рабочая программа по русскому языку для 9 класса Зотникова
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса Зотникова
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2014 г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
В программе выделены часы на развитие связной речи, на подготовку к ОГЭ, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по русскому языку для 9 класса Зотникова»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ «СОШ №3»
от «__»_______2015г №___ «__»______2015г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2015г
Рабочая программа
учебного предмета « русский язык »
для 9 «А» класса
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
В программе выделены часы на развитие связной речи, на подготовку к ГИА, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Принцип построения программы: концентрический.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2010 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д. Дейкина, А.М. Александрова.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая учебная программа, – 70ч.
Формы организации учебного процесса:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Раздел II. Содержание дисциплины (70 час)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах - 6(4 ч + 2 ч)Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 5 (3ч+2ч)
Сложносочиненные предложения (6 ч + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (5 ч + 1 ч) Сложноподчиненное предложение и его особенности.
Основные группы СПП (16 ч. +6 ч.)
Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (5ч + 1 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (7 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Резервные уроки (2 ч)
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения '.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Раздел VI. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учащихся
Основная литература
Л.А.Тростенцова, Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2007.
Дополнительная литература
Богданова Г.А. Русский язык. Тестовые задания. 9 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс / А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
Поникарова Л.А. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях (сложное предложение). Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
7.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.
8 . Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.
9. Т.Н.Мамона. Рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к сочинению». 9 класс. «Экзамен». М., 2008.
Школьные словари русского языка
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.
Скорлуповская К. Н., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.: Просвещение, 2000.
Литература для учителя
Основная литература
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
Гостева Ю.Н., Львова С.И., Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка: 5-11 классы: Современный урок русского языка. Основные программы и учебники. Программы элективных курсов и др. – М.: Эксмо, 2007.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. – М.: Дрофа, 2004.
4.Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
5 .Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 9 класс. / авт.-сост. Т.М.Амбушева. Волгоград, 2010..
Дополнительная литература
Валгина Н.С. Русский язык: 8-11 классы: Трудности современной пунктуации. – М.: Дрофа, 2000.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: Флинта. Наука, 1999.
Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2004.
Рылова А.С.Формирование коммуникативной компетентности учащихся в курсе «Основы проектной деятельности»: Методическое пособие. – Киров: КИПК и ПРО, 2009.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы,
раздела
Общее
кол-во
часов
1
Международное значение русского языка
1
2
Повторение пройденного
6
3
Сложные предложения. Культура речи. Союзные сложные предложения
5
4
Сложносочиненные предложения
7
5
Сложноподчиненные предложения
6
Основные группы СПП
22
6
Бессоюзные сложные предложения
8
7
Сложные предложения с разными видами связи
6
9
Систематизация изученного материала
7
10
Резервные уроки
2
Общее количество часов
70
График работ по развитию речи
№
Тема
Дата по плану
Дата по факту
1
Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2
2
Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.
3
Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»(дом)
4
Р.р. Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»(дом)
5
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
6
Р.р. Устное обучающее сжатое изложение (упр.95)
7
Р.р. Сжатое изложение
(по упр. 106)
8
Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений
9
Р.р. Сжатое изложение
10
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение
11
Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему
12
Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием
13
14
Р.р. Сжатое изложение (упр.129)
с дополнительным заданием
15
Р.р. Публичная речь. §40
16
РР Сжатое изложение упр. 259
17
РР Сочинение-отзыв на просмотренный фильм упр. 260(дом)
18
РР Комплексный анализ текста
19
РР Сочинение на свободную тему упр.279 (дом)
График контрольных работ
№
Тема
Дата по плану
Дата по факту
1
Контрольный диктант по материалам повторения за курс 5 – 8 кл
2
Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение»
3
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»
4
Контрольный тест по материалам ГИА по теме «БСП»
5
Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
6
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
7
Итоговая работа в формате ГИА
8
9
Итоговый контрольный диктант
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащ-ся
Виды контроля
Дата план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Международное значение русского языка
Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира.
1
Комбинированный урок
Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира.
Знать содержание понятия «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык – один из мировых языков
Конспект, план
4.09
Повторение изученного в V-VIII классах (4+2)
2
Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка. §1-3.
1
Урок развития речи
Сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Знаки препинания при диалоге. Стили языка. Набор языковых средств, характерных для текстов научного, публицистического, книжного, разговорного стилей
Знать стили речи, уметь определять стилистические особенности
Решение тестовых задания части А
4.09
3
Простое предложение и его грамматическая основа. §4
1
Повторительно-обобщающий
Повторение сведений по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепление умений выполнения синтаксического разбора предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков
Знать «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа Виды простых предложений. Умение распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания..
Решение тестовых задания части В комментированное письмо
8.09
4
Предложения с обособленными членами. §5
1
Повторительно-обобщаю
щий
Повторить понятие обособления, виды обособленных членов предложения; условия обособления/ необособления согласованных определений и обстоятельств
Знать обособленные члены, уметь определять тип текста, менять правила пунктуации приОЧП
Решение тестовых задания части В, объяснит. диктант
11.09
5
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6
1
Повторительно-обобщаю
щий
Повторение о способах выражения обращения, правил выделения обращений, вводных слов и вставных конструкций
Умение увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции
Решение тестовых задания части В, объяснит. диктант
15.09
6
Контрольный диктант .
1
Контрольный
Проверить уровень ЗУН на начало учебного года
Навык правильного орфографического и пунктуационного написания текста диктанта
КД
18.09
7
Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.
1
Урок развития речи
Повторение умения анализировать текст; знакомство с понятием «тезис» и «конспект»
Научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях
Знать основные виды сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания
Упражнения, составление опорного конспекта
29.09
9
Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8
1
Урок изучения нового материала
Дать общее представление об основных видах сложных предложений; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СП
Знать основные группы СП по значению и союзам. Навык постановки знаков препинания в СП.
Решение тестовых задания части В. Самостоят. работа
29.09
10-11
Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения
2
Урок развития речи
Обучение написанию сжатого изложения
Умение писать сочинение данного вида
Сочинение
2.10
6.10
12
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10
1
Урок изучения нового материала
Дать понятие о назначении знаков препинания в сложном предложении, об употреблении знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения
знать о СП. Навык постановки знаков препинания в СП. Умение употреблять СП в речи. Умение произносить сложное предложение с правильной интонацией
Тренировочные упр-я, словарный диктант
9.10
Сложносочинённые предложения (6+1)
13
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12
1
Комбинированный урок
Научить распознавать ССП, выявлять группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; объяснять постановку запятой в ССП
Знать особенности ССП. Умение видеть ССП в тексте, определять средства связи; средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем
Упражнения, задания ГИА
13.10
14-15
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15
2
Уроки изучения нового материала
Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами
Знать особенности ССП. Умение понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов
Решение тестов, упражнения. Проверочная работа
16.10
20.10
16
Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17
1
Комбинированный урок
Знать условия постановки запятой в ССП; научить опознавать ССП с общим второстепенным членом; научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП
Знать условия выбора пунктуации в ССП. Умение пунктуационно оформить ССП
Упражнения, конспект, решение тестов
23.10
17
Повторение
1
Повторительно-обобщающий
Обобщение знаний о ССП, закрепление навыков постановки знаков препинания в ССП
Знать правила . Умение пунктуационно оформить ССП
Самостоят. работа
6.11
18
Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение»
1
Контрольный
Проверить знания учащихся по теме: «Сложносочинённое предложение»
Умение применять полученные знания на практике
Тесты по материалам ГИА
10.11
19
Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
Урок развития речи
Познакомить с критериями оценивания части С2 экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему.
Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему;
умениесоздавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте.
Сочинение
по материалам ГИА
13.11
Сложноподчинённые предложения (5+1)
20
Понятие о сложноподчиненном предложении. §18
1
Комбинированный урок
Знать определение СПП, уметь находить главное и придаточное предложения в СПП
Умение видеть СПП в тексте, определять средства связи.
Работа с текстом на основе упр. 92
17.11
21
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19
1
Урок изучения нового материала
Научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в СПП, правильно ставить знаки препинания, строить схемы СПП
Знать правила нахождения придаточного в СПП. Умение найти главное и придаточное предложения, поставить правильно знаки препинания
Тренировочные упр-я, тесты
20.11
22
Союзы и союзные слова в СПП. §20
1
Урок изучения нового материала
Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в СПП
Знать признаки различения союзов и союзных слов. Умение отличать союзы и союзные слова
Упражнения, тесты ГИА
24.11
23
Роль указательных слов в СПП. §21
1
Урок изучения нового материала
Научить определять в СПП указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения
Знать особенности указательных слов в СПП. Умение определить, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова
решение тестовых заданий типологии А . Самост. разбор предлож-й
1.12
27.11
24
Контрольный диктант
1
Контрольный
Проверить уровень ЗУН по изученным темам
Умение применять полученные знания на практике
Диктант
4.12
1.12
25
Р.р. Обучающее сжатое изложение (упр.95)
1
Урок развития речи
Развитие умений сжато пересказывать текст
Умение применять способы сжатия текста
Подготовка к выполнению части С1
8.12
4.12
Основные группы сложноподчиненных предложений (16+6)
26
СПП с придаточными определительными. §22
1
Комбинированный урок
Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные определительные, ставить к ним вопросы
Знать правила определения типа придат-го. Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы.
