Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по рус.языку 1кл по программе ПНШ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
…………………………..
«Рассмотрена»
на заседании методсовета
Протокол № ___ от
«__»__............_2016_г.
Согласовано зам по УВР
……………А.И.
«__»__..........__2016_г.
«Утверждена»
Приказ № ……-од от «__»_...............2016 г.
Директор школы:__________
…………………….
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
1 класс
начальная ступень образования
Составитель рабочей программы
……….. …………., учитель начальных классов,…..квалификационной категории
2016г.
………….
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы
К концу изучения блока программы «Русский язык» у первоклассников будут сформированы следующие результаты:
Предметные результаты освоения учебной программы к концу подготовительного периода
Обучающиеся научатся:
* на уровне образных элементарных представлений различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
* называть и различать по форме структурные единицы графической системы элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
* составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
*правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» блок «Обучение грамоте (письмо)» к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
звуки русского языка делить на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
согласные делить на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;
слово представляет собой единство звучания и значения;
звучащее слово делить на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;
основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;
устное высказывание членить на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.
акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;
читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
выполнять узоры-бордюры и росчерки.
На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» блок
«Обучение грамоте (письмо)» к концу заключительного периода
Обучающиеся научатся:
* понимать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
* графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
* форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
* иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
* связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
* ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
* выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
* анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
* осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
*применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].
Планируемые предметные результаты изучения курса «Обучение грамоте (письмо)»
Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
Обучающиеся научатся:
анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков:
* сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
* анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;
* обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
* обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);
* выяснение общих черт непарных согласных.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
* формирование понятия «звук» через анализ моделей;
* поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
* формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
* формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
установление причинно-следственных связей:
между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной
деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность).
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык»
к концу 1-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
Различать звуки и буквы;
Различать буквы и их основные звуковые значения;
Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
Делить слова на слоги, определять ударный слог;
Пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;
Пользоваться способом обозначения звука [й’] в начале слова;
Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
Соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
Различать предложение и слово;
Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;
Писать прописную букву в именах собственных;
Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
Писать словарные слова определённые программой;
Писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
Списывать небольшой текст по правилам списывания;
Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык»
к концу 1-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради.
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте (договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);
выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них
Вобласти регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Содержание предмета «Русский язык» блок «Обучение грамоте. Письмо» 1 класс (115 ч.)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (12 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (88 ч.)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных).
Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее).
Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (15 ч)
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.
Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Содержание курса «Русский язык» 1 класс (50 ч)
УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.
Фонетика и орфография (графика) (27 ч.)
Правильное название букв. Употребление пробела между словами, знака переноса. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова. Построение звуковой схемы слова.
Морфология (7 ч.)
Слова-названияпредметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги).
Синтаксис и пунктуация (12ч.)
Прописная буква в именах собственных. Слово и предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски. Построение схемы предложения. Речь письменная и устная.Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
Развитие речи (4 ч.)
«Азбука вежливости»
Несколько формул речевого этикета (ситуации приветствия, прощания, извинения, благодарности, обращения с просьбой), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Чтение и письмо
Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, формулировок. Отличие письменной речи от устной. Списывание текста. Написание под диктовку текста (20-25 слов).
Формы контроля: комплексная итоговая работа (за год).
Тема
Характеристика основных видов деятельности
Формы организации учебных занятий
1-ый год обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Различать звуки и буквы;
различать буквы и их основные звуковые значения;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
делить слова на слоги, определять ударный слог;
пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
пользоваться способом обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Часть уроков проводятся интегрировано с другими уроками. Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, урок открытия нового, в форме Заседания клуба «Ключ и Заря». Используется коллективная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Раздел «Орфоэпия»
соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Синтаксис»
Различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения); списывать небольшой текст по правилам списывания;
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
писать словарные слова, определенные программой;
писать под диктовку текст объемом 18 — 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема раздела
Кол-во часов
Тема урока
дата
Виды деятельности
Планируемые результаты
Оценка результатов
Коррекция
предметные
метапредметные
1
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Тетрадь по письму №1
Знакомятся с гигиеническими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма
Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями
Ориентироваться в пространстве
Проверка по образцу
2
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо прямой
линии.
Пространственная ориентация
Написание вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках
Уметь писать прямые линии; ориентироваться в тетради; пользоваться устной речью в различных ситуациях
Моделировать разные ситуации расположения линий на плоскости (тетрадь)
Самопроверка. Проверка по образцу
3
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила
Знакомятся с пространственной ориентацией на странице тетради, ее разлиновка
Знать границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради
Ориентироваться в пространстве
Проверка по образцу
4
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений.
