№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия, тип урока | ИКТ, наглядность | Д/З. Примечание |
Введение (2 часа) |
1. | Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | Лекция, урок изучения нового материала | Презентация | |
2. | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Текст | Мини-сочинение «Язык моего народа. Что это означает для меня?» |
| Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение домашнего задания по разделу «Введение». | 1 | | | |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи (10 часов) |
3. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | Лекция, урок изучения нового материала | Презентация | |
4. | Функциональные стили речи и их особенности. | 1 | Семинар, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | Презентация «Стили речи» |
5. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | |
6. | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | Стр. 117-120, упр.157 |
7. | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | |
8. | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация, | Стр. 128-132, упр. 174. Стр. 137-138, упр.183 |
9. | Художественный стиль речи, его основные признаки. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
10. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 93-95, упр. 129 |
11. | Функционально-смысловые типы речи. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
12. | . Р/Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | Урок Р/Р, урок контроля знаний | Текст | Презентация «Лексика. Лексическое значение слова» |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Стилистика и синонимические средства языка. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 8 | | | |
Раздел 2. Лексика и фразеология (8 часов) |
13. | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация, | |
14. | Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | Стр. 51-52, упр. 48 |
15. | Омонимия в русском языке. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | |
16. | Антонимы, синонимы, паронимы и их употребление. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | Стр. 53, упр. 52. Стр. 53-54, упр.57 |
17. | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | |
18. | Лексика с точки зрения ее употребления. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | Стр. 59-61, упр.64. Стр. 61-63, упр.67 |
19. | Активный и пассивный словарный запас. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | |
20. | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | Стр. 64-65, упр.68. Стр. 65-67, упр.72 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 6 | | | |
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография (8 часов) |
21. | Фонетические единицы. Звук и фонема. Фонетический разбор слова. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
22. | Орфоэпические нормы. Использование орфоэпического словаря. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 50-51, упр. 47 |
23. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
24. | Употребление буквы Ь. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 305, 312, 354 |
25. | Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
26. | Правописание приставок на З - / С -. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 325, 328 |
27. | Правописание И – Ы после приставок. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
28. | Контрольное тестирование по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 1 | Урок контроля знаний | КИМ | Упр.317 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 4 | | | |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография (4 часа) |
29. | Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
30. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 68-69, упр. 84 |
31. | Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
32. | Правописание сложных слов. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 235-236, упр. 331, 360 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 4 | | | |
Раздел 5. Морфология и орфография (16 часов) |
33. | Имя существительное. Правописание имен существительных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
34. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 74-75, упр.89, 92 |
35. | Правописание имен прилагательных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
36. | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр.78-79, упр. 93, 94 |
37. | Местоимение. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
38. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 96, 101 |
39. | Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
40. | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 102, 105 |
41. | Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
42. | Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 110 |
43. | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
44. | Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 106, 107 |
45. | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
46. | Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 108, 109 |
47. | Слова категории состояния. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
48. | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Текст | Упр. 355 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. | 10 | | | |
Раздел 6. Служебные части речи (8 часов) |
49. | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. | 1 | Практикум, комбинированный | | |
50. | Употребление предлогов в составе словосочетаний. | 1 | Практикум, комбинированный | | Упр. 97, 373 |
51. | Союз как часть речи. Правописание союзов. | 1 | Практикум, комбинированный | | |
52. | Употребление союзов в простом и сложном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | | Упр. 366 |
53. | Частица как часть речи. Правописание частиц. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
54. | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | Практикум, комбинированный | | Стр. 244-250, упр. 362 |
55. | Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
56. | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Текст | Упр. 363 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. | 4 | | | |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация (20 часов) |
57. | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
58. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 365 |
59. | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
60. | Второстепенные члены предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 367 |
61. | Односоставные и двусоставные предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
62. | Простое осложненное предложение. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 121, 369 |
63. | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
64. | Обращения, вводные слова и междометия в предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 120, 370 |
65. | Обособленные члены предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
66. | Виды обособленных второстепенных членов предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 117 |
67. | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Диалог. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
68. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 378 |
69. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
70. | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 122 |
71. | Виды сложноподчиненных предложений | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
72. | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 123, 125 |
73. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
74. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 377 |
75. | Р/Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | Урок Р/Р, урок контроля знаний | Текст | |
76. | Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Подготовка к тестированию |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 8 | | | |
77-78. | Контрольное тестирование за курс обучения | 2 | Контроль знаний | КИМ | |