Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»
1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Письмо и развитие речи» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения
ребёнка с ограниченными возможностями является формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения
Задачи обучения:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность обучающейся, способствовать коррекции мышления, её умственного и речевого развития.
Воспитывать любовь к родному языку, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучаемой.
Коррекционные задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-обучать навыкам самоконтроля;
-развивать устную речь;
-развивать пространственную ориентацию;
-развивать зрительное внимание;
- развивать фонематическое восприятие;
-формировать навыки звукового анализа и синтеза;
-формировать умение обобщать и анализировать.
Для реализации программы используется учебное пособие «Русский язык» учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовой, Москва «Просвещение», 2013 г.
В соответствии с индивидуальным учебным планом рабочая программа составлена из расчета 1 часа в неделю, 34 часа в год, 34 недели.
2.Общая характеристика учебного предмета
Во вспомогательной школе обучение русскому языку носит элементарно – практический характер и направлено на разрешение следующих задач:
- научить учеников правильно и осмысленно читать, доступный их пониманию текст;
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего развития учащихся;
- формировать нравственные качества учеников.
Звукобуквенный анализ является основой формирования фонетики правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов - названий предметов, действий, качеств, родственные слова.
Дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Особое внимание уделяется формированию у учащихся навыков устной и письменной речи, т.к. возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены.
Фонетико – фонематические нарушения у школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствии этого на уроках письма и развития речи на всех годах обучения уделяется самое серьезное внимание звуко – буквенному анализу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических грамматических упражнений дети изучают различные разряды слов - названия предметов, признаков, действий.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов, по картинке, по опорным словам, восстанавливая нарушенный порядок в предложении.
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения: -словесные (объяснение, рассказ учителя);-наглядные (демонстрация, иллюстрации);-практические (игры, упражнения и др.).
Межпредметные связи: уроки письма тесно связаны с уроками чтения, математики, ИЗО, «Развитием речи и окружающим миром».
На каждом занятии проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях индивидуального обучения на дому. Уроки русского языка с ученицей проводятся по вторникам и четвергам.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика» и изучается с сентября 2019 года по май 2020 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего за год
8 ч
8 ч
10 ч
8 ч
34 ч
4. Содержание учебного предмета
Наименование раздела
Кол-во
часов
Содержание тем учебного предмета
Практическая часть
Повторение.
3
Повторение знаний о предложении.
Знать правило написания предложения. Уметь выделять предложения из речи и текста.
Звуки и буквы.
15
Определение звуков и букв.
Знать отличие звука от буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Слово.
10
Понятия о словах, которые обозначают предметы, признаки предметов, названия действий.
Знать названия предметов. Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов, по вопросам кто? что?
Предложение.
3
Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.
Знать правило написания предложения. Уметь отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его.
Повторение.
3
Обобщение и систематизация знаний
Знать названия предметов, действия, признаков. Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Знать предлоги. Уметь пользоваться словарем.
5.Требование к уровню подготовки учащейся.
Ученица должна уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Ученица должна знать:
алфавит;
- правильное написание словарных слов.
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе.
Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является:
Класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
5
Контрольное списывание 20.09
Контрольное списывание 27.10
Контрольное списывание 22.12
Контрольное списывание 07.02
Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Названия признаков» 04.04
Словарный диктант 11.05
Контрольный диктант по теме «Предложение» 16.05
Контрольный диктант за год 23.05
Критерии оценивания письменных работ
Отметка «5» - нет ошибок
Отметка «4» - допущено 1—3 ошибки
Отметка «3» - допущено 4—5 ошибок
Повседневное наблюдение за учебной работой учащегося. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведёт себя учащаяся на занятиях, как она воспринимает и осмысливает изучаемый материал, каков у неё уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у неё вырабатываются практические умения и навыки, каковы учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащейся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Итоговая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащейся в конце года.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо уделять внимание тому, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащаяся овладевает знаниями, умениями и навыками, а также способами учебной деятельности.
Существенное значение имеет также то, как относится учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же «рывками» и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата
примечание
1 чет
1
Повторение знаний о предложении.
1
дидактический материал
2
Составление предложений по вопросу, по картинке.
1
сюжетные картинки
3
Деление сплошного текста на предложения
1
4
Определение звуков и букв.
1
сюжетные картинки
5
Анализ слов по звуковому составу.
1
6
Алфавит. Порядок букв в русской азбуке
1
дидактический материал
7
Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников».
1
дидактический материал
8
Гласные звуки и буквы.
1
2 чет
9
Согласные звуки и буквы.
1
дидактический материал
10
Сопоставление гласных и согласных звуков.
1
11
Гласные буквы и, е, ё, в начале слова и после гласных
1
1
12
Гласные буквы ю, я, э в начале слова и после гласных
1
дидактический материал
13
Гласные ударные и безударные
1
1
14
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»
1
15
Анализ контрольной работы. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах
1
дидактический материал
16
Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.
1
17
Перенос части слова при письме.
1
18
Составление рассказа по картинке.
1
3 чет
19
Слова, обозначающие названия предметов
1
20
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам, вопросам.
1
дидактический материал
21
Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
1
22
Контрольная работа по теме «Твердые и мягкие согласные»
1
1
23
Анализ контрольной работы. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.
1
дидактический материал
24
Понятия о словах, которые обозначают названия действий.
1
25
Вопросы что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает?
1
дидактический материал
26
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
1
27
Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.
1
28
Понятие о предлоге. Правописание предлогов.
1
дидактический материал
29
Согласование слов в предложении.
1
30
Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.
1
31
Составление предложений по вопросам.
1
32
Повторение. Звуки и буквы. Слово.
1
дидактический материал
33
Контрольная работа по теме» Звуки и буквы. Слово»
1
34
Анализ контрольной работы.
1
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники:
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Русский язык: 3 кл.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., П., 2008.
Программно-методическое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Печатные пособия:
. «Игры со словами»-рабочая тетрадь дошкольника-авторы-составители: Л.Маврина, Е.Семакина.
Учебно-практическое оборудование:
Технические средства обучения:
1.Аудиоучебник для 1-го класса «Секреты русского языка»