Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 кл»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089), авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский: Русский язык, 5-9 классы, М.: « Просвещение» 2009г.
Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 7 классе на базовом уровне и составлена из расчета 5 часов в неделю(3ч ФБУП+2ч Региональный компонент по выбору образовательной организации) (170 часов в год).. Рабочая программа по русскому языку также рассчитана на 170 часов.
Цель курса:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательного процесса:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок –блок, урок- исследование, урок развития речи.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Формы контроля:
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Содержание учебного материала
Введение(1 ч). Русский язык как развивающее явление.
Повторение пройденного в 5-6 классах(12ч+2ч). Синтаксис. Синтаксический разбор.
I. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика. Фразеология. Фонетика. Фонетический разбор. Орфография. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
II. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие (25 ч. + 6ч.)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах кратких стадательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное написание не с причастиями. Раздельное написание не с причастиями. Буквы е,ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
II. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные "портретные" слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10 ч + 2 ч).
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Не с деепричастиями Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Морфологический разбор деепричастия.
II. Сочинение на основе картины А.И.Лактионова « Письмо с фронта» от имени одного из действующих лиц.
Наречие(28 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая и текстообразующая роль наречий в предложении. Смысловые группы наречий Словообразование наречий. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречия.
Правописание не с наречиями на -о и –е. Не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Подробное изложение с элементами сочинения на тему «Пересказ исходного текста
с описанием действий». Репортаж о процессе труда по личным наблюдениям. Описание внешности и действий человека на картине Е.Н. Широкова « Друзья». Устное сочинение
« Моё любимое занятие».
Категория состояния (4 ч +1 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Отличие категории состояния от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Синтаксическая роль слов категории состояния. Морфологический разбор категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния природы.
Служебные части речи. Культура речи. (1 ч)
Предлог ( 11 ч + 2 ч )
I. Предлог как служебная часть речи. Употребление предлогов. Синтаксическая роль в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах.
II. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз.(16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. Сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Подчинительные союзы.Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов.
Отличие на письме союзов зато, тоже,чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности
Частица (18 ч + 4 ч)
I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Различение на письме частицы не и приставки не-. Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц.
Обрамление к рассказу.
Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.(4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.(12 ч + 2 ч)
I. Русский язык и разделы науки о нём. Текст. Стили речи. Фонетика. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
II. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему: «Кого можно считать настоящим другом?»
Учебно-тематический план
№ п/п
Название разделов
Кол-во часов
1
Введение.
1ч
2
Повторение пройденного в 5-6 класса.
12ч +2ч
3
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие
25ч +6ч
4
Деепричастие
10ч +2ч
5
Наречие
28ч +6ч
6
Категория состояния
4ч +2ч
7
Служебные части речи. Культура речи.
1ч
8
Предлог.
11ч +2ч
9
Союз.
16ч +2ч
10
Частица
18ч +4ч
11
Междометие. Звукоподражательные слова.
4ч
12
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.
12ч+2ч
13
Уроки-резервы
5ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.