Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике 8 класс к учебнику под редакцией Т. А.Ладыженской»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/___________
ФИО
Протокол №____ от
« » ___________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
_____________/____________
ФИО
« » ___________2015г.
«Утверждено»
Директор школы МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
_____________/__________
ФИО
Приказ №____ от
« » ___________2015г.
Рабочая программа
педагога
по риторике
8 класс
учителя высшей категории
Самойловой
Светланы Александровны
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ______от
«___» ________ 2015г.
2015-2016гг
2.Пояснительная записка.
Программа по курсу «Школьная риторика» Т. А.Ладыженской соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебными пособиями. В учебном плане школы на курс школьной риторики в 8 классе отведено 34 учебных часа.
Предмет «Риторика» изучается в 5-9 классах. Включение подобного учебного предмета в учебный план обусловлено необходимостью совершенствовать коммуникативные навыки учащихся. За основу для изучения материала взят риторический канон (изобретение, расположение, оформление, исполнение), активно используется работа над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.). Программа 8 класса направлена на изучение рассуждения как типа речи.
Цель обучения по предлагаемой программе: в опоре на познавательно-деятельностное, активное освоение риторических технологий по созданию ситуативно уместного текста обучить созданию и целенаправленному восприятию текстов-рассуждений.
Задачи обучения:
Продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
Выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресноориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на текстах-рассуждениях;
Работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
Осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного текста-рассуждения;
Осваивать основные способы расположения и оформления текста-рассуждения с точки зрения автора и его адресата;
Осваивать анализ риторических параметров текста-рассуждения.
На занятиях существуют большие возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.
При обучении риторике активно используются следующие методы преподавания словесности. 1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала – лекция вдвоем, пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п. 2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога. 3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный, описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы. 4. Риторический анализ текста. 5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи.
Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов.
Примечания. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса в 7 классе, мною было выделено 5 часов в качестве резервных, так как в течение учебного года в связи с государственными праздниками, особенностями работы школы количество учебных часов может сократиться.
Раздел 3. Общая характеристика учебного предмета, курса.
В данной программе можно выделить два смысловых блока:
• первый - «Общение»,
• второй - «Речевые жанры».
• Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи .
Второй блок - «Речевые жанры» - дает представление о тексте как продукте
речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах
как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е.
текст определенной коммуникативной направленности ( жанр приказа, просьбы,
.заявления, аннотации, хроники) .-Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к.
называет тот вид высказывания, которому следует учить. Это дидактическая
единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с
образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы
употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов
в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных
фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную
тему. В каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения)
бытуют «свои» речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие
жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами
.интервью, просьба с элементами комплимента). На уроках риторики ученики
должны использовать этот жанровый потенциал при создании своих текстов.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу .
Риторика - предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений:
большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса,
Раздел 4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебник «Школьная риторика. 8 класс» в 2-х кн. М.: Баллас,.
Авторы: Ладыженская Т.А., Ипполитов Н.А., Вершинина Г.Б. и др. Под ред. Ладыженской Т.А.
Учебник рекомендован Управлением общего и среднего образования Министерства Общего
и профессионального образования Российской Федерации.
Автор концепции программы «Риторика в школе» - профессор, доктор пед. наук Ладыженская Т.А.
Программа «Риторика в школе» 5-11 классы (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баллас, Автор: Ладыженская Т.А.
Всего уроков 34
Теоретическая часть 28
Практическая часть 6
Учитель Самойлова С.А.
Раздел 5. Содержание курса «Риторика» для 8-го класса
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Повторение изученного
4 часа
2.
Изобретение содержания рассуждения
11 часов
3.
Расположение материала в рассуждении
5 часов
4.
Оформление текста-рассуждения
5 часов
5.
Исполнение убеждающей речи
2 часа
6.
Речевой этикет
2 часа
7.
Резервные уроки
5 часов
Итого
34 часа
Раздел 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема урока
Обязательный минимум
Дом. задание
Дата план
Дата факт
Повторение изученного в V-VII классе (4 ч.) I полугодие 1. Основы по созданию ситуативно уместного текста. Особенности текстов описаний. Цель: повторить этапы работы по созданию основного содержания текста в единстве его риторических параметров.
Знать типы текстов, смысловые модели, используемые в текстах описаниях; особенности описательных текстов. Уметь правильно определять типы текстов; создавать ситуации общения; создавать описательные текста. Продолжить формирование интереса к русской классической литературе; к истории края
Упр. 1-11
Дом.зад. упр.8, вопр. № 4, с. 14
2-3. Особенности повествовательных текстов. Цель: повторить риторические технологии, основанные в 6-7 классах, по изобретению, расположению, исполнению повествовательных текстов; повторить основные коммуникативные цели и типы речи, смысловую модель «обстоятельства».
Знать типы текстов, смысловые модели, используемые в текстах повествования; особенности повествовательных текстов. Уметь определять типы текстов; создавать ситуации общения; создавать повествовательные тексты; определять коммуникативные цели авторов
Формирование интереса к истории родного края
Упр. 12-23
Дом.зад. упр 15, вопр. 5, с.24
4. Самостоятельная работа по анализу текстов. Цель: проверить уровень усвоенности знаний, полученных ранее.
Знать типы основные текстов, смысловые модели, используемые в текстах описания, повествования; особенностити описательных и повествовательных текстов
Правильно определять тип текста, коммуникативные цели автора; аргументировать свой ответ.
Изобретение содержания рассуждения (11 ч.) 5-6. Общая характеристика текста-рассуждения. Цель: познакомить с рассуждением как определенным функционально-смысловым типом речи; рассмотреть ситуацию создания и предъявления рассуждения.
Знать особенности создания текстов-рассуждений. Уметь анализировать ситуацию создания текста-рассуждения; определять особенности текста-рассуждения
Продолжить формирование жизненной позиции уч-ся
Упр. 24-32 Дом.зад. примеры текстов рассуждений
7-8. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Цель: познакомить с основной коммуникативной целью рассуждения объяснения и рассуждения-доказательства; с особенностями формулировки ОМ, предъявления и удержания её.
Знать определение «тезис», «антитезис», объективное и субъективное в объяснении и доказательстве. Уметь определять и формулировать ОМ в объяснении и доказательстве
Продолжить формирование интереса к истории страны
Упр. 33-47 Дом.зад. упр.35
9-10. Доводы в рассуждении. Цель: познакомить с понятием «довод»; определить различия между «тезисом» и «доводом»; познакомить с видами доводов; использовать доводы в текстах различных стилей.
Знать определение «довод», виды доводов; формулировать ОМ по теме, в соответствии с типом речи. Уметь использовать доводы в текстах различных стилей; выстраивать схему, продолжить формирование интереса к изучению науки
Упр. 48-64 Дом.зад. 53, вопрос № 2
11. Смысловые модели (топы) в рассуждении. Цель: познакомить со смысловыми моделями «причина», «следствие», «пример», «свидетельства», помогающими развить ОМ текста, обозначить авторскую позицию в соотнесении с предполагаемой сферой общения, в которой текст уместен; показать использование топов «причина» и «следствие» в сфере общения, требующей точной аргументации и обоснованных выводов и оценок.
Знать смысловые модели, используемые в рассуждении, разновидности смысловых моделей. Уметь разграничивать топы «причина» и «следствие»; использовать модель «причина-следствие» для изобретения содержания речи; формулировать ОМ по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи; предъявлять ОМ в сильных позициях текста
Упр. 65-75 Дом.зад. упр. 72, вопр. 3
12. Смысловые модели «пример», «свидетельства». Цель: показать необходимость использования топов «пример», «свидетельства» в связи с общериторическими принципами конкретности и близости; показать примеры реальные и выдуманные.
Знать понятия топов «пример», «свидетельства», разновидности примеров (реальные, выдуманные) Уметь использовать «свидетельства» для придания речи убедительности и для привлечения внимания
Упр. 76-79 Дом.зад.: Сочинение рассуждение: Что такое однородные члены предложения?
13. Сочетание рациональности и эмоциональности при подборе примеров и свидетельств Цель: показать особенности сохранения «темы» и «нового» в тексте при использовании топа «пример-свидетельства».
Знать особенности сохранения «темы» и «нового» в тексте при использовании топа «пример-свидетельства» Уметь разграничивать топы «пример» и «свидетельства»; находить в текстах худож., публиц., научных текстах
Продолжить формирование эстетического вкуса
Упр. 80-81
14. Использование различных смысловых моделей в рассуждении Цель: рассмотреть использование различных смысловых моделей на уровне аргументации в качестве доводов.
Знать смысловые модели, используемые в текстах рассуждения, особенности использования каждой модели
Уметь сохранять соотношение объекта и субъекта при выстраивании причинно-следственных связей
15. Система смысловых моделей (логограф) как основа для создания текста рассуждения Цель: познакомить с системой смысловых моделей (логографом) как основой для создания убедительной речи.
Знать понятие «логограф»,особенности построения логографа
Уметь формулировать ОМ (основной тезис); выбирать ведущий тип речи и корректно выстроитьлогико-риторическуюструктуру; выделять микротемы текста
Упр.74
Расположение материала в убеждающем тексте (5 ч.) 16-17. Вступление в тексте рассуждении Цель: познакомить с приемами композиционной организации рассуждения: дедуктивный и индуктивный способы расположения материала, восьмичастная и трехчастная структура текста, основные способы аргументации.
Знать приемы композиционной организации рассуждения: дедуктивный и индуктивный способы расположения материала. Продолжить формирование интереса к ораторскому искусству. Уметь соотносить выбранную композиционную схему с авторской позицией; использовать приемы, создающие ощущение четкого движения мысли
Упр. 82-89 Дом.зад. подобрать вступления разных видов; Упр.86,
вопрос 7
18-19. Основная часть рассуждения II полугодие Цель: познакомить с классической (восьмичастной) структурой рассуждения (строгой хрией): приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.
Знать особенности классической структуры рассуждения. Формировать интерес к публичным выступлениям
Уметь сохранять соразмерность информации («старого», «нового», негатива и позитива, теоретического и практического)
Упр. 90-99
20. Заключение в рассуждении. Цель: рассмотреть возможность изменения последовательности частей в зависимости от ситуаций общения.
Знать особенности расположения заключения в рассуждении, продолжить формирование интереса к чтению; уметь использовать различные виды связей между предложениями: а) внутри абзаца; б) между абзацами.
Упр. 100-105 Дом. зад. упр.105
Оформление текста рассуждения (5 ч.)21-22. Риторические средства выразительности в убеждающем тексте. Цель: познакомить со стилистическими средствами оформления рассуждения; познакомить с грамматическими средствами оформления изучаемого типа текста; частотность употребления различных частей речи в рассуждении.
Знать риторические средства выразительности, используемые в рассуждении
Уметь пользоваться грамматическими средствами оформления текста-рассуждения, использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры)
Упр. 106-113 Дом. зад. Сочинение-рассуждение «Что такое прямая речь?»
23. Риторические фигуры. Цель: познакомить с риторическими средствами оформления рассуждения как со способом придания речи достоверности, убедительности.
Знать риторические фигуры, используемые в рассуждении
Уметь выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения
Упр. 108, 109, 114-116
24-25. Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения. Цель: познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями научного, делового, бытового, публицистического и художественного объяснения и доказательства
Знать лексические, синтаксические особенности рассуждения разных стилей
Уметь использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата; выбирать речевой жанр
Упр. 117-124
Исполнение убеждающей речи (2 ч.) 26. Личность говорящего и эффективность речи. Цель: научить владеть ресурсами голоса, жестами; вспомнить определение «пауза», «логическое ударение», «темп»; правильно выстраивать отношения между участниками в процессе общения.
Знать понятия «пауза», «логическое ударение», «темп». Уметь расставлять логические паузы, ударения, использовать жестикуляцию; украшать свою речь вербальными и невербальными средствами общения; выразительно читать текст
Упр. 125-137 Сочинение рассуждение «Для чего нужны вводные слова?»
27. Взаимодействие говорящего и слушающего. Цель: доказать, что общение возможно только при взаимодействии говорящего и слушающего.
Уметь выстраивать речь,слушать и слышать выступающего
Упр. 138-144
Речевой этикет (2 ч.) 28-29. Речевой этикет Цель: соблюдать этикетные роли и этикетные правила при создании текстов-рассуждений.
Знать основные этикетные роли, основные этикетные правила
Уметь соблюдать этикетные правила речевого общения
Упр. 145-160
Раздел 8. Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса риторики во 7-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
Использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры);
Выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения;
Уметь использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата;
Осмысленно выбирать необходимый речевой жанр для создания ситуативно уместного текста.
На этапе исполнения.
«Прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;
Учитывать особенности аудитории;
Соблюдать этикетные правила речевого общения;
Применять правила невербального общения;
Корректировать текст и его исполнение в соответствии с реакцией аудитории.
2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного текста-рассуждения.
При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)
Понять настроение, состояние автора текста;
Просчитать предполагаемого адресата текста, соотнести себя с эти адресатом (понять свою ситуативную и «стилистическую» цели);
Понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.
При анализе логических структур текста-рассуждения.
Проверить формулировку основного тезиса: понятийная обработка, объективность-необъективность формулировки;
Проверить удержание темы, ОМ;
Составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;
Проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схеме топов, с точки зрения отражения в ней авторской позиции;
Проверить соответствие доводов и примеров основному тезису;
«Прочитывать» приемы, используемые автором для воздействия на адресата – на этапе изобретения, уметь их нейтрализовать или по достоинству оценить.
При анализе композиции текста-рассуждения.
Понять композиционную структуру текста;
Сопоставить композиционную структуру и схему топов;
Оценить ситуативно уместность выбранной автором способа расположения материала;
Оценить умение автора выбрать способ аргументации в соответствии с ситуацией общения;
Оценить, насколько выбранный способ построения текста помогает отразить авторскую позицию;
Оценить умение автора использовать композиционные приемы, создающие ощущение четкого, упорядоченного движения мысли;
Оценить умение автора сохранять соразмерность информации;
«Прочитывать» (осознавать) композиционные приемы, используемые автором для воздействия на адресата;
Оценить композицию текста в соответствии с выбранным жанром.
При анализе речевого оформления текста-рассуждения.
Видеть (слышать) в тексте используемые грамматические, риторические, стилистические средства оформления;
Оценить выбор средств оформления в соответствии с ситуацией общения, сферой общения;
Оценить, как выбор средств оформления помогает автору выразить свою позицию;
Оценить, как выбор средств оформления помогает автору воздействовать на адресата;
Оценить речевое оформление текста в соответствии с выбранным речевым жанром.
3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.
На этапе изобретения.
Понять свою основную коммуникативную цель в соотнесении с ОМ и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;
Сформулировать ОМ (основной тезис);
Выбрать ведущий для текста тип речи (в соответствии с целью и ОМ) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;
Выделить микротемы текста (с помощью плана);
Определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы (с учетом коммуникативной цели каждого из фрагментов текста, а также общей адресности текста);
Обеспечить сохранность темы и ОМ (тезиса) в тексте;
На этапах расположения материала и речевого оформления текста.
Использовать различные виды связей между предложениями;
Понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;
Соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных тем.
Раздел 9. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебник «Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской 8 класс.
Дополнительная литература:
Школьная риторика.Материалы к урокам.
Часть1-2.
Тумина Л.е,Сочини сказку. Творческие задания для учащихся 5-9 классов.
Раздел 10.Приложение.
Контрольная работа по риторике 8 класс (входной контроль).
1.Как бы вы ответили на вопросы, поставленные В.Солоухиным в стихотворении «Здравствуйте»?
Что особого тем самым мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Сервантесу принадлежит слова:
«Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить».
Почему вежливость ценится дорого? В чем проявляется настоящая вежливость?
Оцените свою вежливость:
Кого и как вы приветствуете в школе?
Всегда ли благодарите за оказанную вам услугу?
Приходится ли вам иногда извиняться? В каких случаях? Как вы это делаете?
Кого из литературных персонажей вы могли бы назвать вежливым, деликатным, воспитанным? Запишите их имена ( фамилии).
Контрольная работа по риторике №1.
8 класс.
Назовите четыре вида речевой деятельности.
О каких видах речевой деятельности говорится в следующих пословицах:
Кто говорит, тот сеет .
Кто слушает – собирает ( пожинает).
Напишешь пером , не вырубишь топором.
Не на пользу читать, коли вершки хватать.
Какие еще пословицы о слушании, говорении , чтении и письме вы знаете? Назовите их.
3.Расскажите о видах слушания.
4.Назовите основные способы и приемы слушания.
5.Какой разговор можно назвать беседой? Какие виды беседы вам известны. Перечислите их.
6.Каковы цели беседы?
7.Чем отличается спор от ссоры? Приведите примеры.
8.Можно ли управлять спором? Что может служить предметом спора.
Какие задачи могут преследовать спорящие?
9.Что вам известно о чтении? Назовите основные виды чтения? Что позволяет понять ознакомительное чтение?
10 Составьте свою автобиографию.
Контрольная работа по риторике №2 за курс 8 класса.
1.Назовите основные речевые жанры.
2.Приведите примеры первичных и вторичных текстов.
3.Что такое аннотация?
4.Составьте аннотацию на учебник риторика 6 класс.
Какие виды аннотации вы знаете? Назовите их.
5.Дайте определение отзыва. Составьте отзыв на прочитанное вами художественное произведение.
6.Любите ли вы получать письма? Охотно ли на них отвечаете? Какие виды писем вы знаете? Напишите личное письмо другу или письмо-поздравление.
Что такое комплимент? Составьте пример комплимента другу или подруге.
Где произносится похвальное слово? Для чего? Зачем?