Гигиенические
правила
Записывают короткую и длинную прямую линию
Знать гигиенические правила письма.
Уметь писать короткую и длинную прямые линии
Исследовать объекты письма и сравнивать их между собой
Текущий.
Самопроверка
5
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила
Записывают прямые линии с закруглением с одной стороны: влево и вправо
Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь писать прямую линию с закруглением с одной стороны: влево и вправо
Анализировать объекты письма: элементы печатных и письменных русского алфавита
Текущий.
Проверка по образцу
6
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила
Записывают наклонную прямую с закруглением с двух сторон (г)
Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь писать наклонную прямую с закруглением с двух сторон
Описывать свойства линий и сравнивать их
Текущий.
Проверка по образцу
7
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила
Записывают наклонную прямую с петлёй вверху и внизу
Уметь писать наклонные прямые с петлёй вверху и внизу; правильно сидеть за партой
Описывать, сравнивать свойства линий на плоскости
Текущий.
Проверка по образцу
8
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Гигиенические правила
Записывают полуовал с петлёй в рабочей строке (е)
Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь писать полуовал с петлёй в рабочей строке (е); правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями
Сравнение, группировка и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы
Текущий.
Проверка по образцу
9
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху
Записывают плавную наклонную линию с закруглением слева снизу и справа сверху
Знать, называть, различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями
Описывать и различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита
Текущий.
Проверка по образцу
10
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо овалов: малого и большого
(О, о)
Записывают овалы: малый и большой (О, о)
Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь писать большой и малый овалы
Исследовать овалы, сопоставлять, сравнивать по общим и отличительным признакам
Текущий. Проверка по образцу
11
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева
Записывают полуовалы: письмо справа и письмо слева
Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь писать полуовалы
Ориентировка в пространстве и на плоскости
Текущий. Проверка по образцу
12
Обучение грамоте.
Подготовительный
период
1
Письмо короткой прямой линии с половинным овалом
Записывают короткую прямую линию с половинным овалом (б)
Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями; писать короткую прямую линию с половинным овалом (б)
Воспроизводить элементы письменных букв в процессе изображения узоров-бордюров
Тематический. Самопроверка. Проверка по образцу
13-14
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звуко-буквенной схемой
Учатся: различать гласные звуки и буквы, выполнять звуко-буквенный анализ(как основу «перевода» слова звучащего в слово написанное). Записывают строчную и заглавную букв А, а.
Знать признаки гласных звуков.
Уметь писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму
Анализировать звуко-буквенные схемы
Текущий. Самопроверка. Проверка по образцу
15-16
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв О, о
Записывают строчную и заглавную букву О, о
Знать, что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении.
Уметь выполнять узоры-бордюры и росчерки
Анализ и моделирование письменных букв из элементов-шаблонов
Текущий. Самопроверка. Проверка по образцу
17-18
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв У, у
Записывают строчную и заглавную букву У, у
Знать правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Уметь соотносить и писать печатную и письменную буквы
Исследовать прием тактирования и использовать его в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки
Текущий. Самопроверка. Проверка по образцу
19
Звуко-буквенный период
1
Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау. Подготовка к введению алгоритма письма под диктовку
Выполняют верхнее и нижнее соединения букв в словах «ау», «уа». Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв. Письмо под диктовку
Знать, что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении. Уметь выполнять нижнее соединение
Описывать свойства печатных букв, состоящих из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении
Тематический. Письмо под диктовку, самопроверка
20-21
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Э, э. Введение алгоритма, письмо под диктовку
Записывают строчную и заглавную буквы Э, э
Уметь писать строчную и заглавную буквы Э, э
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (букв) на
плоскости
Текущий. Письмо под диктовку
22
Звуко-буквенный период
1
Письмо строчной буквы ы
записывают строчную букву ы
Уметь писать букву ы, производить звуко-буквенный разбор слов
Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль
записывают под диктовку изученные буквы; записывают соединения, соотнесят печатные и прописные буквы
Уметь перекодировать звуковую схему слова в графическую, писать изученные буквы
Исследовать звуковые схемы слов, перекодировать их в графические
Текущий. Взаимопроверка по образцу. Самопроверка.
