Рабочая программа по русскому языку в 8 классе , авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе , авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 3 часа в неделю, 105 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 105 часов, из них на развитие речи - 33 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 8 классе , авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов »
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку 2004 г. и программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы, авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010 г.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 3 часа в неделю, 105 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 105 часов, из них на развитие речи - 33 часа.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данная рабочая программа по русскому языку для 8 класса рассчитана на 105 часов (3 ч в неделю)
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи, умений им навыков.
- формирование у учащихся творческого мышления;
- подготовка учащихся для продолжения образования в вузах;
- формирование навыков самообразования;
- успеваемость по всем предметам, в том числе по русскому языку на «хорошо» и «отлично»;
- умения доказательно обосновывать свою точку зрения в рамках данного предмета;
- демонстрировать определенные навыки решения творческих задач в рамках изучаемого предмета.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм;
- групповая работа;
- коллективная работа;
- индивидуально - парная работа.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание
на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их
связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- участие в диалогах различных видов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление опорных схем и таблиц;
- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
- реферирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного
языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе
представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и
программы, ресурсы Интернета.
Основное содержание программы 8 класса:
Введение
Язык. Правописание. Культура речи.
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах)
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Простое предложение.
Двусоставное предложение:
главные члены предложения;
второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение:
предложения с однородными членами;
предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями;
предложения с обособленными членами.
Прямая и косвенная речь.
Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах.
Место предмета в учебном плане
Всего часов – 105, из них на развитие речи – 17
Сочинения
Изложения
Контрольные работы
Аудиторные
Домашние
Подробные
Сжатые
Диктанты
Тесты
Анализ текста
5
3
2
2
4
2
3
Требования к уровню образованности восьмиклассников
В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен
знать/понимать
основные нормы русского литературного языка;
словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);
уметь
опознавать единицы синтаксиса;
проводить анализ словосочетаний предложений;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Виды контроля, виды
самостоятельной работы
Дата проведения
Примечание
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Общие сведения о русском языке
1
Русский язык в семье славянских языков
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о русском языке как одном из индоевро- пейских языков, о роли старославянского языка в развитии русского языка
На основе рисунка-схемы составление грамматического рассказа (упр.1). прочитать и кратко пересказать текст о выдающемся русском лингвисте И.И.Срезневском (упражнение 5)
03.09.2014г.
.
Повторение изученного в 5-7 классах
2
Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1
Повторительно-обобщающий урок
Разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия, безошибочно выделять орфограмму.
Диктант (срезовый)
04.09.2014г.
3
Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать орфограммы, изученные в 5-7 клас-сах.
Различать краткие прилагательные, наречия и краткие страдательные причастия
Составление грамматического рассказа (упр.6)
05.09.2014г.
4
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь опознавать части речи с НЕ, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по плану
Составление грамматического рассказа «Правописание НЕ с различными частями речи». Анализ текста (упр.17)
10.09.2014г.
5
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь аргументировать, группировать части речи всвязи сослит-ным и раздельным написанием НЕ. Осознавать сходство и различие в написании НЕ и НИ
Составление алгоритма или памятки: «Различение на письме частицы НИ и союза НИ – НИ»
11.09.2014г.
6
Употребление дефиса
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь употреблять дефис в написании слов разных частей речи на основе знания правил правописания дефиса в разных частях речи
Самостоятельная работа: дополнить запись своими примерами слов, которые пишутся через дефис (упр.25)
12.09.2014г.
7
Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
1
Повторительно-обобщающий урок
Различать морфологические омонимы на основе грамматических признаков, безошибочно писать их, аргументируя свой ответ
Объяснительный диктант.
Текст
17.09.2014г.
8
Контрольная работа по повторению изученного в 7-м классе.
1
Урок контроля
Уметь опознавать слова с орфограммами в тексте, делать безошибочный выбор написания, верно расставлять знаки препинания в тексте
Комплексный анализ текста
18.09.2014г.
9
Р/Р. Разновидности речи. Стили речи
1
Урок развития речи
Знать основные способы устного высказывания. Текст как продукт речевой деятельности. Уметь создавать сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужно изучать орфографические (пунктуационные) правила?»
Выписать из книг, журналов, газет тексты разного стиля, обозначить речевую ситуацию; приготовить устное монологическое высказывание по плану (упр.351). создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
19.09.2014г.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
10
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний .
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь понятие о словосочетании, строении словосоче- тания. Способах связи слов словосочетании: согласовании, управ-лении, примыкании
Согласование словосочетаний по схемам (упр.33); определение типа связи в словосочетаниях (упр.36,37)
24.09.2014г.
11
Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний
1
Урок закрепления изученного
Знать виды словосоче таний по способу связи слов: согласо-вание, управление, примыкание
Подготовка у изложению (подробное) по рассказу Д.Б.Кабалевского
«О Бетховене»
1
Уроки развития речи
Знать виды интонации Уметь создавать текст. Иметь представление о признаках текста. Микротема. Микротекст
Написание изложения, близкого к тексту
02.10.2014г.
15
Изложение (подробное) по рассказу Д.Б.Кабалевского
«О Бетховене»
1
Уроки развития речи
Знать виды интонации Уметь создавать текст. Иметь представление о признаках текста. Микротема. Микротекст
Написание изложения, близкого к тексту
03.10.2014г.-
16
Предложение и его типы
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь понятие о предложении. Уметь отличать предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение)
Выявление грамматической основы предложения. Выразительное чтение предложений (упр.42). Конструирование предложений
08.10.2014г.
17
Интонация простого предложения
2
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о структурных, семантических, коммуникативных и интонационных приз- наках предложения.
Чтение текста с соблюдением пауз, логического ударения, восходящей и нисходящей интонации, определение границ предложения
09.10.2014г.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
18
Подлежащее и способы его выражения
1
Урок усвоения новых знаний
Пояснять функцию подлежащего и сказуемого Разбираться в способах выражения подлежащего, уметь согласовывать его со сказуемым
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.34-35, подготовить пересказ §9. Составить предложения, используя в качестве подлежащих неделимые словосочетания
10.10.2014г.
19
Сказуемое и способы его выражения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать признаки сказуемого и типы сказуемого. Знать способы выражения главных членов предложения
Составление плана теоретического материала и пересказ текста на стр.34-35; упр.58 (привести примеры разных видов сказуемого из художественной литературы)
15.10.2014г.
20
Составное глаголь-ное сказуемое. Способы его выражения
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь составлять глагольное сказуемое. Знать способы его выражения.
Преобразование предложений, чтобы составные сказуемые были употреблены в форме сослагательного наклонения. Комментированное письмо
16.10.2014г.
21
Составное именное сказуемое, способы его выражения
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь составлять составное именное сказуемое, знать способы его выражения
Определение видов сказуемого (упр.64,65); разбор глаголов по составу, разбор глаголов по составу
17.10.2014г.
22
Составное именное сказуемое, способы его выражения
1
Урок закрепления изученного
Определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. Уметь использовать сказуемые в собственной речи
Составление плана устного сообщения «Способы выражения составного именного сказуемого». Грамматический рассказ о главных членах предложения
22.10.2014г.
23
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
Составление плана теоретического материала и пересказ текста. Диктант «Проверяю себя»
23.10.2014г.
24
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Урок закрепления изученного
Тире между подлежащим и сказуемым
Текст. Конструирование и реконсруирование предложений по определенным моделям
24.10.2014г.
25
Административная контрольная работа за первую четверть
1
Урок контроля
Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринимаемый на слух
Диктант
29.10.2014г.
26
Правила согласования главных членов предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать правила согласования главных членов предложения, основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.49-50 и подготовить его пересказ.
30.10.2014г.
27
Р/Р.Типы речи
1
Урок развития речи
Иметь представление о функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Знать их особенности. строение текста-рассуждения
Анализ типологической структуры текста Ю.Казакова. Сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста- образца.
31.10.2014г
28
Второстепенные члены предложения.
Определение. Способы его выражения
1
Урок усвоения новых знаний
Различать определения согласованные и несогласованные. Знать способы выра-жения определений
Составление плана теоретического материала и 13.11.2013г пересказ текста на стр.51-53. выборочный диктант
12.11.2014г.
29
Согласованные и несогласованные определения
1
Урок закрепления изученного
Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений
Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о приложении как разновидности опреде ления.
Уметь расставлять знаки препинания при приложении
Подготовить связной ответ на вопрос: «Чем приложения отличаются от определения?». Комплексный анализ текста
14.11.2014г
31
Дополнение
1
Урок усвоения новых знаний
Знать определение дополнения как второстепенного члена предложения, способы его выражения
Составление плана теоретического материала и пересказ текста и на стр.59. выполнение упр.93 (списать, найти дополнения и указать, чем они выражены)
19.11.2014г
32
Дополнение
1
Урок закрепления изученного
Различать дополнение прямое и косвенное
Знать способы его выражения
Разбор предложений по членам. Диктант «Проверяю себя»
20.11.2014г.
33
Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте
1
Урок развития речи
Определять способы и средства связи предложений в тексте и частей текста (смысловые, лексические и грамматические)
Анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений. Анализ текста своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений)
21.11.2014г
34
Обстоятельство. Способы его выражения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать виды обстоятельств по значению Уметь определять способы выражения обстоя-тельств
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.64; выяснить ошибки в употреблении обстоятельств
26.11.201г.
35
Обстоятельство. Способы его выражения
1
Урок закрепления изученного
Определять способы выражения обстояте-льств
Выборочный диктант. Заполнить таблицу «виды обстоятельств» своими примерами
27.11.2014г.
36
Порядок слов в предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Осознанно использовать прямой и обратный порядок слов в предложении
Уметь анализировать текст, исправлять ошибки
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.68-70. Анализ текста. Выявить и исправить ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении
28.11.2014г.
37
Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
1
Повторитель-но-обобща-ющий урок
Понимать роль главных и второстепенных членов предложения .Знать способы выражения главных и второстепенных членов.
Уметь расставлять знаки препинания в простом двусоставном предложении
Взаимодиктант. Разбор предложений по членам
03.12.2014г.
38
Контрольная работа по теме «Второсте-пенные члены пред-
ложения»
1
Урок контроля
Уметь определять главные и второстепенные члены предложении и способы их выражения
Тест
04.12.2014г
39
Анализ контрольной работы
1
Урок коррекции знаний
Уметь производить работу над ошибками (орфографическими и пунктуационными)
Работа над ошибками. Редактирование текста, создание собственных высказываний по теме «Роль второстепенных членов в речи»
05.12.2014г.
40
Репортаж, его тематика, задачи речи
1
Урок развития речи
Иметь представление о репортаже как жанре публицистики. Тематика репортажа и задача речи
Уметь сопоставлять репортаж и информационную заметку
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.212-215, 217. Проанализировать тематику репортажей, прослушанных в записи. Сопоставить репортаж и информационную заметку (газета, журнал)
10.12.2014г
Односоставные простые предложения
41
Виды односоставных предложений
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь понятие об односоставных предложениях. Знать виды односоставных предложений
Составление плана теоретического материала и пересказ текста на стр.74-75. Синтаксический разбор предложений
11.12.2014г.
42
Определенно-личные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать , что такое односоставные предложения Уметь опознавать в тексте определенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности
Составление плана теоретического материала и пересказ текста на стр. 75-76. выполнение упр. 120 (заменить глаголы формами повелительного наклонения). Написать письмо, описать в нем день пребывания в школе, употребив определенно-личные предложения
12.12.2014г.
43
Неопределенно-личные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь опознавать в тексте неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.79. распределительный диктант
17.12.2014г.
44
Обобщенно –личные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности обобщенно – личных предложений. Уметь употреблять данные предложения в рчи Уметь различать обобщенно-личные и неопределенно-личные предложения
Прочитать ознако-мительным чтением теоретический материал на стр.81, составить план ответа по теме урока. заменить в тексте определенно – личные предложения обобщенно – личными, объяснить, как изменится смысл повествования)
18.12.2014г.
45
Административная контрольная работа за первое полугодие
1
Урок контроля
Уметь записывать аудируемый текст и правильно выполнять грамматическое задание
Диктант с грамматическим заданием
19.12.2014г
46
Безличные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать струкурные особенности безлич-ных предложений, их смысловые моменты, а также иметь представление о способах выражения сказуемого
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.83-84; подготовить ответы на вопросы, иллюстрируя примерами (упр.136). включить в связный текст безличные предложения,
24.12.2014г.
47
Назывные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о назывных предложе-ния, их смысловых и структурных особен- ностях
Выполнение упр.144 (списать, подчеркнуть основы односоставных предложений и указать их вид)
25.12.2014г.
48
Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
1
Повторительно-обобщающий урок
Отличать основные виды односоставных предложений., их грамматические признаки, морфологи -ческие средства выражения главных членов
Сочинение- миниатюра с включением односоставных предложений
26.12.2014г.
49
Неполные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Знать общее понятие неполных предложе-ний.
Уметь употреблять неполные предложе-ния в диалоге и сложном предложении
Составление диалога с употреблением неполных предложений (упр.147). Тест
14.01.2015г.
50
Контрольная работа по теме «Односос-тавные предложе-ния»
1
Урок контроля
Уметь отличать виды односоставных пред-ложений, двусостав-ных полных и неполных. Употреб-лять их в речи
Диктант с грамматическим заданием
15.01.2015г.
51
Р/Р. Репортаж - описание
1
Урок развития речи
Иметь представление о композиции репор-тажа – описания, характерных языковых средствах данного жанра.
Уметь характеризо-вать особенности жанра репортажа
Сопоставление репортажей двух типов (повествование и описание). Подготовка к домашнему сочинению (рекомендуемые ситуации: репортаж из музея, экскурсия по городу)
16.01.2015г
Предложения с однородными членами
52
Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов
1
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности однородных членов предложения; их признаки, средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.94-95, пересказать текст. Составление предложений (упр.155); построение предложений по схеме
21.01.2015г.
53
Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов
1
Урок закрепления изученного
Уметь пользоваться средствами связи между однородными членами предложения. Уметь отличать простое предложение с однородными чле-нами от сложного предложения с анало-гичной связью
Выборочный диктант
22.01.2015г
54
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь правильно ставить знаки препинания между однородными членами предложения, состав-лять схемы предло-жений с однородными членами
Составление предложений с однородными союзами с использованием союзов (упр.163). выполнение упр.167
23.01.2015г.
55
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1
Урок закрепления изученного
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных при помо-щи сочинительных союзов
Составление предложений с рядами однородных членов. Графический диктант
28.01. 2015г.
56
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1
Урок закрепления изученного
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных при помо-щи сочинительных союзов
Устное сообщение «Однородные члены предложения и пунктуация при них». Текст
29.01.2015г.
57
Однородные и неоднородные определения
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь различать од-нородные и неодно-родные определения, грамотно оформлять их пунктуационно, правильно употреб-лять в речи
Составление плана теоретического материала и пересказ текста на стр.109-110. описать репродукцию картины К.Брюллова «Всадница»(упр.176), используя однород-ные и неоднородные определения,
30.01.2015г.
58
Однородные и неоднородные определения
1
Урок закрепления изученного
Уметь различать од-нородные и неодно-родные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений
Предупредительный диктант
04.02.2015г.
59
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них
1
Урок усвоения новых знаний
Знать, что такое обобщающие слова. Уметь находить их при однородных членах предложения.
Конструирование предложений (составить алгоритм применения правила)
05.02.2015г.
60
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них
1
Урок закрепления изученного
Уметь использовать обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно расставлять знаки препинания при них
Составить связное высказывание, включив в него изученные синтаксические конструкции. Графический диктант
06.02.2015г
61
Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь опознавать предложения с однородными членами предложения, расставлять знаки препинания при них
Творческое списывание.
Взаимодиктант
11.02.2015г.
