Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан дарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под ред. Р. Н. Бунеева. Программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего – 140 часов (35 рабочих недель).
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- применение полученных знаний и умений на практике.
2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
3. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
4. Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Данный учебно-методический комплект соответствует образовательной программе «Школа 2100», продолжает данную образовательную линию, соответствует принципам развивающего обучения, заложенного в данной программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых. УМК утверждён на заседании МО от 11.03.2011г., протокол №12.
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб – М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.
3. Рабочие тетради к учебнику «Русский язык. 7 класс». М.: Баласс, 2011.
4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Грязнова А.Т. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.-М., Баласс, 2008
1) диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупреди тельный, схематический, графический); 2) комплексный анализ текста; 3) сочинение;4) изложение с творческим заданием; 5) тест; 6) устное высказывание; 7) тренировочные упражнения.
О русском языке – 1ч. Повторение изученного в 6 классе – 4ч. Простое и сложное предложение – 12ч. Части речи – 18ч. Наречие – 27ч. Категория состояния – 2ч. Деепричастие – 17ч. Служебные слова – 1ч. Предлог – 10ч. Союз. Частица. Междометие – 33ч. Повторение и систематизация изученного – 13ч. Резервные уроки – 2ч. Всего: 140ч.
- подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного и научного стиля речи;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
- анализ учебно-научных текстов учебника («диалог с текстом», поиск и подбор аргументов);
-творческие задания, связанные с формированием умений и навыков построения мини- и макси-текстов, соответствующие возрастным особенностям школьников.
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб – М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.
3. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Грязнова А.Т. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.-М., Баласс, 2008
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб – М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.
3. Рабочие тетради к учебнику «Русский язык. 7 класс». М.: Баласс, 2011.
Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) С. К. Каменовой (2002, 6 с.). Таблицы по русскому языку «Орфография и пунктуация» Л. П. Абросимовой (15 шт., 70x50 см, ламинированные). Таблицы «Грамматика русского языка». Е. Г. Чендулаевой (8 шт.).
-1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2008. - 1 электрон, опт. диск (СВ-ЮМ).
-1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2009. - 1 электрон, опт. диск (СО КОМ).
-Русский язык + Варианты ЕГЭ. - М. : ЗАО «1С», 2009. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
-Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык : решение экзаменационных задач в интерактив ном режиме. - М. : Просвещение МЕДИА, 2005. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
-1С : Репетитор. Русский язык. - М. : АОЗТ «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
-Фраза : обучающая программа-тренажер по русскому языку / Гуру-Софт. - М. : ЗАО «Новый диск», 2009. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб – М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)
5. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.
6. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык. 7 класс», Баласс, 2008.
7. Образовательная программа по курсу “Русский язык” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятельной работы | Домашнее задание |
1 | Русский язык среди других славянских языков. | Урок усвоения новых знаний | Русский язык – националь-ный язык русского народа. Русский язык среди других славянских языков. Основ-ные формы существования национального русского языка: русский литератур-ный язык, территориальные диалекты, социальные диа-лекты. Сходство и различие славянских и неславянских языков. | Знать: общие сведения о языке. Уметь: понимать социальную сущность языка, находить сходство и различие славянских и неславян-ских языков. | Комплексный анализ текста | Упр.2, записи в тетради |
Слово в языке и речи. Раздел 1.Текст. Повторение и углубление изученного в 6-м классе. |
2 3 | Тексты разных типов. | Комбинирован-ный урок | Речь. Разнообразие стилей речи в русском языке. Основные типы речи. Текст. Стилистическая принадлежность текста. Грамматические разборы | Знать: определение текста, его основные признаки и функции-онально-смысловые типы (по-вествование, описание, рассужде-ние). Уметь: осознанно и бегло читать тексты; различать тексты разных типов | Тест. | Упр.7; Упр.12 |
4 | Р/Р. Свободный диктант. | Урок развития речи | Чтение, пересказ текста, напи-сание текста. | Знать: способы изложения текста Уметь: пользоваться различными способами переложения текста | Свободный диктант | Упр. 13,14 |
5 | Тексты публицисти-ческого стиля. Тексты разных стилей. | Урок развития речи | Стили речи. Сфера использования, задачи и особенности публицистического стиля речи | Знать: сферу использования, задачи и особенности публицистического стиля речи. Уметь: анализировать тексты публицистического стиля, указывать средства воздействия на аудиторию, используемые в них | Анализ текста | Упр.16 |
Раздел 2. Простое и сложное предложение. |
6 | Понятие «предложе-ние». Синтаксический разбор. | Комбинирован-ный урок | Предложение. Грамматичес-кая основа предложения. Простое и сложное предложе-ние. Завершающие знаки пре-пинания. Синтаксический раз-бор предложения. | Знать: понятие «предложение», признаки предложения Уметь: выполнять синтаксический разбор, составлять схемы предложе-ний | Синтаксический разбор предложения. | Упр. 23 |
7 | Однородные члены предложения. Раздели-тельные знаки препинания. | Комбинирован-ный урок | ОЧ предложения. Знаки препинания при ОЧ. Союзы, соединяющие ОЧ. Соствление схем предложений с ОЧ. | Знать: опознавательные признаки однородных членов предложения. Уметь: обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах, составлять схемы предложе-ний с однородными членами | Списывание текста с обозначением орфо-грамм. Моделирование графических схем. | Вопросы с. 23, Упр. 27 |
8 | Сложные предложения. Разделительные знаки препинания. | Комбинирован-ный урок | Виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП. Средства связи в сложных предложениях раз-ных типов. Схемы сложных предложений разных типов. | Знать: грамматические признаки СПП, его строение, средства связи. Уметь: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; составлять предложения с разными способами связи | Диктант с подготовкой. | Упр. 34 |
9 | Входной диктант. | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации. Уметь: соблюдать их на письме | диктант | Нет задания |
10 | Сложноподчинённые предложения с прида-точными изъяснитель-ными и определитель-ными. | Комбинирован-ный урок | СПП. Главная и придаточная части СПП. СПП с придаточ-ным изъяснительным. СПП с придаточным определитель-ным. | Знать: виды грамматические приз-наки СПП, его строение, средства связи. Уметь: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изу ченных типов; составлять предложения с разными способами связи между ними | Составление таблицы: «Виды СПП предложе-ний». Распределитель-ный диктант. | Упр. 38 |
11 | Р/Р. Творческий диктант. | Урок развития речи | Чтение текста, составление плана, пересказ. Воспроизве-дение текста по ключевым словам. | Знать: стиль и тип речи текста. Уметь: пересказывать и создавать связный текст с учётом норм русского языка | Творческий диктант. | Вопросы с. 30 |
12 | Обращения. Вводные слова. Выделительные знаки препинания. | Комбинирован-ный урок | Актуализация ранее изучен-ного материала – выборочное осложнённое списывание. Выделительные знаки препи-нания. Омонимы вводных слов. | Знать: понятие обращение, вводные конструкции, группы вводных конструкций по значению. Уметь: находить в предложении обращения и вводные слова, употреблять их с учётом речевой ситуации. | Творческий диктант. Таблица: «Значение вводных слов». | Повторить правила, Упр. 43 |
13 | Причастный оборот. Выделительные знаки препинания. | Комбинирован-ный урок | Прямая речь. Косвенная речь. Составление таблицы «Спосо-бы передачи чужой речи». | 3нать : о причастном обороте. Уметь: выделять за пятыми причастные обороты | | Составить предложения по схемам в тетради |
14 | Предложения с прямой и косвенной речью. | Комбинирован-ный урок | Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Замена прямой речи косвенной речью | Знать: определение понятий «прямая речь», «косвенная речь». Уметь: заменять прямую речь косвенной, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвен -ной речью. | Самодиктант. | Вопросы по теме «Выдели-тельные знаки препинания» |
15 | Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания. | Комбинирован-ный урок | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | Знать: понятие диалог, знаки препинания при диалоге Уметь: правильно ставить знаки препинания при диалоге | Творческое задание – моделирование диалога в научном стиле. | Упр. 58 |
16 | Контрольный диктант. | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации. Уметь: соблюдать их на письме | диктант | Нет задания |
17 | Пишем правильно (Работа над ошибками в контрольном диктанте). | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации. Уметь: соблюдать их на письме | Работа над ошибками | Упр. 57, рабо-та над ошибками |
Раздел 3. Части речи. |
18 | Понятие «часть речи». Самостоятельные и служебные части речи. | Комбинирован-ный урок | Признаки, объединяющие слова в часть речи. Самостоя-тельные и служебные части речи. | Знать: принципы классификации частей речи в русском языке; морфологические признаки самосто-ятельных и служебных частей речи. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, производить морфологический разбор изученных частей речи | Распределительный диктант. | Упр. 65 |
19 | Морфологический разбор. | Комбинирован-ный урок | Порядок морфологического разбора. Постоянные и непос-тоянные признаки существи-тельного, прилагательного, числительного, глагола. | Знать: морфологические признаки са- мостоятельных и служебных частей речи. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи. | Морфологический разбор. | Упр. 68 |
20 | Р/Р. Диктант с продолжением. | Урок развития речи. | Запись текста под диктовку, продолжение теста на задан-ную тему с заданием. | Знать: стиль и тип речи текста. Уметь: создавать связный текст с учётом норм русского языка | Диктант с продолжением. | Составить текст (дописать) |
21 | Буквенные и небуквенные орфограммы в именах прилагательных. | Комбинирован-ный урок | Повторение орфограмм в именах прилагательных стр.46-47, вопросы стр.45 | Знать: орфографические правила, графические обозначения изученных орфограмм. Уметь: правильно писать окончания и суффиксы прилагательных и существительных | Объяснительный диктант. | Упр. 72, разборы |
22 | Имя прилагательное как часть речи и как член предложения. | Комбинирован-ный урок | Имя прилагательное как член предложения(определение, сказуемое). Однородные и неоднородные определения. Нахождение прилагательных в тексте, определение их син-таксической роли. | 3нать : о роли прилагательного в тексте, синтаксическую функцию его в предложении. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. | Составить текст (Описа-ние внешности) исполь-зуя прилагательные, являющиеся разными членами предложения. | Упр.82 |
23 | Развитие орфографи-ческих умений. | Комбинирован-ный урок | Повторение орфограмм в именах прилагательных | Знать: орфографические правила, графические обозначения изученных орфограмм. Уметь: правильно писать окончания и суффиксы прилагательных и существительных | Графический диктант. | Упр. 84, разборы |
24 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | Урок усвоения новых знаний | Правописание сложных слов. Небуквенные орфограммы: орфограмма-контакт, орфо-грамма-пробел. | Знать: условия употребления де-фиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов, условия употребления дефиса в сложных Уметь: правильно писать сложные прилагательные. | Работа с материалом учебника стр.55-56 | Правило с.55, Упр.94 |
25 | Причастие как особая форма глагола и как член предложения. Причастный оборот. | Комбинирован-ный урок | Морфологические признаки и синтаксическая роль причас-тия; признаки глагола и при-лагательного у причастий. | Знать: грамматические признаки при- частия, правила выделения п.о. Уметь: отличать причастие от прилагательного, видеть определяемое слово. | Вопросы стр. 60 | Упр.86, задание в раб.тетради |
26 | Буквенные и небуквен-ные орфограммы в причастиях. | Комбинирован-ный урок | Буквенные и не буквенные орфограммы в причастиях стр.65; распределительный диктант. | Знать: орфографические правила, графические обозначения изученных орфограмм. Уметь: правильно писать окончания и суффиксы причастий | Распределительный диктант. | Правило с.55-56, 57-выучить слова |
27 | Совершенствование орфорграфических уме-ний. Р/Р. Свободный диктант. | Комбинирован-ный урок | Буквенные и не буквенные орфограммы в причастиях | Знать: орфографические правила, графические обозначения изученных орфограмм. Уметь: правильно писать окончания и суффиксы причастий | Свободный диктант. | Упр. 99 |
28 | Имя числительное как часть речи и как член предложения. Буквенные орфограммы в именах числительных. | Комбинирован-ный урок | Разряды имён числительных. Лексическое и грамматичес-кое значение имён числитель-ных. Постоянные и непостоян-ные морфологические приз-наки имён числительных. | Знать: общее значение, морфологические, грамматические признаки, синтаксическую роль числительного. Уметь: отличать числительные от других частей речи, находить их в речи, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии. | Выборочный диктант. | Вопросы с.64, упр.106 |
29 | Буквенные орфограммы в именах числительных. | Комбинирован-ный урок | Буквенные и небуквенные орфограммы в именах числи-тельных (вопр. стр. 80, табл. стр. 81). | Знать: Буквенные орфограммы в именах числительных. Уметь: свободно излагать свои мысли в письменной форме | Сочинение-рассуждение. | Упр.110 |
30 | Местоимение как часть речи и как член предложения. | Комбинирован-ный урок | Разряды местоимений. Лекси-ческое и грамматическое зна-чение местоимений. Посто-янные и непостоянные мор-фологические признаки местоимений. | Знать: грамматические признаки мест, разряды местоимений Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Таблица «Разряды местоимений». | Упр. 117 |
31 | Буквенные и небуквен-ные орфограммы в местоимениях. | Комбинирован-ный урок | Буквенные и небуквен-ные орфограммы в местоиме-ниях – вопросы стр. 90, на-хождение орфограмм по опознавательным призна-кам. | Знать: особенности правописания местоимений Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Словарная работа. Объяснительный дик-тант. | Упр. 122, вопросы с.77 |
32 | Буквенные и небуквен-ные орфограммы в местоимениях. | Комбинирован-ный урок | Буквенные и небуквен-ные орфограммы в местоиме-ниях – осложнённое списы-вание. Свободный диктант. | Знать: особенности правописание местоимений числительных Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Свободный диктант. | Вопросы с.86 |
33 | Обобщение по теме «Повторение 7 кл.» | Урок проверки знаний | Морфология. Словообразова-ние. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Грамматические разборы | Знать: теоретический материал по темам «Морфология », «Синтаксис и пунктуация». Уметь: применять на практике полученные знания, умения и навыки | Проверочная работа | Упр. 139, правила |
34 | Контрольный диктант. | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Диктант с грамматическим заданием | Нет задания |
35 | Пишем правильно. (Работа над ошибками в контрольном диктанте). | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Работа над ошибками | Упр.129 |
Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением «признак действия» и «признак признака». Раздел 4. Наречие в языке и речи. |
36 | Грамматическое значе-ние наречия и его мор-фологические признаки. | Урок усвоения новых знаний | Наречие как самостоятельная часть, речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. Наречие — неизменяемая часть речи | Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий, основные спо-собы передачи лексических значений наречий. Уметь: распознавать наречия среди других частей речи, определять общее грамм зна-чение наречий | Выборочный диктант. | Правила с.96 |
37 | Лексическое значение наречий. | Урок усвоения новых знаний | Наречия, их значения. Смысловые группы наречий. Употребление наречий для более точного выражения мыслей и связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Учебное исследование | Знать: грамм, морфологические признаки наречия. Уметь: определять общее грамм значение самост. Ч. Р. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Упр.150, правила с. 96 |
38 | Способы образования наречий. | Урок усвоения новых знаний | Способы образования наре-чий. Наречия, образованные из разных частей речи. Мор-фемный разбор наречий. Учебное исследование | Знать: основные способы передачи лексических значений наречий. Уметь: определять лексическое зна-чение наречий | Объяснительный диктант, словообразовательный разбор наречий | Упр. 152 |
39 | Сравнительная форма наречий. | Урок усвоения новых знаний | Степени сравнения наречий. Простая и составная формы сравнительной и превосход-ной степени сравнения наре-чий, способы их образования. Синтаксическая роль наречий в сравнительной и превосход-ной степени. Сравнительная степень наречий и сравнительная степень прилагатель-ных. | Знать: степени сравнения наречий; способы образования простой и составной формы сравнительной и превосходной степени сравнения наречий. Уметь: находить в тексте наречия в сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль; отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных | Объяснительный диктант | |
40 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | Урок усвоения новых знаний | Способы образования отрица-тельных наречий. Отрицатель-ные частицы. Условия написа-ния не и ни в отрицательных наречиях. | Знать: правило написания букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Словарно-орфографическая работа | |
41 | Развитие орфографичес-ких умений, связанных с изучаемым видом орфо-граммы. Буквы а, о на конце наречий с приставками | Комбинирован-ный урок | Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слит-ного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Не с разными частями речи. | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме Знать: правило написания букв о и а на конце наречий с приставками. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Объяснительный диктант. | |
42 | Буквы о и е после шипя-щих на конце наречий. | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора букв о — е на конце наречий после шипящих | Знать: правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Распределительный диктант | |
43 | Развитие орфографиче-ских умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Комбинирован-ный урок | Условия выбора букв о — е на конце наречий после шипящих | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме. Знать: правило правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Словарно-орфографи-ческая работа | |
44 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о,-е. | Урок усвоения новых знаний | Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слит-ного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. | Знать: правило слитного и раздель-ного написания не с наречиями на –о и –е. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфограф. | Комплексный анализ текста | |
45 | Развитие орфографиче-ских умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. | Комбинирован-ный урок | Частица не, приставка не-, часть корня не. Условия слит-ного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Не с разными частями речи. | Знать: правило слитного и раздель-ного написания не с наречиями на –о и –е. Уметь: соблюдать в практике письма основн. правила орфографии | Осложнённое списыва-ние. | |
46 | Одна и две буквы н в наречиях на -о,-е. | Урок усвоения новых знаний | Условия написания одной и двух букв н в наречиях на -о, -е. Одна и две буквы и в суффиксах прилагательных. Различение наречий и кратких причастий | Знать: правило написания НН-Н в наречиях на -о, -е. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Словарно-орфографическая работа | |
47 | Развитие орфографиче-ских умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. | Комбинирован-ный урок | Знать: правило написания НН-Н в наречиях на -о, -е. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Объяснительный диктант, тест | |
48 | Дефисное написание наречий. | Урок усвоения новых знаний | Условия употребления дефиса между частями слова в наречиях. Различение наречий и созвучных частей речи. Орфоэпические нормы | Знать: условия употребления дефиса между частями слова в наречиях. Уметь: различать наречия и созвучные части речи; правильно и обоснованно употреблять дефис между частями слова в наречиях; произносить наречия в соответствии с орфоэпическими нормами | Словарно-орфографическая работа | |