25-26
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв И, и
записывают строчную и заглавную буквы И, и, соединения с изученными буквами
Знать, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв. Уметь писать буквы И, и
Исследовать и понимать, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв
Текущий. Самопроверка по образцу.
27-29
Звуко-буквенный период
3
Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты
Учатся различать гласные звуки и буквы. Слуховой и зрительный диктанты. Правильное начертание букв и их соединений
Знать формы изученных письменных букв.
Уметь писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму
Работать с различными формами изученных письменных букв. Исследовать и усвоить алгоритм письма под диктовку
Текущий.
Письмо под диктовку с взаимопроверкой
30
Звуко-буквенный период
1
Выборочный
диктант:
запись буквами гласных звуков под ударением
Учатся произносить слова с УДАРЕНИЕМ. Различают гласные ударные и безударные.
Выполняют звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное
Знать формы изученных письменных букв.
Уметь писать под диктовку изученные буквы
Работать с информацией: находить, сравнивать, представлять данные
Текущий.
Письмо под диктовку
31
Звуко-буквенный период
1
[у], [ы] _ звуки, которые не меняются в безударном положении.
[а], [о], [э], [и] – звуки, которые в безударном положении могут «надевать маски» других
звуков
Различают ударные и безударные гласные. Отработывают навык каллиграфии, орфографической зоркости
Знать формы всех изученных письменных букв.
Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы
Описывать свойства (формы) изученных букв
Тематический.
Письмо под диктовку с проверкой по образцу
32-33
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв М, м.
Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки.
Тетрадь по письму
№2
записывают строчную и заглавную буквы М, м. учатся различать звуки и буквы: гласные и согласные; звонкие согласные, различающиеся по мягкости и твёрдости
Знать, что звуки делятся на гласные и согласные.
Уметь писать буквы М, м
Описывать, сравнивать и распознавать буквы по группам
Текущий.
Письмо под диктовку, самопроверка
34
Звуко-буквенный период
1
Закрепление письма соединений букв
записывают слоги, слова, предложения с изученными буквами
Знать приём верхнего и нижнего соединения букв. Уметь писать под диктовку
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (букв) на плоскости
Тематический. Письмо под диктовку
35-36
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Н, н
записывают строчную и заглавную буквы Н, н
Знать, что в начале предложения и в именах собственных пишется заглавная буква. Уметь писать буквы Н, н
Описывать свойства строчных и заглавных букв
Текущий. Взаимопроверка
37-38
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Л, л
записывают строчную и заглавную буквы Л, л
Уметь писать буквы Л, л; производить звукобуквенный разбор слов
Исследовать объекты письма (буквы). Сопоставлять, сравнивать
Текущий. Самопроверка
39
Звуко-буквенный период
1
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки
Употребляют прописные буквы в начале предложения, в именах собственных
Знать формы изученных письменных букв. Уметь списывать слова и предложения
Описывать явления и события с использованием букв и слов
Тематический. Списывание с печатного текста, самопроверка
40-41
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Р, р
записывают строчную и заглавную буквы Р, р
Уметь писать буквы Р, р; писать слова и предложения с изученными буквами.
Моделировать разные ситуации расположения объектов (слов) в пространстве
Текущий.
С/р с самопроверкой
42-43
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Й, й
записывают строчную и заглавную букв Й, й
Уметь писать буквы Й, й; соотносить печатную и письменную буквы
Исследовать объекты письма (слова). Моделирование предложений
Текущий.
С/р с самопроверкой
44
Звуко-буквенный период
1
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам
Учатся делить слова на СЛОГИ.(Деление слов на слоги. Словесное ударение.)
Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги
Описывать свойства слов и предложений
Тематический.
Письмо под диктовку, самопроверка
45-46
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Я, я
записывают строчную и заглавную буквы Я, я
Уметь писать буквы Я, я; производить звуко-буквенный разбор слова
Производить и анализировать разбор слов
Текущий. С/р с проверкой по образцу
47-48
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё
записывают строчную и заглавную букв Ё, ё. выполняют среднеплавное соединение букв
Знать приём верхнего, среднеплавного, нижнего соединения букв. Уметь писать буквы Ё, ё
Исследовать разные приемы соединения букв
Текущий. С/р с проверкой по образцу
49
Звуко-буквенный период
1
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам
записывают под диктовку.
Учатся выполнять орфографическое чтение
по слогам
Уметь писать слова и предложения с изученными буквами
Описывать события и явления с использованием слов, запись под диктовку
Текущий.
Письмо
под диктовку
50-51
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю
записывают строчную и заглавную букв Ю, ю
Уметь писать буквы Ю, ю; списывать предложения
Исследовать объекты письма (буквы). Сопоставлять, сравнивать
Текущий.
Самопроверка
52-53
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Е, е
записывают строчную и заглавную букв Е, е; выполняют среднеплавное соединение букв
Уметь писать буквы Е, е; производить звукобуквенный разбор слов
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (букв) на плоскости
Текущий. Взаимопроверка
54
Звуко-буквенный период
1
Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. Взаимопроверка
Употребляют прописную букву в начале предложения, в именах собственных
Уметь читать и писать предложения с именами собственными
Ориентироваться в пространстве. Исследовать записи с доски. Производить самопроверку
Тематический. Списывание с печатного текста
55-56
Звуко-буквенный период
2
Письмо буквы ь
Выполняют разделительное произношение звуков в слове и способы его обозначения, записывают буквы ь, слов с буквой ь
Уметь писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение
Исследовать разнообразные способы произношения звуков и обозначения их на письме
Текущий.
Письмо под диктовку
57-58
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Д, д
записывают строчную и заглавную буквы Д, д
Знать написание изученных букв. Уметь писать буквы Д,д, слова и предложения с изученными буквами
Описывать свойства изученных букв
Текущий.
Самопроверка
59
Звуко-буквенный период
1
Составление и списывание предложений. Взаимопроверка
Составляют и списывают предложения. Небуквенные графические средства: пробел, чёрточка. Выполняют правильное начертание букв и их соединений
Знать правила составления и списывания предложений.
Уметь составлять и списывать предложения; проверять
результаты своего труда
Исследовать объекты письма. Производить проверку
Текущий.
Списывание с печатного текста с взаимопроверкой
60-61
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Т, т
записывают строчную и заглавную букв Т, т. Различают парные звонкие и глухие согласные
Знать написание изученных букв.
Уметь писать буквы Т, т; производить звуко-буквенный разбор слов
Моделировать ситуации расположения объектов (букв) на плоскости. Производить разбор букв
Текущий.
Самопроверка
62-63
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв 3, з
записывают строчную и заглавную буквы 3, з
Знать написание изученных букв.
Уметь писать буквы 3, з; определять твёрдость и мягкость согласных звуков
Описывать свойства объектов (строчные и заглавные буквы)
Текущий.
С/р с самопроверкой
64
Звуко-буквенный период
1
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки
Записывают под диктовку
Уметь записывать слова под диктовку и выполнять самопроверку
Исследовать объекты письма. Производить проверку
Текущий.
Письмо под диктовку
65-66
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв С, с
записывают строчную и заглавную буквы С, с
Знать написание изученных букв.
Уметь писать буквы С, с; производить звуко-буквенный разбор слов
Моделировать ситуации расположения объектов (букв) на плоскости. Производить разбор букв
Текущий.
С/р с проверкой по образцу
67
Звуко-буквенный период
1
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.
Игры со словами
Списывают предложения. Составляют предложения по схеме
Уметь списывать предложения и выполнять самопроверку
Работа с информацией. Осуществлять игры со словами
Тематический.
Списывание с печатного текста
68-69
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Тетрадь по письму №3
записывают строчную и заглавную буквы Г, г
Знать написание изученных букв.
Уметь писать буквы Г, г; различать согласные звуки по твёрдости-мягкости
Описывать свойства объектов (строчные и заглавные буквы)
Текущий.
С/р с проверкой по образцу
70-71
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв К, к
записывают строчную и заглавную буквы К, к
Знать изученные буквы.
Уметь писать буквы К, к; производить звукобуквенный разбор слов
Исследовать объекты письма. Производить разбор слов
Текущий.
Взаимопроверка
72
Звуко-буквенный период
1
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки
записывают под диктовку
Уметь записывать слова под диктовку, выполнять самопроверку
Располагать объекты письма (слова) на плоскости
Текущий.
Письмо под диктовку с самопроверкой
73-74
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв В, в
записывают строчную и заглавную буквы В, в
Знать изученные буквы.
Уметь писать буквы В, в; записывать слова и предложения с изученными буквами
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (слова и предложения) в пространстве
Текущий.
С/р с проверкой по образцу
75-76
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф
записывают строчную и заглавную буквы Ф, ф
Знать изученные буквы.
Уметь писать буквы Ф, ф; записывать слова и предложения с изученными буквами
Описывать события и явления с использованием изученных букв
Текущий.
Списывание с печатного текста с самопроверкой
77
Звуко-буквенный период
1
Наблюдение за смыслоразличительной ролью
звуков.
Письмо под диктовку
Смыслоразличительная роль звуков. Письмо под диктовку
Уметь анализировать смыслоразличительную роль звуков; писать под диктовку
Исследовать, анализировать смыслоразличительную роль звуков
Тематический.
Письмо под диктовку
78-79
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Б, б
записывают строчную и заглавную буквы Б, б
Знать изученные буквы.
Уметь писать буквы Б, б, слова и предложения с изученными буквами
Описывать свойства букв, слов, использовать их в предложениях
Текущий.
С/р с проверкой по образцу
80-81
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв П, п
записывают строчную и заглавную буквы П, п
Знать изученные буквы.
Уметь писать буквы П, п; производить звуко-буквенный разбор слов
Моделировать разнообразные ситуации расположения букв на плоскости (тетрадь, доска)
Текущий.
С/р с проверкой по образцу
82
Звуко-буквенный период
1
Наблюдение за смыслоразличительной ролью
звуков
Смыслоразличительная роль звуков.
записывают слоги и слова с изученными буквами
Уметь анализировать смыслоразличительную роль звуков; писать под диктовку
Анализировать смыслоразличительную роль звуков
Текущий.
Письмо под диктовку
83-84
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв
Ж, ж.
Жи пиши с буквой и
записывают строчную и заглавную буквы Ж, ж.
Произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями жи-ши
Знать написание жи с буквой и.
Уметь писать буквы Ж, ж; производить звуко-буквенный разбор слов
Исследовать объекты письма
Текущий.
С/р с самопроверкой
85-86
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. Жи, ши пиши с буквой и
записывают строчную и заглавную буквы Ш, ш
Знать написание ши с буквой и. Уметь писать буквы Ш, ш; производить звуко-буквенный разбор слов
Исследовать объекты письма
Текущий.
С/р с взаимопроверкой
87
Звуко-буквенный период
1
Слова с сочетаниями жи-ши
записывают слова с сочетаниями жи-ши
Знать, что согласные буквы Ж, Ш обозначают твердые звуки [ж], [ш].
Уметь писать под диктовку слова с сочетаниями жи-ши
Описывать свойства букв. Работать с информацией
Тематический.
Письмо под диктовку
88
Звуко-буквенный период
1
Разделительный мягкий знак.Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков
Разделительный мягкий знак.
запись слов с разделительным мягким знаком
Знать двойную роль мягкого знака в русском языке. Уметь различать на слух звуки; писать слова с разделительным мягким знаком
Анализировать смыслоразличительную роль звуков
Текущий. Списывание с печатного текста с взаимопроверкой
89
Звуко-буквенный период
1
Разделительный твердый знак.Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков
Разделительный твердый знак. запись слов с разделительным твердым знаком
Уметь писать слова с разделительным твердым знаком; давать краткую характеристику звукам
Описывать свойства звуков
Текущий
90
Звуко-буквенный период
1
Твердый и мягкий разделительные знаки
Разделительные ь и ъ
знаки.
Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными
Уметь писать слова с разделительными ь, ъ знаками; соотносить звуки и буквы в словах с йотированными гласными
Сравнивать и соотносить звуки и буквы
Текущий
91-92
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв X, х
записывают строчную и заглавную буквы X, х. Правильное начертание букв и их соединений
Знать изученные буквы. Уметь писать заглавную букву в именах собственных
Моделировать разнообразные ситуации расположения букв на плоскости (тетрадь, доска)
Текущий. Самопроверка
93-94
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу
записывают строчную и заглавную буквы Ч, ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, чу
Знать, что согласный звук [ч'] всегда мягкий; правописание ча, чу. Уметь писать изученные буквы
Исследовать предметы письма, сравнивать, обобщать
Текущий. С/р с проверкой по образцу
95-96
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу
записывают строчную и заглавную буквы Щ, щ. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ща, щу
Знать, что согласный звук [щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу. Уметь писать изученные буквы
Работать с информацией.
Находить, представлять данные
Текущий. С/р с проверкой по образцу
97-98
Звуко-буквенный период
2
Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц
записывают строчную и заглавную буквы Ц, ц. Правильное начертание букв и их соединений
Знать, что согласный звук [ц] всегда твердый; изученные буквы.
Уметь списывать предложения
Ориентироваться в объектах письма
Текущий. Взаимопроверка
99
Заключительный период
1
Закрепление технологии написания письменных букв
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв и их соединений.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки
Знать письменные буквы русского алфавита.
Осуществлять приёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме
Анализировать свойства русского алфавита. Использовать технологические свойства написания букв
Уметь связно, с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предло-жении
Моделировать разные ситуации расположения объектов в соответствии с алгоритмом
Тематический. Письмо под диктовку
102
Заключительный период
1
Письмо по памяти.
Самопроверка
запись по памяти
Уметь писать предложения по памяти
Работать с информацией, моделировать ситуации с целью самопроверки
Текущий.
С/р с самопроверкой
103
Заключительный период
1
Диагностирование орфографической зоркости.
Запись слов под диктовку. Создание и запись с помощью заданных слогов новых слов
Запись слов под диктовку. Создание и запись с помощью заданных слогов новых слов
Знать форму каждой печатной буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих её элементов.
Уметь создавать с помощью заданных слогов новые слова; писать слова под диктовку
Ориентироваться в пространстве с целью создания и записи нового
Текущий.
Письмо с печатного текста
104
Заключительный период
1
Составление и
Запись предложений из 2-3 слов
Составление и запись предложений из 2-3 слов
Уметь составлять и записывать предложения под диктовку из 2-3 слов
Исследовать,анализировать ситуации с целью составления и записи предложений
Текущий.
Письмо под диктовку
105
Заключительный период
1
Правописание
жи-ши
записывают написания сочетаний жи-ши
Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши
Описывать свойства объектов (сочетания жи-ши)
Текущий
106
Заключительный период
1
Составление текста диктанта с жи-ши
(в паре, в группе – по желанию)
Составляют текст диктанта с сочетаниями жи-ши
Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями
жи-ши
Работать с информацией, сравнивать, обобщать с целью работы в группах (парах)
Тематический.
Письмо под диктовку
107
Заключительный период
1
Правописание ча-ща
Знакомятся с правилом написания сочетаний ча-ща
Уметь писать слова с сочетаниями ча-ща
Описывать свойства объектов (сочетания ча-ща)
Текущий
108
Заключительный период
1
Составление текста диктанта с ча-ща
(в паре, в группе – по желанию)
Составляют текст диктанта с сочетаниями ча-ща
Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями ча-ща
Работать с информацией, сравнивать, обобщать с целью работы в группах (парах)
Тематический.
Письмо под диктовку
109
Заключительный период
1
Правописание
чу-щу
Знакомятся с правилом написания сочетаний чу-щу
Уметь писать сочетания чу-щу
Описывать свойства объектов (сочетания чу-щу)
Текущий
110
Заключительный период
1
Составление текста диктанта с чу-щу
(в паре, в группе – по желанию)
Составляют текста с сочетаниями чу-щу
Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чу-щу
Анализировать объекты письма с целью работы в соответствии с правилами
Тематический. Письмо под диктовку с взаимопроверкой
111
Заключительный период
1
Правописание
чк, чн, чт
Произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
Уметь выполнять правила записи слов с сочетаниями чк, чн
Исследовать объекты письма с целью записи слов по правилам
Текущий
112
Заключительный период
1
Составление текста диктанта с сочетаниями чк, чн, чт
Составляют текст с сочетаниями чк, чн, чт
Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт
Работать с информацией. Представлять данные
Тематический
113
Заключительный период
1
Заглавная буква
в именах
собственных
Учатся употреблять заглавную букву в именах собственных
Знать понятие «имена собственные».
Уметь писать имена собственные с заглавной буквы
Исследовать объекты письма с целью записи слов по правилам
Текущий
114
Заключительный период
1
Придумывание текста письма Маше и Мише, запись предложенных мыслей в парах и группах с определением ошибкоопасных мест
Составляют текст по схеме-модели
Уметь составлять и записывать предложения из 2-3 слов
Работать с информацией, находить, обобщать и представлять данные
Текущий.
С/р с взаимопроверкой
115
Заключительный период
1
Диагностирование орфографической зоркости. Запись слов и предложений под диктовку. Запись предложений с благодарностью «Азбуке». Взаимопроверка.
Самопроверка
Записывают слова и предложения под диктовку
Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
Уметь записывать предложения под диктовку; составлять и записывать предложения из 2-3 слов; выполнять самопроверку и взаимопроверку
Моделировать разнообразные ситуации с целью письма и осуществления взаимопроверки
Тематический.
Письмо под диктовку
116
Русский язык. Алфавит
1
Знакомство с новым учебником «Русский язык»
Запоминают правильное название букв, знание их последовательности. Русский алфавит. Восприятие и понимание звучащей речи
Знать структуру построения учебника «Русский язык»; названия букв алфавита, их последовательность и основные звуковые значения. Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения,
правила
Ориентироваться в пространстве. Исследовать предметы окружающего мира
Текущий
117
Русский язык. Алфавит
1
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке
Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений
Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения, правила
Систематизировать изучаемые объекты (буквы) в определенной последовательности. Сравнивать, обобщать понятия
Текущий. Фронтальный опрос
118
Русский язык. Алфавит
1
Закрепление знаний об алфавите
Русский алфавит. Списывают текст
Знать русский алфавит. Уметь списывать слова с доски
Систематизировать знания об алфавите.
Моделировать приемы расположения слов в алфавитном порядке
С/р с проверкой по образцу
119
Построение звуковой схемы слова
1
Слова-предметы. Слова-действия
Слово и его значение. Знакомятся с именем существительным ( значение и употребление). Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи
Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам
Наблюдать, исследовать изучаемые объекты (слова). Выделять признаки изученных слов, анализировать и характеризовать их
Текущий.
Индивидуальный опрос
120
Построение звуковой схемы слова
1
Слова-признаки
Слово и его значение. Знакомятся с именем существительным ( значение и употребление). Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи
Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам
Моделировать ситуации употребления изучаемых слов в речи.
Исследовать признаки изучаемых слов. Слушать, оценивать ответы в группах
Текущий. Индивидуальный
опрос
121
Построение звуковой схемы слова
1
Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки
Слово и его значение. Знакомятся с именем существительным ( значение и употребление). Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи
Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.
Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам
Текущий. Индивидуальный
опрос
122
Построение звуковой схемы слова
1
Слова-помощники
Предлог. Значение и употребление предлогов в речи
Знать значение предлогов. Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырёх слов
Работать с информацией. Исследовать и усваивать новые слова
С/р с проверкой по образцу. Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы
123
Речь письменная и устная
1
Устная и письменная речь
Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Различают знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)
Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении
Наблюдать, сравнивать и осмысливать новые понятия
Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы
124
Речь письменная и устная
1
Упражнение в распознавании устной и письменной речи
Учатся отличать письменную речь от устной. Чтение и понимание учебного текста. Различают знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)
Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении
Описывать свойства предложений с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои
действия
Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы
125
Речь письменная и устная
1
Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи
Отличают письменную речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)
Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении
Анализировать и координировать свои действия и действия в группах
Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы
126
Речь письменная и устная
1
Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек
Различают употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных
Уметь писать прописную букву в именах собственных, правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки препинания в конце предложения)
Формировать умение понимать и писать слова с большой
буквы
С/р с проверкой по образцу
127
Звуки речи
1
Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком
Различают звуки и буквы: гласные, согласные. Различают согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и
непарные
Знать понятия «звуки» и «буквы».
Уметь различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, только твёрдые и только мягкие согласные
Исследовать, наблюдать и осмысливать полученную информацию о звуках и
буквах
Текущий.
Индиви-дуальный
опрос
128-129
Звуки речи
2
Звонкие и глухие
парные согласные
Различают согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и
непарные
Знать парные согласные звуки. Уметь различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, только твёрдые и только мягкие согласные
Устанавливать общие и различные свойства изучаемых объектов (звуков)
Текущий
130-132
Звуки речи
3
Звук [й'] и буква й
Различают согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и
непарные
Знать способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).
Уметь правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я
Исследовать способы обозначения звука [й'] на письме. Осмысливать полученную информацию
С/р с проверкой по образцу
133
Звуки речи
1
Упражнение в различении мягких и твёрдых звуков.
Различают звуки и буквы: гласные, согласные. Обозначают мягкость согласных звуков на письме
Знать гласные и согласные звуки.
Уметь различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие глухие согласные, только твёрдые и только мягкие согласные
Формировать умения различать изучаемые звуки по различным признакам. Моделировать различные ситуации употребления звуков в речи
Текущий
134
Звуки речи
1
Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. Повторение правил переноса
Различают согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение
Знать правило переноса слов.
Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую
Планировать работу в парах с целью комбинирования слов для переноса
Текущий.
Фронтальный опрос
135
Звуки речи
1
Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков
Различают звуки и буквы: гласные, согласные. Различают согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные; обозначают мягкость согласных звуков на письме
Знать гласные и согласные звуки.
Уметь различать гласные и согласные звуки
Описывать, сравнивать и различать гласные и согласные звуки. Корректировать себя и других участников процесса обсуждения
С/р с проверкой по образцу
136
Звуки речи
1
Двойная роль
(работа) букв е, ё, ю, я
Различают звуки и буквы: гласные,
согласные
Знать роль йотированных гласных в русском языке, когда буквы я, ю, е, ё обозначают по два звука.
Уметь различать гласные и согласные звуки
Наблюдать, исследовать роль йотированных гласных в русском языке. Осуществлять самоконтроль
Текущий. Индивидуальный
опрос
137-138
Звуки речи
2
Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных
Различают звуки и буквы: гласные,
согласные
Знать способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё)
Формировать умения распознавать мягкие и твердые согласные в устной и письменной речи. Исследовать способы их обозначения
Тематический
139
Звуки речи
1
Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше
Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу
Знать правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше.
Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением
Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимопроверки
Текущий. Фронтальный опрос
140-141
Звуки речи
2
Слова с сочетаниями ци, це, цы
Буквы и, е после буквы ц в сильной позиции. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение
Знать правило написания слов с сочетаниями ци, це, цы. Уметь писать слова с сочетаниями ци, це, цы под ударением
Формировать умения понимать и обобщать изучаемые объекты письма. Осуществлять самопроверку по образцу
С/р с проверкой по образцу
142-143
Звуки речи
2
Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща
Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Знать правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, чу-щу, ча-ща. Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением
Исследовать, сопоставлять и обобщать различное написание изучаемых объектов письма
Тематический. Списывание слов
144
Звуки речи
1
Мягкий знак на конце слов
Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и определений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации
Знать роль мягкого знака на конце слов.
Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости
Уметь систематизировать полученную информацию об изучаемых объектах письма
Текущий. Фронтальный опрос
145-147
Звуки речи
3
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и определений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации
Знать роль твердого и мягкого разделительных знаков. Уметь писать слова с разделительными мягким и твердым
знаками
Наблюдать, исследовать изучаемые объекты с целью наблюдения орфоэпических норм языка
С/р с проверкой по образцу
148-149
Звуки речи
2
Звонкие и глухие согласные на конце слов
Правописание парных звонких и глухих согласных. Различные способы проверки слов
Знать правило написания парных согласных на конце слова.
Уметь различать произношение и написание слов, подбирать проверочные слова
Ориентироваться в полученной информации с целью различения произношения и написания
Текущий. Фронтальный опрос
150-151
Звуки речи
2
Способы проверки слов с парными
согласными на конце слов
Правописание парных звонких и глухих согласных
Знать правило написания слов с парными согласными на конце.
Уметь подбирать проверочные слова к словам с парными согласными; различать произношение и написание слов
Работать с информацией с целью обогащения словаря.
Исследовать объекты и осуществлять разнообразные способы проверки слов
Текущий.
Индивидуальный
опрос
152-153
Звуки речи
2
Написание слов
с парными согласными
Овладевают нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»
Знать правило написания парных согласных.
Уметь различать произношение и написание слов
Овладевать нормами речевого этикета в повседневном
общении
Текущий.
С/р с проверкой по образцу
154-155
Звуки речи
2
Закрепление знаний о предложении
Овладевают нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»
Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи
Осуществлять способ сотрудничества в процессе закрепления знаний о предложении
Текущий.
Индивидуальный
опрос.
156
Звуки речи
1
Обобщение знаний о предложении.
Итоговый диктант
Овладевают нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости».
Различают разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; писать текст под диктовку
Использовать полученные знания в процессе контроля
Диктант
157
Звуки речи
1
Схемы предложений. Словарный диктант
Определяют знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки). Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»
писать текст под диктовку и самостоятельно
Обобщать, оценивать свой и общий результат деятельности, личный вклад каждого участника
Текущий.
Индивидуальный опрос.
Словарный диктант
158-159
Звуки речи
2
Оформление писем и заполнение анкет
Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»
Знать и применять правила при написании слов с разными орфограммами.
Использовать полученные знания в процессе работы с текстом
Текущий.
Индивидуальный опрос.
160-165
6
Повторение пройденного (резервные уроки)
Используют различные способы проверки слов. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Знать и применять правила при написании слов с разными орфограммами.
Использовать полученные знания в процессе работы с текстом