62
Контрольная работа по теме «Однород-ные члены предло-жения»
1
Урок контроля
Уметь производить комплексный анализ текста по заданным параметрам
Комплексный анализ текста
12.02.2015г.
63
Р/Р. Сочинение в жанре репортажа
1
урок развития речи
Иметь представление о репортаже как жанре публицистики. Знать композицию репор-тажа- повествования и репортажа- описания, характерные для репортажа языковые средства
Сочинение в жанре репортажа
13.02.2015г.
Предложения с обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями и вставными конструкциями
64
Предложения с обращениями
1
Урок усвоения новых знаний
Обращения нераспространен-ное и распространенное, знаки препинания при обращении
Составление плана лингвистического текста, грамматический рассказ об обращении (упр.184). написание писем (упр.195)
18.02.2015г.
65
Знаки препинания при обращении. Употребление обращения
1
Урок закрепления изученного
Уметь употреблять обращения в разговор- ной речи, языке худо-жественной литера-туры и официально-деловом стиле речи
Составление грамматического рассказа (упр.201)
19.02.2015г.
66
Предложения с вводными конструкциями
1
Урок усвоения новых знаний
Знать группы вводных конструкций по значению, их сходство и различие.
Уметь правильно расставлять знаки препинания при обращениях
Составление плана теоретического материала и пересказ текста на стр. 124-125. Игра «Кто больше?» (упр.209). Сделать фонетический разбор вводного слова
20.02.2015г.
67
Предложения с вводными конструкциями
1
Урок закрепления изученного
Уметь употреблять в речи вводные слова, словосочетания и предложения с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных конструк-циях
Сопоставление предложений с водными словами и предложений с созвучными членами предложениями. Моделирование и использование в речи предложений с вводными констру-кциями
25.02.2015г.
68
Предложения с вставными конструкциями
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление о предложениях с вставными конструк-циями.
Знать особенности употребления встав-ных конструкций
Составление грамматического рассказа о вводных и вставных конструкциях (упр.230). Анализ и характеристика предложений с ввод ными и вставными конструкциями
26.02.2015г.
69
Систематизация и обобщение изученного по темам «Обращение» и «Вводные конструкции»
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать обращения однословные и неоднословные, их функции и способы выражения. Иметь представление о синонимии вводных конструкций. Уметь использовать вводные слова как средства связи предложений и смысловых частей текста
Анализ текстов разных стилей и жанров (наблюдение за особенностью использования обращений, вводных конструкций). Составить связное высказывание, используя изученные синтаксические конструкции «Зачем нужны знаки препинания?»
27.02.2015г.
70
Р/Р. Публичное выступление на общественно значимую тему
1
Урок развития речи
Знать требования к устному выступле-нию.
Уметь строить пуб-личное выступление на общественно значимую тему
Анализ образцов публичных выступлений. Подготовка рабочих материалов (выбор темы, аудитории, цели своего выступления)
04.03.2015г.
71
Обособление второстепенных членов предложения. Понятие об обособлении
1
Урок усвоения новых знаний
Знать сущность и условия обособления второстепенных членов предложения, смысловые, интона-ционные и пунктуа-ционные особенности предложений с обособ ленными членами
Составление плана научного текста на стр.142-143. комментированное письмо
05.03.2015г.
72
Обособление согласованных определений
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь производить обособление согласо-ванных распростра-ненных определений, правильно интонаци-онно их произносить, расставлять знаки препинания при оформлении текста
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.147-148. Характеристика определения по плану (упр.257)
06.03.2015г.
73
Обособление согласованных определений
1
Урок закрепления изученного
Опознавать и правиль -но интонировать предложения с обособленными согласованными определениями
Конструирование предложений с обособленными согласованными определениями, редакторская правка
11.03.2015г.
74
Обособление несогласованных определений, определений с обстоятельственным оттенком значения
1
Урок усвоения новых знаний
Выявить грамматичес кие условия обособ-ления несогласован-ных определений, определений с обстоя-тельственным оттен-ком значения
Синтаксический разбор предложений. Составить план устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений»
12.03.2015г.
