Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2013), 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2013), 5 класс.
Учебная рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС, планируемыми результатами основного общегообразования и требованиями примерной образовательной программы, ориентированной на работу по учебнику В.Я.коровиной, В.П. журавлева, В.И. Коровина (М: Просвещение, 2013 год)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2013), 5 класс. »
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 города Смоленска
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол №1от 25.08.2014 О.В.Антышева
Приказ №317 от 25.08.2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 5 классе, основное общее образование
Виноградовой Светланы Игоревны,
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
2014
Аннотация
Учебная рабочая программа по литературе для 5 классов составлена
в соответствии с основными положениями ФГОС, планируемыми результатами основного общего образования и требованиями примерной образовательной программы, ориентированной на работу по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2011) на
основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ № 1089 МО РФ от 05.03. 2004 г.) . Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по
современной русской литературе.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», обеспечивающие процесс обучения.
Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цель программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Программа содержит развернутое календарно-тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, требования к результатам освоения образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные; учебно-методическое обеспечение
Данная рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102часа.
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.
Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение. Книга в жизни человека.
1
Устное народное творчество
2
Русские народные сказки.
8
Из древнерусской литературы.
2
Из литературы XVIII века.
2
Из литературы XIX века.
44
Из литературы XX века.
33
Из зарубежной литературы.
10
ИТОГО
102
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее задание
Коррек
тировка
1.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.
2.
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
3.
Детский фольклор
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учеб-ника). На отдельном листе напи-сать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок.
4.
Сказка как особый жанр фольклора
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подго-товить рассказы об И.Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором
5.
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).
6.
Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы
Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Инд. зад.: прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка»
8.
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшеб-ной сказки. Вариативность народных сказок
Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
9.
«Иван – кресть-янский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического со-держания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).
10.
Особенности сю-жета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.
Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных ска-зок: о жи-вотных, бытовой, нарисовать ил-люстрации
11.
Сказка о живот-ных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдат-ская шинель»
Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)
12.
Возникновение древнерусской литературы.
Начало пись-менности на Руси. «Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
13.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Подготовить рассказы о М.В.Ломоносове, выразительное чтение наизусть сонета С.И.Стромилова «Ломоносов» и стихотворение Н.А.Не-красова «Школьник»
14.
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
15.
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр
Подготовить рассказ об И.А.Крылове; читать басни, готовиться к викторине.
16.
И.А.Крылов. Слово о басно-писце. Басня «Волк на псарне»
Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне.
17.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом»
18.
Жанр басни. Повествование и мораль в басне
Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.
19.
Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»
«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
Прочитать сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», «То чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее»
28.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»
Подготовить рассказ об А.С.Пушкине. Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихо-творение «Няня»
29.
А.С.Пушкин. «Ска-зка о мертвой ца-ревне и о семи бо-гатырях». Борьба добрых и злых сил
Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 108)
30.
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Сти-хотворная и прозаическая речь. Прочитать сказку и дать названия эпизо-дам до слов: «За невестою своей..» (с. 104)
31.
Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность
Озаглавить эпизоды до конца сказки. Выучить наизусть отрывок из сказки.
32.
Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки
Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
33.
Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 113-114).
34.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»
Подготовить сообщение о поэте, выра-зительно читать стихотворение
35.
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. 184). Выразительное чтение произведения, пересказ
37.
Реальное и фантастическое в сюжете повести
Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»
38.
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове, составить к ней вопросы, прочитать стихотворение «На Волге»
39.
Тест за первое полугодие.
40.
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»
Выразительное чтение стихотворения «На Волге»
41.
«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Инд. зад.: подготовить сообщения по карточкам
42.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
Подготовить выразительное чтение стихотворения. Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе
43.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца
44.
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение
Выписать из текста эпитеты, срав-нения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях. Перечитать рассказ с. 222 – с. 233
45.
Герасим и Муму. Счастливый год.
Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.
46.
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.
Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»
47.
Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинст-во, сострадание, великодушие, тру-долюбие. Протест героя против отно-шений барства и рабства. Подготов-ка к сочинению
Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение
48.
Анализ сочинений. Работа над ошибками
49.
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь»
50.
Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.
51.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
Составить сравнительную хара-ктеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»
52.
Странная дружба Жилина и Дины.
Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Вы-писать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.
53.
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения
Письменно подготовить ответ на во-прос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
54.
Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»
55.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»
Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия»
56.
Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова
Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»
57.
Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.
58.
Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
59.
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения
Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы»
60.
И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы»
61.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»
Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе.
62.
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции
63.
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру
Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»
64.
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести
Подготовиться к сочин-нию
65.
Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением
Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру»
66.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина
Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»
67.
Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»
Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»
72.
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки
Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выпол-нить 8-е задание. Читать «Заячьи лапы»
73.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»
Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необыч-ое в обычном
74.
Умение видеть необычное в обыч-ном. Лиризм опии-саний. Вырази-тельность и кра-сочность языка. Сравнения и эпи-теты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.
76.
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки
Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы»Выразительное чтение соей роли и рассказ о «своем» персонаже
77.
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом
Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева»
78.
Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»
Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.234).
79.
Два мира сказки «Снежная королева»
Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной ко-ролевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огни-во»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
80.
Писатели-сказочники и их герои
Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «ли-тературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке. Прочитать сказку Жорж Санд «О чем говорят цветы» (ч.2, с.240-249)
81.
Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном
Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»
82.
Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»
Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»
83.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»
Подготовить рассказ о жизни писателя, разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите
84.
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова
Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117-146)
85.
В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои
Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147); 12-е задание (с. 147) выполнить письменно
86.
Человек и природа в рассказе
Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»
87.
Сочинение « Тайга, наша кормил-ца, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»
Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка»
88.
В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне; выразительное чтение рассказа «Сказание о Кише»
89.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»
Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.
90.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»
Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)» Прочитать 6 главу из романа «Робинзон Крузо» (с. 188-189)
98.
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»
Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо». Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена
99.
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера
Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе
100.
Том Сойер и его друзья
Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?
101.
Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений-шуток
102.
Подведение итогов года. Рекомендации на лето.
.
Раздел IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел V. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
4. Репродукции картин художников
5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»