«Хоногорская основная общеобразовательная школа им. С.С. Васильева»
Шамаева Т.Д.
«__» 2016 г.
«__» 2016 г.
зам. директора по УВР
Шахурдин К.К.
«__» «__» 2016 г.
ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2016 – 2017 УЧ. Г.
Количество часов: 6 ч. в неделю, 210 ч. в году
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку;
- Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2013 г.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. В состав УМК входит учебник (Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения. Программа рассчитана на 210 часов учебного времени (из расчета 6 учебных часов в неделю), так как 35 недель в учебном году, поэтому данная рабочая программа расчитана на 210 часов учебного времени.
В 6 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Школьный курс русского языка в 6 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе «Повторение пройденного в 5 классе» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 6 классе.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
1.Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3.Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6 - 7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8- 9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грмматического строя (тесты с обращениями, однородными членами предложения, обособлениями). Предусматривается систематическая работа по орфоэпии. Особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным внимание к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
В содержании календарно – тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
повествованием.
характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
.по орфоэпии:правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
.по лексикеи фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
• по морфемикеи словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
По морфологии:квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение универсальных учебных действий и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.0,создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
1). Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: М.Разумовская. С.И. Львов. 2-е издание стереотипное. Москва «Дрофа». 2013 г.
2) Русский язык. Поурочные планы. 6 класс. Автор- составитель С.С. Колчанова. Волгоград. «Учитель». 2007 г.
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Формы организации урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
план | факт | Примечания |
-
| | Слово - основная единица языка. | Лекция, самостоятельная работа | Язык и история народа. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие норма, основные нормы русского языка | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие слово; роль слов в жизни людей; свойства слова | 2.09 | | |
-
| Повторение материала, изученного в 5 классе (23 ч.) | РР1 Что мы знаем о речи. Стили речи. | Лекция, самостоятельная работа | Смысловая и грамматическая цельность текста, строение текста, знакомство со способами связи предложений в тексте | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: различать стили и типы речи; выполнять комплексный анализ текста | 2.09 | | |
-
| РР2 Что мы знаем о речи. Типы речи. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Смысловая и грамматическая цельность текста, строение текста, знакомство со способами связи предложений в тексте | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: различать стили и типы речи; выполнять комплексный анализ текста | 5.09 | | |
-
| Орфография и пунктуация. | Лекция - визуализация | Морфемный состав слова, алгоритм разбора слова по составу, систематизация сведений по орфографии и пунктуации | Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препинания. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила | 6.09 | | |
-
| Условия постановки запятой в предложении. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Запятая в предложении при однородных членах, обращении, в сложном предложении | Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препинания. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила | 7.09 | | |
-
| Двоеточие в предложении. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Двоеточие при прямой речи, при обобщающем слове и однородных членах | Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препинания. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила | 8.09 | | |
-
| Тире в предложении. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Тире при прямой речи и диалоге, при обобщающем слове и однородных членах; тире между подлежащим и сказуемым | Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препинания. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила | 8.09 | | |
-
| Употребление прописных букв. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания прописных букв | Уметь: правильно и обоснованно употреблять прописные буквы в словах | 9.09 | | |
-
| Буквы Ь и Ъ. | Лекция - визуализация | Условия написания Ь и Ъ, алгоритм рассуждения при выборе орфограммы | Знать: функции ь и ъ в словах; правила право-писания разделительных ьиъ, ь – показателя мягкости согласного, ь - показателя грамматической формы. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | 12.09 | | |
-
| Орфограммы корня. Правописание гласных в корне слова. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; чередующиеся гласные | Знать: виды орфограмм в корнях слов. Уметь: правильно писать слова с орфограммами в корне и обозначать их графически | 13.09 | | |
-
| Правописание согласных в корне слова. | Лингвистическая игра | Звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корне слова | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 14.09 | | |
-
| Орфограммы корня. Корни с чередованием. | Лекция - визуализация | Условия чередования гласных и согласных в корне | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 15.09 | | |
-
| Орфограммы корня. О-Ё после шипящих. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания О-Ё после шипящих | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 15.09 | | |
-
| Ы-И после Ц. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания Ы-И после Ц | Знать: правило правописания букв и-ы в корне после приставок. Уметь: правильно писать слова | 16.09 | | |
-
| Правописание окончаний слов. Безударные личные окончания глаголов. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 19.09 | | |
-
| Правописание окончаний слов. Безударные падежные окончания. | Самостоятельная работа | Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения | Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных | 20.09 | | |
-
| Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия выбора НЕ с глаголами, обоснование выбора | Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с глаголами. Уметь: различать приставке НЕ, частицу НЕ, часть корня НЕ. Объяснять правописание НЕ с разными частями речи | 21.09 | | |
-
| Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными. | Самостоятельная работа | Условия выбора НЕ с существительными и прилагательными, обоснование выбора | Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с ИС и ИП. Уметь: различать приставке НЕ, частицу НЕ, часть корня НЕ. Объяснять правописание НЕ с разными частями речи | 22.09 | | |
-
| Контрольная работа №1 по теме: «Орфография и пунктуация». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 22.09 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | 23.09 | | |
-
| РР3 Что мы знаем о тексте. | Признаки текста, связь предложений в тексте, тема и идея текста | Проблемные задания | Знать: признаки текста. Уметь: доказывать, что указанная запись является текстом; выразительно читать текст, определять его тему и основную мысль; устанавливать правильный порядок предложений в тексте; членить текст на абзацы и составлять его план; подбирать заголовок к тексту | 26.09 | | |
-
| РР4 Как готовиться к сочинению. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | План, подбор языкового материала | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 27.09 | | |
-
| РР5 Сочинение – описание. | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 28.09 | | |
-
| РР6 Сочинение – описание. | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | 29.09 | | |
-
| Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи (55 ч.) | Части речи и члены предложения. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Признаки самостоятельных и служебных частей речи; главные и второстепенные члены предложения | Знать: части речи и их морфологические признаки. Уметь: разбирать предложения по членам и определять, какими частями речи выражены разные члены предложения | 29.09 | | |
-
| Части речи и члены предложения. | Самостоятельная работа | Признаки самостоятельных и служебных частей речи; главные и второстепенные члены предложения | Знать: части речи и их морфологические признаки. Уметь: разбирать предложения по членам и определять, какими частями речи выражены разные члены предложения | 30.09 | | |
-
| Морфологические признаки имени существительного. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Морфологические и грамматические признаки существительного | Знать: особенности имени существительного как части речи. Уметь: распознавать существительные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать существительные с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 3.10 | | |
-
| Особенности рода и числа имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Морфологические и грамматические признаки существительного | Знать: особенности имени существительного как части речи. Уметь: распознавать существительные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать существительные с изученными орфограммами и комментировать их правописани | 4.10 | | |
-
| Словообразование имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Способы образования слов | Знать: способы образования имен существительных; понятие слово-образовательная цепочка. Уметь: определять способ образования сущес-твительных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; при-водить примеры существительных, образованных разными способами | 5.10 | | |
-
| Словообразовательная цепочка однокоренных слов. | Самостоятельная работа | Принцип составления цепочки однокоренных слов | Знать: способы образования имен существительных; понятие слово-образовательная цепочка. Уметь: определять способ образования сущес-твительных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; при-водить примеры существительных, образованных разными способами | 6.10 | | |
-
| Сложносокращенные имена существительные. | Лекция - визуализация | Понятие сложносокращенных существительных, их образование в языке | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных существительных. Уметь: правильно писать сложные существительные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных существительных; распознавать условия написания соединительных гласных o и e | 6.10 | | |
-
| Правописание сложных имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания сложных существительных | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных существительных. Уметь: правильно писать сложные существительные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных существительных; распознавать условия написания соединительных гласных o и e | 07.10 | | |
-
| Правописание сложных имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания сложных существительных | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных существительных. Уметь: правильно писать сложные существительные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных существительных; распознавать условия написания соединительных гласных o и e | 10.10 | | |
-
| Употребление имен существительных в речи. | Работа в парах | Литературные нормы, значение слова | Уметь: определять роль существительных в речи; употреблять имена существительные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к существительным синонимы и антонимы; применять правила правописания существительных | 11.10 | | |
-
| РР7 Сравнение как художественный прием. Выделение сравнительных оборотов в предложении. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия обособления сравнений | Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность | 12.10 | | |
-
| РР8 Роль имени существительного в создании метафор, сравнений, олицетворений. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Употребление в речи изобразительно – выразительных средств языка | Уметь: писать сочинение, используя языковые особенности и стилистическую принадлежность | 13.10 | | |
-
| Имя существительное как обращение. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Обращение распространенное и нераспространенное | Уметь: определять роль существительных в речи; употреблять имена существительные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к существительным синонимы и антонимы; применять правила правописания существительных | 13.10 | | |
-
| Произношение имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен существительных. Уметь: произносить существительные в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания существительных | 14.10 | | |
-
| Контрольная работа №2 по теме: «Имя существительное». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 17.10 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | 18.10 | | |
-
| РР9 Разграничение деловой и научной речи. | Проблемная лекция | Понятие деловой и научной речи, их задачи | Знать: задачи и особенности делового и научного стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах | 19.10 | | |
-
| РР10 Характеристика научного стиля. | Проблемная лекция | Задачи научного стиля, признаки научного стиля | Знать: задачи и особенности научного стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах, самостоятельно создавать тексты научного стиля | 20.10 | | |
-
| РР11 Определение научного понятия. | Лекция - визуализация | Родовые и видовые понятия | Знать: задачи и особенности научного стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах | 20.10 | | |
-
| РР12 Рассуждение – объяснение. | Лекция | Строение текста – объяснения, отличие его от текста - описания | Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность | 21.10 | | |
-
| РР13 Характеристика делового стиля. | Проблемная лекция | Задачи делового стиля, признаки научного стиля | Знать: задачи и особенности делового стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах; самостоятельно создавать тексты делового стиля | 24.10 | | |
-
| Морфологические признаки имени прилагательного. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Морфологические и грамматические признаки прилагательного | Знать: особенности ИП как части речи, функцию прилагательных в речи. Уметь: распознавать ИП среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль, правильно писать ИП с изученными орфограммами | 25.10 | | |
-
| Словообразование имен прилагательных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Способы образования слов | Знать: способы образования имен прилагательных. Уметь: определять способ образования прилагательных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры прилагательных, образованных разными способами | 26.10 | | |
-
| Словообразовательная цепочка однокоренных слов. | Самостоятельная работа | Принцип составления цепочки однокоренных слов | нать: способы образования имен прилагательных. Уметь: определять способ образования прилагательных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры прилагательных, образованных разными способами | 27.10 | | |
-
| Правописание сложных имен прилагательных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания сложных прилагательных | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Уметь: правильно писать сложные прилагательные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных прилагательных | 27.10 | | |
-
| Правописание сложных имен прилагательных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания сложных прилагательных | Знать: условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Уметь: правильно писать сложные прилагательные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных прилагательных | 28.10 | | |
-
| Буквы Н-НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написание Н-НН в прилагательных | Знать: значение суффиксов ИП, правило правописания одной и двух букв и в суффиксах прилагательных, образованных от ИС, и слова-исключения из этого правила. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | 31.10 | | |
-
| Буквы Н-НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написание Н-НН в прилагательных | Знать: значение суффиксов ИП, правило правописания одной и двух букв и в суффиксах прилагательных, образованных от ИС, и слова-исключения из этого правила. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | 1.11 | | |
-
| Употребление имен прилагательных в речи. | Работа в парах | Литературные нормы, значение слова | Уметь: определять роль прилагательных в речи;употреблять имена прилагательные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к прилагательным синонимы и антонимы; применять правила правописания прилагательных | 2.11 | | |
-
| РР14 Подбор синонимов и антонимов к именам прилагательным. | Самостоятельная работа | Синонимы, антонимы в речи | Знать понятие синонимы, антонимы. Уметь употреблять их в речи | 3.11 | | |
| | | II ЧЕТВЕРТЬ | | | | |
-
| Переход прилагательных в существительные | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Неморфемный способ образования слов | Знать неморфемный способ образования слов. Уметь их различать | 11.11 | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Взаимодиктант | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации, выполнять грамматические разборы | 14.11 | | |
-
| Контрольная работа №3 по теме: «Имя прилагательное». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 15.11 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации, выполнять грамматические разборы | 16.11 | | |
-
| РР15 Способы связи предложений в тексте. | Лекция, самостоятельная работа | Последовательный и параллельный способ связи предложений | Знать последовательный и параллельный способ связи предложений. Уметь употреблять их | 17.11 | | |
-
| РР16 Средства связи предложений в тексте. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Повторяющиеся слова, местоимения, синонимы | Знать: основные средства связи предложений в тексте. Уметь: определять средства связи предложений в тексте; определять по средству связи зависимость предложений друг от друга | 17.11 | | |
-
| РР17 Употребление параллельной связи с повтором. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Повторяющиеся слова, местоимения, синонимы | Знать: особенности употребления в тексте параллельной связи с повтором. Уметь: находить средства связи в тексте; анализировать тексты с точки зрения уместности употребления в них параллельной связи с повтором | 18.11 | | |
-
| РР18 Подробное изложение (упр.285) | Лекция с элементами беседы | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Уметь: писать подробное изложение | 21.11 | | |
-
| РР19 Подробное изложение (упр.285) | Самостоятельная работа | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Уметь: писать подробное изложение | 22.11 | | |
-
| РР20 Как исправить текст с неудачным повтором. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | речевой недочет, способы устранения речевых недочетов | Уметь: редактировать тексты и удалять в них неоправданный повтор, используя разные способы; не допускать неоправданных повторов в самостоятельно составленных текстах | 23.11 | | |
-
| Морфологические признаки глагола. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Морфологические и грамматические признаки существительного | Знать: особенности глагола. Уметь: распознавать глаголы среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль, правильно писать глаголы с изученными орфограммами и комментировать их правописание | 24.11 | | |
-
| Словообразование глаголов. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Способы образования слов | Знать: способы образования глаголов. Уметь: определять способ образования глаголов, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор, составлять словообразовательные цепочки, приводить примеры глаголов, образованных разными способами | 24.11 | | |
-
| Словообразовательная цепочка однокоренных слов. | Самостоятельная работа | Принцип составления цепочки однокоренных слов | Знать: способы образования глаголов. Уметь: определять способ образования глаголов, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор, составлять словообразовательные цепочки, приводить примеры глаголов, образованных разными способами | 25.11 | | |
-
| Правописание приставок ПРЕ, ПРИ. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия выбора приставок ПРЕ, ПРИ | Знать: значения приставок при- и пре-, алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение слов с приставками при- и пре- и правильно их писать | 28.11 | | |
-
| Правописание приставок ПРЕ, ПРИ. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия выбора приставок ПРЕ, ПРИ | Знать: значения приставок при- и пре-, алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение слов с приставками при- и пре- и правильно их писать | 29.11 | | |
-
| Правописание приставок в русском языке. | Работа в группах | Неизменяемые приставки, приставки на –З-С, приставки ПРЕ-ПРИ | Знать: значения приставок. Уметь: определять значения слов с приставками и правильно их писать | 30.11 | | |
-
| Буквы Ы-И в корне после приставок. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия выбора букв Ы-И в корне после приставок; написание И после приставок; сверх, меж, дез, суб, контр, транс, пан | Знать: правило правописания букв и — ыъ корне после приставок. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически; определять состав слов | 1.12 | | |
-
| Употребление глаголов в речи. | Работа в парах | Литературные нормы, значение слова | Уметь: определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; подбирать к глаголам синонимы и антонимы; применять правила правописания глаголов | 1.12 | | |
-
| Замена синонимами фразеологических оборотов. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Фразеологизмы, раскрытие смысла | Знать понятие фразеологизм. Уметь раскрывать их смысл | 2.12 | | |
-
| РР21 Употребление в текстах различные формы времени глаголов. | Самостоятельная работа | Речевой недочет, время глагола | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 5.12 | | |
-
| Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 6.12 | | |
-
| Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Глаголы I и II спряжения, глаголы - исключения | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 7.12 | | |
-
| Произношение глаголов. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением глаголов. Уметь: произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка, работать с орфоэпическим словарем | 8.12 | | |
-
| Контрольная работа №4 по теме: «Глагол». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов | 8.12 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы | 9.12 | | |
-
| Морфология. Орфография (107 ч). | Что такое причастие. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие причастие, морфологические признаки причастия и глагола | Знать: понятие причастие, общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия, признаки ИП и глагола у причастия, суффиксы. Уметь: распознавать причастия, отличать от ИП и глаголов, определять морф. Признаки, находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию, выполнять морф. разбор | 12.12 | | |
-
| Признаки глагола и прилагательного у причастия. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие причастие, морфологические признаки причастия и глагола | Знать:общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия, признаки ИП и глагола у причастия, суффиксы. Уметь: распознавать причастия, отличать от ИП и глаголов, определять морф. Признаки, находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию, выполнять морф. разбор | 13.12 | | |
-
| Причастия и определяемые слова в предложении. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие определяемое слово, место определяемого слова по отношению к причастию | Знать:общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия, признаки ИП и глагола у причастия, суффиксы. Уметь: распознавать причастия, отличать от ИП и глаголов, определять морф. Признаки, находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию, выполнять морф. разбор | 14.12 | | |
-
| Правописание окончаний причастий. | Лекция - визуализация | Склонение причастий | Знать:общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия, признаки ИП и глагола у причастия, суффиксы. Уметь: распознавать причастия, отличать от ИП и глаголов, определять морф. Признаки, находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию, выполнять морф. разбор | 15.12 | | |
-
| Правописание окончаний причастий. | Самостоятельная работа | Склонение причастий | Знать:общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия, склонение причастий | 15.12 | | |
-
| Причастный оборот. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие причастный оборот, место его в предложении | Знать: понятие причастный оборот; правила пунктуации в предложениях с причастным оборотом. Уметь: находить причастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; подчеркивать причастные обороты как члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; составлять схемы предложений с причастным оборотом и предложения по схемам | 16.12 | | |
-
| Графическое выделение причастного оборота. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Правила выделения причастного оборота в предложении | Знать правила выделения причастного оборота в предложении | 19.12 | | |
-
| РР22 Составление предложений с причастным оборотом. | Самостоятельная работа | Правила выделения причастного оборота в предложении | Знать правила выделения причастного оборота в предложении. Уметь составлять предложения с причастным оборотом | 20.12 | | |
-
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятия действительные и страдательные причастия, усвоение залоговых отношений | Знать:способы образования страдательных причастий, правила правописания суффиксов страдательных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, страд.причастия настоящего и прошедшего времени, правильно писать суффиксы | 21.12 | | |
-
| Образование действительных причастий. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Способы и условия образования действительных причастий | Уметь: различать действительные и страдательные причастия, правильно писать суффиксы, предупреждать ошибки | 22.12 | | |
-
| Образование страдательных причастий. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Способы и условия образования страдательных причастий | Знать:способы образования страдательных причастий, правила правописания суффиксов страдательных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, страд.причастия настоящего и прошедшего времени, правильно писать суффиксы | 22.12 | | |
-
| Образование причастий совершенного и несовершенного вида. | Самостоятельная работа | Способы и условия образования действительных и страдательных причастий | Знать способы и условия образования действительных и страдательных причастий. Уметь различать причастия совершенного вида от несовершенного | 23.12 | | |
-
| Полные и краткие причастия. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие краткое причастие, условия употребления в речи, написания -Н в кратких причастиях, НЕ с краткими причастиями | Знать: понятия полные и краткие причастия, общие признаки и различия между причастиями. Уметь: различать полные и краткие причастия, определять их признаки и синтаксическую роль, образовывать краткую форму | 26.12 | | |
-
| Полные и краткие причастия. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Написание -Н в кратких причастиях, НЕ с краткими причастиями | Знать: понятия полные и краткие причастия, общие признаки и различия между причастиями. Уметь: различать полные и краткие причастия, определять их признаки и синтаксическую роль, образовывать краткую форму | 27.12 | | |
-
| Морфологический разбор причастия. | Самостоятельная работа | Морфологические признаки причастия, синтаксическая роль | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий | 28.12 | | |
-
| Буквы Н-НН в причастиях. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия выбора Н-НН в причастиях | Знать: правило правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: различать страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов; правильно писать суффиксы страдательных причастий | 29.12 | | |
-
| Буквы Н-НН в причастиях. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия выбора Н-НН в причастиях | Знать: правило правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: различать страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов; правильно писать суффиксы страдательных причастий | 29.12 | | |
| | | III ЧЕТВЕРТЬ | | | | |
-
| Буквы Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | Самостоятельная работа | Условия выбора Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных | Знать: правило правописания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия и отглагольные прилагательные; правильно писать суффиксы | 11.01 | | |
-
| Буквы Н-НН в причастиях и прилагательных. | Самостоятельная работа | Условия выбора Н-НН в причастиях, прилагательных и отглагольных прилагательных | Знать: правило правописания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия и отглагольные прилагательные; правильно писать суффиксы | 12.01 | | |
-
| Буквы Н-НН в причастиях и прилагательных. | Самостоятельная работа | Условия выбора Н-НН в причастиях, прилагательных и отглагольных прилагательных | Знать: правило правописания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия и отглагольные прилагательные; правильно писать суффиксы | 12.01 | | |
-
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания НЕ с причастиями | Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не, часть корня не, правильно писать не с причастиями | 13.01 | | |
-
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания НЕ с причастиями | Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не, часть корня не, правильно писать не с причастиями | 16.01 | | |
-
| Обобщение и закрепление изученного по теме. | Самостоятельная работа | Правописание причастий, графическое обозначение причастного оборота | Знать правописание причастий, графическое обозначение причастного оборота | 17.01 | | |
-
| Контрольная работа №5 по теме: «Причастие». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 18.01 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | 19.01 | | |
-
| РР23 Повествование художественного и разговорного стилей. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Знакомство со своеобразием повествовательного текста художественного и разговорного стилей | Знать: признаки художественного и разговорного стиля речи. Уметь: анализировать тексты-повествования, находить языковые средства, используемые в них | 19.01 | | |
-
| РР24 Повторяющиеся действия в повествовании. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Роль глаголов несовершенного вида в создании текста | Знать: признаки повествования. Уметь: составлять план текста, самостоятельно создавать текст-повествование | 20.01 | | |
-
| РР25 Изображение действий нескольких лиц в повествовании. | Самостоятельная работа | Своеобразие повествовательного текста художественного и разговорного стилей | Знать: признаки повествования. Уметь: составлять план текста, самостоятельно создавать текст-повествование | 23.01 | | |
-
| РР26 Повествование в рассказе. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Рассказ как жанр, особенности его композиции | Знать: признаки повествования. Уметь: составлять план текста, самостоятельно создавать текст-повествование | 24.01 | | |
-
| РР27 Изложение (упр.472) | Лекция с элементами беседы | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Уметь: составлять план текста, выделять главные (опорные) слова | 25.01 | | |
-
| РР28 Изложение (упр.472) | Самостоятельная работа | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Уметь: составлять план текста, выделять главные (опорные) слова | 26.01 | | |
-
| РР29 Составление рассказа. | Групповая работа | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Знать: признаки повествования. Уметь: составлять план текста, самостоятельно создавать текст-повествование | 26.01 | | |
-
| РР30 Повествование делового и научного стилей. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Знакомство со своеобразием повествовательного текста делового и научного стилей | Знать: признаки научного стиля речи; понятие научное повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования научного стиля, находить языковые средства, используемые в них; самостоятельно создавать тексты-повествования делового и научного стилей | 27.01 | | |
-
| РР31 Создание сборника «Полезные советы». | Проблемная лекция, групповая работа | Структура инструктивных текстов, выбор глагольных форм, | Знать структуру инструктивных текстов, выбор глагольных форм. | 30.01 | | |
-
| Что такое деепричастие | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие деепричастие, морфологические признаки деепричастия, наречия и глагола | Знать: понятие деепричастие, общее грамматическое значение и морф.признаки, признаки глагола и наречия, суффиксы. Уметь: разграничивать основное и добавочное действия | 31.01 | | |
-
| Признаки глагола и наречия у деепричастия. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие деепричастие, морфологические признаки деепричастия, наречия и глагола | Знать: понятие деепричастие, общее грамматическое значение и морф.признаки, признаки глагола и наречия, суффиксы. Уметь: разграничивать основное и добавочное действия | 1.02 | | |
-
| Деепричастный оборот. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие деепричастный оборот, место его в предложении | Знать: понятие деепричастный оборот, лексические и грамматические возможности в предложении. Уметь: находить ДО, определять и обозначать их границы, выделять запятыми, подчеркнуть как члены предложения | 2.02 | | |
-
| Графическое выделение деепричастного оборота. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Правила выделения деепричастного оборота в предложении | Уметь: находить ДО, определять и обозначать их границы, выделять запятыми, подчеркнуть как члены предложения | 2.02 | | |
-
| РР32 Составление предложений с деепричастным оборотом. | Самостоятельная работа | Правила выделения причастного оборота в предложении | Знать: правила выделения причастного оборота в предложении | 3.02 | | |
-
| Правописание НЕ с деепричастиями. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания НЕ с деепричастиями | Знать: правило правописания не с деепричастием. | 6.02 | | |
-
| Правописание НЕ с деепричастиями. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Условия написания НЕ с деепричастиями | Знать: правило правописания не с деепричастием. | 7.02 | | |
-
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; правило правописания гласных перед суффиксами -в и -вш- деепричастий совершенного вида. Уметь: различать | 8.02 | | |
-
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | Самостоятельная работа | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; правило правописания гласных перед суффиксами -в и -вш- деепричастий совершенного вида. Уметь: различать | 9.02 | | |
-
| Морфологический разбор деепричастия. | Самостоятельная работа | Морфологические признаки деепричастия | Уметь: определять морфологические признаки деепричастия, его синтаксическую роль. | 9.02 | | |
-
| Морфемный разбор деепричастия. | Самостоятельная работа | Особенности морфемного разбора деепричастия | Уметь: определять морфологические признаки деепричастия, его синтаксическую роль. | 10.02 | | |
-
| Обобщение и закрепление изученного по теме. | Совместная учебная деятельность | Правописание деепричастий, графическое обозначение деепричастного оборота | Уметь: находить в тексте, определять морфологические признаки деепричастия, их синтаксическую роль. | 13.02 | | |
-
| Контрольная работа №6 по теме: «Деепричастие». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: находить в тексте, определять морфологические признаки деепричастия, их синтаксическую роль. | 14.02 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе | 15.02 | | |
-
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | Совместная учебная деятельность | Орфоэпические, лексические нормы употребления причастий и деепричастий | Знать: особенности употребления причастий и деепричастий в речи, их изобразительно-выразительные возможности. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в речи | 16.02 | | |
-
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | Самостоятельная работа | Работа с деформированным текстом | Знать: особенности употребления причастий и деепричастий в речи, их изобразительно-выразительные возможности. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в речи | 16.02 | | |
-
| Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественных текстах. | Совместная учебная деятельность | Причастия и деепричастия в тексте, подбор средств выразительности | Уметь: различать причастия и деепричастия, подбирать средства выразительности | 17.02 | | |
-
| Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественных текстах. | Самостоятельная работа | Причастия и деепричастия в тексте, подбор средств выразительности | Уметь: различать причастия и деепричастия, подбирать средства выразительности | 20.02 | | |
-
| Произношение причастий и деепричастий. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 21.02 | | |
-
| Произношение причастий и деепричастий. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 22.02 | | |
-
| РР33 Описание места. | Совместная учебная деятельность | Особенности художественного описания места действия | Уметь: самостоятельно создавать текст-описание места | 24.02 | | |
-
| РР34 Порядок слов в текстах типа «описание места». | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Особенности художественного описания места действия | Уметь: самостоятельно создавать текст-описание места | 27.02 | | |
-
| РР35 Сочинение «Комната, в которой я живу». | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Уметь: самостоятельно писать сочинение, соединяя в нем описание предмета и описание места | 28.02 | | |
-
| РР36 Сочинение «Комната, в которой я живу». | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Уметь: самостоятельно писать сочинение, соединяя в нем описание предмета и описание места | 1.03 | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении | Знать: правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении | 2.03 | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом. | Самостоятельная работа | Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота | Знать: Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении. Уметь: графически обозначать причастный и деепричастный оборот | 2.03 | | |
-
| Конструирование предложений с причастным оборотом. | Совместная учебная деятельность | Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота | Знать: Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении. Уметь: графически обозначать причастный и деепричастный оборот | 3.03 | | |
-
| Конструирование предложений с деепричастным оборотом. | Самостоятельная работа | Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота | Знать: Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении. Уметь: графически обозначать причастный и деепричастный оборот | 6.03 | | |
-
| Морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий. | Совместная учебная деятельность | Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота | Знать: Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении. Уметь: графически обозначать причастный и деепричастный оборот | 7.03 | | |
-
| Синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами. | Совместная учебная деятельность | Правописание причастий и деепричастий, графическое обозначение причастного и деепричастного оборота | Знать: Правила выделения причастного и деепричастного оборота в предложении. Уметь: графически обозначать причастный и деепричастный оборот | 9.03 | | |
-
| Контрольная работа №7 по теме: «Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Осуществлять самостоятельное письменное воспроизведение текста, правильную постановку знаков препинания в предложениях, правильный выбор написания слов | 9.03 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе | 10.03 | | |
-
| Что обозначает имя числительное. | Лекция - визуализация | Понятие числительное, морфологические признаки числительного | Отличать имена числительные от других частей речи со значением количества | 13.03 | | |
-
| Числительные количественные и порядковые. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие количественное и порядковое числительное, их особенности | Знать понятие количественное и порядковое числительное, их особенности | 14.03 | | |
-
| Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие простые, сложные и составные числительное, особенности их изменения | Знать: понятия простые/составные/сложные числительные; особенности склонения и правила правописания простых, составных и сложных числительных. Уметь: различать простые, составные и сложные числительные, правильно их писать и склонять | 15.03 | | |
-
| Склонение сложных количественных и порядковых числительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Особенности склонения сложных количественных и порядковых числительных | Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные | 16.03 | | |
-
| Склонение сложных количественных и порядковых числительных. | Совместная учебная деятельность | Особенности склонения сложных количественных и порядковых числительных | Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные | 16.03 | | |
-
| Разряды количественных числительных. | Лекция - визуализация | Понятие целые, дробные и собирательные числительные, их особенности | Знать понятие целые, дробные и собирательные числительные, их особенности | 17.03 | | |
-
| Склонение числительных от 1 до 4, от 5 до 30. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь склонять числительные | 20.03 | | |
-
| Склонение числительных 40,90,100. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь склонять числительные | 21.03 | | |
-
| Склонение числительных 200,300,400. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь склонять числительные | 22.03 | | |
-
| Склонение числительных 50-80, 500-900. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь склонять числительные | 23.03 | | |
-
| Склонение дробных числительных. | Совместная учебная деятельность | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь склонять дробные числительные | 23.03 | | |
-
| Собирательные числительные. | Лекция - визуализация | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь склонять собирательные числительные | 24.03 | | |
| | | 4 ЧЕТВЕРТЬ | | | | |
-
| Употребление числительных ОБА, ОБЕ. | Совместная учебная деятельность | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Правильно употреблять числительные оба, обе | 3.04 | | |
-
| Изменение порядковых числительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Усвоение алгоритма действия при применении правила написания числительного | Знать алгоритм действия при применении правила написания числительного. Уметь изменять порядковые числительные | 4.04 | | |
-
| Морфологический разбор имени числительного. | Самостоятельная работа | Морфологические признаки числительного | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор числительных | 5.04 | | |
-
| Употребление числительных в речи. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Правильное и уместное употребление числительных в речи | Уметь: употреблять числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими и орфоэпическими нормами | 6.04 | | |
-
| Употребление числительных для образования других частей речи. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Особенности написания слов, в состав которых входит числительное | Уметь: употреблять числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими и орфоэпическими нормами | 6.04 | | |
-
| Произношение имен числительных. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Уметь: употреблять числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими и орфоэпическими нормами | 7.04 | | |
-
| Обобщение и закрепление изученного по теме. | Совместная учебная деятельность | Морфологические признаки числительного, его синтаксическая роль | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и | 10.04 | | |
-
| Контрольная работа №8 по теме: «Имя числительное». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 11.04 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль | 12.04 | | |
-
| РР37 Описание состояния окружающей среды. | Совместная учебная деятельность | Особенности художественного описания состояния окружающей среды | Знать особенности художественного описания состояния окружающей среды | 13.04 | | |
-
| РР38 Описание состояния окружающей среды. | Самостоятельная работа | Особенности художественного описания состояния окружающей среды | Знать особенности художественного описания состояния окружающей среды. Уметь излагать свои мысли | 13.04 | | |
-
| РР39 Сочинение «Сегодняшний день». | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Знать особенности художественного описания. Уметь составлять структуру сочинения. Уметь излагать свои мысли | 14.04 | | |
-
| РР40 Сочинение «Сегодняшний день». | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Знать особенности художественного описания. Уметь составлять структуру сочинения. Уметь излагать свои мысли | 17.04 | | |
-
| Какие слова называются местоимениями. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Понятие местоимение, морфологические признаки местоимения | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов | 18.04 | | |
-
| Замена существительных, прилагательных и числительных местоимениями. | Совместная учебная деятельность | Употребление местоимений вместо существительных, прилагательных, числительных | Употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных, числительных | 19.04 | | |
-
| Разряды местоимений по значению. | Совместная учебная деятельность | Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям | Знать: разряды местоимений, их значение, морфологические признаки, особенности изменения. Уметь: определять разряд местоимений; грамотно употреблять местоимения в речи | 20.04 | | |
-
| Личные местоимения. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Парадигма личных местоимений | Знать: личные местоимения; особенности изменения местоимений 1, 2 и 3-го лица. Уметь: распознавать личные местоимения и определять их синтаксическую роль; различать местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонять личные местоимения и грамотно | 20.04 | | |
-
| Морфологический разбор местоимения. | Самостоятельная работа | Морфологические признаки местоимения | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор местоимений | 21.04 | | |
-
| Возвратное местоимение СЕБЯ. | Совместная учебная деятельность | Значение местоимения данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать: возвратное местоимение себя, его особенности. Уметь: определять падеж и синтаксическую роль возвратного местоимения себя; грамотно употреблять возвратное местоимение в речи | 24.04 | | |
-
| Притяжательные местоимения. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать: значение и особенности склонения притяжательных местоимений. Уметь: распознавать притяжательные местоимения, определять их падеж и синтаксическую роль; различать притяжательные местоимения и личные местоимения 3-го лица; грамотно употреблять притяжательные местоимения в речи | 25.04 | | |
-
| Указательные местоимения. | Совместная учебная деятельность | Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать: указательные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать указательные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять указательные местоимения в речи | 26.04 | | |
-
| Определительные местоимения. | Совместная учебная деятельность | Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать: определительные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать определительные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять определительные местоимения в речи | 27.04 | | |
-
| Вопросительно – относительные местоимения. | Совместная учебная деятельность | Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать: вопросительно-относительные местоимения, их роль в предложениях и особенности изменения. Уметь: распознавать вопросительно-относи-тельные местоимения, определять их морфологические признаки; разгра ничивать вопросительные и относительные место-имения; грамотно употреблять вопро-сительно-относительные местоимения в речи | 27.04 | | |
-
| Отрицательные местоимения. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль, алгоритм действия при выборе НЕ и НИ | Знать: значения, способы образования и особенности изменения отрицательных местоимений; правила правописания не и ни в отрицательных местоимениях; условия слитного и раздельного написания отрицательных местоимений. Уметь: распознавать отрицательные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания отрицательных местоимений | 28.04 | | |
-
| Неопределённые местоимения. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Значение местоимений данного разряда, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать: значения, способы образования и особенности изменения неопределенных местоимений; условия употребления дефиса в неопределенных местоимениях; правило раздельного написания неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами. Уметь: распознавать неопределенные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила | 2.05 | | |
-
| Правописание неопределённых местоимений. | Лекция - визуализация | Алгоритм действия при выборе НЕ и НИ в неопределенных местоимениях | Знать: условия употребления дефиса в неопределенных местоимениях; правило раздельного написания неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами. Уметь: определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила | 3.05 | | |
-
| Употребление местоимений в речи. | Совместная учебная деятельность | Правильное и уместное употребление местоимений в речи | Правильно и уместно употреблять местоимения в речи | 4.05 | | |
-
| РР41 Сжатое изложение. | Лекция с элементами беседы | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Формировать умения делить текст на микротемы, выделять главное и второстепенное. Развивать умения писать изложение | 4.05 | | |
-
| РР42 Сжатое изложение. | Самостоятельная работа | Структура написания работы, составление плана, выделение главных (опорных) слов | Формировать умения делить текст на микротемы, выделять главное и второстепенное. Развивать умения писать изложение | 5.05 | | |
-
| Произношение местоимений. | Проблемная лекция, самостоятельная работа | Орфоэпическая норма, сильная и слабая позиция гласного | Знать орфоэпические нормы, сильные и слабые позиции гласного | 8.05 | | |
-
| Обобщение и закрепление изученного по теме. | Совместная учебная деятельность | Морфологические признаки местоимения, его синтаксическая роль | Осуществлять запись текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы и правила языка. | 10.05 | | |
-
| Контрольная работа №9 по теме: «Местоимение». | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 11.05 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | Самостоятельная работа | Умение классифицировать ошибки | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | 11.05 | | |
-
| РР43 Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | Совместная учебная деятельность | Признаки типов речи, соединение типовых фрагментов, роль их в тексте | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять; с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять тексты, сочетающие разные типы речи | 12.05 | | |
-
| РР44 Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | Совместная учебная деятельность | Признаки типов речи, соединение типовых фрагментов, роль их в тексте | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять; с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять тексты, сочетающие разные типы речи | 15.05 | | |
-
| Повторение материала, изученного в 6 классе (14 ч). | Правописание имен существительных. | Самостоятельная работа | Основные правила орфографии, связанные с правописанием имен существительных | Оценивать собственную деятельность, учатся работать в группе, осуществляя деловое сотрудничество. Воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | 16.05 | | |
-
| Правописание имен прилагательных. | Совместная учебная деятельность | Основные правила орфографии, связанные с правописанием имен прилагательных | Оценивать собственную деятельность, учатся работать в группе, осуществляя деловое сотрудничество. Воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | 17.05 | | |
-
| Правописание имен числительных. | Самостоятельная работа | Основные правила орфографии, связанные с правописанием имен числительных | Оценивать собственную деятельность, учатся работать в группе, осуществляя деловое сотрудничество. Воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | 18.05 | | |
-
| Правописание глаголов. | Совместная учебная деятельность | Основные правила орфографии, связанные с правописанием глаголов | Оценивать собственную деятельность, учатся работать в группе, осуществляя деловое сотрудничество. Воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | 18.05 | | |
-
| Правописание причастий. | Самостоятельная работа | Основные правила орфографии, связанные с правописанием причастий | Оценивать собственную деятельность, учатся работать в группе, осуществляя деловое сотрудничество. Воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | 19.05 | | |
-
| Правописание деепричастий. | Совместная учебная деятельность | Основные правила орфографии, связанные с правописанием деепричастий | Оценивать собственную деятельность, учатся работать в группе, осуществляя деловое сотрудничество. Воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | 22.05 | | |
-
| РР45 Сочинение – миниатюра на заданную тему. | Самостоятельная работа | Структура сочинения | Анализировать темы сочинений, определяя их основную мысль, выделяя тип и стиль речи | 23.05 | | |
-
| Знаки препинания при однородных членах предложения. | Совместная учебная деятельность | Основные правила пунктуации, связанные с постановкой знаков при однородных членах предложения | | 24.05 | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом. | Самостоятельная работа | Основные правила пунктуации, связанные с постановкой знаков при причастных и деепричастных оборотах | | 25.05 | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом. | Совместная учебная деятельность | Основные правила пунктуации, связанные с постановкой знаков при причастных и деепричастных оборотах | | 25.05 | | |
-
| Двоеточие и тире в предложении. | Самостоятельная работа | Основные правила пунктуации, связанные с постановкой двоеточия и тире | | 26.05 | | |
-
| Обобщение и закрепление изученного материала. | Совместная учебная деятельность | Основные правила пунктуации, изученные в 5-6 классах | | 29.05 | | |
-
| Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. | Самостоятельная работа | Определение уровня изучения материала | Осуществлять запись текста под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы и правила языка. | 30.05 | | |