75
Обособление несогласованных определений, определений с обстоятельственным оттенком знания
1
Урок закрепления изученного
Уметь обособлять несогласованные определения, опреде-лений с обстоятельс твенным оттенком значения
Сформулировать вывод об общих правилах обособления согласованных и несогласованных определений. Диктант «Проверяю себя»
13.03.2015г.
76
Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них
1
Урок усвоения новых знаний
Опознавать обособленные прило- жения.
Уметь расставлять выделительные знаки препинания при них
Проанализировать текст, определить в нем функцию обособленных приложений. Конструирование предложений
18.03.2015г.
77
Р/Р. Статья в газету. Строение текста
1
Урок развития речи
Иметь представление о жанре публицисти-ки- статье в газету. Знать строение текста, языковые особенности статьи
Выполнение упр. 382 (составить небольшой текст по предложенным темам). Работа с газетой, анализ наи- более интересных статей
19.03. 2015г.
78-
Р/Р. Статья в газету. Строение текста
1
Урок развития речи
Иметь представление о жанре публицисти-ки- статье в газету. Знать строение текста, языковые особенности статьи
Выполнение упр. 382 (составить небольшой текст по предложенным темам). Работа с газетой, анализ наи- более интересных статей
20.03.2015г.
79
Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них
1
Урок закрепления изученного
Уметь производить обособление прило-жений, расставлять выделительные знаки препинания при них
Выявить их функцию в тексте
Взаимодиктант. Оценка и анализ примеров из литера-турных источников (найти обособлен- ные определения, приложения, объяс-нить постановку знаков препинания при них, функцию в тексте)
01.04.2015г.
80
Обособление дополнений
1
Урок усвоения новых знаний
Знать условия обособления дополне- ний, пунктуационно правильно их оформ-лять
Распределительный диктант
02.04.2015г.
81
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
1
Урок усвоения новых знаний
Определять условия обособления обстоя-тельств. Повторить деепричастие и деепри частные обороты как разновидность обосо-бленных обстоятель ств, особенности их употребления
Уметь находить в тексте деепричастия и определять границы деепричастного оборо та как разновидности обособленных обстоя тельств. Знатьособенности их употребления
Конструирование предложений с одиночными деепричастиями и словосочетаниями (лежа на берегу, сидя у костра) и фразеологическими оборотами.
08.04.2015г.
83
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
1
Урок усвоения знаний
Знать основные условия обособления обстоятельств. Уметь обособлять обстоя-тельства, выраженные существительными с предлогами
Диктант «Проверяю себя»
09.04.2015г.
84
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь обособлять сравнительные оборо ты и синтаксические конструкции с как. Знать об отсутствии или наличии запятой перед союзом КАК
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
10.04.2015г.
85
Обособление уточняющих членов предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление об уточняющих членах предложения.
Уметь обособлять уточняющие члены предложения, правильно расставлять выделительные знаки препинания при них
Составление грамматического рассказа по плану (упр.315, 320). Вы-полнение упр. 317 (списать, используя данный текст, при-вести примеры предложений, осло-жненных разными синтаксическими конструкциями, охарактеризовать их роль в художествен-ном описании)
15.04.2015г.
86
Обособление уточняющих членов предложения
1
Урок закрепления изученного
Иметь представление об уточняющих, пояс-няющих, присоедени-тельных обособлен-ных членах, об их смысловых и интонац-ионных особенностях
Составить небольшой рассказ (5-6 предложений) «На рыбалке», «На речке (озере, море)», используя уточняющие обстоятельства места и времени
16.04.2015г.
87
Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
1
Повторительно-обобщающий урок
Осознавать и правиль-но интонировать пред ложения с разными видами обособленных членов.
Знать их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности
Предупредительный диктант. Текст
17.04.2015г.
88
Контрольная работа по теме «Обособлен- ные члены предло-жения»
1
Урок контроля
Адекватно восприни-мать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографи-ческие и пунктуаци-онные нормы
Диктант
22.04.2015г.
89
Р/Р. Сжатое изложение
1
Уроки развития речи
Уметь производить информационную переработку текста. Иметь представление о приемах компрес-сии.
