УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
2. | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Стили и типы речи. | Урок систематизации знаний | Знать: базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи. Уметь строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа. | Комплексный анализ текста. | Учебник | |
3. | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Фонетика. Орфоэпия. Графика | Урок систематизации знаний | Знать: характеристику отдельных звуков речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки Уметь: строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа. | Комплексный анализ текста. | Учебник | |
4. | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Фонетика. Орфоэпия. Графика | Урок систематизации знаний | Знать: характеристику отдельных звуков речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки Уметь: строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа. | Комплексный анализ текста. | Учебник | |
5. | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Лексика. Морфемика. Словообразование. | Урок систематизации знаний | Знать: различные виды анализа слова (морфемный, словообразовательный, лексический). Уметь: выполнять лексический, морфемно-словообразовательный разборы слова, пользоваться толковым словарём. | Комплексный анализ текста. | Учебник, презентация по теме урока, раздаточный материал. | |
6. | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Лексика. Морфемика. Словообразование. | Урок систематизации знаний | Знать: различные виды анализа слова (морфемный, словообразовательный, лексический). Уметь: выполнять лексический, морфемно-словообразовательный разборы слова, пользоваться толковым словарём. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока, раздаточный материал. | |
7. | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС. | Урок систематизации знаний | Знать: самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Уметь: анализировать и характеризуовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществляют морфологический разбор слова); грамматические словоформы. | Комплексный анализ текста. | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
8 | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Орфография и пунктуация. | Урок систематизации знаний | Знать: виды орфограмм приставки, корня, суффикса, окончания; орфограммы, связанные с частями речи; виды пунктограмм. Уметь: верно применять орфографические и пунктуационные правила. | Орфографический практикум | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
9 | | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: Орфография и пунктуация. | Урок систематизации знаний | Знать: виды орфограмм приставки, корня, суффикса, окончания; орфограммы, связанные с частями речи; виды пунктограмм. Уметь: верно применять орфографические и пунктуационные правила. | Орфографический практикум | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
10. | | | Проверочная работа в формате огэ. | Урок контроля знаний | Знать: виды орфограмм приставки, корня, суффикса, окончания; орфограммы, связанные с частями речи; виды пунктограмм, содержание проверяемых умений в работе ОГЭ. Уметь: верно применять орфографические и пунктуационные правила при написании изложения, сочинения, выполнение тестовой работы по прочитанному тексту. | Проверочная работа в формате ОГЭ. | Проверочная работа | |
11 | | | Р/Р Приёмы сжатия текста. | Урок систематизации знаний | Уметь: воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация). | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация (2 ч.) | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
13 | | | Понятие о сложном предложении. | Урок систематизации знаний | Знать: основные понятия синтаксиса (словосочетание, предложение). Уметь: разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры, опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями, вычленять словосочетание из предложения. | Комплексный анализ текста. | Учебник | |
14 | | | ТИПЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ. | Урок систематизации знаний | Знать: классификацию сложных предложений. Уметь: разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Группировать сложные предложения по заданным признакам. | Комплексный анализ текста. | Учебник | |
Сложносочинённое предложение (4 ч.) | |
15 | | | Понятие о СЛОЖНОСОЧИНЁННом ПРЕДЛОЖЕНИи. | Урок открытия нового знания. | Знать: смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; какие знаки препинания употребляются в составе ССП. Уметь: определять средства их выражения, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы сложносочиненных предложений. Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам. | Комплексный анализ текста. | Учебник | |
16 | | | Виды сложносочинённых предложений. | Урок открытия нового знания. | Знать: разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды ССП. Уметь: моделировать предложения по заданным схемам, оценивать правильность построения ССП, исправлять соответствующие синтаксические ошибки. | Комплексный анализ текста. | Учебник, презентация по теме урока. | |
17 | | | Виды сложносочинённых предложений. | Урок систематизации знаний | Знать: разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды ССП. Уметь: моделировать предложения по заданным схемам, оценивать правильность построения ССП, исправлять соответствующие синтаксические ошибки. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
18 | | | Р/р Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | Урок контроля знаний | Уметь: строить письменное высказывание, грамотно употреблять в письменной речи сложносочинённые предложения. | Сочинение | Учебник, репродукция картины | |
Стили речи (3 ч.) | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
19 | | | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ И ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. | Урок открытия нового знания. | Знать: понятия «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы». Уметь: проводить языковой анализ текста, выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты. | Комплексный анализ текста. | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
20 | | | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ И ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. | Урок систематизации знаний | Знать: понятия «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы». Уметь: проводить языковой анализ текста, выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты. | Практикум | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
21 | | | Сжатое Изложение «Мой друг» | Урок контроля знаний | Уметь: строить письменное высказывание, грамотно употреблять в письменной речи языковые средства; писать подробное изложение, близкое к тексту, на основе комплексного анализа исходного текста. | Изложение | Учебник | |
Сложноподчинённое предложение | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
22 | | | ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП) | Урок открытия нового знания. | Знать: виды сложного предложения, различия подчинительных союзов и союзных слов. Уметь: различать подчинительные союзы и союзные слова, различать и сотавлять вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, раздаточный наглядный материал. | |
23 | | | ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. | Урок систематизации знаний | Знать: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: применять правило в письменной речи; читать с правильно интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
24 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ. | Урок открытия нового знания. | Знать: особенности СПП с придаточным определительным. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным определительным. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
25 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ. | Урок систематизации знаний | Знать: особенности СПП с придаточным определительным. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным определительным. | Практикум | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
26 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ. | Урок открытия нового знания. | Знать: особенности СПП с придаточным изъяснительным. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным изъяснительным. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
27 | | | Р/р Строение текста. Сочинение-этюд. | Урок контроля знаний | Знать: строить письменное высказывание, грамотно употреблять в письменной речи языковые средства; особенности СПП с придаточным определительным и изъяснительным. Уметь: использовать в тексте СПП с придаточным определительным и изъяснительным. | Сочинение-этюд по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
28 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ места. | Урок открытия нового знания. | Знать: особенности СПП с придаточным места. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным места. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
29 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ времени. | Урок открытия нового знания. | Знать: особенности СПП с придаточным времени. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным времени.. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
30 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ сравнения. | Урок открытия нового знания. | Знать: особенности СПП с придаточным сравнения. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным сравнения. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
31 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ сравнения. | Урок систематизации знаний | Знать: особенности СПП с придаточным сравнения. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной придаточной частью. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточным сравнения. | Практикум | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
32 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ образа действия и степени. | Урок систематизации знаний | Знать: особенности СПП с придаточными образа действия и степени. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточными образа действия и степени. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
33 | | | Проверочная работа | Урок контроля знаний | Знать: особенности СПП с придаточными образа действия и степени. Уметь: составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Разграничивать союзы и союзные слова. Находить СПП с придаточными образа действия и степени. | Практикум | Учебник, индивидуальные тестовые задания. | |
Речевые жанры. Путевые заметки. | |
34 | | | Путевые заметки | Урок открытия нового знания. | Знать: понятие жанра «путевые заметки». Уметь: опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
35 | | | Путевые заметки | Урок систематизации знаний. | Знать: понятие жанра «путевые заметки». Уметь: опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания, сжимать текст с учётом его типологического строения | Практикум | Учебник, интерактивная доска. | |
36 | | | Р/Р Сочинение в жанре путевых заметок. | Урок контроля знаний | Знать: понятие жанра «путевые заметки». Уметь: опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания, сжимать текст с учётом его типологического строения. | Контрольная работа | Учебник, интерактивная доска. | |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
37 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ ЦЕЛи | Урок открытия нового знания | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточным цели. Уметь: моделировать СПП с придаточным цели, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
38 | | | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ УСЛОВИЯ | Урок открытия нового знания | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточным условия. Уметь: моделировать СПП с придаточным условия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
39 | | 14.11 | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ | Урок открытия нового знания | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточными причины и следствия. Уметь: моделировать СПП с придаточными причины и следствия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
40 | | 12.11 | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ | Урок систематизации знаний | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточными причины и следствия. Уметь: моделировать СПП с придаточными причины и следствия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Практикум | Учебник, интерактивная доска. | |
41 | | 17.11 | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ УСТУПИТЕЛЬНЫМ | Урок открытия нового знания | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь: моделировать СПП с придаточным уступительным и следствия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
42 | | 18.11 | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ УСТУПИТЕЛЬНЫМ | Урок систематизации знаний | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь: моделировать СПП с придаточным уступительным и следствия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Практикум | Учебник, интерактивная доска. | |
43 | | 24.11 | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ УСТУПИТЕЛЬНЫМ | Урок систематизации знаний | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь: моделировать СПП с придаточным уступительным и следствия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Практикум | Учебник, интерактивная доска. | |
44 | | 25.11 | Сложноподчинённое предложение С ПРИДАТОЧНЫМ УСТУПИТЕЛЬНЫМ | Урок контроля знаний | Знать: структурное-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь: моделировать СПП с придаточным уступительным и следствия, находить их в текстах различных стилей, уместно употреблять в своей речи. | Самостоятельная работа | Учебник, интерактивная доска. | |
Речевые жанры. Рецензия | |
45 | | 25.11 | Р/р Рецензия | Урок открытия нового знания | Знать: определение и содержание понятие жанра «рецензия» Уметь: отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе – по степени формализации в тексте. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, интерактивная доска. | |
46 | | 26.11 | Рецензия (продолжение). Контрольная работа № 5. | Урок контроля знаний | Уметь: использовать стандартные выражения в рецензии как средства связи частей текста. | Контрольная работа | | |
Сложноподчинённое предложение (окончание темы) – 3 ч. | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
47 | | | Понятие о Сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | Урок открытия нового знания | Знать: разные виды подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение. Уметь: опознавать эти виды связи в СПП с несколькими придаточными, составлять схемы СП и моделировать предложения по заданным схемам, находить СПП с несколькими придаточными в художественных текстах, уместно употреблять их в своей речи. | Комплексный анализ текста | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
48 | | | Понятие о Сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | Урок систематизации знаний | Знать: разные виды подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение. Уметь: опознавать эти виды связи в СПП с несколькими придаточными, составлять схемы СП и моделировать предложения по заданным схемам, находить СПП с несколькими придаточными в художественных текстах, уместно употреблять их в своей речи. | Комплексный анализ текста | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
49 | | | Контрольная работа № 6. Диктант | Урок контроля знаний | Уметь: писать текст под диктовку, отражая орфографическую и пунктуационную грамотность; выполнять грамматическое задание к тексту. | Диктант с грамматико-орфогрфическим заданием. | Текст диктанта. | |
50 | | | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Уметь выполнять самостоятельно работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Работа над ошибками. | Учебник, интерактивная доска. | |
Речевые жанры. Эссе | |
51 | | | Эссе | Урок открытия нового знания | Знать: определение и содержание понятие жанра «эссе». Уметь: определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста). | Комплексный анализ текста. | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
52 | | | Контрольная работа № 7. Сочинение в жанре эссе. | Урок систематизации знаний | Знать: определение и содержание понятие жанра «эссе». Уметь: определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста), создавать собственные высказывания в жанре эссе. | Сочинение в жанре эссе | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
Бессоюзное сложное предложение БСП. (6 ч.) | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
53 | | | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | Урок открытия нового знания | Знать: особенности бессоюзных сложных предложений. Уметь: отличать бессоюзное предложение от предложений с союзной связью. | Комплексный анализ текста. | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
54 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | Урок систематизации знаний | Знать: о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления Уметь: правильно употреблять знаки препинания, интонацию, моделировать БСП со значением перечисления. | Практикум | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
55 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. | Урок систематизации знаний | Знать: о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения. Уметь: правильно употреблять знаки препинания, интонацию, моделировать БСП со значением причины, пояснения, дополнения. | Практикум | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
56 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения. | Урок систематизации знаний | Знать: о бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения. Уметь: правильно употреблять знаки препинания, интонацию, моделировать БСП со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения. | Практикум | Учебник, интерактивная доска, раздаточный материал по теме урока. | |
57 | | | Контрольная работа № 8. Диктант | Урок контроля знаний | Уметь: применить усвоенные ранее лингвистические знания; использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих конструкциях соответствующие знаки препинания. | Текст диктанта | интерактивная доска. | |
58 | | | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Уметь выполнять самостоятельно работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Работа над ошибками. | Учебник, интерактивная доска. | |
Стили речи (продолжение). Деловая речь (2 ч.) | |
59 | | | Деловая речь | Урок открытия нового знания | Знать: особенности официально-делового стиля речи. Уметь: правильно по образцам оформлять деловые бумаги. | Работа с дидактическим материалом учебника. | Учебник, презентация по теме урока. | |
60 | | | Деловая речь | Урок систематизации знаний | Знать: особенности официально-делового стиля речи. Уметь: правильно по образцам оформлять деловые бумаги (заявления, доверенности, расписка, автобиографии) по образцу. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (10 ч.) | |
УУД: Личностные: чувствовать гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, за родной неповторимый язык; формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, языкам, ценностям народов России и народов мира. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию, данную в таблице, схеме, на рисунке; производить сравнение, определяя сходство и различие сравниваемых явлений; выявлять объекты для сравнения, выявлять основания для сравнения. Уметь классифицировать объекты и явлении определённого типа по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом, выделяя признаки каждого отдельного объекта. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую организацию деятельности, соотносить собственные результаты с целью деятельности, определять и анализировать причины собственного поведения при выполнении задачи, прогнозировать последующий ход действий, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: грамматические правильно связывать слова в предложении, предложения в текст; пользоваться первоисточниками (доказывать мысль ссылками, цитатами), выделять главную мысль текста, определять тему текста; уметь извлекать информацию, содержащуюся в явном и неявном виде; уметь выделять верные и неверные утверждения по содержанию прослушанного текста, анализировать устный ответ товарища, давать критику устного ответа товарища, формулировать вопросы, направленные на понимание и обсуждение слушаемого текста, формулировать собственные выводы на основе услышанного, собственное отношение к услышанному. | |
61 | | | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Урок систематизации знаний | Знать: типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием, сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Уметь: опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, создавать схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам, уместно использовать их в своей речи. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
62 | | | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Урок систематизации знаний | Знать: типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием, сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Уметь: опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, создавать схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам, уместно использовать их в своей речи. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
63 | | | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Урок систематизации знаний | Знать: типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием, сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Уметь: опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, создавать схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам, уместно использовать их в своей речи. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
64 | | | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Урок систематизации знаний | Знать: типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием, сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Уметь: опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, создавать схемы таких предложений, моделировать предложения по заданным схемам, уместно использовать их в своей речи. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
65 | | | Период | Урок систематизации знаний | Знать: содержание понятия «период». Уметь: опознавать это синтаксическое явление в художественной речи. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
66 | | | Итоговое повторение. | Урок систематизации знаний | Проверить подготовку учащихся по родному языку за курс 5-9 классов. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
67 | | | Итоговое повторение. | Урок систематизации знаний | Проверить подготовку учащихся по родному языку за курс 5-9 классов. | Практикум | Учебник, презентация по теме урока. | |
68 | | | Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний | Уметь: применить изученные ранее правила о постановке знаков препинания в СПП, ССП и БСП. | Самостоятельная работа в формате ОГЭ. | Раздаточный материал | |