Рабочая программа факультатива по русскому языку для 6 класса "Страна Фразеология"
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 6 класса "Страна Фразеология"
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Страна Фразеология" предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 35 часов. Данная программа поможет при подготовке учащихся к выполнению задания 14 Всероссийской проверочной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку для 6 класса "Страна Фразеология"»
Муниципальный район «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маганинская средняя общеобразовательная школа им. С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»
УТВЕРЖДЕНО:
Решением педагогического совета
от «___» __________________ 2020 года
протокол №________________________
Директор _________ /Бурнашева Н.И./
Рабочая программа
по русскому языку для 6 класса
«Страна Фразеология»
Авторская разработка учителя русского языка и литературы
Петрова Г.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фразеология как один из разделов курса русского языка в современной общеобразовательной школе имеет огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. «Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации» (Маслова В.А. Лингвокультурный аспект русской фразеологии / Лингвокультурология / В.А. Маслова. М.: Академия, 2001.)
Систематическому изучению раздела «Фразеология» в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество часов (1 или 2 по разным рабочим программам). Поэтому наиболее важной проблемой является такое поурочное распределение материала, чтобы в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах.
Считаем, что изучение фразеологизмов должно быть систематическим и течение учебного года. Благодаря свойствам фразеологизмов, а именно: образности, экспрессивности и слитности значения, - наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Именно поэтому почти все известные писатели , даже во времена Гомера, использовали фразеологизмы для создания колорита и стилистической окраски своих произведений.
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы усвоения знаний об устройстве и функционировании русского языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическим ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей.
Цель факультатива – развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами.
Данная рабочая программа факультатива предназначена для учащихся 6 класс.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Час
1
Вводное занятие. Фразеологизмы и крылатые слова. Фразеологический словарь
1
2
Происхождение фразеологизмов. Собственно русские фразеологизмы
1
3
Фразеологизмы старославянского происхождения
1
4
Фразеологизмы, заимствованные из других языков
1
5
Фразеологизмы, употребляющиеся без перевода
1
6
Фразеологизмы-синонимы
1
7
Фразеологизмы-синонимы
1
8
Фразеологизмы-антонимы
1
9
Фразеологизмы-антонимы
1
10
Фразеологизмы в рисунках
1
11
Фразеологизмы, связанные со словами «голова», «глаза»
1
12
Фразеологизмы, связанные со словами «нос», «уши»
1
13
Фразеологизмы, связанные со словами «руки», «ноги»
1
14
Фразеологические игры
1
15
Фразеологизмы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
1
16
Фразеологизмы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
1
17
Фразеологизмы, которые начинаются со слова «как»
1
18
Фразеологизмы, которые начинаются со слова «как»
1
19
Фразеологизмы, состоящие из словосочетаний «имя прилаг. + имя существит.»
1
20
Фразеологизмы, в составе которых есть названия птиц
1
21
Фразеологизмы, в составе которых есть названия животных
1
22
Фразеологизмы, в составе которых есть названия рыб
1
23
Фразеологизмы, в составе которых есть названия насекомых
1
24
Творческая работа с использованием фразеологизмов
1
25
Фразеологизмы, в составе которых есть цифры
1
26
Фразеологизмы, в составе которых есть цифры
1
27
Фразеологические игры
1
28
Фразеологизмы в газетах и журналах
1
29
Фразеологизмы в телевидении
1
30
Современные фразеологизмы
1
31
Составители словарей фразеологизмов
1
32
Составители словарей фразеологизмов
1
33
Конкурс «В стране Фразеологии»
1
34
Фразеологический праздник. Защита проектов
1
35
Фразеологический праздник. Защита проектов
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате занятий учащиеся должны знать:
материал о происхождении фразеологизмов, их классификацию.
В результате занятий учащиеся должны уметь:
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов.
В результате занятий учащиеся должны стремиться:
совершенствовать навыки анализа различных фактов языка,
расширять свой лингвистический кругозор,
развивать творческие возможности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Вульфсон Р.Е., Соколова М.В., Ямпольская З.Г. Упражнения по лексике и фразеологии. М., Просвещение, 1973.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: «Просвещение», 1990.
Журнал «Литература в школе» , №№ 2-5 1985 г., 5-6 1987 г., 4-5 1989 г., 1-3 1999 г. , 1-6 2003 г., 2-4 2008 г., 3-5 2010 г.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1999.
Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
Учебный фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов, Н.А. Ковалёва. – М.: АЙРИС-пресс, 2014.
Фразеологический словарь для школьников / Составитель Т.А.Химина. – СПб.: Издательский дом «Литера»,2002.
Шанский Н.М. В мире слов: Книга для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1985.