Программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерацией, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27.08.2009) и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
110809. Механизация сельского хозяйства.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 110809. Механизация сельского хозяйства.
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия, тип урока | ИКТ, наглядность | Д/З. Примечание |
Введение (2 часа) |
1. | Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | Лекция, урок изучения нового материала | Презентация | |
2. | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Текст | Мини-сочинение «Язык моего народа. Что это означает для меня?» |
| Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение домашнего задания по разделу «Введение». | 1 | | | |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи (10 часов) |
3. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | Лекция, урок изучения нового материала | Презентация | |
4. | Функциональные стили речи и их особенности. | 1 | Семинар, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | Презентация «Стили речи» |
5. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | |
6. | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | Стр. 117-120, упр.157 |
7. | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | |
8. | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация, | Стр. 128-132, упр. 174. Стр. 137-138, упр.183 |
9. | Художественный стиль речи, его основные признаки. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
10. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 93-95, упр. 129 |
11. | Функционально-смысловые типы речи. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
12. | . Р/Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | Урок Р/Р, урок контроля знаний | Текст | Презентация «Лексика. Лексическое значение слова» |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Стилистика и синонимические средства языка. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 8 | | | |
Раздел 2. Лексика и фразеология (8 часов) |
13. | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация, | |
14. | Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | Стр. 51-52, упр. 48 |
15. | Омонимия в русском языке. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | |
16. | Антонимы, синонимы, паронимы и их употребление. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | Стр. 53, упр. 52. Стр. 53-54, упр.57 |
17. | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. | 1 | Практикум, урок совершенствования знаний, умений, навыков | Презентация | |
18. | Лексика с точки зрения ее употребления. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | Стр. 59-61, упр.64. Стр. 61-63, упр.67 |
19. | Активный и пассивный словарный запас. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | |
20. | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. | 1 | Практикум, комбинированный урок | Презентация | Стр. 64-65, упр.68. Стр. 65-67, упр.72 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 6 | | | |
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография (8 часов) |
21. | Фонетические единицы. Звук и фонема. Фонетический разбор слова. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
22. | Орфоэпические нормы. Использование орфоэпического словаря. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 50-51, упр. 47 |
23. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
24. | Употребление буквы Ь. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 305, 312, 354 |
25. | Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
26. | Правописание приставок на З - / С -. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 325, 328 |
27. | Правописание И – Ы после приставок. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
28. | Контрольное тестирование по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 1 | Урок контроля знаний | КИМ | Упр.317 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 4 | | | |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография (4 часа) |
29. | Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
30. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 68-69, упр. 84 |
31. | Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
32. | Правописание сложных слов. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 235-236, упр. 331, 360 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 4 | | | |
Раздел 5. Морфология и орфография (16 часов) |
33. | Имя существительное. Правописание имен существительных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
34. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр. 74-75, упр.89, 92 |
35. | Правописание имен прилагательных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
36. | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Стр.78-79, упр. 93, 94 |
37. | Местоимение. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
38. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 96, 101 |
39. | Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
40. | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 102, 105 |
41. | Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
42. | Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 110 |
43. | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
44. | Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 106, 107 |
45. | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
46. | Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 108, 109 |
47. | Слова категории состояния. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
48. | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Текст | Упр. 355 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. | 10 | | | |
Раздел 6. Служебные части речи (8 часов) |
49. | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. | 1 | Практикум, комбинированный | | |
50. | Употребление предлогов в составе словосочетаний. | 1 | Практикум, комбинированный | | Упр. 97, 373 |
51. | Союз как часть речи. Правописание союзов. | 1 | Практикум, комбинированный | | |
52. | Употребление союзов в простом и сложном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | | Упр. 366 |
53. | Частица как часть речи. Правописание частиц. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
54. | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | Практикум, комбинированный | | Стр. 244-250, упр. 362 |
55. | Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
56. | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний | Текст | Упр. 363 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. | 4 | | | |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация (20 часов) |
57. | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
58. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 365 |
59. | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
60. | Второстепенные члены предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 367 |
61. | Односоставные и двусоставные предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
62. | Простое осложненное предложение. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 121, 369 |
63. | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
64. | Обращения, вводные слова и междометия в предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 120, 370 |
65. | Обособленные члены предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
66. | Виды обособленных второстепенных членов предложения. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 117 |
67. | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. Диалог. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
68. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 378 |
69. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
70. | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 122 |
71. | Виды сложноподчиненных предложений | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
72. | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 123, 125 |
73. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | |
74. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Упр. 377 |
75. | Р/Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | Урок Р/Р, урок контроля знаний | Текст | |
76. | Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. | 1 | Практикум, комбинированный | Презентация | Подготовка к тестированию |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 8 | | | |
77-78. | Контрольное тестирование за курс обучения | 2 | Контроль знаний | КИМ | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Всего: 123 ч. 78 ч. аудиторные занятия 45 ч. СР |
Введение. | | 2 | |
| Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 1 | 2 |
Контрольный диктант | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение домашнего задания по разделу «Введение». | 1 | 3 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | | 10 | |
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Стили речи и их особенности. | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 6 | 2 |
Тема 1.3. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. | 2 | 2 |
| Р/Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Стилистика и синонимические средства языка. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 8 | 3 |
Раздел 2. Лексика и фразеология. | | 8 | |
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, вомонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 4 | 2 |
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). | 1 | 2 |
Тема 2.3. Лексика с точки зрения ее употребления. | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 1 | 2 |
Тема 2.4. Активный и пассивный словарный запас. | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 1 | 2 |
Тема 2.5. Фразеология. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 6 | 3 |
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | | 8 | |
Тема 3.1. Фонетика. | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1 | 2 |
Тема 3.2. Орфоэпия. | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 1 | 2 |
Тема 3.3. Принципы русской орфографии | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. | 5 | 2 |
| Контрольное тестирование по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 4 | 3 |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | | 4 | |
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 | 2 |
Тема 4.2. Орфография. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. | 3 | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 4 | 3 |
Раздел 5. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи | | 16 | |
Тема 5.1. Имя существительное. | Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 1 | 2 |
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | 2 |
Тема 5.3. Имя числительное. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 1 | 2 |
Тема 5.4. Местоимение. | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 1 | 2 |
Тема 5.5. Глагол. | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | 2 |
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 3 | 2 |
Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола. | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.. | 2 | 2 |
Тема 5.8. Наречие. | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | 2 |
Тема 5.9. Слова категории состояния. | Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 1 | 2 |
| Контрольный диктант | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. | 10 | 3 |
Раздел 6. Служебные части речи. | | 8 | |
Тема 6.1. Предлог как часть речи. | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | 2 |
Тема 6.2. Союз как часть речи. | Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 2 | 2 |
Тема 6.3. Частица как часть речи. | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 2 | 2 |
Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова. | Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 1 | 2 |
| Контрольный диктант | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. | 4 | 3 |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | | 20 | |
Тема 7.1. Словосочетание. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 1 | 2 |
Тема 7.2. Простое предложение. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 4 | 2 |
Тема 7.3. Осложненное простое предложение. | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 6 | 2 |
Тема 7.4. Сложное предложение. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 8 | 2 |
| Р/Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 8 | 3 |
| Контрольное тестирование за курс обучения | 2 | 3 |
Итого: | | 78 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
- методические разработки уроков и мероприятий.
IV. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | - Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»). - Устный опрос обучающегося: 1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. 2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. |
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | - Выборочный диктант с языковым разбором. - Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | - Карточки с заданиями. - Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | - Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося). - Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. |
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | - Работа со словарями. - Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля). - Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). - Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. - Фронтальный опрос. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | - Построение диалогов разговорного стиля. -Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство). - Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | - Фонетический разбор слова. - Морфемный разбор слова. - Орфоэпический анализ слова. - Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися. - Пунктуационный анализ предложения. - Орфографический диктант. - Изложение с элементами сочинения. - Контрольный диктант. |
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | - Участие в дискуссии. - Речеведческий анализ текста. |
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | - Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | - Участие в дискуссии. - Выступление обучающихся с докладом, рефератом. - Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка). - Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ. - Беседа с обучающимися. |
| - Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение). - Тестирование. -Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи. |
| - Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.). - Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. - Практическое овладение диалогической формой речи. - Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
| - Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. |
| - Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. |
Знания: | |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | - Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). |
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). - Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | - Осознание цели и ситуации устного общения. - Адекватное восприятие звучащей речи. - Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий). |
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | - Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. - Рецензирование. - Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |