Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "От слова к словесности"»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор МАОУ СШ №19
_____________ Киреева Н.В.
___________ Дегтярева Н.А.
«___» _________________ 2016г.
Приказ от №
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева
города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа творческого объединения
« Русская словесность. Художественное слово»
Наименование направления: духовно-нравственное
Класс: 1
Уровень среднего общего образования
Учитель : ______________
Срок реализации программы, учебный год 2016-2017 учебный год
Количество часов по плану : 34
Количество часов в неделю : 1
Планирование составлено на основе
программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005)
« 01 » сентября 2016 г _______________________/ _______________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- формированиеустойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов;основ нравственного самосознания личности (совести) — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
– основ морали — осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в российском обществе представлениями о Добре и Зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки учащегося;
– способности учащегося выражать и отстаивать собственную нравственно оправданную позицию и критического отношения к собственным и чужим мыслям и поступкам на основе их соответствия базовым духовно-нравственным ценностям России;
– высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России;
– гражданской идентичности на основе целостного мировоззрения учащегося, опирающегося на традиционные ценности культуры России;
– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности к сопереживанию;
– ценностное отношения к семье как основе российского общества и семейным ценностям;
– основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры учащегося.
-воспитание духовно и нравственно развитой личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, и настроенной на творческое созидание и саморазвитие;
– культуры семейных отношений и памяти поколений;
– гражданственности, патриотизма, любви к семье, родному краю, соотечественникам, согражданам; своей Родине;
– культуры поведения учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры России;
– нравственных чувств и этического сознания;
– трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;
– ценностного отношения к природе;
– ценностного отношения к художественной культуре и творчеству;
– толерантности и веротерпимости.
Метапредметные результаты
-формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
– ценностно-смысловой сферы личности;
– умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
– умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества;
– готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– основ информационной культуры и ИКТ-компетенции
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– способами решения проблем творческого и поискового характера;
– навыками использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
– навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
– навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
– навыками ценностно-смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;
– логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– начальными сведениями о сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений;
– способностью понимания духовно-нравственного смысла и образности выражения произведений фольклорного, литературного, изобразительного и музыкального искусства;
– опытом социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.
– базовыми предметными и межпредметными связями, формирующими основы российской гражданской идентичности и целостного мировосприятия.
-воспитание способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;
– устойчивого интереса к изучению истории и культуры своей страны и своего народа;
– добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;
– ответственности и порядочности в отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями, соседями;
– готовности применения полученных знаний в быту, семейной жизни, дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:
– беседа;
– лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу;
– практическая работа с совместным выполнением образно-логических и проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала;
– практическая самостоятельная работа по выполнению упражнений в рабочей тетради;
– экскурсия.
Виды внеурочной деятельности:
-игровая;
-познавательная;
-досугово-развлекательная;
-художественное творчество
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
1.
Вводное занятие . От слова к словесности
1
2.
Что такое слово. Как возникло слово.
1
3.
Для чего служат слова.
1
4.
Что такое словесность. Формы словесности.
1
5.
Разговорный и литературный язык.
1
6.
Просторечие. Литературный язык.
1
7.
Язык художественной словесности.
1
8.
Язык художественной словесности. Устное описание картин
И.Левитана «Осень»; Остроухова «Золотая осень».
1
9.
Лексическое значение слова.
1
10.
Слова однозначные и многозначные. Слова – термины.
1
11.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении.
1
12.
Синонимы и антонимы. Их роль в художественных произведениях.
1
13.
Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях.
1
14.
Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова.
1
15.
Сравнение. Эпитет. Аллегория.
1
16.
Что такое текст. Тема и идея текста.
1
17.
Способы связи предложений в тексте.
1
18.
Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение.
1
19.
Формы словесного выражения. Диалог и монолог.
1
20.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм.
1
21.
Интонация. Цель высказывания и интонация.
1
22.
Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. Строфа.
1
23.
Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок.
1
24.
Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания.
1
25.
Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка.
1
26.
Басня. Особенности языка басен.
1
27.
Рассказ, повесть, роман.
Особенности языка эпического произведения.
1
28.
Сюжет и эпизод произведения.
1
29.
Что такое лирическое произведение. Зачем поэт говорит стихами.
1
30.
Стихи о природе, о животных.
1
31.
Стихи о событиях. Играем со словами!
1
32.
Что такое драматическое произведение. Пьеса – сказка.