Упражнения, словарный диктант
11.12
8.12
27
СПП с придаточными определительными. §22
1
Урок закрепления знаний
Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных
Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи СПП с придаточными определительными
Работа с текстом на основе упр.100
15.12
11.12
28
СПП с придаточными изъяснительными. §23
1
Урок изучения нового материала
Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные изъяснительные, ставить к ним вопросы
Знать правила определения типа придат-го. Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП
Самостоят. Работа. Определение типа придаточного
18.12
15.12
29-30
Р.р. Сжатое изложение
(по упр. 106)
2
Урок развития речи
Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать по плану
Умение писать изложение данного вида
Изложение
22.12
25.12
18.12
22.12
31
СПП с придаточными изъяснительными. §23
1
Урок закрепления знаний
Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных
Знать правила определения типа придат-го. Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП
Синтаксический и пунктуационный анализ текста
29.12
25.12
32-33
СПП с придаточными обстоя-тельственными. СПП с придаточ-ными времени и места. §24-25
2
Комбинированный урок
Познакомить с видами придаточных обстоятельственных; углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с придаточными обстоятельственными времени и места
Знать правила определения типа придат-го. Придаточные обстоятельственные, их виды. Умение составить предложения с придаточными времени и места
Тркнировочные упраж-я, тесты ГИА
Самостоят. работа
12.01
15.01
29.12
12.01
34
Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений
1
Урок развития речи
Закрепление навыков анализа текста
Умение производить синтаксический и пунктуационный анализ текста
Решение заданий типологии В5 -В12
19.01
15.01
35-36
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26
2
Комбинированный урок
Углубить и расширить знания о СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их
Умение создать собственный текст с использованием СПП
Составление текста с использованием СПП (основе упр.166)
2.02
39
Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»
1
Контрольный
Проверить знания учащихся по изученному материалу
Умение на практике применять полученные знания
Диктант
5.02
40
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28
1
Урок изучения нового материала
Дать понятие о СПП с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания
Знать условия определении придат. Предложений. Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Употребление в речи СПП.
Объяснит. Диктант. Тренировочные упраж-я
9.02
41-42
Р.р. Сжатое изложение
2
Урок развития речи
Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать
Умение писать изложение данного вида
По материалам ГИА
12.02
16.02
43
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28
1
Урок закрепления знаний
Закрепить понятие о СПП с несколькими придаточными, с разных случаях употребления в них знаков препинания
Знать правила определения типа придат-го. Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи
Синтаксис. Пунктуация. Способы передачи чужой речи. §46, 47.
1
Повторительно-обобщающий
Обобщение знаний о синтаксисе словосочетания и предложения; повторение о способах передачи чужой речи
Умение применять полученные знания на практике
Решение заданий по материалам ГИА
27.05
66
Контрольный диктант
1
Контрольный
Проверить знания учащихся по изученному в 9 классе
Умение применять полученные знания на практике
Диктант
31.05
67-68
Повторение, обобщение
2
Повторительно-обобщающий
Повторение и обобщение полученных знаний
Умение применять полученные знания на практике
Решение заданий по материалам ГИА
69-70
Резервные уроки
Учебно-методические средства
1. Основная литература:
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2009.
Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006.
2. Дополнительная литература:
ГИА-2014. Русский язык: новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе. Сост.: Е.В.Васильева, Т.И.Канина/ Пособие для учителей русского языка и литературы, учащихся 8-9 классов. – Воронеж, ИП Лакоценин С. С., 2014.
ГИА 2015. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.:Эксмо, 2015.
Сенина Н.А. «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА»/ Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2010г.
Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / В.П. Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Тихонова В.В, Шаповалова Т.Е. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 класс»/Издательский дом «Дрофа», Москва,2001 г.
3. Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов