Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ: примерной программы по предмету «Русский язык», а также авторской программы «Русский язык» С.И.Иванова, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умение учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Исходя из требований стандарта (федеральный, региональный компоненты) при изучении учебного курса «Русский язык» в 3 классе ставятся следующие задачи:
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, обучающие изложения.
Примерное количество слов для словарных диктантов в 3 классе составляет 10-15 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 49-55 слов, во втором 57-66 слов.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
№п/п Содержательная линия | Учебный материал | К-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты |
УУД | Предметные |
«Как устроен наш язык»: Фонетика Состав слова Синтаксис Морфология | Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу. Предложение. Главные члены предложения: под- лежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятель- ство. Однородные члены предложения. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение, род, число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Местоимения. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. | 62 ч: 3 ч 4 ч 18 ч 37 ч | Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и пись- менной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Л: освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации) к учению. Р: учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых Л: воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках) К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформиро- ваны на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;различать особенности диалогической и монологической речи; | Различать понятия: звук и буква , гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. - зв Называть, приводить примеры: звуков: - гласных, согласных (мягких, твёрдых ); кратко характеризовать: - качественные признаки звуков; - у написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных. Решать учебные и практические задачи: - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова; формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, - развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слитного написания приставок, - развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов.
Учиться: различать предложение, словосочетание, слово; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Учиться: определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж. Получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных по предложенному в учебнике по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора. |
Правописание | Повторение правил правописания, изученных во 2-ом классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах. | 53 ч | Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Р: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада- ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. К: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого | Получит возможность научиться: соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); Применять правила правописания: падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен сущ –онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков препинания при однородных членах предложения. |
Развитие речи | Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. | 30 ч | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий. П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации. К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания. | Научится: подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста; Получит возможность научиться: исправлять деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей); составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. |
Резервные уроки | Закрепление пройденного; повторение пройденного; проверочные и контрольные работы. | 25 ч | | |
ИТОГО | | 170 ч | | |
Наименование раздела | № п/п | Тема урока | | Кол-во часов | Дата |
план | факт. |
Фонетика. Как устроен наш язык Правописание Развитие речи | 1. | Повторяем фонетику. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. высказываться в устной форме о звуковых моделях слов; анализировать; Владеть способами совместной деятельности в паре, группе; Понимать звуко-буквенные соотношения. Узнавать и называть все буквы русского языка;
Различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы; буквенного обозначения мягких и твердых звуков; читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение. | 1 | | |
2. | Вспоминаем правила написания большой буквы. | 1 | | |
3. | Фонетический разбор слова. | 1 | | |
4. | Вспоминаем правила переноса слов. | 1 | | |
5. | Повторяем: текст, его признаки и типы. | 1 | | |
6. 7. | Фонетический разбор слова.
Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. | 1 1 | | |
Как устроен наш язык Правописание Развитие речи | 8. | Повторяем состав слова | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Задавать вопросы, обозначить своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме; анализировать текст на наличие в нем слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши; Высказываться в устной форме о звуковых моделях слов; применять правила к ситуациям в практике; | 1 | | |
9. | Повторяем правописание безударных гласных в корне слов | 1 | | |
10. | Повторяем признаки и типы текстов | 1 | | |
Состав слова. Как устроен наш язык Развитие речи Правописание | 11. | Разбор слова по составу | Применять правила к ситуациям в практике; писать правильно по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения; правильно писать гласные/согласные или их сочетания; употребление ь/ъ; употребление строчной/прописной буквы; высказываться в устной форме о переносе слов; | 1 | | |
12. | Повторяем правописание согласных в корне слова | 1 | | |
Словообразование. Состав слова. Правописание Как устроен наш язык Развитие речи | 13. | Повторяем словообразование | Наблюдать за толкованием значения слов. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. выделять предложение и слово из речевого потока; Проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; Связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками на основе морфологического анализа и анализа употребления слов в речи;
Выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части речи; Сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; Выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных, прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения; Определять: род, число, падеж, склонение имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; форму, спряжение и время глаголов, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глаголов в единственном числе прошедшего времени. | 1 | | |
14. | Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | |
15. | Разбор слова по составу и словообразование. | 1 | | |
16. | Вспоминаем правописание суффиксов | 1 | | |
Состав слова. Как устроен наш язык Правописание Синтаксис Развитие речи | 17. | Повторяем правописание приставок | 1 | | |
18. | Заголовок и начало текста | 1 | | |
19. | Текст и его заглавие. | 1 | | |
20. | Предложение и его смысл. Слова в предложении. | 1 | | |
21. | Входная контрольная работа. Тест. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
22. | Работа над ошибками.
| 1 | | |
23. | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 1 | | |
Предложение Правописание Как устроен наш язык. Развитие речи. |
24. | Последовательность предложений в тексте. | 1 | | |
25. 26. | Деление текста на абзацы. Главные члены предложения. | 1 1 | | |
Правописание. | 27. | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; Ставить точку в конце предложения; Грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают ). Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения; Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. | 1 | | |
| 28. | Главные члены предложения. | 1 | | |
Состав слова Как устроен наш язык | 29. | Учимся писать приставки | 1 | | |
Правописание Развитие речи | 30. | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | 1 | | |
31. | Подлежащее. | 1 | | |
32. | Сказуемое. | 1 | | |
33. | Учимся писать письма | 1 | | |
Правописание Как устроен наш язык Развитие речи | 34. | Подлежащее и сказуемое. | 1 | | |
| 35. | Обучающее сочинение. | 1 | | |
36. | Учимся писать письма | 1 | | |
37. | Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
38. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | | |
Правописание Как устроен наш язык Развитие речи | 39. | Контрольная работа по теме «Простое предложение» | 1 | | |
40. | Анализ работы. Обстоятельство | 1 | | |
41. | Учимся писать приставку с- | 1 | | |
42. 43. | Учимся писать письма Определение | 1 1 | | |
44. | Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» | 1 | | |
45. | Анализ работы Определение | 1 | | |
46. | Учимся писать слова с двумя корнями | 1 | | |
47. | Запоминаем соединительные гласные о, е | 1 | | |
48. | Учимся писать письма. | 1 | | |
49. | Дополнение Списывание «Зимой» | 1 | | |
Синтаксис. Как устроен наш язык | 50. | Анализ работы. Дополнение | Использовать знаково -символические средства, в том числе модели; Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;устанавливать аналогии; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра; Использовать речь для регуляции своего действия. | 1 | | |
Правописание Как устроен наш язык Развитие речи | 51. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 1 | | |
Правописание Как устроен наш язык Развитие речи | 52. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | Правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения: правописание гласной/согласной или их сочетания; употреблять ь/ъ; употреблять строчную/прописную буквы; слитное/раздельное написание слова; лексическое значение слова; часть речи, которой выражено слово; морфему (корень, приставка, окончание), в написании которой возникло затруднение; вид орфограммы и орфографическое правило; орфографическое правило, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания: звукослоговой анализ и/или послоговое чтение; изменение формы слова, подбор однокоренного слова; постановка вопроса (падежного, к определяемому прилагательному, к глаголу); сличение с образцом; обращение к памяткам и/или орфографическому словарю; перефразирование текста, с использованием синонимов и контекстных замен. | 1 | | |
53. | Учимся писать письма | 1 | | |
54. | Однородные члены предложения Словарный диктант. | 1 | | |
55. | Контрольная работа по теме «Члены простого предложения» | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Использовать язык для: более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние; получения удовольствия от чтения и письма для себя, от общения со сверстниками; углубления понимания действительности, получения новых знаний; организации своего процесса учения и рефлексии. | 1 | | |
56. | Анализ работы. Учимся обозначать звук ы после звука ц | 1 | | |
Как устроен наш язык Правописание Развитие речи | 57. | Однородные члены предложения. | 1 | | |
58. | Знаки препинания при однородных членах предложения. Письмо под диктовку. | 1 | | |
59. 60. | Диктант по темам: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц» Анализ работы. Учимся писать письма | 1 1 | | |
61. | Однородные члены предложения. | 1 | | |
62. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 1 | | |
Как устроен наш язык Правописание | 63. | Однородные члены предложения | 1 | | |
64. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 1 | | |
65. | Учимся писать письма. | 1 | | |
66. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | | |
67. | Контрольная работа по теме «Фонетика; состав слова; синтаксис» | 1 | | |
Части речи. Как устроен наш язык Правописание | 68. 69. | Анализ работы. Повторение. Части речи. | 1 1 | | |
70. 71. 72. 73. | Самостоятельные и служебные части речи. Повторение. Списывание Имя существительное.
Учимся писать изложение | 1 1 1 1 | | |
74. | Род имён существительных. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | 1 | | |
Части речи. Правописание Как устроен наш язык | 75. | Административная контрольная работа за I полугодие. | 1 | | |
76. | Работа над ошибками. Род имён существительных. | 1 | | |
77. | Учимся писать изложение | 1 | | |
78. | Число имён существительных | 1 | | |
| 79. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 1 | | |
| 80. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 1 | | |
Правописание Как устроен наш язык | 81. 82. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных Число имён существительных. | Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы; Восстанавливать простейший деформированный текст; пересказывать текст по заданному плану; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания; Использовать алгоритм порядка действий при списывании; списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом; Контролировать этапы своей работы; писать предложения с пробелами между словами; использовать знак переноса. Организовывать свой процесс учения и рефлексии. | 1 1 | | |
| 83. 84. | Изменение имён существительных по числам Проверочная работа по теме «Изменение имён существительных по числам» | 1 1 | | |
| 85. 86. | Работа над ошибками. Учимся писать изложение Изменение имен существительных по падежам | 1 1 | | |
| 87. 88. | Падеж имен существительных Падеж имен существительных | 1 1 | | |
| 89. | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | 1 | | |
| 90. | Учимся писать письма | 1 | | |
| 91. | Падеж имен существительных | 1 | | |
92. | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | 1 | | |
93. | Падеж имен существительных | 1 | | |
94. | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк- | 1 | | |
95. | Работаем с текстом | 1 | | |
96. | Склонение имён существительных | 1 | | |
97. | Учимся писать сочетания -инк- и -енк- | 1 | | |
98. | Склонение имён существительных | 1 | | |
99. | Работаем с текстом. | 1 | | |
100. | Диктант по теме «Мягкий знак; удвоенные согласные; правописание суффиксов» | 1 | | |
101. | Анализ работы. Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения | 1 | | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 102. 103. | Склонение имён существительных Тест по теме «Род, число, падеж, склонение имен существительных» | 1 1 | | |
104. 105. | Анализ теста. Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы; Восстанавливать простейший деформированный текст; Пересказывать текст по заданному плану; Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания; Использовать алгоритм порядка действий при списывании; списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом; Контролировать этапы своей работы; Писать предложения с пробелами между словами; Использовать знак переноса. | 1 1 | | |
106. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 107. | Учимся писать изложение | 1 | | |
108. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | | |
109. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | | |
110. 111. | Имена существительные собственные и нарицательные Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | 1 1 | | |
112. 113. | Учимся писать изложение Способы образования имён существительных | Составлять текст по серии сюжетных картинок; Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя; Составлять рассказ по сюжетной картинке; Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи; Писать под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Оценивать правильность выполнения действия; Воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии рисунков. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | 1 1 | | |
114. | Способы образования имён существительных | 1 | | |
Текст («Развитие речи») | 115. | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 | | |
116. | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 | | |
117. 118. | Правописание окончаний имен существительных множественного числа. Повторение пройденного | 1 1 | | |
119. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | | |
120. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонений | 1 | | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 121. | Имя прилагательное. | 1 | | |
122. | Контрольная работа «Грамматические признаки имени существительного» | 1 | | |
123. | Анализ работы. Имя прилагательное | 1 | | |
124. | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | 1 | | |
Абзац («Развитие речи») | 125. 126. | Повторение пройденного Словарный диктант. Имя прилагательное | 1 1 | | |
127. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | | |
128. 129. | Имя прилагательное Контрольный диктант | 1 1 | | |
130. | Анализ диктанта. Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | 1 | | |
131. | Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | 1 | | |
Лексика («Как устроен наш язык») | 132. 133. | Диктант «Правописания безударных окончаний имён существительных» Анализ работ.Качественные имена прилагательные | 1 1 | | |
134. | Качественные имена прилагательные | 1 | | |
135. 136. | Обучающее изложение с элементами сочинения Анализ работы. Правописание окончаний имён прилагательных | 1 1 | | |
137. 138. | Текущее изложение (обучающее) Анализ изложений. Правописание окончаний имен прилагательных | 1 1 | | |
139. 140. | Краткая форма качественных имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 1 | | |
141. | Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных» | 1 | | |
142. | Анализ ошибок, допущенных при списывании. Учимся писать сочинение | . Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять разряды прилагательных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в за- данной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо- белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать за употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст — описание в научном стиле. | 1 | | |
143. 144. | Относительные имена прилагательные. Правописание относительных имён прилагательных. | 1 1 | | |
145. | Как образуются относительные имена прилагательные | 1 | | |
146. | Правописание относительных имён прилагательных Словарный диктант | 1 | | |
Текст («Развитие речи») | 147. | Учимся писать сочинение. Сочинение на тему «Моя история» | 1 | | |
148. | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Правописание относительных имён прилагательных. | 1 | | |
149. | Притяжательные имена прилагательные | 1 | | |
150. 151. | Правописание притяжательных прилагательных Повторение. Составление текста по его части. | 1 1 | | |
152. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | | |
153. | Местоимение . Личные местоимения. | 1 | | |
154. | Текущая контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | 1 | | |
155. 156. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками Правописание краткой формы имён прилагательных | 1 1 | | |
157. | Работаем с текстом. | 1 | | |
158. | Личные местоимения | 1 | | |
159. | Правописание местоимений с предлогами | 1 | | |
160. | Административная контрольная работа за год | 1 | | |
161. 162. | Работа над ошибками. Как изменяется местоимение Правописание местоимений | 1 1 | | |
163. | Правописание местоимений | 1 | | |
164. | Как изменяется местоимение | 1 | | |
165. | Правописание местоимений | 1 | | |
166. | Правописание местоимений | 1 | | |
| | | | |
Внеаудиторные занятия |
| 167. | Викторина «Однородные члены предложения». | | 1 | | |
| 168. | Урок- игра «Тайны русского языка». | | 1 | | |
| 169. | Путешествие в страну орфографии. | | 1 | | |
| 170. | От звука к букве. | | 1 | | |