49 | Формирование орфо -графических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. | Комбинирован-ный урок | Знать: правила слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Проверочный диктант | |
50 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от суще-ствительных, прилага-тельных, числительных. | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных. Различение наречий и существительных с предлогами | Знать: правила слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Словарный диктант | |
51 52 | Развитие орфографиче-ских умений, связанных с изучаемым видом орфограммы. | Комбинирован-ный урок | Знать: правила слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Тест | |
53 | Наречие как член предложения. Р/Р Свободный диктант. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксическая роль наречий, виды обстоятельств | Знать: синтаксическую роль наречий, виды обстоятельств Уметь: находить в предложениях наречия, определять вид обстоятельства | Свободный диктант. | |
54 | Виды обстоятельств. | Урок усвоения новых знаний | Разряды наречий, обстоятель-ства разных видов. | Знать: синтаксическую роль наречий, виды обстоятельств Уметь: находить в предложениях наречия, определять вид обстоятельства | Осложнённое списыва-ние (с продолжением). | |
55 | Морфологический разбор наречий. | Урок усвоения новых знаний | Морфологические и синтакси-ческие признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Грамматические и морфологические разборы. | Знать: морфологические признаки наречия Уметь: выполнять морфологический разбор наречия | Самостоятельная работа | |
56 | Контрольная работа за I полугодие. | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | диктант | |
57 | Пишем правильно (работа над ошибками). | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | дифференцированные задания | |
58 | Наречие в словосоче-тании. Примыкание. | Урок усвоения новых знаний | Примыкание. Главное и зави-симое слова при примыкании. | Знать: типы связи слов в словосочета-нии(примыкание) Уметь: определять способ связи слов в словосочетании | Самостоятельная работа. | |
59 | Сложноподчинённые предложения с придато-чными места(ознаком-ление) | Урок усвоения новых знаний | СПП с придаточным места. Способы связи предложений, составление схем. | Знать: особенности СПП с придаточ-ными места и времени Уметь: находить в тексте данную синтаксическую единицу | Выборочный диктант | |
60 | Сложноподчинённые предложения с придато-чными времени (озна-комление). | Урок усвоения новых знаний | СПП с придаточным времени. Способы связи предложений, составление схем. | Знать: особенности СПП с придаточн-ыми места и времени Уметь: находить в тексте данную синтаксическую единицу | Составление предложе-ний по схемам. | |
61 | Наречия в художествен-ном и публицистичес-ком тексте. Р/Р. Сжатое изложение. | Урок развития речи | Особенности употребления и роль наречий в устной и письменной речи. Наречия определительные и обстоятельственные. Наречия-эпитеты в художественных текстах. Синонимы к наречиям. Фразеологизмы, в состав которых входят наречия | Знать: особенности художественного и публицистического текста, их отли-чительные признаки Уметь: свободно излагать свои мысли в письменной форме | Сжатое изложение. | |
62 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | диктант | |
Слова со значением «состояние». Раздел 5. Категория состояния в языке и речи. |
63 | Категория состояния как часть речи. | Урок усвоения новых знаний | Категория состояния грамматические и морфо-логические признаки. | Знать: общее значение слов состояния Уметь: различать слова категории состояния, правильно и уместно употреблять их в речи | Осложнённое списыва-ние | |
64 | Морфологический раз-бор категории состоя-ния. | Комбинирован-ный урок | Морфологический разбор категории состояния | Знать: морфологические признаки слов категории состояния Уметь: выполнять морфологичес-кий разбор | Сам.морфологический разбор категории состояния | |
Слова со значением «добавочное действие». Раздел 6. Деепричастие в языке и речи. | | | | Знать: морфологич признаки слов категории состояния Уметь: выполнять морфол разбор |
65 | Грамматическое значение деепричастия. | Урок усвоения новых знаний | Деепричастие как особая фор-ма глагола. Лексическое значение. Признаки наречия и глагола у деепричастия. | Знать: грамматические особенности деепричастия Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; выделять деепричастие в речи | Объяснительный диктант | |
66 | Морфологические приз-наки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | Урок усвоения новых знаний | Грамматическое значение де-епричастия. Признаки наречия и глагола у деепричастия. | Знать: морфологические признаки деепричастия. Уметь: отличать деепричастие от глаголов и и причастий | Устное сообщение, выборочный диктант | |
67 68 69 | Деепричастный оборот. Выделение деепричас-тия и деепричастного оборота на письме. | Урок усвоения новых знаний | Деепричастный оборот – смы-словой отрезок. Выделитель-ные знаки препинания при ДО | Знать: определение причастного оборота и деепричастного оборотов Уметь: находить деепричастный оборот в тексте, выделять запятыми | Объяснительный дик-тант, самостоятельная работа | |
70 | Р/Р. Свободный диктант. | Урок развития речи | Чтение, пересказ текста, напи-сание своего текста с исполь-зованием ДО. | Знать: структуру, языковые особенности текста Уметь: анализировать исходный текст | Свободный диктант. | |
71 | Раздельное написание не с деепричастиями. | Урок усвоения новых знаний | Не с деепричастиями. Не с глаголами. Свободный дик-тант. | Знать: правило написания не с деепричастиями Уметь: обосновывать не с деепричас-тиями | Свободный диктант. | |
72 73 | Деепричастие как член предложения. | Урок усвоения новых знаний | Деепричастие как член предложения. Обстоятель-ство, обособленное обстоя-тельство. | Знать: какую роль играют деепричас-тия в предложении Уметь: определять виды обстоятель-ств, выраженных деепричастиями | Списывание с заменой ДО в придаточные предложения. | |
74 | Морфологический разбор деепричастия. | Комбинирован-ный урок | Морфологические признаки деепричастия, синтаксическая роль деепричастий, граммати-ческое значение деепричаст. | Знать: морфологические признаки деепричастия Уметь: производить морфол. разбор | Морфологический разбор деепричастия. | |
75 76 | Деепричастие в словосо-четании. Примыкание. | Комбинирован-ный урок | Связь примыкание, роль деепричастий. | Знать: типы связи слов в словосоче-таний Уметь: определять способ связи в словосочетаниях | Самостоятельная работа «Деепричастие в слово-сочетании». | |
77 78 | Деепричастия в текстах разных стилей. | Урок развития речи | Роль деепричастий и деепри-частных оборотов в текстах разных стилей. | Знать: признаки художественного и научного стилей речи Уметь: определять, к какой разновидности научного стиля принадлежит текст | Составление таблицы «Роль деепричастий в текстах разных стилей» | |
79 | Р/Р. Выборочное изложение. | Урок развития речи | Чтение текста изложения, ра-бота с текстом, записать часть текста, иллюстрирующую те-зис. | Знать: алгоритм написания изложения Уметь: свободно излагать свои мысли в письменной форме | Выборочное изложение. | |
80 | Контрольная работа. | Урок контроля знаний | Правила орфографии, пункту-ации, как выполнять морфо- логический разбор деепричас-тий. Написание текста под диктовку и выполнять грамма-тическое задание к нему | Знать: основные правила орфогра-фии, пунктуации, как выполнять морфологический разбор деепричас-тий. Уметь: писать текст под диктов-ку и выполнять грамматическое зада-ние к нему | Диктант с грамматическим заданием. | |
81 | Пишем правильно (работа над ошибками). | Урок коррекции знаний | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему. | Знать: основные правила орфогра-фии, пунктуации, как выполнять морфологический разбор деепричас-тий. Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему. | Работа над ошибками. | |
Служебные слова. |
82 | Самостоятельные и служебные части речи. | Комбинирован-ный урок | Самостоятельные и служеб-ные части речи. Признаки, отличающие самостоятель-ные части речи от служебных. | Знать: отличия служебных и самосто-ятельных частей речи Уметь: разграничивать части речи | Развёрнутый ответ на тему «Части речи в рус-ком языке» | |
Раздел 7. Предлог. |
83 | Предлог как часть речи. | Урок усвоения новых знаний | Отличительные признаки служебных частей речи. Грамматическое значение и морфологические признаки предлогов. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Предлоги производные и непроизводные, простые и составные. Употребление предлогов. | о предлоге как части речи, разряды предлогов по составу Уметь: отличать предлоги от других частей речи | Словарный диктант | |
84 | Простые и составные предлоги. | Урок усвоения новых знаний | Знать: простые и составные предлоги Уметь: различать простые и составные предлоги | Комплексный анализ текста. | |
85 | Производные и непро-изводные предлоги. | Урок усвоения новых знаний | Знать: разряды предлогов по происхождению Уметь: различать предлог и самостоя-тельную омонимичную часть речи | Самостоятельная работа | |
86 | Дефис в предлогах. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Урок усвоения новых знаний | Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Правописание составных и производных предлогов. Приемы различения производных предлогов и омонимичных частей речи | Знать: условия дефисного написания предлогов Уметь: обосновывать выбор написания | Объяснительный диктант. Тест. | |
87 | Р/Р. Свободный диктант. | Урок развития речи | Чтение и пересказ текста, на-писание текста с сохранением его структуры и особенностей, используя предлоги. | Знать: структуру, языковые особенности текста Уметь: анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи предлоги. | Свободный диктант. | |
88 | Морфологический разбор предлога. | Комбинирован-ный урок | Морфологические признаки предлога Порядок морфологического разбора предлогов. | Знать: морфологические признаки предлога Уметь: производить морфологический разбор предлога, правильно употреблять в речи | Самостоятельная работа | |
89 | Употребление предлогов. | Урок развития речи | Употребление предлогов в устной и письменной речи для связи слов в предложении. Грамматико-стилистические ошибки в употреблении предлогов. Предлоги в отдельных глагольных и именных синонимичных конструкциях, требующих разного управления. Подударные | Уметь: употреблять предлоги в устной и письменной речи для связи слов в предложении; правильно употреблять предлоги в отдельных глагольных и именных синонимичных конструкциях, требующих разного управления; выделять подударные предлоги вместе с существительными, к которым они относятся | Творческая работа | |
90 | Р/Р. Свободный диктант. | Урок развития речи | Чтение и пересказ текста, на-писание текста с сохранением его структуры и особенностей, используя предлоги. | Знать: структуру, языковые особенности текста Уметь: анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи предлоги. | Свободный диктант. | |
91 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний | Правила орфографии, пункту-ации. Написание текста под диктовку и выполнять грамма-тическое задание к нему | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Диктант с грамматическим заданием. | |
92 | Пишем правильно (Работа над ошибками в контрольном диктанте). | Урок коррекции знаний | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему. | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Работа над ошибками. | |
Раздел 8. Союз. Частица. Междометие. |
93 | Союз как часть речи. | Урок усвоения новых знаний | Союз как часть речи. Морфологические признаки союзов. Разряды союзов по строению и значению. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. | Знать: морфологические признаки союза, разряды союзов по строению Уметь: определять роль союза в предложении | Словарный диктант. | |
94 | Простые и составные союзы. | Урок усвоения новых знаний | | Объяснительный диктант. | |
95 96 | Сочинительные и подчинительные союзы. | Урок усвоения новых знаний | Сочинительные и подчини-тельные союзы; функции союзов в разных синтакси-ческих конструкциях | Знать: группы подчинит и сочинит союзов и их роль в речи Уметь: разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ССП и СПП, правильно ставить знаки препинания | Словарный диктант. | |
97 | Производные и непроизводные союзы. | Урок усвоения новых знаний | Возникновение производных союзов, отличие производных союзов от непроизводных и от созвучных сочетаний | Знать: как возникли союзы, определение производных союзов, правило правописания союзов Уметь: отличать производные и непроизводные союзы, отличать союзы от созвучных сочетаний | Объяснительный диктант. | |
98 | Контрольный диктант за III четверть. | Урок контроля знаний | Правила орфографии, пункту-ации. Написание текста под диктовку. | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Диктант. | |
99 100 | Слитное написание производных союзов. | Урок коррекции знаний | Знать правила слитного и раздельного написания союзов, уметь отличать их от омонимичных форм. | Знать: правило слитного написания союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Уметь: отличать союзы от омони-мичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать. | Объяснительный дик-тант. Самостоятельная работа. | |
101 | Морфологический разбор союза. | Урок изучения нового материала | Порядок морфологического разбора союзов. | Знать: морфологические признаки союза. Уметь: производить морфологический разбор союза, правильно употреблять в речи, конструировать предложения по схемам. | Словарно- орфографическая работа. | |
102 103 | Союзы в тексте. | Урок развития речи | Роль союзов в простых и сложных предложениях. Выражение различных смысловых оттенков при помощи союзов. Запятая перед союзом и в простых и сложных предложениях. Парные союзы. Схемы предложений | Уметь: определять роль союзов в предложениях; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом и; выражать различные смысловые оттенки при помощи союзов; составлять схемы предложений | Объяснительный диктант. | |
104 | Р/Р. Обучающее изложе-ние текста публицисти-ческого стиля. | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Стиль текста. | Знать: особенности публицис-тического стиля речи Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение близко к тексту, сохраняя его языковые особенности и авторский стиль, создавать связный текст с учётом норм русс яз, правильно употреблять союзы в тексте | Изложение | |
105 | Контрольный диктант. Пишем правильно | Урок контроля знаний | Правила орфографии, пункту-ации. Написание текста под диктовку и выполнять грамма-тическое задание к нему | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Диктант с грамматическим заданием. | |
106 | (Работа над ошибками в контрольном диктанте). | Урок коррекции знаний | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему. | Знать: изученные правила орфогра-фии и пунктуации Уметь: соблюдать их на письме | Работа над ошибками. | |
107 108 | Частица как часть речи. | Урок изучения нового материала | Частица как часть речи. Роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений. Разряды частиц. Частицы в различных стилях речи. Морфологический разбор частиц | Знать: морфологические признаки частиц, разряды частиц Уметь: отличать частицы от других частей речи, определять разряды частиц | Объяснительный диктант | |
109 110 | Разряды частиц. | Уроки закрепления знаний | Знать: морфологические признаки частиц, разряды частиц Уметь: отличать частицы от других частей речи, определять разряды частиц | Выборочный диктант. | |
111 112 | Раздельное и дефисное написание частиц. | Урок изучения нового материала | Раздельное и дефисное написание частиц | Знать: правила правописания частиц Уметь: видеть орфограммы в тексте | Осложнённое списывание. | |
113 | Развитие орфографичес-ких умений, связанных с изучаемым видом орфо-граммы. | Уроки закрепления знаний | Раздельное и дефисное написание частиц. | Знать: правила правописания частиц Уметь: видеть орфограммы в тексте | Выборочное списыва-ние. Самодиктант. | |
