Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам мысли и слова"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«К тайнам мысли и слова»
Направление программы: общеинтеллектуальное
Возраст детей: 12-14 лет
Срок реализации программы: 1 год обучения
Автор-составитель программы:
Шматова Альвина Сергеевна,
высшей квалификационной категории
МБОУ Дятьковичская ООШ
II. Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).
2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"
3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Программы В.А.Левина «Приобщение к искусству».
6. Авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку. Сост. Т.Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2014. — 32 с. — (Рабочие программы).
7. Устава ООШ.
8. Учебного плана ООШ.
9. Годового календарного графика ООШ.
Данная программа «К тайнам мысли и слова» для 7-8 классов разработана на основе автроской программы В.А. Левина внеурочной деятельности по русскому языку составитель Т.Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2014. — 32 с. — (Рабочие программы), соответствует федеральным государственным образовательным стандартам 2009 года.
Направление программы – общеинтеллектуальное.
Вид программы:модифицированная.
Актуальность и перспективность курса
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5–9 классов придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Количество часов распределено следующим образом:
Всего часов
Количество часов
теория
практика
35
35
21
Цель программы:
развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя устной и письменной речи;
расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; воспитание стилистического чутья;
закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка; развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;
способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»;
познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;
обучать основным принципам и законам написания и редактирования публицистического текста;
формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре
приобщение к миру искусства и воспитание эстетического вкуса
приобщение учащихся к лучшим образцам отечественных и зарубежных поэтов и писателей
воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями и другой справочной литературой;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
развитие эмоциональной сферы учащегося, как основы формирования «культуры чувств»;
расширение знаний об окружающем мире;
формирование коммуникативных умений учащихся;
развитие навыков и приемов анализа литературного произведения;
формирование общественной активности личности, культуры поведения в социуме;
актуализация личностных качеств учащихся, помогающих раскрытию их творческих способностей;
формирование у учащихся положительной мотивации к обучению;
развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды ит.п.;
развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств.
Возрастная группа обучающихся, на которую ориентированы занятия
Программа ориентирована на обучающихся 5 – 9 классов (11 – 14 лет) и составлена с учетом возможностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использует опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Набор в группу свободный.
Объем часов, отпущенных на занятия и сроки реализации программы
7-8 классы - 35 ч., что соответствует количеству рабочих недель учебного плана для 5-9 классов.
Периодичность занятий:
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35-45 минут
1 раз в неделю
1 час в неделю
7-8 классы
35 часа в год
Формы и методы работы:
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие –педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие –педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры –специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти –проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие –детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация –на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное –(на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие –строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия –проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие–подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора иподготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебной группы проводятся одинраз в неделю:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются две части:
теоретическая;
практическая.
Учебно - теоретические
Практические
Углубленное изучение теоретических сведений
Экспедиции по сбору материала
Рассказ учителя
Обработка собранного материала
Беседа
Научно – исследовательские работы
Учебная игра
Виртуальное посещение выставок, музеев и др. (Интернет)
Презентация
Творческие конкурсы
Игровые занятия
Творческие проекты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Содержание
Способ достижения
Формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта
Беседа, лекция
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)
Дебаты, тематические вечера, диспут
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде
Акции, социальные проекты
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Участие в школьных, районных, областных и международных конкурсах, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
Участие в предметных неделях.
Написание и размещение статей в СМИ.
Создание портфолио каждого обучающегося.
Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:
Литературный вечер.
Музыкально-литературная композиция.
Презентация, защита мини-проектов.
Тестирование по вопросам и заданиям.
Устный опрос и викторина.
Практические занятия.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочной литературой;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Планируемые результаты
Метопредметные
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Обучающийся научится
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- анализировать условия и пути достижения цели;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрации, таблицы, схемы);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- излагать содержание прочитанного 9прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение
Обучающийся получит возможность научиться
- составлять план решения учебной проблемы;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимать на слух;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осуществлять анализ и синтез;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
Воспитательные
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
* приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной, и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;
*осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей
*перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности (застенчивость, неуверенность, грубость, боязнь ошибки, замкнутость, неверие в свои силы);
*получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых;
*попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества
*получение опыта самостоятельного действия;
*овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни;
*приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям
Содержание программы
№ n/n
Наименование разделов, тем
Формы организации занятий
Виды внеурочной деятельности
1
Вводное занятие.
Профессия журналиста
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов. Экскурсия в редакцию районной газеты «Жуковские Новости»
Извлекать необходимую информацию из дополнительных
источников; обмениваться
мнением по данной теме
2
Функции журналистики
Тренировочные упражнения по созданию заметки на заданную тему
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников; обмениваться мнением по данной теме
3
Требования к журналисту
Работа с разными видами информации. Анализировать ее, систематизировать и выделять главное
Извлекать необходимую информацию из дополнительных
источников; обмениваться
мнением по данной теме
4
История российской журналистики
Работа с текстами (правильно комментировать происходящие события и явления)
Извлекать необходимую информацию из дополнительных
источников; обмениваться
мнением по данной теме
5
Жанры журналистики
Тренировочные упражнения по созданию заметки на заданную тему
Извлекать необходимую информацию из дополнительных