употребления существительных. Грамматические нормы употребления существительных. Лексические нормы. Имя существительное в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте. Сравнение. | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного, способы образования существительных, правило написания суффиксов ЧИК-ЩИК в именах существительных правило написание НЕ с именами существительными, правило написание суффикс –ИК --ЕК в именах существительных, понятие «одушевлённые и неодушевлённые существительные»; грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных, некоторые суффиксы, образующие одушевлённые и неодушевлённые существительные, смысловые различия нарицательных и собственных существительных, типы склонения существительных, способ их определения. Понимать особенности склонения разносклоняемых и неизменяемых существительных, типы склонения существительных, способ их определения; 3 рода имён существительных, принцип деления слов по родам, знать особенности существительных общего рода. Знать и уметь определять синтаксическую роль имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных. Уметь выделять разделы грамматики: морфологию и синтаксис, находить существительные в речи; правильно указывать морфологические признаки имён существительных, образовывать новые слова- существительные; определять способ образования слов, правильно писать слова с НЕ, выделять данные суффиксы в словах, правильно писать такие слова, выделять данные суффиксы в словах, выделять суффиксы, образующие одушевлённые и неодушевлённые существительные, выделять суффиксы, образующие имена собственные и нарицательные, уметь правильно употреблять прописную букву при написании собственных существительных; правильно записывать адреса на почтовых отправлениях, определять тип склонения существительного; правильно писать безударные окончания – Е и И, находить в тексте; правильно произносить несклоняемые существительные, правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, определять род имен существительных и тип склонения по суффиксу и окончанию, определять число существительного, находить существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, выполнять морфологический разбор имени существительного, грамотно употреблять имена существительные в речи, производить морфологический разбор существительных, находить их в тексте, правильно писать имена существительные. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритм выполнения задачи. |
2. Познавательные | Анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; знаково-символические действия. |
3. Регулятивные | Планирование, прогнозирование. |
4. Коммуникативные | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
52 | Морфология как раздел лингвистики. Именные части речи. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | 05.11 | |
53 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи. | 06.11 | |
54 | Словообразование имен существительных. | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | 09.11 | |
55 | Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | 10.11 | |
56 | Бессуффиксный способ образования существительных. | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | 11.11 | |
57 | Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. | 1 | Работа со словарем | 12.11 | |
58 | Правописание сложных существительных. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | 12.11 | |
59 | Правописание пол- и полу-. | 1 | Работа со словарем | 13.11 | |
60 | Орфоэпические нормы употребления существительных. | 1 | Учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи. | 14.11 | |
61 | Грамматические нормы употребления существительных. | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | 16.11 | |
62 | Лексические нормы. | 1 | Цифровой диктант | 17.11 | |
63 | Имя существительное в словосочетании и предложении. | 1 | Работа со схемами | 23.11 | |
64 | Имя существительное в тексте. Сравнение. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | 24.11 | |
65 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Морфологический разбор | 25.11 | |
66 | Обобщение изученного по теме «Существительное». | 1 | Работа в парах | 26.11 | |
67 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | Диктант | 26.11 | |
68 | Анализ диктанта. | 1 | Работа над ошибками | 27.11 | |
69 | РР Подготовка к изложению. | 1 | | 30.11 | |
