Рабочая программа по русскому языку 5 класс(углубленный курс)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс(углубленный курс)
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Изучение русского языка направлено на решение следующих целей и задач:
-изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;
-развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
-развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» (углубленное изучение) за счет компонента образовательного учреждения в 5 классе выделяется 280 часов учебного времени (из расчета 8 учебных часов в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс(углубленный курс) »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предложений»
г. Валуйки Белгородской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________ Орлова Р.М.
Протокол № _______ от
« » _июня 2013г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МОУ «СОШ №2
с УИОП» г. Валуйки
________________Евсюкова О.Н.
« » июня 2013г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №2
с УИОП» г. Валуйки
______________Жуков А. И.
Приказ № от « » августа 2013г.
Рабочая программа
Евсюковой Ольги Николаевны
высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Русский язык»
5 «А» класс
(углублённый уровень)
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.),
Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучениемрусского языка. 5-9 классы. Автор программы В.В.Бабайцева, М., Дрофа, 2010г. и ориентирована на использование учебников
1. «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (автор В,В,Бабайцева), М., Дрофа, 2012г.
3. « Русская речь. Развитие речи», 5 класс, (автор Е.И.Никитина, Г.К.Лидман-Орлова),М., Дрофа, 2010г.
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Изучение русского языка направлено на решение следующих целей и задач:
-изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;
-развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
-развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» (углубленное изучение) за счет компонента образовательного учреждения в 5 классе выделяется 280 часов учебного времени (из расчета 8 учебных часов в неделю).
Из них на проведение уроков развития речи – 52 часа, в том числе
на контрольное сочинение – 3часа
на контрольное изложение – 3часа
на контрольный диктант - 7 часов на контрольное тестирование – 2 часа.
Формы организации учебного процесса:
-урок изучения нового материала,
-урок закрепления знаний, умений и навыков,
-комбинированный урок,
-урок-беседа,
-повторительно-обобщающий урок,
-урок - лекция,
-урок - игра,
-урок- исследование,
-урок-практикум,
-урок развития речи.
Технологии обучения:
Традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте. Обращение как средство связи предложений в тексте.
1
С2
90
Р.Р. Контрольное сочинение по упр.80.
1
С2
91
Предложения с вводными словами.
1
В1-В8
92
Предложения с вводными словами.
1
В1-В8
93
Р.Р. Сжатый пересказ небольшого художественного текста.
1
С2
94
Сложное предложение.
1
В1-В8
95
Сложносочиненные предложения.
1
В1-В8
96
Сложносочиненные предложения.
1
В1-В8
97
Сложноподчиненные предложения.
1
В1-В8
98
Сложноподчиненные предложения.
1
В1-В8
99
Сложные бессоюзные предложения.
1
В1-В8
100
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
В1-В8
101
Предложения с прямой речью.
1
В1-В8
102
Предложения с прямой речью.
1
В1-В8
103
Предложения с прямой речью.
1
В1-В8
104
Предложения с прямой речью.
1
В1-В8
105
Р.Р.Диалог и монолог.
1
С2
106
Р.Р.Изобразительно - выразительные возможности языка.
1
С2
107
Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
1
В1-В8
108
Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
1
В1-В8
109
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация».
1
110
Анализ диктанта.
1
В1-В8
111
Р.Р. Описание предмета.
1
С2
112
Р.Р.Составление плана некоторых параграфов учебника и пересказ их содержания.
1
С2
ОСНОВНОЙ КУРС (137 ч + 31 ч)
113
Введение. Русский язык в современном мире.
1
114
Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка.
1
115
Понятие о литературном языке. Нормы правописания.
1
116
Основные разделы науки о языке.
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
27
117
Звуки речи и буквы.
1
А-В
118
Звуки речи и буквы. Алфавит.
1
А-В
119
Гласные и согласные звуки.
1
А-В
120
Слог. Правила переноса слов.
1
А-В
121
Р.Р. Разговорный стиль речи.
1
С2
122
Р.Р. Книжные стили речи. Характеристика научного стиля.
1
С2
123
Ударение. Орфография.
1
А-В
124
Звонкие и глухие согласные.
1
А-В
125
Твердые и мягкие согласные.
1
А-В
126
Порядок действий при фонетическом разборе.
1
А-В
127
Значения букв я, ю, е, ё.
1
А-В
128
Значения букв ь и ъ в русской графике.
1
А-В
129
Мягкий знак после шипящих на конце слова.
1
А-В
130
Гласные после шипящих.
1
А-В
131
Правописание Ё, О, Е после шипящих.
1
А-В
132
Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков.
1
А-В
133
Р.Р. Художественный стиль. Систематизация материалов к написанию контрольного домашнего сочинения по картине В.М.Васнецова «Ковер-самолет» (по упр.151).
1
С2
134
Гласные после ц.
1
А-В
135
Орфоэпические справки о произношении трудных слов.
1
А-В
136
Р.Р. Типы речи. Повествование. Составление текстов по данным словам.
1
С2
137
Р.Р. Контрольное выборочное изложение (по упр.180).
1
С2
138
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
1
А-В
139
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
1
А-В
140
Контрольное тестирование №1 по разделам вводного курса и теме «Фонетика».
1
А-В
141
Анализ контрольного тестирования.
1
А-В
142
Р.Р. Анализ теста. Определение темы, выделение ключевых слав.
1
С2
143
Р.Р. Редактирование небольших текстов и предложений. Культура речи.
1
С2
Морфемика. Словообразование. Орфография.
45
144
Значение изучения морфемики.Понятие о морфеме.
1
А5-А7
145
Основа слова и окончание.
1
А5-А7
146
Р.Р. Типы речи. Описание.
1
С2
147
Корень слова.
1
А5-А7
148
Приставка и суффикс.
1
А5-А7
149
Исторические изменения в составе морфем.
1
А5
150
Морфемный разбор слова.
1
А5
151
Словообразование. Словоообразовательные цепочки.
1
А5-А7
152
Словообразование. Словоообразовательные цепочки.
1
А5-А7
153
Р.Р.Систематизация материалов к сочинению по заданному началу. Написание сочинения(упр.202).
1
С2
154
Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова.
1
А5-А7
155
Варианты корня как следствие исторических преобразований. Образование новых морфем.
1
А5-А7
156
Правописание морфем. Правописание корней и приставок.Правописание безударных гласных в корне.
1
А5-А7
157
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
А5-А7
158
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
А5-А7
159
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
А5-А7
160
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
А5-А7
161
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
А5-А7
162
Р.Р. Типы речи. Рассуждение. Рассуждение по учебному материалу.
1
С2
163
Правописание корней с чередованием гласных Е-И.
1
А5-А7
164
Правописание корней с чередованием гласных Е-И.
1
А5-А7
165
Правописание корней с чередованием гласных Е-И.
1
А5-А7
166
Правописание корней с чередованием гласных Е-И.
1
А5-А7
167
Правописание корней с чередованием А (Я)-ИМ, А (Я) – ИН.
1
А5-А7
168
Правописание корней с чередованием А (Я)-ИМ, А (Я) – ИН.
1
А5-А7
169
Контрольный диктант №5.
1
170
Анализ контрольного диктанта .
1
А5-А7
171
Правописание согласных и гласных в приставках.
1
А5-А7
172
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).
1
А5-А7
173
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).
1
А5-А7
174
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).
1
А5-А7
175
Р.Р.Систематизация материалов к написанию сочинения-рассуждения на заданную тему.
1
С2
176
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
1
А5-А7
177
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
1
А5-А7
178
Правописание приставок пре- и при-.
1
А5-А7
179
Правописание приставок пре- и при-.
1
А5-А7
180
Правописание приставок пре- и при-.
1
А5-А7
181
Правописание приставок пре- и при-.
1
А5-А7
182
Правописание приставок пре- и при-.
1
А5-А7
183
Правописание приставок пре- и при-.
1
А5-А7
184
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография.».
1
А5-А7
185
Зачетная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография.».
1
А5-А7
186
Контрольный диктант №6 по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография.».
1
187
Р.Р.Составление повествовательного текста по данным словосочетаниям.
1
С2
188
Р.Р. Составление рассказа в форме монолога и диалога.
1
С2
Лексикология.
31
189
Понятие о слове.
1
А1-А3
190
Словарное богатство русского языка.
1
А1-А3
191
Лексическое значение слова.
1
А1-А3
192
Прямое и переносное значение слова.
1
А1-А3
193
Однозначные и многозначные слова.
1
А1-А3
194
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
1
А1-А3
195
Употребление диалектизмов в художественной литературе.
1
А1-А3
196
Употребление профессионализмов в художественной литературе.
1
А1-А3
197
Термины. Их интернациональный характер.
1
А1-А3
198
Р.Р. Анализ художественных текстов. Употребление диалектизмов, профессионализмов, терминов в литературе.
1
С2
199
Синонимы. Синонимические ряды.
1
А1-А3
200
Синонимы. Синонимические ряды.
1
А1-А3
201
Синтаксические синонимы.
1
А1-А3
202
Антонимы. Роль антонимов в тексте.
1
А1-А3
203
Р.Р.Для чего нужны синонимы и антонимы?
1
С2
204
Омонимы.
1
А1-А3
205
Паронимы.
1
А1-А3
206
Р.Р. Ошибки при употреблении паронимов в речи.
1
С2
207
Понятие об этимологии. Происхождение некоторых слов.
1
А1-А3
208
Понятие о народной этимологии.
1
А1-А3
209
Архаизмы.
1
А1-А3
210
Неологизмы.
1
А1-А3
211
Заимствованные слова. Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке.
1
А1-А3
212
Оценка заимствований.
1
А1-А3
213
Старославянизмы. Условия появления их в русском языке.
1
А1-А3
214
Старославянизмы. Правописание полногласных и неполногласных сочетаний.
1
А1-А3
215
Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами.
1
А1-А3
216
Р.Р. Составление словосочетаний, предложений с синонимами, антонимами, паронимами.
1
С2
217
Проверочная работа по теме «Лексикология».
1
А1-А3
218
Анализ проверочной работы.
1
А1-А3
219
Р.Р. Контрольное выборочное изложение (упр.289).
1
С2
Фразеология.
21
220
Фразеологизмы.
1
А1-А3
221
Фразеологизмы фольклорного происхождения.
1
А1-А3
222
Пословицы и поговорки.
1
А1-А3
223
Крылатые слова и выражения.
1
А1-А3
224
Р.Р. Анализ текстов художественных произведений. Пословицы и поговорки.
Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи.
Понятие об этимологии.
Происхождение некоторых слов. Понятие о народной этимологии.
Архаизмы.
Неологизмы.
Заимствованные слова. Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке. Оценка заимствований.
Старославянизмы. Условия появления их в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами.
Правописание полногласных и неполногласных сочетаний.
Фразеология
Фразеологизмы.
Фразеологизмы фольклорного происхождения. Пословицы и поговорки. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы как выразительное средство языка и речи. Народный характер пословиц и поговорок.
Составление словосочетаний, предложений и текстов с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами, неологизмами.
Определение стиля речи по особенностям лексики и фразеологии, наличию (отсутствию) художественно-изобразительных средств, характеру построения предложений.
Жанры: рассказ, загадка, сказка (лингвистическая и современная), письмо, объявление, инструкция, простой план, конспектирование (с 5 по 9 класс), отзыв о телепередаче.
Формы и средства контроля
Контрольный диктант №1
Вы умеете читать небесную книгу?
Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.
Моряки по звездной книге находят дорогу в необъятном море.
По облакам мы узнаем погоду. Вот по синему небу протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.
И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилет грачей означает наступление весны.
Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам. Надо только быть внимательным и любить и понимать природу и все, что тебя окружает.
(Г. А. Богданова.) (101 слово)
Задания
1. Озаглавьте текст диктанта, подчеркните то место в тексте, где выражена его главная мысль.
3. Выпишите три слова с различными орфограммами, обозначьте их графически.
Контрольный диктант №2
Весеннее утро
Красиво весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса показалось багровое солнце. Его утренние лучи коснулись вершин громадных сосен. Над рекой еще расстилается6 туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом. Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает широкую гладь реки.4
Синее небо глядится в зеркальную5 воду. На яркой листве деревьев блестит роса. Тихий шорох проносится над лесом. Весеннему утру радуются и птицы, и деревья, и цветы. Белоснежные2 облака иногда бросают легкую1 тень на зеленую травку, на синюю ленту реки. Но подуетветерок, и тени исчезают.4
Природа проснулась. Здравствуй, весеннее утро!
Дополнительные задания.
1. Произведите те виды разбора, на которые указывают соответствующие цифры.
Контрольный диктант №3
Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
(100 слов)
(По В.Астафьеву)
Грамматическое задание
1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.
2. Графически объяснить пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).
Контрольное сочинение №3 – упр.151 Р.Р.
Контрольное изложение №2 – упр.180 Р.Р.
Контрольное тестирование №1 по темам «Вводный курс» и «Фонетика»
Контрольный диктант №5
Весной
Хорош лес весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весной соки могучим потоком поднимаются по стволам к сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух в лесу при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц. Внезапно темнеет от туч небо, и в тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который так нужен растениям. Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.
Грамматическое задание:
Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения, построить схему.
Выполнить морфологический разбор следующих слов: потоком, могучим, зеленеет.
Контрольный диктант №6
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(98 слов)
Грамматическое задание:
Разобрать слова по составу:
1 вариант – расстилается, дремучего, осиннике.
2 вариант – попадаются, известный, шляпку.
2. Подобрать 3-4 однокоренных слова к слову:
1 вариант – гриб.
2 вариант – дорога.
3. Выполнить орфографический разбор слов:
1 вариант - не вылезает.
2 вариант - не прячется.
Проверочная работа по теме «Лексикология»
Контрольное изложение №3 – упр.289 (выборочное).
Проверочная работа по теме «Фразеология»
Вариант 1
1.Закончите фразеологизмы, объясните происхождение одного из них.
А) не мудрствуя … Б) крокодиловы… В) за семь вёрст… Г) овчинка… Д) знать на … Е) зарубить…
2. Подберите и запишите фразеологизмы ( не менее 10 ) со словом ГОЛОВА.
3. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы – антонимы.
А) хоть пруд пруди Б) засучив рукава
4. Каково значение и происхождение фразеологизма ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ?
1.Закончите фразеологизмы, объясните происхождение одного из них.
А) козёл…. Б) ждать у …. В) рождённый ползать….
Г) обвести вокруг… Д) стоять как …. Е) от корки…
2. Подберите и запишите фразеологизмы ( как можно больше) со словом СЕМЬ.
3. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы – синонимы.
А) как снег на голову Б) капля в море
4. Каково значение и происхождение фразеологизма ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ?
Составьте с ним предложение.
5. Напишите сочинение – миниатюру, употребив фразеологизм ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК.
Вариант 3
1.Закончите фразеологизмы, объясните происхождение одного из них.
А) принять за чистую… Б) рог… В) волчий…
Г) тянуть… Д) Содом и … Е) уйти несолоно…
2. Подберите и запишите фразеологизмы ( как можно больше) со словом ЗУБ.
3. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы – антонимы.
А) в двух шагах Б) взять себя в руки
4. Каково значение и происхождение фразеологизма ЛЕЗТЬ НА РОЖОН?
Составьте с ним предложение.
5. Напишите сочинение – миниатюру, употребив фразеологизм С ГУЛЬКИН НОС.
Вариант 4
1.Закончите фразеологизмы, объясните происхождение одного из них.
А) держать камень … Б) на живую … В) вилами по …
Г) куры не… Д) камня на камне …. Е) подвести под …
2. Подберите и запишите фразеологизмы (не менее 10 ) со словом НОС.
3. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы – синонимы.
А) куры не клюют Б) сыграть в ящик
4. Каково значение и происхождение фразеологизма КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ?
Составьте с ним предложение.
5. Напишите сочинение – миниатюру, употребив фразеологизм ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ.
Ключи.
Вариант 1
1. А) не мудрствуя лукаво, Б) крокодиловы слёзы, В) за семь вёрст киселя хлебать, Г) овчинка выделки не стоит, Д) знать назубок, Е) зарубить на носу.
Знать назубок – «знать что-либо досконально, отменно выучить». Возникло на основе дореволюционного обычая проверять подлинность золотых монет зубами (у настоящей монеты после прикуса не должно остаться вмятины).
2. Ломать голову, голова на плечах, голова садовая, голова дырявая, как снег на голову, ходить на голове, сложить голову, без царя в голове, голова не варит, голову повесить, потерять голову…
3. А) хоть пруд пруди – кот наплакал, с гулькин нос,
Б) засучив рукава – спустя рукава.
4. ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ – затягивать начатое дело, медленно делать что-либо. Из буквального словосочетания «тянуть канитель», т.е. изготавливать тонкую металлическую нить (канитель) для вышивания (эта работа была медленной, утомительной).
Вариант 2
1.А) козёл отпущения, Б) ждать у моря погоды В) рождённый ползать летать не может, Г) обвести вокруг пальца, Д) стоять как вкопанный, Е) от корки до корки.
Фразеологический оборот «стоять как вкопанный», выступающий в значении «застыть на месте; стать неподвижным», восходит к жестокому акту возмездия, имевшему место во время правления на Руси царя Алексея Михайловича (XVII в.): женщину, посягнувшую на жизнь мужа, живой закапывали в землю по самые уши и оставляли на мучительную смерть.
2. Семь пятниц на неделе, на семи ветрах, семи пядей во лбу, сгонять семь потов, седьмая вода на киселе
3. А) как снег на голову - нежданно - негаданно
Б) капля в море – кот наплакал, всего ничего.
4. ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ - принять посильное участие в каком-либо деле. Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, так как она отдала всё, что имела.
Вариант 3
1.А) принять за чистую монету, Б) рог изобилия, В) волчий аппетит,
Г) тянуть канитель, Д) Содом и Гоморра, Е) уйти несолоно хлебавши.
Уйти несолоно хлебавши – остаться неудовлетворённым, разочарованным, не получить того, на что рассчитывал. В старину на Руси соль считалась ценным продуктом, готовили еду без соли, а солили пищу уже за столом. Бывали случаи, когда хозяин, стараясь выразить своё уважение какому-нибудь гостю, пересаливал, а гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли не доставалось и вовсе, он уходил несолоно хлебавши.
2. Ни в зуб ногой, зуб за зуб, держать язык за зубами, иметь зуб на кого-то,
скалить зубы, зубы съел, попасть на зубок.
3.А) в двух шагах – у чёрта на куличках, Б) взять себя в руки – выйти из себя.
4. ЛЕЗТЬ НА РОЖОН – по собственной воле подвергать себя крупным неприятностям. Рожон – заострённый с одного конца кол, шест, рогатина. С выставленным перед собой колом смельчаки – охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал.
Вариант 4
1. А) держать камень за пазухой, Б) на живую нитку, В) вилами по воде писано, Г) куры не клюют, Д) камня на камне не оставить, Е) подвести под монастырь.
Подвести под монастырь – навлечь беду, попасть в неприятное положение.
В старину защитить женщин от побоев мужа могла только очень влиятельная родня. Она могла найти защиту у патриарха Всея Руси, который мог своею властью сослать драчливого мужа в монастырь для покаяния и смирения.
2. Водить за нос, нос не дорос, совать нос, задирать нос, оставить с носом, зарубить на носу, клевать носом, с гулькин нос, комар носа не подточит, нос в табаке, кровь из носа, воротить нос, не видеть дальше своего носа…
3. А) куры не клюют – хоть пруд пруди, видимо – невидимо, девать некуда,
Б) сыграть в ящик – Богу душу отдать, приказать долго жить, дуба дать.
4. КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ – человек, на которого сваливают чужую вину. У древних евреев существовал такой обряд: в день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову козла. Это был знак возложения на это животное всех грехов народа. Проклятый таким образом козёл изгонялся в пустыню, где обрекался на верную гибель.
Контрольный диктант №7 за год
Грибной поход
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
Грамматическое задание:
Выполнить синтаксический разбор предложений: 1 вариант - Грибы мы срезали... 2 вариант - Ветер играл...
Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова? Записать формы одного из однокоренных слов.
Контрольное тестирование №2 «Итоговая работа за курс 5 класса»
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку:
для учащихся:
Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Углубленное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010
Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
6. Пособия: сборники тестов для 5 класса, словари, справочники.
7. Таблицы по русскому языку. 5 класс
для учителя:
Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010
Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. -М.: Дрофа, 2004
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие- М.: Дрофа, 2010
Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. – М.: Творческий центр, 2007