Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы, авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов/ М.: Дрофа, 2010 г.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку 2004 г. и программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы, авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов/ М.: Дрофа, 2010 г.
В связи с календарным учебным графиком (35 учебных недель, а также с учётом выходных и праздничных дней), на изучение русского языка по базисному учебному плану в школы выделяется 102 часа (3 часа в неделю).
опознавать единицы синтаксиса;
проводить анализ словосочетаний предложений;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Простое предложение.
Односоставные предложения.
Прямая и косвенная речь.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Общие сведения о русском языке |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 | |
Повторение изученного в 5-7 классах |
2 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | |
3 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | |
4 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 1 | |
5 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 1 | |
6 | Употребление дефиса | 1 | |
7 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 | |
8 | Контрольная работа по повторению изученного в 7-м классе. | 1 | |
9 | Р/Р. Разновидности речи. Стили речи | 1 | |
Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение |
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний . | 1 | |
11 | Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | |
12 | Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова и способу связи | 1 | |
13 | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | 1 | |
14 | Подготовка у изложению (подробное) по рассказу Д.Б. Кабалевского «О Бетховене» | 1 | |
15 | Изложение (подробное) по рассказу Д.Б. Кабалевского «О Бетховене» | 1 | |
16 | Предложение и его типы | 1 | |
17 | Интонация простого предложения | 1 | |
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения |
18 | Подлежащее и способы его выражения | 1 | |
19 | Сказуемое и способы его выражения | 1 | |
20 | Составное глаголь-ное сказуемое. Способы его выражения | 1 | |
21 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 1 | |
22 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 1 | |
23 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
24 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
25 | Административная контрольная работа за первую четверть | 1 | |
26 | Правила согласования главных членов предложения | 1 | |
27 | Р/Р. Типы речи | 1 | |
28 | Второстепенные члены предложения. Определение. Способы его выражения | 1 | |
29 | Согласованные и несогласованные определения | 1 | |
30 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | 1 | |
31 | Дополнение | 1 | |
32 | Дополнение | 1 | |
33 | Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | |
34 | Обстоятельство. Способы его выражения | 1 | |
35 | Обстоятельство. Способы его выражения | 1 | |
36 | Порядок слов в предложении | 1 | |
37 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 | |
38 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | |
39 | Анализ контрольной работы | 1 | |
40 | Репортаж, его тематика, задачи речи | 1 | |
Односоставные простые предложения |
41 | Виды односоставных предложений | 1 | |
42 | Определенно-личные предложения | 1 | |
43 | Неопределенно-личные предложения | 1 | |
44 | Обобщенно – личные предложения | 1 | |
45 | Административная контрольная работа за первое полугодие | 1 | |
46 | Безличные предложения | 1 | |
47 | Назывные предложения | 1 | |
48 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 | |
49 | Неполные предложения | 1 | |
50 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 | |
51 | Р/Р. Репортаж - описание | 1 | |
Предложения с однородными членами |
52 | Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов | 1 | |
53 | Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов | 1 | |
54 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | |
| | | |
55 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | |
56 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | |
57 | Однородные и неоднородные определения | 1 | |
58 | Однородные и неоднородные определения | 1 | |
59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | 1 | |
60 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | 1 | |
61 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |
62 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |
63 | Р/Р. Сочинение в жанре репортажа | 1 | |
Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями и вставными конструкциями |
64 | Предложения с обращениями | 1 | |
65 | Знаки препинания при обращении. Употребление обращения | 1 | |
66 | Предложения с вводными конструкциями | 1 | |
67 | Предложения с вводными конструкциями | 1 | |
68 | Предложения с вставными конструкциями | 1 | |
69 | Систематизация и обобщение изученного по темам «Обращение» и «Вводные конструкции» | 1 | |
70 | Р/Р. Публичное выступление на общественно значимую тему | 1 | |
71 | Обособление второстепенных членов предложения. Понятие об обособлении | 1 | |
72 | Обособление согласованных определений | 1 | |
73 | Обособление согласованных определений | 1 | |
74 | Обособление несогласованных определений, определений с обстоятельственным оттенком значения | 1 | |
75 | Обособление несогласованных определений, определений с обстоятельственным оттенком знания | 1 | |
76 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1 | |
77 | Р/Р. Статья в газету. Строение текста | 1 | |
78 | Р/Р. Статья в газету. Строение текста | 1 | |
79 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1 | |
80 | Обособление дополнений | 1 | |
81 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | 1 | |
82 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами | 1 | |
83 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 | |
84 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | 1 | |
85 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | |
86 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | |
87 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | |
88 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | |
89 | Р/Р. Сжатое изложение | 1 | |
90 | Р/Р. Сжатое изложение | 1 | |
Синтаксические конструкции с чужой речью |
91 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь | 1 | |
92 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь | 1 | |
93 | Цитаты и их оформление на письме | 1 | |
94 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью» | 1 | |
95 | Контрольная работа по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью» | 1 | |
96 | Р/Р. Портретный очерк | 1 | |
97 | Р/Р. Портретный очерк | 1 | |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе |
98 | Административная контрольная работа по итогам года | 1 | |
99 | Синтаксис и пунктуация | 1 | |
100 | Синтаксис и морфология | 1 | |
101 | Синтаксис и культура речи | 1 | |
102 | Сочинение на свободную тему | 1 | |