kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения и функциональной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по смысловому чтению для 8 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения и функциональной грамотности"»








Рабочая программа


учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

8 класс

                             















I .Пояснительная записка

Программа метапредметного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

Рабочая программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» является частью основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 17 имени А.А.Герасимова.

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»  рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

 снижение интереса к чтению;

 ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

 низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Программа ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

- I блок. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

- II блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

- III блок. Работа с текстом: оценка информации.

Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

  • способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Актуальность программы определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA (ProgrammerforInternationalStudentAssessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

  • не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

  • не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

  • не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

  • не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

  • не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

  • не могут учесть точку зрения или знания адресата;

  • не могут определить замысел и цели автора текста.


Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Также навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией.

В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.


II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности программы

Работа с текстом в примерных программах ООО представлена в трех разделах:

1) поиск информации и понимание прочитанного

2) преобразование и интерпретация информации

3)оценка информации

Планируемые результаты

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи – в том числе задачи, направленные на отработку практических моделей и понятий, и задачи , по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Предметные результаты обучения

 совершенствование техники чтения

 овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением

 овладение основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов;

 выбор стратегии чтения, отвечающей конкретной учебной задаче.

Метапредметные результаты обучения

 овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной деятельности;

 приобретение навыка рефлексивного чтения.

Личностные результаты обучения

 формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного общества».



Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся научится:

— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

—находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую

единицу информации в тексте);

—решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

—формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

—структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в

тексте таблицы, изображения;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

•определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.



Классы

Чему учить

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

8 класс

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртываниевыделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

-организовывать поиск информации:

приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, таблица «З –Х –У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»)Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

8 класс

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Работа с текстом: оценка информации

8 класс

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).критически относиться к рекламной информации;

- Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию.


Кластеры, логические цепочки, инсерт













II. Содержание курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

Раздел «Работас текстом: поиск информации и понимание прочитанного». Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации». Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации».Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.








III. Тематическое планирование.

Тема

Характеристика УУД

1

Введение в учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Особенности обучения в 8 классе.




Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

2

Текст. Виды текста.

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

3

Назначение текста

4

Основная тема и микротемы.

5

Композиция текста.

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;-выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

6

Проблемы, их формулировка.

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

7

Поиск информации в тексте.

находить в тексте требуемую информацию

8

Сюжет текста. Фабула.

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им

9

Избыточная информация в тексте и ее интерпретация.

организовывать поиск информации: - выделять не только главную, но и избыточную информацию;

10

Последовательность изложения в тексте авторских идей.

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

11

Авторская мысль и точка зрения читателя.

12

Критические статьи.

13

Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм.

-овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

14

Оглавление.

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

15

Ссылки и сноски в тексте.

16

Нумерация страниц. Главы и параграфы.

17

Преобразование текста в таблицы и схемы.

-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-интерпретировать текст.

18

Иллюстрирование текста.

19

Обобщение информации, данной в тексте.

20

Рецензия. Особенности жанра.

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


21

Отзыв.

22

Эссе.

23

Буктрейлер.

24

Литературоведческий анализ текста.

25

Лингвистический анализ текста.


Работа с текстом: оценка информации

26

Форма и содержание текста.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

27

Читатель и его жизненный опыт.

28

Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте.

29

Герои и персонажи в тексте.

В процессе работы с одним или с несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

30

Критерии оценки текста.

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте),
 критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию.

31

Логические связи в тексте.

32

Особенности авторской лексики.

33

Авторские ремарки, их назначение.

34

Комплексный анализ текста.

Итоговая проверочная работа.

Контроль достижения планируемых результатов освоения

учебного предмета.

Приложение I.




Учебно- методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

  5. Горячева, И. А. Русский язык: наглядность при работе с текстом методическое пособие / И. А. Горячева. – М.: Дрофа, 2003.

  6. Граник Г.Г. Когда книга учит /Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991.

  7. Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. - М.: 2001.

  8. Граник Г.Г. Путешествие в страну книги. Учимся понимать текст: в 4 частях. Для младших школьников /Г.Г. Граник, О.В. Соболева. – М.: 1998.

  9. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста //Вопросы психологии. 1993, №2.

  10. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М.: 1982.

  11. Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология / В. К. Дьяченко. — Красноярск: ККЦРО, 1998.

  12. Ерохина Е.Л. Литература. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2011.

  13. Зайцева С. А. Моделирование простых текстовых задач/ С. А. Зайцева. – М.: Чистые пруды, 2005.

  14. Иванова-Лукьянова Г.Н. Искусство понимания художественного текста //Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2010, №14.

  15. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное /Ф. Лезер. - М.: 1980.

  16. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»// http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.htm

  17. Междисциплинарная программа «Смысловое чтение»// http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7

  18. Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в 5 классе //Литература в школе. 1994, №2. С.74.

  19. Нефедова Н.А. Условия формирования способности и готовности самообучения в процессе чтения //Иностранные языки в школе. 1997, №1. С.14. 

  20. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

  21. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

  22. Окунев А. А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования / А. А. Окунев. — СПб.: Скифия, 2006.

  23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

  24. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

  25. Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997, №6. С.3.

  26. Смородинская М.Д. О культуре чтения /М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М.: Книга, 1984.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения и функциональной грамотности"

Автор: Ирина Константиновна Комиссарова

Дата: 16.08.2022

Номер свидетельства: 611798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства