Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС СПО (НПО)
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС СПО (НПО)
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС СПО (НПО) »
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
59
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
в том числе:
индивидуальное проектное задание
внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме тестирования
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.1.
Введение
Богатство русского литературного языка.
ЯЗЫК И РЕЧЬ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
Язык и речь
3
2
Содержание учебного материала
2
1. Входной контроль. Язык как средство общения Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1
3
Тема 1.2.
Лексика. Фразеология
2
2
Содержание учебного материала
2
1. Анализ диктанта и работа над ошибками в диктанте.
1
2. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
1
Тема 1.3
Морфемика. Словообразование.
3
2
Содержание учебного материала
2
Морфемный разбор. Словообразовательный разбор. Этимологический анализ слов. Понятие морфемы. Типы морфем (непроизводная и производная основы, окончание, корень, приставки, суффиксы). Способы словообразования.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Морфологический разбор различных частей речи; упражнения в соответствии с параграфами; синтаксический и пунктуационный разборы предложений;
1
3
Тема 1.4
Орфография.
3
2
Содержание учебного материала
2
1. Алфавит. Принципы русской орфографии. Орфограммы- гласные: проверяемая гласная в корне слова, непроверяемая гласная в корне слова
Самостоятельная работа обучающихся:
Сводная таблица «Чередующиеся гласные в корне слова»
1
3
Тема 1.5.
Орфография.
3
2
Содержание учебного материала
2
1. Чередующиеся гласные а-о, е-и в корнях слов, о- е -е после шипящих и ц.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица «Орфограммы- согласные: непроизносимые согласные в корне слова, удвоенные согласные в корне слова.»
1
3
Тема 1.6.
Орфография.
3
2
Содержание учебного материала
2
Орфограммы- согласные: непроизносимые согласные в корне слова, удвоенные согласные в корне слова.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1
3
Тема 1.7.
Орфография.
4
Содержание учебного материала
2
1. Правописание и-ы после приставок. Правописание приставок пре-, при. Правописание приставок, оканчивающихся на з-с.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица «Правописание и-ы после приставок. Правописание приставок пре-, при. Правописание приставок, оканчивающихся на з-с.»
2
3
Тема 1.8.
Орфография.
4
2
Содержание учебного материала
2
1. Правописание сложных слов. Употребление ь и ъ знаков.
Диктант.
2
Самостоятельная работа обучающихся: работа над ошибками
2
3
Зачет. Итоговый урок.
4
2
Содержание учебного материала
2
1. Зачет. Итоговый урок. Тестирование.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с терминологическими словарями и справочниками. Анализ и составление деловых бумаг; подготовка устного выступления, дискуссии.
2
3
Тема 1.9.
Морфология.
3
2
Содержание учебного материала
2
1. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Употребление форм имен существительных в речи.
1
3
Тема 1.10.
Морфология.
4
2
Содержание учебного материала
2
1. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Употребление форм имен существительных в речи.
2
3
Тема 1.11.
Морфология.
4
2
Содержание учебного материала
2
1.Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Морфологический разбор прилагательного.
2
3
Тема 1.12.
Морфология.
4
2
Содержание учебного материала
2
1. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
1. В.Даль. Толковый словарь русского языка. М., 2006
2. И.К. Новиченок. Русский язык. Грамматика в таблицах и схемах. Санкт – Петербург 2003
3. Орфографический словарь.
4. Словарь трудностей русского языка М.,1984
5. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., М., 2004
6. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауз, И. Ефран. Современная версия. М.,2003
Интернет – ресурсы:
www.gramota.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ и во время итоговой аттестации.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Текущий контроль:
Наблюдение в ходе работы
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Наблюдение в ходе выполнения самостоятельной работы
Составление схем, таблиц
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
Оценивание выступлений
Индивидуальный опрос
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- устный и комбинированный опрос,
- проверка на основе
письменных, графических и практических работ,
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- устный и комбинированный опрос,
- проверка на основе
письменных, графических и практических работ,
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- систематическое наблюдение за работой обучающихся в обучении.
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
- систематическое наблюдение за работой обучающихся в обучении.
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- устный и комбинированный опрос,
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- проверка на основе
письменных, графических и практических работ,
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
устный и комбинированный опрос,
- проверка на основе
письменных, графических и практических работ,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- устный и комбинированный опрос,
- проверка на основе
письменных, графических и практических работ,
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать
связь языка и истории, культуры русского и других народов
Текущий контроль:
Индивидуальный опрос
Сообщения (доклады) по темам
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Промежуточный контроль:
Тестирование
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Сообщение по темам
-диктанты
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;