114 115 | Употребление и разгра-ничение на письме час-тиц не и ни. Употребление частицы не. | Урок изучения нового материала | Функции отрицательных час-тиц; правила употребления частиц НЕ и НИ; условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи | Знать: смысловое значение частиц не и ни Уметь: определять смысловое значение частиц не и ни | Предупредительный диктант. | |
116 | Употребление частицы ни. | Комбинирован-ный урок | Определение смыслового значения частицы, нахожде-ние в тексте. | Знать: смысловое значение частицы ни. Уметь: определять смысловое значение частицы ни, выбирать нужную частицу в соответствии с её значением | Объяснительный диктант. | |
117 | Морфологический разбор частицы. | Комбинирован-ный урок | Морфологические признаки частиц, значение частиц | Знать: морфологические признаки частицы Уметь: производить морфологичес-кий разбор частицы, правильно употреблять в речи | Осложнённое списыва-ние. | |
118 | Частицы в тексте. | Урок развития речи | Роль частиц в тексте. Стилистические особенности употребления частиц в устной и письменной речи. Фразеологические обороты с частицами. Морфологические нормы | Знать: стилистические особенности употребления частиц в устной и письменной речи. Уметь: определять роль частиц в тексте; соблюдать морфологические нормы при составлении текстов; объяснять значение фразеологических оборотов с частицами | Устный ответ : «Исполь-зование частиц в речи». | |
119 | Р/Р. Свободный диктант. | Урок развития речи | Чтение и пересказ текста, на-писание текста с сохранением его структуры и особенностей | Знать: структуру, языковые особен-ности текста. Уметь: анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи частицы. | Свободный диктант. | |
120 | Проверочная работа. | Урок контроля знаний | Контроль знаний по теме «Частица» | Контроль знаний, определение уровня обученности | тест | |
121 | Междометие как часть речи. | Урок изучения нового материала | Междометия как лексико-грамматический класс неизменяемых слов. Отличие междометий от знаменатель-ных и служебных частей речи. Употребление междометий. Роль междометий в речи. Разряды междометий. Инто-нация предложений с междо-метиями. Знаки препинания при междометиях. Дефисное написание междометий | Знать: особое положение междоме-тий среди других частей речи, разряды междометий Уметь: правильно и уместно употреблять междометия в речи | Таблица «Производ-ные междометия» | |
122 123 | Правописание междометий. | Комбинированные уроки | Знать: правописание междометий Уметь: : правильно и уместно употреблять междометия в речи | Комплексный анализ текста, тест | |
124 | Контрольный диктант с грамматическим зада-нием. | Урок контроля знаний | Правила орфографии, пункту-ации. Написание текста под диктовку. | Знать: изученные орфографические и синтаксические правила Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Диктант с грамматическим заданием. | |
125 | Пишем правильно (Работа над ошибками в контрольном диктанте). | Урок коррекции знаний | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании к нему. | Знать: изученные орфографические и синтаксические правила Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Работа над ошибками. | |
Раздел 9. Повторение и систематизация изученного в 7-м классе. |
126 127 128 | Морфология. Речь. | Урок повторения и обобщения знаний | Грамматика. Морфология. Части речи. Орфограммы, связанные с правописанием разных частей речи. | Знать: принципы классификации частей речи; Уметь: производить морфологичес-кий разбор, осознанно и бегло читать тексты | Систематизирующая таблица, устный развёр-нутый ответ | |
129 130 131 | Орфография. Речь. | Урок повторения и обобщения знаний | Орфография. Комплексный анализ текста | Знать: изученные орфографические правила Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами | Ответы на вопросы по систематизации мате-риала. | |
132 | Р/Р. Свободный диктант. | Урок развития речи | Чтение и пересказ текста, на-писание текста с сохранением его структуры и особенностей | Знать: структуру, языковые особен-ности текста Уметь: анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи предлоги. | Свободный диктант. | |
133 134 | Синтаксис. Пунктуация. Речь. | Урок повторения и обобщения знаний | Синтаксис. Пунктуация. Морфологический разбор слов. Синтаксический разбор предложений | Знать: о видах связи слов в словосо-четании, о грамматическом значении словосочетаний Уметь: определять типы связи слов в словосочетании, выполнять синтакси-ческий разбор | Систематизирующая таблица, устный развёр-нутый ответ | |
135 | Контрольная работа за год. | Урок контроля знаний | Фонетика и орфоэпия. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Орфография | Знать: изученные орфографические и синтаксические правила Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Тест. | |
136 | Культура речи. | Урок повторения и обобщения знаний | | Знать: изученные орфоэпические, морфологические нормы Уметь: пользоваться ими в речи | Сообщения. | |
137 | Текст. | Урок повторения и обобщения знаний | | Знать: признаки текста Уметь: выполнять речеведческий анализ текста | Систематизирующая таблица, устный развёр-нутый ответ | |
138 | Р/Р. Повторение признаков публицистического стиля. | Урок повторения и обобщения знаний | Повторение материала. Создание текстов публицистического стиля. | Знать: признаки публицистического стиля Уметь: создавать текст публицисти-ческого стиля | Создание текстов публицистического стиля. | |
139 140 | Резервные уроки. | | | | | |