70 | РР Изложение «Осина». | 1 | Изложение | 01.12 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 6 Морфология. Имя прилагательное. (18 ч.: 14+2р\р+2к\р) | Имя прилагательное как часть речи . Основные способы образования имен прилагательных. Словообразовательные гнезда Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных Тест «Н и НН в прилагательных». Правописание сложных прилагательных. Слитное и раздельное написание приставки НЕ с сущ. и прилаг. Правильное употребление прилагательных. Орфоэпические и грамматические нормы. Правильное употребление прилагательных. Лексические нормы. Имя прилагательное в словосочетании и предложении. Имя прилагательное в тексте. | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного, способы образования имён прилагательных, разряды прилагательных, принцип их деления на разряды, семантические и грамматические особенности качественных прилагательных, типичные суффиксы у качественных прилагательных, семантические и грамматические особенности относительных прилагательных, типичные суффиксы у относительных прилагательных, семантические и грамматические особенности притяжательных прилагательных, типичные суффиксы у притяжательных прилагательных, семантические и грамматические особенности прилагательных в краткой и полной форме, их синтаксическую роль. Особенности склонения притяжательных имен прилагательных. Уметь находить прилагательное в речи; распознавать имя прилагательное на основе общего значения, морфологических признаков, определять разряды имён прилагательных, опознавать качественные прилагательные, выделять суффиксы у качественных прилагательных, опознавать относительные прилагательные; выделять суффиксы у относительных прилагательных, опознавать притяжательные прилагательные; выделять суффиксы у притяжательных прилагательных; уметь распознавать разряд прилагательных, употреблённых в прямом и переносном значении, семантические и грамматические особенности прилагательных в сравнительной и превосходной степенях, способ образования сравнительной и превосходной степени прилагательных, определять разряд прилагательного на основе их семантико-грамматического анализа, правильно образовывать, писать прилагательные в сравнительной и превосходной степени; правильно употреблять их в речи, опознавать их в тексте; правильно употреблять их в речи; определять их синтаксическую роль. Создавать тексты-описания по картине, используя художественные средства; грамотно употреблять имена прилагательные в речи при написании сочинения. Правильно согласовывать притяжательные прилагательные с существительными и подбирать обоснование для правописания падежных окончаний притяжательных прилагательных. производить морфологический разбор имени прилагательного, грамотно писать и употреблять имена прилагательные в речи, в том числе и при выполнении контрольной работы. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритм выполнения задачи. |
2. Познавательные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3. Регулятивные | Коррекция; оценка; саморегуляция. |
4. Коммуникативные | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
71 | Имя прилагательное как часть речи . | 1 | Работа с таблицей | | 02.12 | |
72 | Основные способы образования имен прилагательных. | 1 | Составление схем | | 03.12 | |
73 | Словообразовательные гнезда. | 1 | Работа со словарем | | 03.12 | |
74 | Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 04.12 | |
75 | Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. | 1 | Цифровой диктант | | 07.12 | |
76 | Тест «Н и НН в прилагательных». | 1 | Тест | | 08.12 | |
77 | Правописание сложных прилагательных. | 1 | Распределительный диктант | | 09.12 | |
78 | Слитное и раздельное написание приставки НЕ с сущ. и прилаг. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 10.12 | |
79 | Правильное употребление прилагательных. Орфоэпические и грамматические нормы. | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | | 10.12 | |
80 | Правильное употребление прилагательных. Лексические нормы. | 1 | Учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи. | | 11.12 | |
81 | Имя прилагательное в словосочетании и предложении. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 14.12 | |
82 | Имя прилагательное в тексте. | 1 | Работа с деформированным текстом | | 15.12 | |
83 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Морфологический разбор | | 16.12 | |
84 | Обобщение и закрепление изученного в разделе «Имя прилагательное». | 1 | Работа в парах | | 17.12 | |
85 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | Тест | | 17.12 | |
86 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | 18.12 | |
87 | РР. Подготовка к сочинению. | 1 | | | 21.12 | |
88 | РР. Написание сочинения по картине Н.А. Пластова «Саня Маликов». | 1 | Сочинение | | 22.12 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 7 Морфология. Глагол. (12 ч.:10 + 1р\р+ 1к\р ) | Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола (наклонение). Непостоянные признаки глагола (спряжение) Словообразование глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, лексические и грамматические нормы. Глагол в словосочетании и предложении. Глагол в тексте. Соблюдение единства видовременных форм. Глагол в тексте. Употребление глаголов настоящего и будущего времени . | Знать: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; грамматическое значение инфинитива. способы образования глаголов. категорию вида глагола, признаки глаголов совершенного и несовершенного вида; роль приставки в образовании глаголов несовершенного вида. Основы построения тезисного плана текста. Особенности правописания суффиксов ИВА (ЫВА) и ОВА(ЕВА. Семантико-синтаксические различия переходных и непереходных глаголов. Структурные различия возвратных и невозвратных глаголов, их семантико-синтаксические различия. Особенности спряжения глаголов, способ определения спряжения. Смысловые различия в наклонениях глаголов, виды наклонений, значение, способы образования изменения глаголов условного наклонения, значение, способы образования изменения глаголов повелительного наклонения. Морфологические признаки глаголов изъявительного наклонения; особенности употребления глаголов совершенного и несовершенного вида в изъявительном наклонении. особенности изменения глаголов в прошедшем времени, правило написания гласной перед –Л, особенности изменения глаголов в настоящем и будущем времени. Особенности употребления, синтаксическую роль безличных глаголов. Порядок морфологического разбора глаголов. Правило написания корней с чередующимися гласными (бир-бер, пир-пер, мер-мир, дер-дир. Уметь: распознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний; находить глагол в речи; определять начальную форму глагола. различать однокоренные глаголы, образованные приставочным способом, употреблять их в речи; образовывать новые слова- глаголы с помощью приставки; определять способ образования слов, образовывать глаголы разных видов, определять вид глагола, понимать смысловые оттенки в значении глаголов разных видов. Пересказывать текст с использованием тезисного плана; полно и точно выражать свои мысли. Образовывать глаголы несовершенного вида с помощью ЫВА(ИВА), ОВА(ЕВА) и строить обоснование выбора написания этих суффиксов. находить разноспрягаемые глаголы; строить логическую цепь рассуждений. правильно писать такие глаголы; строить логическую цепь рассуждений, определять наклонение глагола; строить логическую цепь рассуждений, использовать глаголы в условном наклонении в речи, использовать глаголы повелительного наклонения в речи, грамотно писать окончание глаголов; выбирать способ объяснения их правильного написания. употреблять глаголы несовершенного вида в форме трёх времён, глаголов совершенного вида в форме двух времён. Изменять форму глагола; подбирать основания для выбора гласной перед – Л. Распознавать безличные глаголы. Производить морфологический разбор глаголов. Правильно писать данные корни в словах; подбирать основания для выбора гласной в корне. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. |
2. Познавательные | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3. Регулятивные | Определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
4. Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
89 | Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 23.12 | |
90 | Непостоянные морфологические признаки глагола (наклонение). | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 24.12 | |
91 | Непостоянные признаки глагола (спряжение. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 24.12 | |
92 | Словообразование глаголов. | 1 | Работа со словарем | | 25.12 | |
93 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Составление алгоритма | | 28.12 | |
94 | Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, лексические и грамматические нормы. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 29.12 | |
95 | Глагол в словосочетании и предложении. | 1 | Конструирование предложений | | 30.12 | |
96 | Глагол в тексте. Соблюдение единства видовременных форм. | 1 | Учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи. | | 31.12 | |
97 | Глагол в тексте. Употребление глаголов настоящего и будущего времени . | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | | 31.12 | |
98 | Морфологический разбор глагола | | Морфологический разбор | | 11.01 | |
99 | РР. Работа с деформированным текстом. | 1 | Работа с текстом | | 12.01 | |
100 | Тест с самопроверкой по теме «Глагол». | 1 | Тестирование | | 13.01 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 8 Морфология. Деепричастие. (10 ч.: 8+2к\р) | Деепричастие как особая форма глагола Морфологические признаки деепричастия Деепричастный оборот. Роль деепричастия в словосочетании и предложении. Практикум. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного вида Правописание НЕ с деепричастиями. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. | 1.Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи. 2. Определение у деепричастий признаков глагола и наречия. 3. Морфологический разбор деепричастия. 4. Выразительное чтение предложений с обособленными членами, выраженными деепричастными оборотами. 5. Распознавание словосочетаний типа «глаг.+ дееприч.», «дееприч.+сущ.», «дееприч.+нареч.». 6. Тренинг в образовании деепричастий. 7. Тренинг в пунктуационном оформлении предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями или деепричастными оборотами. 6. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
2. Познавательные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3. Регулятивные | Применять методы информационного поиска. |
4. Коммуникативные | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
101 | Деепричастие как особая форма глагола. | 1 | Теория | | 14.01 | |
102 | Морфологические признаки деепричастия. | 1 | Нахождение деепричастий в предложении | | 14.01 | |
103 | Деепричастный оборот. Роль деепричастия в словосочетании и предложении. | 1 | Работа со схемами Конструирование предложений | | 15.01 | |
104 | Практикум. Деепричастный оборот. | 1 | Практикум | | 18.01 | |
105 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 1 | Работа с таблицей | | 19.01 | |
106 | Правописание НЕ с деепричастиями. | 1 | Работа с деформированным текстом | | 20.01 | |
107 | Культура речи. Правильное употребление деепричастий. | 1 | Работа с текстом | | 21.01 | |
108 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Морфологический разбор | | 21.01 | |
109 | Тест по теме «Деепричастие». | 1 | Тестирование | | 22.01 | |
110 | Анализ теста. | 1 | | | 25.01 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 9 Морфология. Причастие. (29ч.: 23+4р\р+2к\р) | Причастие как особая форма глагола Морфологические признаки причастия Роль причастия в художественном описании Правописание безударных окончаний причастий Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий Практикум. Причастие в тексте. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении Действительные и страдательные причастия Образование действительных и страдательных причастий Образование действительных и страдательных причастий Правописание суффиксов причастий Использование глагола и его особых форм в художественных текстах Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание Н и НН в причастиях Культура речи. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении. Деепричастие и причастие в тексте. | 1.Распознавание причастий. 2. Определение признаков глагола и прилагательного у причастий. 3. Выразительное чтение предложений с обособленными членами, выраженными причастными оборотами 4. Аргументированный выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. 5. Морфологический разбор причастия. 6. Тренинг в образовании причастий. 7. Аргументированное различение причастных и деепричастных оборотов. 8. Синонимическая замена причастия оборотом который + глагол . 9. Построение предложений с причастными оборотами. 10. Построение словосочетаний с причастиями в роли главного и зависимого слова. 11. Аргументированный выбор однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. 12. Тренинг в пунктуационном оформлении предложений с определениями и ообстоятельствами, выраженными причастными оборотами, деепричастиями или деепричастными оборотами. 13. Тренинг в произношении полных и кратких страдательных причастий. 14. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастными и деепричастными оборотами 14. Наблюдение за использованием причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. *Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий. 15.*Анализ примеров перехода причастий в прилагательные. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
2. Познавательные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3. Регулятивные | Применять методы информационного поиска. |
4. Коммуникативные | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
111 | Причастие как особая форма глагола. | 1 | Теория | | 26.01 | |
112 | Морфологические признаки причастия. | 1 | Групповое проектирование домашнего задания | | 27.01 | |
113 | Роль причастия в художественном описании. | 1 | Работа с худож.текстом | | 28.01 | |
114 | Правописание безударных окончаний причастий. | 1 | Сравнительный анализ | | 28.01 | |
115 | Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий. | 1 | Работа с дидактическим материалом | | 29.01 | |
116 | Практикум. Причастие в тексте. | 1 | Практикум | | 01.02 | |
117 | Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | 1 | Теория Работа со схемой Конструирование предложений | | 02.02 | |
118 | Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | 1 | | 03.02 | |
119 | Понятие об обособлении. | 1 | | 04.02 | |
120 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Работа со схемой Составление алгоритма Работа в парах | | 04.02 | |
121 | Образование действительных и страдательных причастий. | 1 | | 05.02 | |
122 | Образование действительных и страдательных причастий. | 1 | | 08.02 | |
123 | Правописание суффиксов причастий. | 1 | Работа с учебником | | 09.02 | |
124 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Морфологический разбор | | 10.02 | |
125 | Использование глагола и его особых форм в художественных текстах. | 1 | Работа с худож. текстом | | 11.02 | |
126 | Полные и краткие формы страдательных причастий. | 1 | Составление таблицы | | 11.02 | |
127 | Правописание Н и НН в причастиях. | 1 | Работа в парах | | 12.02 | |
128 | Орфографический диктант с самопроверкой «Правописание Н и НН в причастиях». | 1 | Орфографический диктант | | 15.02 | |
129 130 | РР Написание сочинения по картине А. К.Саврасова « Грачи прилетели». РР. Анализ ошибок сочинения. | 2 | Сочинение | | 16.02 17.02 | |
131 132 | Культура речи. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. | 2 | Работа с деформированным текстом | | 18.02 18.02 | |
133 | Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении. | 1 | Словосочетания и предложения | | 24.02 | |
134 | Деепричастие и причастие в тексте. | 1 | Текст | | 25.02 | |
135 | Повторение и обобщение по теме «Деепричастие и причастие». | 1 | Работа с дидактическим материалом | | 25.02 | |
136 | Контрольный диктант по теме « Причастие и деепричастие». | 1 | Диктант | | 26.02 | |
137 | Анализ ошибок диктанта. | 1 | | | 27.02 | |
138 139 | РР Подготовка к изложению. РР Сжатое изложение «За спасение больных». | 2 | Изложение | | 29.02 01.03 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 10 Морфология. Имя числительное. (23ч.: 19+2р\р+2к\р) | Имя числительное как часть речи. Общее значение числительного и употребление в речи. Разряды имён числительных. Имена числительные количественные и порядковые Написание Ь в количественных числительных Правописание количественных и порядковых числительных Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на – сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. Склонение числительных один, два, три, четыре Склонение собирательных числительных Склонение дробных числительных. Склонение составных количественных числительных Склонение порядковых имён числительных. Образование падежных форм порядковых числительных Культура речи. Правильное употребление имён числительных. Нормы произношения и изменения числительных Нормы изменения числительных. Лексические нормы. Роль имени числительного в словосочетании и предложении. Роль имени числительного в деловом и научном стилях | 1. Распознавание имен числительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли. 2. Склонение количественных и порядковых числительных. 3. Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетние ). 4. Морфологический разбор имени числительного. 5. Тренинг в построении словосочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п. 6. Тренинг в различении словосочетаний типа «поряд. числ.+сущ.», «кол. числ.+ сущ». 7. Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов. 8. Наблюдение за употреблением имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках. 9. Анализ способов выражения приблизительного количества (лет восемь). |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. |
2. Познавательные | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3. Регулятивные | Определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
4. Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
140 | Анализ изложения. Имя числительное как часть речи. Общее значение числительного и употребление в речи. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 02.03 | |
141 142 | Разряды имён числительных. Имена числительные количественные и порядковые. | 2 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 03.03 03.03 | |
143 | Написание Ь в количественных числительных. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 04.03 | |
144 | Правописание количественных и порядковых числительных. | 1 | Работа со словарем | | 05.03 | |
145 | Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти. | 1 | Составление алгоритма | | 09.03 | |
146 | Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на – сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 10.03 | |
147 | Склонение числительных один, два, три, четыре. | 1 | Конструирование предложений | | 10.03 | |
148 | Склонение собирательных числительных. | 1 | Учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи. | | 11.03 | |
149 | Склонение дробных числительных. | 1 | Самостоятельная работа с портфолио | | 14.03 | |
150 | Склонение составных количественных числительных. | 1 | Работа с текстом | | 15.03 | |
151 | Склонение порядковых имён числительных. Образование падежных форм порядковых числительных. | 1 | Тестирование | | 16.03 | |
152 | Орфографический диктант с самопроверкой «Правописание числительного». | 1 | Орфографический диктант | | 17.03 | |
153 | Культура речи. Правильное употребление имён числительных. Нормы произношения и изменения числительных. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 17.03 | |
154 | Нормы изменения числительных. Лексические нормы. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 18.03 | |
155 | Морфологический разбор числительного. | 1 | Морфол. разбор | | 21.03 | |
156 157 | РР Сочинение – миниатюра с употреблением числительных. РР Анализ сочинения. | 2 | Сочинение | | 22.03 23.03 | |
158 159 | Роль имени числительного в словосочетании и предложении. Роль имени числительного в деловом и научном стилях. | 2 | Работа со словарем | | 24.03 24.03 | |
160 | Обобщение по теме «Имя числительное». | 1 | Составление алгоритма | | 25.03 | |
161 162 | Контрольный тест по теме « Имя числительное». Анализ теста. | 2 | Тестирование | | 28.03 29.03 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 11 Морфология. Местоимение. (25ч.: 21+ 2р\р+2к\р) | Местоимение как часть речи. Общее значение местоимений и употребление их в речи. Разряды местоимений. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Нахождение местоимений в тексте. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. Возвратное местоимение себя Общее значение притяжательных местоимений. Грамматические признаки притяжательных местоимений. Общее значение и грамматические признаки вопросительно – относительных местоимений. Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений. Использование неопределённых местоимений в речи. Общее значение и грамматические признаки отрицательных местоимений. Правописание отрицательных местоимений. Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. Морфологический разбор местоимения Культура речи. Правильное употребление местоимений. Местоимения в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль местоимения Местоимение в тексте. | 1. Наблюдение за использованием в речи местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. 2. Распознавание, местоимений разных разрядов. 3. Тренинг в правописании местоимений (дефисное написание морфем -то, -либо, -нибудь и кое- в составе местоимений, различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях). 3. Морфологический разбор местоимения. 4. Тренинг в правильном употреблении местоимений 3-го лица. 5. Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности). 6. Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. 7. Тренинг в употреблении вопросительных местоимений в вопросительных предложениях. 8. *Анализ сложноподчиненных предложений, в которых придаточная часть присоединяется к главной с помощью относительных местоимений (союзных слов). 9. Синонимическая замена местоимений разных разрядов. 10. Тренинг в использовании местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. |
2. Познавательные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. Регулятивные | Целеполагание, планирование. |
4. Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
163 | Местоимение как часть речи. Общее значение местоимений и употребление их в речи. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 30.03 | |
164 | Разряды местоимений. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 31.03 | |
165 | Нахождение местоимений в тексте. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 31.03 | |
166 167 | Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. | 2 | Работа со словарем | | 01.04 04.04 | |
168 | Возвратное местоимение себя. | 1 | Составление алгоритма | | 05.04 | |
169 | Общее значение притяжательных местоимений. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 11.04 | |
170 | Грамматические признаки притяжательных местоимений. | 1 | Конструирование предложений | | 12.04 | |
171 | Общее значение и грамматические признаки вопросительно – относительных местоимений. | 1 | Учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи. | | 13.04 | |
172 173 | Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений. Использование неопределённых местоимений в речи. | 2 | Самостоятельная работа с портфолио | | 14.04 14.04 | |
174 175 | Общее значение и грамматические признаки отрицательных местоимений. Правописание отрицательных местоимений. | 2 | Работа с текстом | | 15.04 18.04 | |
176 | Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений. | 1 | Тестирование | | 19.04 | |
177 | Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. | 1 | Орфографический диктант | | 20.04 | |
178 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 21.04 | |
179 | Культура речи. Правильное употребление местоимений. | 1 | Работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом | | 21.04 | |
180 | Местоимения в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль местоимения. | 1 | Работа со словарем | | 22.04 | |
181 | Местоимение в тексте. | 1 | Составление алгоритма | | 25.04 | |
182 | Орфографический диктант с самопроверкой «Правописание местоимений». | 1 | Диктант | | 26.04 | |
183 184 | РР Комплексный анализ текста. РР Анализ ошибок работы. | 2 | Анализ текста | | 27.04 28.04 | |
185 | Повторение и обобщение по теме «Местоимение». | 1 | Работа в парах | | 28.04 | |
186 187 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ диктанта. | 2 | Диктант | | 29.04 03.05 | |
Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Тема 12 Повторение изученного в 6 классе. (23ч.: 19+3р\р+1к\р) | Разделы лингвистики. Орфография. Правописание приставок. Орфография. Правописание корней. Орфография. Правописание суффиксов и окончаний. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксис. Простое предложение. Синтаксис. Сложное предложение. Пунктуация. Знаки препинания в ПП и осложнённом. Пунктуация. Знаки препинания в СП. Морфология. Имя существительное. Морфология. Имя прилагательное. Морфология. Глагол. Деепричастие. Морфология. Глагол. Причастие. Морфология. Имя числительное. Морфология. Местоимение. Текстоведение. Основные признаки текста. | Знать основные сведения о языке; роль русского языка как национального языка; смысл понятий: письменная и устная речь, монолог, диалог, речевая ситуация; основные признаки стилей речи; признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные единицы языка и их признаки; основные нормы русского литературного языка. Уметь различать стили речи, определять основные признаки текста, типы речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, проводить различные виды их анализа; определять и характеризовать звуки речи, пользоваться алфавитом, разбирать слова фонетически; правильно произносить звуки и их сочетания в речи, владеть терминологией; опознавать и использовать звукопись, логическое ударение, разбирать слова орфоэпически, пользоваться орфоэпическим словарём; толковать лексическое значение слов, знать синонимы, омонимы, антонимы, лексику ограниченного употребления, опознавать средства художественной выразительности, пользоваться толковым словарём; выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова, подбирать однокоренные слова, определять части речи по типичным суффиксам, пользоваться словарём морфемного строения слов; квалифицировать слово как часть речи , определять грамматические признаки частей речи, образовывать формы частей речи, разбирать слово морфологически; Выделять словосочетание и предложение в соответствии с изученными признаками; разбирать простое предложение синтаксически; Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их и правильно писать слова с изученными орфограммами, пользоваться орфографическим словарём, находить в предложении места для правильной постановки знаков препинания; составлять простой план текста, подробно и сжато излагать тексты, писать сочинения, совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста, осознавать роль родного языка в развитии речевой культуры, удовлетворять коммуникативные потребности в ситуациях общения, увеличение словарного запаса, развитие способности к самооценке; получение знаний по другим предметам. |
УУД (универсальные учебные действия) | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Личностные | Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. |
2. Познавательные | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3. Регулятивные | Определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. |
4. Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | | Дата проведения |
план | факт |
188 | Разделы лингвистики. | 1 | Групповая работа по алгоритму выполнения лингвистической задачи | | 04.05 | |
189 | Орфография. Правописание приставок. | 1 | Групповая работа по алгоритму выполнения лингвистической задачи | | 05.05 | |
190 | Орфография. Правописание корней. | 1 | | 05.05 | |
191 | Орфография. Правописание суффиксов и окончаний. | 1 | | 06.05 | |
192 | Синтаксис. Словосочетание. | 1 | Работа со схемами Работа по коструированию предложений Работа в парах, группах | | 10.05 | |
193 | Синтаксис. Простое предложение. | 1 | | 11.05 | |
194 | Синтаксис. Сложное предложение. | 1 | | 12.05 | |
195 | Пунктуация. Знаки препинания в ПП и осложнённом. | 1 | | 12.05 | |
196 | Пунктуация. Знаки препинания в СП. | 1 | | 13.05 | |
197 | Морфология. Имя существительное. | 1 | Морфологический разбор Работа с таблицей Сигнальные карточки | | 16.05 | |
198 | Морфология. Имя прилагательное. | 1 | | 17.05 | |
199 | Морфология. Глагол. Деепричастие. | 1 | | 18.05 | |
200 | Морфология. Глагол. Причастие. | 1 | | 19.05 | |
201 | Морфология. Имя числительное. | 1 | | 19.05 | |
202 | Морфология. Местоимение. | 1 | | 20.05 | |
203 | Итоговый диктант с языковым анализом текста «У опушки». | 1 | Объяснение орфограмм | | 23.05 | |
204 | Анализ итогового диктанта. | 1 | Объяснение орфограмм; | | 24.05 | |
205 | Текстоведение. | 1 | Коллективное проектирование выполнения домашнего задания | | 25.05 | |
206 | Основные признаки текста. | 1 | Групповая работа с текстом | | 26.05 | |
207 | РР. Типы речи. | 1 | Составление лингвистической сказки | | 26.05 | |
208 | РР Сочинение «Вот и прожит школьный год…». | 1 | Написание сочинения | | 27.05 | |
209 | РР Анализ сочинения. | 1 | Коллективное обсуждение | | 30.05 | |
210 | Урок-игра «Знай и люби русский язык». | 1 | Работа в группах | | 31.05 | |