kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рабочая программа организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "От слова к словесности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое слово

   Слово как единица языка и как словесное выска­зывание. Начальные сведения о происхождении  слов.

   Назначение языка: средство общения и взаимопо­нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "От слова к словесности"»

СОГЛАСОВАНО

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

 

Директор МАОУ СШ №19

_____________ Киреева Н.В.

 

___________ Дегтярева Н.А.

«___» _________________  2016г.

 

Приказ от             №



 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева

города Димитровграда Ульяновской области»  



Рабочая программа творческого объединения

« Русская словесность. Художественное слово»

 Наименование направления: духовно-нравственное

Класс: 1

Уровень среднего общего образования

Учитель : ______________

Срок реализации программы, учебный год 2016-2017 учебный год

Количество часов по плану : 34

Количество часов в неделю : 1

Планирование составлено на основе

  • программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005)

« 01 » сентября 2016 г                                            _______________________/ _______________________/

                                                                                              (подпись)                    (расшифровка подписи)



Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

- формирование устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов;основ нравственного самосознания личности (совести) — способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– основ морали — осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в российском обществе представлениями о Добре и Зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки учащегося;

– способности учащегося выражать и отстаивать собственную нравственно оправданную позицию и критического отношения
к собственным и чужим мыслям и поступкам на основе их соответствия базовым духовно-нравственным ценностям России;

– высокого ценностного отношения к духовному, историческому
и культурному наследию народов России;

– гражданской идентичности на основе целостного мировоззрения учащегося, опирающегося на традиционные ценности культуры России;

– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и способности к сопереживанию;

– ценностное отношения к семье как основе российского общества
и семейным ценностям;

– основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры учащегося.

-воспитание  духовно и нравственно развитой личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности культуры России, и настроенной на творческое созидание и саморазвитие;

– культуры семейных отношений и памяти поколений;

– гражданственности, патриотизма, любви к семье, родному краю, соотечественникам, согражданам; своей Родине;

– культуры поведения учащихся в соответствии с базовыми духовно-нравственными ценностями культуры России;

– нравственных чувств и этического сознания;

– трудолюбия и творческого отношения к труду и учебе;

– ценностного отношения к природе;

– ценностного отношения к художественной культуре и творчеству;

– толерантности и веротерпимости.

Метапредметные результаты

-формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;

– ценностно-смысловой сферы личности;

– умения учиться и способности к организации своей деятельности (планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей) как первого шага
к самообразованию и самовоспитанию.

– умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих;

– опыта социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества;

– готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– основ информационной культуры и ИКТ-компетенции

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– способами решения проблем творческого и поискового характера;

– навыками использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

– навыками активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– навыками использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

– навыками ценностно-смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами;

– навыками осознанного ценностно-смыслового построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;

– логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– начальными сведениями о сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений;

– способностью понимания духовно-нравственного смысла и образности выражения произведений фольклорного, литературного, изобразительного и музыкального искусства;

– опытом социального взаимодействия в современном российском обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.

– базовыми предметными и межпредметными связями, формирующими основы российской гражданской идентичности и целостного мировосприятия.

-воспитание способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию;

– устойчивого интереса к изучению истории и культуры своей страны
и своего народа;

– добросовестного отношения к учебе, домашним обязанностям и труду;

– ответственности и порядочности в отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями, соседями;

– готовности применения полученных знаний в быту, семейной жизни, дружеских отношениях и будущей трудовой и общественной деятельности.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:

– беседа;

– лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу;

– практическая работа с совместным выполнением образно-логических и проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала;

– практическая самостоятельная работа по выполнению упражнений в рабочей тетради;

– экскурсия.

Виды внеурочной деятельности:

-игровая;

-познавательная;

-досугово-развлекательная;

-художественное творчество

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Что такое слово

Слово как единица языка и как словесное выска­зывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопо­нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результа­тов познания мира и самопознания человека, нрав­ственных устоев общества. Значение языка для жиз­ни общества. Слово-заповедь.

/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размыш­ление о значении языка.

Что такое словесность

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свой­ства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие зна­чения языка в жизни от значения языка в произве­дении.

/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ­ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня­тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорно­го языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художест­венное произведение.

Богатство лексики русского языка

Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и много­значные. Употребление многозначных слов в произ­ведениях словесности.

Слова-термины, способы определения понятия.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Антонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Неологизмы, их роль в художественных произве­дениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна­чение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произ­ведению разговорную или книжную окраску.

/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по­нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино­нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз­мы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употреб­ление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Прямое и переносное значения слова

Прямое значение слова. Употребление слова в пе­реносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав­нений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изо­бразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Упо­требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Текст

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя­зи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

/// Определение темы и основной мысли текс­та. Устное и письменное изложение повествова­тельного текста. Создание собственного повествова­тельного текста на предложенную тему. Выразитель­ное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следст­венных отношений в рассуждении. Выразитель­ное чтение научного и художественного текс­та-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, мо­нолога.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс­те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествователь­ных вопросительных и побудительных предложени­ях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворно­го и прозаического произведений: определение ос­новного тона, пауз, ударений, повышений и по­нижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.

Устная народная словесность

Понятия: произведение, устная народная словесность.

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен­ности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого­ворки.

Использование в произведениях устной народ­ной словесности языковых средств выражения содержания.

/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Литературное эпическое произведение

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения

Эпическое произведение: произведение, в кото­ром рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения.

Особенности языка эпического произведения: по­вествование, описание и диалог в эпическом произ­ведении.

/// Понимание того, что эпическое произведе­ние — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение

Лирическое произведение: произведение, в кото­ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произ­ведении.

/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Литературное драматическое произведение

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима­ние рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ро­лям. Определение основного тона высказывания ге­роя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического про­изведения.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие . От слова к словесности

1



2.

Что такое слово. Как возникло слово.

1



3.

Для чего служат слова.

1



4.

Что такое словесность. Формы словесности.

1



5.

Разговорный и литературный язык.

1



6.

Просторечие. Литературный язык.

1



7.

Язык художественной словесности.

1



8.

Язык художественной словесности. Устное описание картин

И.Левитана «Осень»; Остроухова «Золотая осень».

1



9.

Лексическое значение слова.

1



10.

Слова однозначные и многозначные. Слова – термины.

1



11.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении.

1



12.

Синонимы и антонимы. Их роль в художественных произведениях.

1



13.

Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях.

1



14.

Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова.

1



15.

Сравнение. Эпитет. Аллегория.

1



16.

Что такое текст. Тема и идея текста.

1



17.

Способы связи предложений в тексте.

1



18.

Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение.

1



19.

Формы словесного выражения. Диалог и монолог.

1



20.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм.

1



21.

Интонация. Цель высказывания и интонация.

1



22.

Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. Строфа.

1



23.

Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок.

1



24.

Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания.

1



25.

Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка.

1



26.

Басня. Особенности языка басен.

1



27.


Рассказ, повесть, роман.

Особенности языка эпического произведения.


1




28.

Сюжет и эпизод произведения.

1



29.

Что такое лирическое произведение. Зачем поэт говорит стихами.

1



30.

Стихи о природе, о животных.

1



31.

Стихи о событиях. Играем со словами!

1



32.

Что такое драматическое произведение. Пьеса – сказка.

1



33 - 34

Итоговое занятие. Играем со словами!

2







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лямасова Галина Геннадьевна

Дата: 30.08.2018

Номер свидетельства: 476704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства