Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку.8 класс.(По учебнику Львовой С.И.)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 14 г. Благовещенска»
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено приказом
«___» ___________2016г. зам. директора по УВР директора школы
Протокол № ______ ____________________ __________________ ___________________ «____»____________2016 г. №______от ________2016 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
8 «Г», «Д» класс
базовый уровень
Разработала:
Маркина Татьяна Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Благовещенск
2016 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартовначального общего, основного общего и среднего общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года от 29.05.2015 г.
Письма Министерство образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28 октября 2015 г.
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2018 годы, утверждённая педагогическим советом МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска», протокол №1 от 29 августа 2012 года.
Учебный план МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2016 - 2017 год.
Годовой календарный график МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2016 - 2017 учебный год.
10. Львова С. "Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс"
Для реализации программы используется учебник Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык» 8 класс. В 2-х частях. «Мнемозина», 2012
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку;
формы организации образовательного процесса;
содержание учебного предмета;
календарно-тематическое планирование;
планируемые результаты освоения учебного предмета;
перечень учебно-методического обеспечения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа разработана для 8-го класса. Количество часов для изучения предмета – 105 часов (3 часа в неделю), количество учебных недель – 35
Цель обучения:
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета.
Задачи
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
способствовать формированию умения применять полученные знания и умения в собственной речевой практике;
обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока:; диспут, викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.
Формы обучения
Синтетический (комбинированный) урок,
урок - творческий практикум,
урок-игра,
элементы урока - путешествия.
Содержание учебного предмета
№
Содержание
Количество часов
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16.
Русский язык – национальный язык русского народа
Повторение изученного в 5-7 классах
Функциональные разновидности русского языка
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики
Словосочетание как единица синтаксиса
Предложение как единица синтаксиса
Строение простого предложения
Односоставные предложения
Простое осложнённое предложение
1.Предложения с однородными членами
2.Предложения с обособленными членами
3.Обособленные определения и приложения
4.Обособленные обстоятельства и дополнения
5.Уточняющие члены предложения
6.Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
Повторение изученного
Итого:
из них уроков развития речи
2
7
10
2
3
16
11
1
10
4
7
7
5
10
10
105
6
Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слова. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания.
Функциональные разновидности русского языка. Разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на слушателя (читателя). Языковые средства. Основные жанры.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Порядок слов в предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, по наличию второстепенных членов, по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Правильное построение простого предложения.
Односоставные предложения. Грамматические признаки односоставных предложений. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных и двусоставных неполных предложений. Типичные модели односоставных глагольных предложений.
Простое осложнённое предложение. Признаки простого осложнённого предложения (обобщение). Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обособленными членами предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие и присоединительные члены предложения. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометиями. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями и обращениями.
Повторение изученного. Обобщение сведений по разным разделам лингвистики. Основные виды орфограмм и пунктограмм.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Тип урока
Дата проведения
План.
Факт.
Русский язык - национальный язык русского народа
2ч
1
Язык как основное средство общения в национальном коллективе
1
лекция
2
Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения.
1
Комбинирован.
Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 классах)
7ч
3
Слово как основная единица языка
1
Ознакомление с новым материалом
4
Трудные случаи различения слов разных частей речи.
1
Ознакомление с новым материалом
5
Трудные случаи орфографии.
1
Ознакомление с новым материалом
6
Слитное и раздельное правописание НЕ со словами разных частей речи.
1
Ознакомление с новым материалом
7
Основные функции знаков препинания.
1
Комбинирован.
8
Трудные случаи пунктуации.
1
Комбинирован.
9
Контрольная работа №1 Диктант с языковым анализом
1
Проверка и коррекция
Текстоведение
10ч
10
Функциональные разновидности языка. Основные признаки устной и письменной речи.
1
Ознакомление с новым материалом
11
Разговорная речь. Основные жанры разговорной речи.
1
Комбинирован.
12
РР Сжатое изложение (№ 107)
1
Проверка и коррекция
13
Официально-деловой стиль речи.
1
Ознакомление с новым материалом
14
Основные жанры официально-делового стиля.
1
Ознакомление с новым материалом
15
Научный стиль.
1
Ознакомление с новым материалом
16
Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля речи.
1
Ознакомление с новым материалом
17
РР Сочинение-репортаж (№154)
1
Проверка и коррекция
18
Язык художественной литературы.
1
Комбинирован.
19
Контрольная работа №2. Зачёт по разделу «Текстоведение»
1
Проверка и коррекция
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
73ч
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики
2ч
20
Синтаксис как раздел лингвистики.
1
Ознакомление с новым материалом
21
Пунктуация как раздел лингвистики
1
Ознакомление с новым материалом
Словосочетание как единица синтаксиса
3ч
22
Словосочетание и его признаки.
1
Ознакомление с новым материалом
23
Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.
1
Комбинирован.
24
Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.
1
Комбинирован.
Предложение как единица синтаксиса
16ч
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
6ч
25
Предложение как основная единица синтаксиса.
1
Комбинирован.
26
Виды предложений по цели высказывания.
1
Ознакомление с новым материалом
27
Виды предложений по эмоциональной окраске и по характеру выражения отношения к действительности.
1
Комбинирован.
28
Виды предложений по наличию второстепенных членов и по наличию необходимых членов предложения.
1
Ознакомление с новым материалом
29
Интонация предложения
1
Комбинирован.
30
Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
1
Комбинирован.
СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
10ч
31
Грамматическая основа предложения.
1
Комбинирован.
32
Морфологические способы выражения подлежащего.
1
Комбинирован.
33
Морфологические способы выражения простого и составного глагольного сказуемого.
Второстепенные члены предложения. Определение (согласованное, несогласованное; приложение).
1
Ознакомление с новым материалом
38
Дополнение (прямое и косвенное).
1
Комбинирован.
39
Обстоятельство. Виды обстоятельств.
1
Комбинирован.
40
Культура речи. Правильное построение простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении.
1
Комбинирован.
Односоставные предложения
11ч
41
Односоставные предложение, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений.
1
Ознакомление с новым материалом
42
Типичные модели назывных предложений.
1
Комбинирован.
43
Типичные модели односоставных глагольных предложений. Определённо-личное предложение.
1
Ознакомление с новым материалом
44
Определенно-личные предложения.
1
Ознакомление с новым материалом
45
Неопределённо-личное предложение.
1
Ознакомление с новым материалом
46
Обобщённо-личное предложение.
1
Ознакомление с новым материалом
47
Безличное предложение.
1
Ознакомление с новым материалом
48
Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.
1
Проверка и коррекция
49
РР Обучающее изложение на основе №411.
1
Проверка и коррекция
50
Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения».
1
Закрепление пройденного
51
Контрольная работа №3. Зачёт по теме «Односоставные предложения».
1
Проверка и коррекция
Простое осложнённое предложение
Всего43ч
52
Простое осложнённое предложение и его признаки.
1
Ознакомление с новым материалом
Предложение с однородными членами
10 ч
53
Предложения с однородными членами.
1
Ознакомление с новым материалом
54
Однородные члены предложения, их признаки, способы связи.
1
Ознакомление с новым материалом
55
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
1
Ознакомление с новым материалом
56
Однородные и неоднородные определения.
1
Комбинирован.
57
РР Сочинение на основе №450
1
Комбинирован.
58
Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах.
1
Ознакомление с новым материалом
59
Стилистические возможности предложений с однородными членами.
1
Ознакомление с новым материалом
60
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.
1
Ознакомление с новым материалом
61
Повторение и обобщение по теме «Предложения с однородными членами».
1
Закрепление пройденного
62
Контрольная работа №4. Диктант с языковым анализом.
1
Проверка и коррекция
Предложения с обособленными членами
4ч
63
Предложения с обособленными членами.
1
Ознакомление с новым материалом
64
РР Изложение( на материале №478).
1
Закрепление пройденного
65
Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения.
1
Комбинирован.
66
Обособленные уточняющие члены предложения.
1
Комбинирован.
Обособленные определения и приложения
7ч
67
Обособленные определения.
1
Ознакомление с новым материалом
68
Обособленные приложения.
1
Проверка и коррекция
69
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями.
1
Ознакомление с новым материалом
70
Причастный оборот как разновидность согласованного распространённого определения.
1
Комбинирован.
71
Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными определениями.
1
Закрепление пройденного
72
Постановка знаков препинания в предложениях с приложениями.
1
Закрепление пройденного
73
РР Контрольное изложение с элементами сочинения (№503).
1
Проверка и коррекция
Обособленные обстоятельства и дополнения
7ч
74
Обособленные обстоятельства.
1
Ознакомление с новым материалом
75
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами.
1
Комбинирован.
76
Обособление дополнений.
1
Комбинирован.
77
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.
1
Комбинирован.
78
Сравнительный оборот.
1
Комбинирован.
79
Пунктуация при сравнительном обороте. Союзы при сравнительных оборотах.
1
Ознакомление с новым материалом
80
Интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.
1
Комбинирован.
Уточняющие члены предложения
5ч
81
Уточняющие члены предложения.
1
Ознакомление с новым материалом
82
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами.
1
Ознакомление с новым материалом
83
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
1
Ознакомление с новым материалом
84
Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения».
1
Закрепление пройденного
85
Контрольная работа №5.Диктант с языковым анализом по теме «Предложения с обособленными членами».
1
Проверка и коррекция
Предложения с вводными конструкциями, обращением, междометиями.
10ч
86
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.
1
Комбинирован.
87
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника
1
Ознакомление с новым материалом
88
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
1
Ознакомление с новым материалом
89
Группы вводных слов и выражений по значению.
1
Закрепление пройденного
90
Вводные предложения.
1
Комбинирован.
91
Вставные конструкции.
1
Закрепление пройденного
92
Обращение и способы его выражения.
1
Ознакомление с новым материалом
93
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
1
Комбинирован.
94
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
1
Закрепление пройденного
95
Контрольная работа №6. Диктант по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями».
1
Проверка и коррекция
Повторение изученного
10ч
96
Повторение пунктуации. Предложения с однородными членами.
1
Обобщение и систематизация знаний
97
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
1
Обобщение и систематизация знаний
98
Предложения с обособленными определениями и приложениями.
1
Обобщение и систематизация знаний
99
Предложения с обособленными дополнениями и обстоятельствами.
1
Обобщение и систематизация знаний
100
Предложения с уточняющими членами.
1
Обобщение и систематизация знаний
101
Предложения с вводными словами и обращениями.
1
Обобщение и систематизация знаний
102
Контрольная работа№7.Диктант по теме «Повторение изученного».
1
103
Повторение. Стили речи.
1
Обобщение и систематизация знаний
104
Лингвистический анализ текста.
1
Обобщение и систематизация знаний
105
Уместное использование в речи различных стилей.
1
Обобщение и систематизация знаний
Перечень учебно-методического обеспечения.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003. – 144 с.
Материалы к уроку русского языка. [Электронный ресурс], режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/
Научно-методический журнал «Филолог». [Электронный ресурс], http://philolog.pspu.ru/index.shtml
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., - М. : Мнемозина, 2008. – 215 с.
Сборник тестовых заданий для тематического и тогового контроля. 8 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И.Капинос,
Л.Н.Пучкова, А.О.Татур. – М.: «Интелллект – Центр», 2010. – 144 с.
Справочные материалы по русскому языку, полезная информация. [Электронный ресурс], режим доступа:
Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – Санкт-Петербург: Тригон, 1997. – 656 с.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.- 159 с.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Галынский М.С. Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение / М.С.Галынский. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983. – 124 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988. – 204 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 19 изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1992. – 704 с.
Орфографический словарь русского языка: 106 000 / Институт рус. яз.; Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 30-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1999. – 400 с.
Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование» 2008, - 10008 с.
Литература для учащихся.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981. – 176 с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. – 312 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Львова С. И. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2007 – 2011 (любое издание)..
Успенский Л. В. Слово о словах. – М.: АСТ Зебра Е, 2009.(или любое издание.) – 496 с.
Школьные словари русского языка.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
Словарь синонимов и антонимов / Сост. О.А.Михайлова. – Переиздание. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У-Фактория», 2002. – 512 с.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. –– М.: Издательство «Цитадель-Трейд», 2002. – 576 с.
Фразеологический словарь русского языка для школьников. / Сост. Л.А.Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 412 с.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 1997. – 400 с.