Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года).
Программа рассчитана на 105 часов, в том числе на контрольные диктанты.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
- подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой 2008 года издания, в программу по русскому языку включены следующие разделы:
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во час | Кален сроки | Факт. сроки | Планируемые результаты | КИМ |
Знания | Умения | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | I Повторение. Предложение. |
1 | Предложение. Выборочное написание предложений о предмете. | 1 | | | Знать правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. | Уметь выделять предложения из речи и текста. | Работать с основными компонентами учебника: - Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. | |
2 | Работа с деформированным предложением | 1 | | | Уметь дополнять пред-я подходящими по смыслу словами. | Тест |
3 | . Составление предложений по опорным картинкам. | 1 | | | Знать правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. | Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме). | Грамотно и каллиграфически правильно списывать текст в соответствии с утвержденными нормами. | Тек\контр. |
| | | | | | | | | II Звуки и буквы. |
4 | Определение звуков и букв. | 1 | | | Знать отличие звука от буквы. | Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Умение классифицировать, чисто и скоро писать. | Зр/ дик |
5 | Слова сходные по звучанию. Сходные по буквам слова | 1 | | | Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Тек\контр. |
| | | | | | | | | III Порядок букв в русской азбуке. |
6 | Алфавит (порядок букв в русском языке). | 1 | | | Знать алфавит Знать порядок букв в русской азбуке. | Уметь располагать несколько слов в алфавитном порядке | Упорядочивание информации по алфавиту. | Тек\контр. |
| | | | | | | | | IV Гласные и согласные звуки и буквы. |
7 | Согласные и гласные звуки и буквы. | 1 | | | Знать согласные буквы. | Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы. | Умение классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи | Р/К |
| | | | | | | | | V Гласные буквы – е, ё, и, э, ю, я. |
8 | Гласные буквы И, Е. | 1 | | | Знать гласные буквы | Уметь выделять гласные И, Е. | Четкое и правильное осознание цели своей работы. | Тек\контр. |
9 | Гласные буквы Ё, Ю. | 1 | | | Уметь выделять гласные Ё, Ю. | Нахождение в учебнике указанных упражнений, заданий. | |
10 | Гласные буквы Я, Э. | 1 | | | Уметь выделять гласные Я, Э | Работать с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. | Выб/ дик |
| | | | | | | | | VI Ударение в слове. |
11 | Ударение в слове. Знак ударение. Гласные ударные и безударные. | 1 | | | Знать: ударение в слове может быть только одно. | Уметь различать гласные ударные и безударные | Умение выделять главное. | |
12 | Упражнения в постановке ударения в словах. | 1 | | | Знать: ударение в слове может быть только одно. | Уметь различать гласные ударные и безударные | Устанавливать причинно-следственные связи. | Тек\контр. |
| | | | | | | | VII Слог как часть слова. |
13 | Слог как часть слова. Деление слов на слоги. | 1 | | | Знать гласные буквы | Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных. | Следить за правильной осанкой на рабочем месте. | Тек\контр. |
| | | | | | | | VIII Перенос слов при письме. |
14 | Перенос части слова при письме. | 1 | | | Знать правило переноса части слова. | Уметь переносить части слова при письме | Четко и правильно осознавать цель своей работы. | Тек\контр. |
15 | Правило переноса, где слог – гласная буква. | 1 | | | Составлять план работы. | Тек\контр. |
16 | Контрольный диктант №1 «Перенос слов при письме». | 1 | | | Знать правило переноса части слова. | Уметь переносить части слова при письме | Контролировать правильность результата работы. | К/Д |
| | | | | | | | IX Твердые и мягкие согласные. |
17 | Твердые и мягкие согласные (понятие) | 1 | | | Знать правописание твердых и мягких согласных. | Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании. | Уметь слушать, задавать уточняющие вопросы. | |
18-19 | Различение твердых и мягких при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. | 2 | | | Уметь классифицировать. Уметь объяснять, оказывать помощь. | Тек\контр. |
| | | | | | | | X Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. |
20 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 | | | Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова | Уметь анализировать слова по звуковому составу. | Уметь выражать свои мысли (монологическая речь). Сравнивать. | Тек\контр. |
21 | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. | 1 | | | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Выб/ дик |
| | | | | | | | XI Гласные после шипящих. |
22 | Правописание жи – ши. | 1 | | | Знать правописание жи – ши. | Уметь правильно писать сочетания жи – ши. | Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда. | Тек\контр. |
23 | Правописание ча – ща. | 1 | | | Знать правописание ча – ща. | Уметь правильно писать сочетания ча – ща. | Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. У. чисто и скоро писать. | Тек\контр. |
24 | Правописание , чу-щу. | | | | Знать правописание ча – ща. чу – щу. | | | |
25 | Гласные после шипящих. Закрепление. | 1 | | | Знать правописание гласных после шипящих. | У. правильно писать сочетания гл. с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Уметь видеть и исправлять ошибки. | Тест |
| | | | | | | | XII. Парные звонкие и глухие согласные. |
26 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | | | Знать парные звонкие и глухие согласные | Уметь различать парные зв. и глух. согласные. | Уметь анализировать, сравнивать. | Тек\контр. |
27 | Различие слов с парными звон. и глух. согласными Б-П, Д-Т, К-Г. | 1 | | | Уметь различать парные звонкие и глухие согласные: Б-П, Д-Т, К-Г. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Р/К |
28 | Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, З-С, В-Ф. | 1 | | | Уметь различать парные звонкие и глухие согласные: Ж – Ш, З-С, В-Ф | Грамотно и каллиграфически правильно списывать тексты в соответствии с утвержденными нормами. | Р/К |
| | | | | | | | XIII Звонкие и глухие согласные на конце слова. |
29 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | | | Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | Уметь различать парные звонкие и глухие согласные. | Уметь выделять главное. | Тек\контр. |
30-31 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 | | | | Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путём изменения формы слова. | Уметь составлять план ответа-объяснения. Уметь оказывать помощь. | Тек\контр. |
| | | | | | | | XIV Разделительный мягкий знак (ь). |
32 | Понятие о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным Ь знаком. | 1 | | | Знать значение разделительного мягкого знака | Уметь читать слоги и слова с разделительным Ь знаком. | Уметь организовать свое рабочее место. | Тек\контр. |
33 | Правило переноса слов с разделительным Ь знаком. | 1 | | | Знать правило переноса части слова | Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком | Уметь планировать текущую работу. | Зр/ дик |
34 | Контрольный диктант№2«Разделительный мягкий знак ». | 1 | | | Знать правописание Ь мягкого знака | Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком. | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку | К/Д |
35 | Дифференциация разделительного Ь и Ь смягчающего. | 1 | | | Знать правописание разделительного Ь и Ь, обозначающего мягкость согл. на конце и в середине слова. | Уметь различать слова с разделительным Ь и Ь знаком, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова. | Уметь сравнивать, классифицировать. | Выб/ дик |
| | | | | | | | XV Слово. Название предметов. |
36 | Слова, обозначающие названия предметов. | 1 | | | Знать названия предметов. Знать названия предметов. | Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов. | Следить за правильной осанкой на рабочем месте. | Тек\контр. |
37 | Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это? | 1 | | | Уметь различать слова, обозн названия предметов, по вопросам кто? что? | Уметь задавать уточняющие вопросы. | Пр/ дик |
38 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. | 1 | | | Уметь правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях. | Уметь составлять план. | Р/К |
39 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | 1 | | | Уметь планировать текущую работу. | Тек\контр. |
| | | | | | | | XVI Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. |
40 | Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. | 1 | | | Знать правописание имён собственных. | Уметь различать имена собственные от имён нарицательных. | Умение классифицировать. Уметь планировать текущую работу. | Тек\контр. |
41 | Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 1 | | | Знать свой домашний адрес, адрес школы. | Нацеливать себя на выполнение поставленных задач. | Тест |
| | | | | | | | XVII Названия действий. |
42 | Понятия о словах, которые обозначают названия действий. | 1 | | | Знать названия действий. Знать названия действий. | Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий. | Уметь выделять главное. | Тек\контр. |
43-44 | Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений. | 2 | | | Уметь различать слова, обозначающие названия действий, по вопросам что делает? что делал? что будет делать? | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Сл/ дик |
45 | Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов. | 1 | | | Уметь подбирать к предмету ряд действий и определять предмет по ряду действий. | Планировать текущую работу. | Тек\контр. |
| | | | | | | | XVIII Слова, обозначающие названия признаков. |
46 | Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. | 1 | | | Знать названия признаков. | У. находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозн предметы. | Уметь организовать свое рабочее место. | Тек\контр. |
47 | Дописывание слов отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? | 1 | | | Знать названия признаков. | Уметь называть признак (качество) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | Уметь анализировать, писать чисто и красиво. | Тек\контр. |
48 | Дополнение предложений названием признаков и названием предметов. | 1 | | | Знать названия признаков и названия предметов. | Уметь подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков. | Уметь планировать текущую работу. | Тек\контр. |
49 | Постановка вопросов к словам, обозначающих названия признаков. | 1 | | | Знать названия признаков. | У ставить вопр. к словам, обозн названия признаков (с помощью учителя). | Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. | Тек\контр. |
| | | | | | | | XIX Предлоги. |
50 | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. | 1 | | | Знать правописание предлогов Знать правописание предлогов | Уметь выделять предлог из потока речи. | Уметь анализировать. | Тек\контр. |
51 | Составление предложений по деформированному тексту. | 1 | | | Уметь находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). | Планировать текущую работу. | Тек\контр. |
52-53 | Ответы на вопросы. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. | 2 | | | Уметь правильно употреблять предлог в речи. | Уметь чисто и скоро писать. | Тек\контр. |
54 | Правильное употреблен ние предлогов в речи. | 1 | | | Уметь правильно выражать свои мысли (монол. речь). | |
55 | Контрольный диктант №3 «Предлоги». | 1 | | | Уметь находить предлоги и писать их раздельно со словами. | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами. | К/Д |
XX Предложение |
56 | Согласование слов в предложении. | 1 | | | Знать правило написания предложения. | Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме. | Уметь составлять план ответа связно высказываться. | Тек\контр. |
57-58 | Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением. | 1 1 | | | У. выделять пред-я из речи и текста; восс-ть нарушенный порядок слов в предл. | Придерживаться заданного темпа работы. | тест |
59 | Составление предложений по вопросам. | 1 | | | У. ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его. | Элементарно обосновывать высказанное суждение. | Тек\контр. |
60-61 | Повторение. Звуки и буквы. | 2 | | | Знать гласные и согласные, звонкие и глухие, шипящие. | Знание порядка букв в русском алфавите, деление слова на слоги, перенос слов, различение твердых и мягких согласных, правописание жи- ши, ча -ща, чу -щу. | Тек\контр. |
62 | Повторение. Слово. | 1 | | | Знать названия предметов, действия, признаков. | Умение выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Знание предлогов. Умение пользоваться словарем. | Тек\контр. |
63 | Повторение о словах, которые обозначают названия действий. | 1 | | | Знать названия действий | Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий и задавать к ним вопросы. | |
64 | Повторение о словах, которые обозначают названия признаков. | | | | Знать названия признаков. | Уметь подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков. | |
65 | Повторение о слова, обозначающие названия предметов. | | | | Знать названия предметов. | Уметь различать слова, обозн названия предметов, по вопросам кто? что? | |
66 | Большая буква в именах собственных. Повторение. | | | | Знать правописание имён собственных | Уметь различать имена собственные от имён нарицательных. | |
67 | Контрольный диктант №4 за год. | | | | Знать правописание слов с изученными орфограммами. | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами. | |
68 | | | | | | | |