Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;
- освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
Содержание программы.
7 класс.
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация) - 7 ч.
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи.
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)- 7 ч.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) – 5 ч.
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) – 5 ч.
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)- 6 ч.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы.
Речевой этикет- 3 ч.
Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Обобщающее занятие.
8 класс.
1.Речь и чтение- 5 ч.
Монолог. Виды монолога. Диалог. Виды диалога. Культура чтения. Абзац.
2.Лингвистика – 5ч.
Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
3.Фонетика .Русская письменность- 5 ч.
Выразительные средства фонетики. Правила нормативного произношения ударения.
Орфоэпические словари. История русской письменности.
4.Морфемика. Словообразование- 5ч.
Суффиксы. Исторические изменения в структуре слова. Этимологические словари.
5.Лексика- 2ч.
Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития. Толковые словари.
6.Морфология-11 ч.
Самостоятельные части речи. Причастие. Деепричастие. Числительное. Местоимение
7.Повторение- 1ч. Аукцион знаний.
9 класс.
1.Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты- 5ч.
Виды пересказов. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности. Письмо.
Выдающиеся лингвисты.
2.Словообразование- 5 ч.
Типичные способы образования слов. Словообразовательное гнездо.
3.Лексика- 6ч.
Лексика русского языка. Основные средства выразительности лексики и фразеологии.
Лексический разбор слов. Лексические словари.
4.Синтаксис. Словосочетание и предложение- 5ч.
Основные единицы синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании. Элементы интонации в
предложении. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи- 7ч.
Разряды наречий. Категория состояния. Грамматические омонимы. Служебные части речи.
6.Правописание. Орфография и пунктуация- 5ч.
Дружба не и ни с разными частями речи. Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или
раздельно? Правила пунктуации.
7.Повторение- 1ч.
Аукцион знаний.
3.Тематическое планирование.
7 класс
Количество часов
Название раздела
Тема
7 ч.
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
2-3. Для чего используют звуковые повторы в речи.
4-5. Какова роль интонации в устной речи.
6-7. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».
7 ч.
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)
1.О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова