Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей начальных классов
___________Липатова Г. А.
протокол №___от 23.03.17 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР_______И.И. Кириллова
протокол № 4_03.04.17 г.
Утверждаю
директор МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары
__________В.В. Шашкова
приказ №85 от 04.04.2017
Рабочая программа
по учебному предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 класс
(срок реализации программы 2017-2018 учебный год)
Топтыгина Н. В.,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории;
Липатова Г. А.,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории;
Таланцева Т. И.,
учитель начальных классов;
Шишкина А. Г.
учитель начальных классов.
Чебоксары, 2017
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».
У ученика будут сформированы умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Ученик получит возможность для формирования:
умения высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Ученик научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по предложенному учителем плану.
Ученик получит возможность научиться:
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД
Ученик научится:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ученик получит возможность научиться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Предметные результаты
Ученик научится:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В период обученияграмоте иразвитияречи(96ч)
Добуквенныйпериод (15ч).
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (81ч).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковаяпропедевтика впериод обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Русский язык в послебукварный период
36ч(4часавнеделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово.(31ч)
Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звон- кие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит.
Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой?какая?
какое?какие?что делает?что сделал?
Предложение.Текст.(5ч)Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст. Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку,обучение работе в тетрадях по рускому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во часов
Форма контроля
КИМ
1
Добуквенный период
15
Графические работы
Прописи «Мои волшебные пальчики» О. В. Пронина
2
Букварный период
81
Графические работы
Прописи «Мои волшебные пальчики» О. В. Пронина
3
Слово
31
Контрольное списывание
Выборочное списывание
Проверочная работа
Словарный диктант
Рабочая тетрадь по русскому языку Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева М.: Баласс; Школьник
4
Предложение. Текст.
5
Проверочная работа
Промежуточная аттестация. Комплексная работа
Итоговая контрольная работа
1)Рабочая тетрадь по русскому языку Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева М.: Баласс; Школьник
2) Бунеева Е. В., Исаева Н. А. Русский язык. Метод. рек. для учителя.-М.:Баласс
3)Контрольно-измерительные материалы. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев и др. –
М.: Баласс
4) Бунеева Е. В., Бунеев Р. Н., Пронина О. В., Яковлева М. А., Колокольцева Е. Г., Серова А. Б.; Метод. рек. для учителя.-М.:Баласс, 2010. – 288 с.
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
«Говорим, рассказываем …»
Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру.
1
Животные и растения вокруг нас. Правила письма.
1
Природа вокруг нас. Написание вертикальных линий.
1
Летом в деревне (на даче). Обведение по контуру, штриховка.
1
Кто помогает человеку в саду и в огороде? Обведение по контуру, штриховка.
1
Звуки вокруг нас. Звуки речи. Обведение по контуру, штриховка.
1
Цирк. Обведение по контуру и написание овалов.
1
На рыбалке. Написание наклонных линий и овалов.
1
Сказочные герои. Написание наклонных с петлёй внизу и вверху.
1
Театр. Упражнение в обведении по контуру и штриховке.
1
Написание прямой наклонной линии. Подгтовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу.
1
Мои игрушки. Написание е-образных элементов.
1
Наши занятия. Подготовка к написанию буквы г и буквы и.
1
Написание основных графических элементов.
1
Повторение основных графических элементов. Итоговый урок.
1
Учим буквы – учимся читать и писать.
Строчные буквы г, п, и.
1
Строчные буквы т, р.
1
Гласный звук [о], буква о. Заглавная и строчная буквы О, о.
1
Соединение изученных букв в слоги и слова
1
Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами.
1
Строчная буква а, соединение с различными буквами.
1
Строчная буква ы, соединение с различными буквами.
1
Написание заглавных букв Г, П, Т, Р.
1
Написание заглавной буквы И.
1
Строчная буква н, соединение с различными буквами.
1
Строчная буква к, соединение с различными буквами.
1
Написание букв, слогов и слов с изученными буквами.
1
Знакомство с местоимениями он, она, оно. Написание слогов и слов.
1
Написание заглавной и строчной букв У, у.
1
Написание слов и предложений с изученными буквами.
1
Написание букв, слогов и слов с буквой с.
1
Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами.
1
Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца.
1
Написание слогов и слов с изученными буквами.
1
Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м.
1
Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М.
1
Заглавные буквы К, Н. Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию .
1
Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н.
1
Написание заглавной и строчной букв С, с.
1
Написание слогов и слов с изученными буквами
1
Написание предложений с изученными буквами.
1
Заглавная буква М. Написание слов с заглавными буквами.
1
Заглавная буква в словах и предложениях.
1
Развитие речи. Упражнения в списывании текста.
1
Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
1
Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.
1
Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных.
1
Написание слов и предложений с изученными буквами
1
Написание слов и предложений с изученными бук-вами.
1
Обучение выборочному списыванию.
1
Написание слов, предложений с заглавной буквой А.
1
Самостоятельная работа по письму.
1
Написание строчной буквы д.
1
Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей.
1
Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д.
1
Написание строчной буквы в, заглавной буквы Д
1
Написание слов, обозначающих имена. Диктант.
1
Буква е. Написание слогов и слов с буквой е.
1
Обучение списыванию с печатного образца.
1
Буква ё. Написание слогов и слов с буквой ё.
1
Упражнение в письме. Выборочное списывание.
1
Упражнение в письме. Списывание с печатного образца
1
Упражнение в письме. Списывание с печатного образца.
1
Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.
1
Написание слов, предложений с изученными буквами.
1
Обучение выборочному творческому списыванию текста.
1
Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б.
1
Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з.
1
Заглавная буква 3. Написание слогов и слов с заглавной буквой З.
1
Буква я. Написание слогов и слов со строчной буквой я.
1
Заглавная буква Я. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
1
Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х.
1
Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Написание строчной буквы ж.
1
Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями -жи – ши.
1
Списывание с печатного образца.
1
Написание строчной и заглавной буквы й, Й; слогов, слов, предложений.
1
Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Слова с буквосочетаниями ча, чу, чк, чн
1
Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч.
1
Написание строчных и заглавных букв Ц, ц и Щ, щ, слогов и слов. Списывание с печатного образца
1
Написание строчных и за-главных букв Ц, ц и Щ, щ, слогов и слов. Списывание с печатного образца
1
Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнение в письме.
1
Заглавные бук-вы Ц, Щ. Упражнение в письме.
1
Написание слов и соединений со строчной буквой ф.
1
Написание за-главной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф.
1
Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э.
1
Заглавная буква Э. Написание слов и соединений с заглавной буквой Э.
1
Упражнения в написании изу-ченных букв, на-писание слов с буквами парных согласных звуков на конце.
1
Написание строчной буквы ю, слогов, соеди-нений; списывание слов с печатного образца.
1
Заглавная буква Ю. Списывание с печатного образца.
1
Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
1
Разделительный ь. Написание слов с разделительным ь.
1
Написание бук-восочетаний с разделительным ъ.
1
Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме.
1
Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме
1
Проверочная работа по письму.
1
Итоговый урок. Упражнение в чтении и письме.
1
Русский язык (первые уроки). Слово.
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)».
1
Повторяем гласные звуки и буквы.
1
Гласные буквы обозначают мяг-кость и твердость согласных звуков на письме.
1
Согласные звуки и их буквы.
1
Что мы знаем о звуках и буквах.
1
Повторяем слоги и ударение
1
Повторяем слоги и ударение.
1
Перенос слов.
1
Развитие умения переносить слова.
1
Проверочная работа №1
1
«Пиши правильно» (работа над ошибками).
1
Буквы гласных, которые обозна-чают мягкость согласных звуков на письме.
1
Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
1
Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме..
1
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.
1
Повторение написания большой буквы и разделительного ь в словах.
1
Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы.
1
Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь
1
Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах.
1
Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах..
1
Повторяем корень слова.
1
Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.
1
Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова.
1
Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне.
1
Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением.
1
Проверочная работа №2
1
«Пиши правильно» (работа над ошибками)..
1
Повторение слов, написание которых надо запомнить.
1
Повторение слов, написание которых надо запомнить..
1
Повторение слов, написание которых надо запомнить...
1
Словарный диктант. Повторение.
1
Предложение, текст
Что мы знаем о предлогах и предложении.
1
Повторяем правила оформления предложений на письме.