Сжатое изложение текста публицистического стиля
23.04.2015г
90
Р/Р. Сжатое изложение
1
Уроки развития речи
Уметь производить информационную переработку текста. Иметь представление о приемах компрес-сии.
Сжатое изложение текста публицистического стиля
24.04.2015г
Синтаксические конструкции с чужой речью
91
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь
1
Урок усвоения новых знаний
Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь опознавать предложения с прямой и косвенной речью, правильно их интонировать и оформлять пунктуационно
Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр.185-186. выполнение упр.327 (конструирование предложений с прямой речью). Составление схем, диалогов
29.04.2015г.
92
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь
1
Урок закрепления изученного
Опознавать основные способы передачи чужой речи. Правиль-но интонировать предложения с прямой и косвенной речью.
Выразительное чтение диалога, его анализ (упр.330). Конструирование предложений разными способами передачи чужой речи
30.04.2015г.
93
Цитаты и их оформление на письме
1
Урок усвоения новых знаний
Знать правила оформления цитат. Уметь включать цитаты в высказыва-ния разными способа- ми, правильно расста-влять знаки при цитировании
Прочитать ознакомительным чтением теоретиче -ский материал на стр.195-196, соста-
вить предложения с цитатами (упр.340); составить граммати ческий рассказ (упр.343)
06.05.2015г.
94
Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью»
1
Повторительно-обобщающий урок
Иметь представление о синтаксических особенностях диалога. Уметь использовать разные способы цитирования в собственных речевых высказываниях
Синтаксический и пунктуационный разбор. Анализ текста. Объяснительный диктант
07.05.2015г.
95
Контрольная работа по теме «Синтакси-ческие конструкции с чужой речью»
1
Урок контроля- урок развития речи
Уметь создавать текст повествовательного характера, включая диалог как текстооб-разующий элемент
Сочинение- рассказ по данному началу с включением диалога
08.05.2015г.
96
Р/Р. Портретный очерк
1
Уроки развития речи
Понимать своеобразие жанра портретного очерка, знать его композицию.
Уметь использовать средствавыразитель-ности при написании сочинения в жанре портретного очерка
Выполнение упр. 387 (задания 1-3): прочитать отрывок из очерка об известном хирурге Н.Амосове. Ответить на вопросы, найти в тексте описание внешности героя очерка, Проанализировать третий абзац текста, определить тип речи.
13.05.2015г.
97
Р/Р. Портретный очерк
1
Уроки развития речи
Понимать своеобразие жанра портретного очерка, знать его композицию.
Уметь использовать средствавыразитель-ности при написании сочинения в жанре портретного очерка
Написать сочинение в жанре портретного очерка.
14.05.2015г.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
98
Административная контрольная работа по итогам года
1
Урок контроля
Иметь представление о первичной и втори-чной функции разли-чных частей речи. Уметь использовать разнообразие синтак-сических конструкций
Уметь анализировать текст, проводить анализ отдельных элементов текста.
Комплексный анализ текста
21.05.2015г.
101
Синтаксис и культура речи
1
Повторительно-обобща-ющий урок
Соблюдать нормы русского языка в построении и употреблении словосочетаний и предложений
Редактирование текстов. Текст
22.05.2015г.
102
Сочинение на свободную тему
1
Уроки развития речи
Уметь создавать текст на предложенную учителем тему
Сочинение
27.05.2015г.
103
Сочинение на свободную тему
1
Уроки развития речи
Уметь создавать текст на предложенную учителем тему
Сочинение
28.05.2015г.
104
Игра «Интеллекту-альное казино»
1
Урок систе-матизации и обобщения
Знать и уметь применять полученные знания по орфографии и пунктуации
Коллективная деятельность
29.05.2015г.
105
Игра «Интеллекту-альное казино»
1
Урок систе-матизации и обобщения
Знать и уметь применять полученные знания по орфографии и пунктуации
Коллективная деятельность
Перечень учебно-методических средств обучения
Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2013.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.8 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2008
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8 класс. - М.:АРКТИ, 2009
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 8 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2007