kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа (Кружок "Юный лингвист")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для расширенного изучения русского языка. Cпособствует формированию грамотной и выразительной речи учащихся, осмыслению различных элементов идейного содержания и художественной структуры литературного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (Кружок "Юный лингвист")»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ с. Заветное» Энгельсского района Саратовской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Юный лингвист»

Программу разработала

Полякова Татьяны Алексеевны,

учитель русского языка и литературы I категории.

20___-20___ учебный год









Образовательная программа кружка

«Юный лингвист»

Цель программы:

  • формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;

  • осмысление различных элементов идейного содержания и художественной структуры литературного произведения.

Задачи программы:

  • повысить речевую компетентность обучающихся;

  • научить чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения;

  • научить характеризовать художественные особенности текста во взаимосвязи с его проблемным содержанием, определять изобразительные средства, их роль в выражении авторской позиции;

  • подготовить обучающихся к успешной сдачи экзаменов по литературе и русскому языку;

  • подготовить обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку и литературе;



Пояснительная записка

Направленность данной дополнительной образовательной программы - культурологическая. Она предназначена для реализации в 8 классе общеобразовательной школы в течение одного учебного года, рассчитана на 1 час в неделю (35 ч за учебный год).

Программа обладает несомненной актуальностью. Как известно, изучение большинства разделов русского языка (фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, морфологии, словообразования, орфографии) завершается к концу 7 класса, а части тем раздела «Пунктуация» к концу 8-го. Основные образовательные программы по курсу русского языка в 9 классе ориентированы большей частью на рассмотрение синтаксиса и пунктуации сложного предложения, менее - на повторение изученного в 5-8 классах. Между тем ясно, что для поддержания на должном уровне всех типов и видов языковых и речевых умений выпускников основной школы необходимы не только работа по закреплению изученного о речевой деятельности, знаний и умений по грамматике, коррекция имеющихся пробелов, но и рассмотрение наиболее трудных случаев языковой и речевой практики.

Внимание данной программы сосредотачивается на трудных вопросах применения орфографических и пунктуационных правил, вариативности словоупотребления и расстановки знаков препинания. Курс помогает обучающимся изучить типологию ошибок, овладеть приемами литературной правки и редактирования. В этом его педагогическая целесообразность. Программа отличается новизной в плане подготовки обучающихся 8 класса к государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования, т.к. они подробно знакомятся со структурой работы, критериями ее оценивания и последовательно отрабатывают механизм выполнения, на что в обычных условиях обучения по основной программе недостаточно времени. Практическая деятельность учащихся становится целенаправленной, конкретной, осознанной. В итоге обучающиеся уже в 8 классе получат ответы на вопросы: в какой форме будет проходить аттестация и как успешно ее пройти (как выполнить задания части 1, 2, 3).

Цель дополнительной образовательной программы - рассмотрение наиболее трудных случаев применения языковых и речевых умений при подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов. Она достигается, во-первых, подачей теоретического материала блоками, во-вторых, формированием на практических занятиях лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. В центре внимания - обе стороны речи: с одной стороны, связная, логически цельная, с другой - грамматически, орфографически и пунктуационно грамотная. Связная письменная речь отрабатывается в формах, которыми недостаточно владеют выпускники (изложение, сочинение). Навыки правописания совершенствуются и/или корректируются через рассмотрение трудных случаев путем работы с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, памятками и последующих тренировочных упражнений.

Основная форма реализации содержания программы - учебное занятие с устными и письменными упражнениями, практикумы и консультации. Результативность обучения определяется через систему тестирования в форме, максимально приближенной к ГИА выпускников 9 класса.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.


На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • составление обобщающих таблиц и схем;

  • самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • самостоятельный отбор материала;

  • работа в группах;

  • проведение деловых игр и практикумов;

  • работа с пакетами КИМов;

  • написание изложений и сочинений.

Курс рассчитан на один год, по одному занятию в неделю.

Количество занимающихся в кружке -22 учащихся 8 класса.


Ожидаемые результаты: обучающиеся должны знать/понимать

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально­делового стилей, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

обучающиеся должны уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • понимать цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию;

  • создавать тексты различных стилей и типов;

  • применять различные приемы сжатия текста;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать на практике основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.





Учебно-тематический план



Тема раздела

Количество часов

1

Введение.

1

2

Культура речи.

4

3

Лексика.

6

4

Выразительность русской речи.

2

5

Текстоведение.

8

6

Сжатое изложение.

3

7

Сочинение-рассуждение.

10

8

Итоговое занятие.

1



















СОДЕРЖАНИЕ

программы кружка «Юный лингвист»


Знакомство с содержанием программы кружка «Юный лингвист».

Культура речи. Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения. (Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.)

Речевые ошибки и способы их устранения.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Фразеологические обороты.

Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, на морально-этическую тему.

Комплексный анализ текста как основа подготовки к изложению и сочинению (комплексные задания). Итоговая работа.

Подведение итогов работы кружка.




























Календарно - тематическое планирование занятий кружка



Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Коррекция

1

Знакомство с содержанием программы кружка «Юный лингвист».

1



2

Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения.

1



3

Языковые нормы и варианты норм.

1



4

Орфоэпические нормы.

1



5

Речевые ошибки и способы их устранения. Тестовая работа.

1



6 -7

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы.

2



8 - 9

Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Тестовая работа.

2



10 11

Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа.

2



12

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

1



13

Средства выразительности (тропы и фигуры речи). Тестовая работа.

1



14

Текст. Признаки текста.

1



15

Основные функциональные стили речи.

1



16

Функциональные типы речи.

1



17

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

1



18

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1



19

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1



20

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1



21

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста?

1



22

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости

(сжатое изложение содержания прослушанного текста).

1



23

24

Проверочная работа. Написание сжатого изложения и его анализ.

2



25

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1



26

27

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1). Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

2



28

29

Сочинение-рассуждение по цитате из самого текста (15.2). Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

2



30

31

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему на основе проблемы, поднятой в тексте (15.3): тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.

2



32

Вторичные тексты. Критерии оценивания вторичных текстов.

1



33

Обучение оцениванию текстов по критериям.

1



34

Комплексный анализ текста как основа подготовки к изложению и сочинению (комплексные задания). Итоговая работа.

1



35

Подведение итогов работы кружка.

1


















































































































































































































































































































Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1.Разработки лекций, бесед, консультаций, практических занятий.

2.Методические рекомендации по проверке работ учащихся на ОГЭ.

3.Дидактические материалы:

  • Львова С.И., Замураева Т.И. Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Русский язык. Тренировочные задания. М.: ЭКСМО, 2008.

  • Сычева В.П. Русский язык. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2008.

4.Алгоритмы к правилам русской орфографии.

5.Карточки для групповой и индивидуальной работы.

6.Памятки по написанию изложений и сочинений.














































































































































































































































































































































































Список литературы для обучающихся:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2000г.

  2. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2006г.

  3. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА. 9 класс, - М., 2010г.

4. Петкевич Л.А. Все правила русского языка в таблицах. Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2006.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Справочник школьника. Орфография и пунктуация. М.: Махаон, 2007.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис- Пресс, 2006.

7. Словарь литературоведческих терминов. - М., 2000г.

Список литературы для учителя:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. -М, 1995г.

  2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.: Просвещение, 1987

  3. Божко. Беседы о русской стилистике и культуре речи. Волгоград., 2006г.

  4. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. М.,

  5. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. Пермь., 2006г.

  6. Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом: секреты успеха. -Пермь., 2005г.

  7. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА. 9 класс, -М., 2010г. Кривоплясова Г.В.Средстваи приемы выразительной речи. - Волгоград., 2006г.

  8. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: Высшая школа. 1983

  9. Львова С.И. Уроки словесности. -М., 2001г.

10.Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором текста. М.; 1988.

11.Тимофеева Г.В. Организация работы над речевыми нормами. .­Пермь., 2004г.

12. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. М., 1990.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа (Кружок "Юный лингвист")

Автор: Полякова Татьяна Алексеевна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515165


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства