Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной: Русский язык. 2 класс (2011 г.); УМК «Школа России».
Учебник: В. П. Канакина. В. Г.Горецкий. Русский язык в 2-х частях. 2 класс. –Москва.: Просвещение, 2019 год
Во 2 классе на изучение русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю)
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Наша речь(3ч)
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Чем отличается диалог от монолога?
Текст (4ч)
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Диктант. Работа над ошибками
Предложение (12ч)
Что такое предложение? Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Контрольное списывание. Что такое главные члены предложения? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Что такое распространенные предложения? Развитие речи. Обобщающее сочинение по картине. Анализ сочинения. Контрольный диктант. Работа над ошибками
Слова, слова, слова… (18 ч)
Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое антонимы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое родственные слова? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Как определить ударный слог? Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной стороны на другую? Как переносить слова с одной стороны на другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Проверочная работа. Контрольный диктант. Работа над ошибками
Звуки и буквы (59 ч)
Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение. Диктант. Работа над ошибками. Согласный звук [Й] и буква Й. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Проверочная работа. Наши проекты. Пишем письмо.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. Проверка знаний. Диктант. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы». Проверка знаний.
Части речи (58 ч)
Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Обучающее изложение Обобщение знаний о написании заглавной буквы Диктант. Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен существительных. Проверка знаний. Диктант. Работа над ошибками. Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов . Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Что такое текст-повествование. Проверка знаний. Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число прилагательного. Что такое текст-описание. Проверка знаний. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложения. Проверка знаний. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое местоимение? Что такое текст-рассуждение. Контрольный диктант. Работа над ошибками.
Повторение (16 ч)
Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание.
Раздел 3. Тематическое планирование
№
n/n
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Наша речь (3 ч)
1
Виды речи. Какая бывает речь?
1
2
Что можно узнать о человеке по его речи?
1
3
Как отличить диалог и монолога?
1
Текст (4 ч)
4
Что такое текст?
1
5
Что такое тема и главная мысль текста?
1
6
Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку.
1
7
Проверочная работа по теме «Текст».
1
Предложение (12 ч)
8
Что такое предложение?
1
9
Как составить из слов предложение?
1
10
Что такое главные члены предложения?
1
11
Что такое второстепенные члены предложения?
1
12
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
1
13
Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
1
14
Как установить связь слов в предложении?
1
15
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»
1
16
Проверочная работа «Проверь себя»
1
17
Входная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями
1
18
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Повторение по теме «Предложение»
1
19
Повторение по теме «Предложение».
1
Слова, слова, слова... (18 ч)
20
Что такоелексическое значение слова?
1
21
Что такое однозначные и многозначные слова?
1
22
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
1
23
Что такое синонимы?
1
24
Что такое антонимы?
1
25
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
1
26 -27
Что такое родственные слова?
2
28-29
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
2
30
Какие бывают слоги?
1
31-32
Как определить ударный слог?
2
33-34
Как переносить слова с одной строки на другую?
2
35
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок.
1
36
Проверочная работа. «Проверь себя»
1
37
Диктант по теме «Слова, слова…»
1
Звуки и буквы (59 ч)
38
Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Слова…»
Как различать звуки и буквы?
1
39-40
Как мы используем алфавит?
2
41
Какие слова пишутся с заглавной буквы?.
1
42
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом»
1
43
Проверочная работа «Проверь себя»
1
44
Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
1
45
Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
1
46
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
1
47
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
48
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
49
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1
.
50
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
51
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
52-54
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?
3
55
Проверочная работа «Проверь себя»
1
56
Диктант по теме «Безударные гласные звуки в корне слова».
1
57
Работа над ошибками в диктанте по теме «Безударные гласные звуки в корне слова» Повторение по теме «Безударные гласные звуки в корне слова».
1
58
Развитие речи.Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова "Зима пришла. Детство"
1
59
Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?
1
60
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.
1
61-62
Согласный звук [й'] и буква и краткое.
2
63
Слова с удвоенными согласными.
1
64
Развитие речи.Коллективное составление рассказа по репродукции картины «Лоси» А.С. Степанова и опорным словам.
1
65
Проект «И в шутку и всерьез»
1
66-67
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
2
69
Для чего служит мягкий знак?
1
70
Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными.
1
71
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
1
72
Проверочная работа «Проверь себя»
1
73
Проект «Пишем письмо»
1
74
Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Звуки и буквы»
1
75
Работа над ошибками в диктанте по теме «Звуки и буквы»
1
76-77
Буквосочетания чк, чн ,чт, щн, нч
2
78
Проект «Рифма»
1
79-80
Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу - щу
2
81
Проверочная работа «Проверь себя»
1
82
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
1
83-84
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
2
85-86
Особенности проверяемых и проверочных слов.
2
87-88
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.
2
89-90
Распознавание проверяемых и проверочных слов Проверка парных согласных звуков в словах.
2
91
Развитие речи.Составление поздравительной открытки.
1
92
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными согласными».
1
93
Работа над ошибками в диктанте по теме «Правописание слов с парными согласными»
1
94-95
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
2
96
Развитие речи.Составление устного рассказа по серии рисунков
1
97
Проверочная работа «Проверь себя»
1
Части речи (58 ч)
98-99
Что такое части речи?
2
100
Что такое имя существительное?
1
101-102
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
2
103
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
104-105
Правописание собственных имен существительных.
2
106-107
Заглавная буква в именах собственных
2
108
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»
1
109
Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных
1
110-111
Единственное и множественное число имен существительных
2
112
Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.
1
113
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
1
114
Обобщение знаний об имени существительном
1
115
Проверочная работа «Проверь себя»
1
116
Диктант по теме «Имя существительное»
1
117
Работа над ошибками в диктанте по теме «Имя существительное»
1
118-120
Что такое глагол?
3
121
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А.К. Саврасова «Грачи прилетели!
1
122-123
Единственное и множественное число глаголов.
2
124
Правописание частицы не с глаголом
1
125
Обобщение и закрепление знаний о глаголе
1
126
Развитие речи.Восстановление текста с нарушенным порядком предложений по упр. 143
1
127-128
Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?
2
129
Проверочная работа «Проверь себя»
1
130
Что такое имя прилагательное?
1
131
Значение имён прилагательных и употребление в речи.
1
132-133
Связь имён прилагательных с именем существительным.
2
134
Прилагательные близкие и противоположные по значению.
1
135
Роль имени прилагательного в предложении.
1
136-137
Единственное и множественное число имён прилагательных.
2
138-139
Что такое текст- описание? Какова в нем роль имен прилагательных?
2
140
Развитие речи. Составление текста-описания по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
1
141
Проверочная работа «Проверь себя»
1
142
Диктант по теме «Имя прилагательное»
1
143
Работа над ошибками в диктанте по теме «Имя прилагательное»
Что такое местоимение?
1
144
Развитие речи.Редактирование текста с повторяющимися именами существительными
1
145-146
Что такое текст-рассуждение?
2
147
Проверочная работа «Проверь себя»
1
148-149
Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?
2
150
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста
1
151
Проверочная работа «Проверь себя»
1
152
Проект «В словари- за частями речи!».
1
153-154
Контрольный диктант по теме " Предлоги"
Работа над ошибками в диктанте по теме «Предлоги».
2
Повторение 16 ч.
155
Повторение по теме «Текст».
1
156
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
1
157-158
Повторение по теме «Предложение».
2
159
Промежуточная итоговая аттестация
1
160
Повторение по теме «Слово и его значение».
1
161-162
Повторение по теме «Части речи».
2
163
164
Повторение по теме «Звуки и буквы»
2
165-166
Повторение по теме «Правила правописания».
2
167
Итоговый контрольный диктант.
1
168
Работа над ошибками в итоговом контрольном диктанте. Повторение изученного.