Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений, авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»
Ростовская область, Тацинский район, х. Крюков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крюковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
Приказ №_____ от ______________
_______________
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основное общее образование 8 класс
Количество часов: 105ч.
Учитель:
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений, авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой
2018 – 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой.
Цели изучения учебного предмета:
формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Достижение указанных целей при реализации рабочей программы требует решения
следующих задач:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
осуществлять речевой самоконтроль;
проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа реализуется в адресованном учащимся 5— 9 классов комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой (рекомендован Министерством образования РФ):
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. и др. Русский язык. Теория. 5-9 классы.–
М.:Дрофа.2015 г.
2. Русский язык. Практика. 8 класс./ под ред. Ю.С. Пичугова. М., «Дрофа», 2016
3. Никитина Е. Н. Русская речь. 8 класс. – М.: Дрофа. 2015 г.
4. Программа по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой.
5. Справочники, словари по русскому языку.
Изложение теории даётся в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, ГИА и ЕГЭ. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придаётся задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Формулировки заданий и характер используемых дидактических материалов отражают внимание к культуроведческому аспекту работы.
Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ Крюковской СОШ, с учетом Примерной программы по русскому языку, годового календарного учебного графика МБОУ Крюковской СОШ на 2018 - 2019 учебный год.
Количество часов: всего -105 часов; в неделю - 3 часа.
Сроки освоения программы: 1 год – 35 недель.
В соответствии со статьёй 112 ТК РФ – 23 февраля, 8(9) марта,1(2)мая являются нерабочими праздничными днями.
В связи с тем, что занятия в МБОУ Крюковской СОШ выпадают на праздничные и выходные дни, уплотнение изучения учебного материала происходит за счёт объединения тем.
В приложении №1 к рабочей программе (Лист корректировки рабочей программы) указаны причины корректировки, корректирующие мероприятия, дата урока по факту.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Обучающийся должен уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ учащегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
письмо:
пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
проводить интонационный анализ простого предложения;
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Содержание тем учебного предмета
Вводный урок
Повторение изученного в 5-7 классах
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. Словосочетание как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь.
Простое предложение
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.
Односоставные предложения. Полные и неполные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Простое осложненное предложение
Предложения с однородными членами
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление
согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.
Слова-предложения
Особенности слов-предложений.
Повторение изученного в 8 классе
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема
Кол – во
часов
Диктант
Тестирование, с/р
Развитие речи
1.
Вводный урок
1 ч
2.
Повторение изученного материала в 5 – 7 классах
7 ч
1
3.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
5 ч
1
4.
Предложение.
Простое предложение
7 ч
1
5.
Главные члены предложения
5ч
1
6.
Второстепенные члены предложения
7 ч
1
7.
Односоставные предложения. Полные и неполные предложения
13 ч
1
1
8.
Осложнённое предложение. Предложения с однородными членами
16 ч
1
9.
Предложения с обособленными членами
24 ч
2
2
10.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.
Предложения с обращениями. Особенности слов – предложений
20 ч
1
1
1
Всего:
105 ч
7
3
5
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема, раздел
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1
Вводный урок о русском языке
1ч
02.09
Повторение изученного материала в 5 – 7 классах (7ч.)
2
Общие сведения о зыке. Богатство и выразительность русского языка.
1ч
05.09
3
4
Виды орфограмм.
Правописание безударных гласных и согласных в корне
2ч
07.09
09.09
5
Повторение морфологии и некоторых вопросов правописания
1ч
12.09
6
Правописание не с различными частями речи
1ч
14.09
7
Стартовая контрольная работа (диктант)
1ч
16.09
8
Микротекст. Микротема
1ч
19.09
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (5ч.)
9
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи.
1ч
21.09
10
Способы подчинительной связи
1ч
23.09
11
Основные виды словосочетаний
1ч
26.09
12
Цельные словосочетания
1ч
28.09
13
Сочинение «Что я знаю о словосочетании»
1ч
30.09
Предложение. Простое предложение (7ч.)
14
Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1ч
03.10
15
Основные виды простого предложения
1ч
05.10
16
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
1ч
07.10
17
18
Повторим орфографию. Орфограммы корня. Чередующиеся гласные в корне слова.
2ч
10.10
12.10
19
20
Изложение с элементами сочинения
«Обыкновенный человек»
2ч
14.10
17.10
Главные члены предложения (5ч.)
21
Подлежащее и способы его выражения
1ч
19.10
22
23
Сказуемое и его основные типы
2ч
21.10
24.10
24
Тире между подлежащим и сказуемым
1ч
26.10
25
Диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» (По К.Паустовскому)
1ч
28.10
Второстепенные члены предложения (7ч.)
26
Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении
1ч
07.11
27
Определение
1ч
09.11
28
Приложение
1ч
11.11
29
Дополнение. Основные виды обстоятельств
1ч
14.11
30
Контрольный диктант по теме
«Второстепенные члены предложения» (По В. Пескову)
1ч
16.11
31
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1ч
18.11
32
Повторим орфографию. Орфограмма в приставках
1ч
21.11
Односоставные предложения. Полные и неполные предложения (13ч.)
33
Понятие об односоставных предложениях. Определённо-личные предложения.
1ч
23.11
34
Неопределённо-личные предложения.
1ч
25.11
35
36
Безличные предложения
2ч
28.11
30.11
37
Назывные предложения
1ч
02.12
38
39
Обобщающий урок по теме
«Односоставные предложения»
2ч
05.12
07.12
40
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» (По Н.Сладкову)
1ч
09.12
41
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1ч
12.12
42
43
Особенности строения полных и неполных предложений
2ч
14.12
16.12
44
Подготовка к сжатому изложению.
Приемы сжатия текста
1ч
19.12
21.12
45
Сжатое изложение
1ч
23.12
Осложнённое предложение. Предложения с однородными членами (16ч.)
46
Углубление понятия об однородных членах предложения
1ч
26.12
47
Союзы при однородных членах предложения.
1ч
28.12
48
49
50
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
3ч
13.01
16.01
18.01
51
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
1ч
20.01
52
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами
1ч
23.01
53
54
55
Однородные и неоднородные определения.
3ч
25.01
27.01
30.01
56
57
Урок - практикум
«Предложения с однородными членами»
2ч
01.02
03.02
58
59
Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.
2ч
06.02
08.02
60
Контрольное тестирование по теме
«Предложения с однородными членами»
1ч
10.02
61
Анализ тестирования. Работа над ошибками
1ч
13.02
Предложения с обособленными членами (24ч.)
62
Понятие об обособлении
1ч
15.02
63
64
65
66
Обособление согласованных и несогласованных определений
4ч
17.02
20.02
22.02
24.02
67
68
Обособление приложений
2ч
27.02
01.03
69
Обобщение по теме «Обособление определений и приложений»
1ч
03.03
70
Диктант с грамматическим заданием
(По И.Соколову- Микитову)
1ч
06.03
71
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
1ч
08.03
72
Обособление дополнений
1ч
10.03
73
74
Р.р.Сочинение по данному началу «Каким быть?»
2ч
13.03
15.03
75
76
77
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.
3ч
17.03
20.03
22.03
78
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
1ч
24.03
79
Подготовка к домашнему сочинению
« Книга в моей жизни»
1ч
03.04
80
81
Обособление уточняющих членов предложения
2ч
05.04
07.04
82
Обобщающий урок
«Предложения с обособленными членами»
1ч
10.04
83
84
Повторим орфографию. Слитные, раздельные и дефисные написания.
2ч
12.04
14.04
85
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
1ч
17.04
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.
Предложения с обращениями. Особенности слов – предложений (20ч.)
86
87
88
89
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.
4ч
19.04
21.04
24.04
26.04
90
91
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему
2ч
28.04
01.05
92
93
94
Предложения с обращениями
3ч
03.05
05.05
08.05
95
Особенности слов – предложений
1ч
10.05
96
97
Обобщающий урок
«Предложения с вводными словами и обращениями»
2ч
12.05
15.05
98
Контрольный диктант по теме
«Предложения с вводными словами и обращениями»
( По К.Паустовскому)
1ч
17.05
99
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1ч
19.05
100
101
Практикум по пунктуации простого осложнённого предложения.