РАБОЧАя ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ яЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
Примерной программы основного общего образования;
материалов авторского учебно-методического комплекса;
Положения о рабочей программе МКОУ Дулесовская ООШ.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,
грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
В соответствии с образовательной программой школы на 2014-2015, учебный год рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Программа реализуется по следующим учебным пособиям:
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1. А. В. Полякова. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Просвещение. М- 2013.
2. А. В. Полякова. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. Просвещение. М- 2013.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. А. В. Полякова. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущую роль теоретических знаний в обучении;
быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
осознание школьниками процесса обучения;
систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.
Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, представлено следующими разделами:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие
эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
4 класс (170 часов)
Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов),
правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов)
Предложение
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
Второстепенный член предложения обстоятельство (ознакомление).
Местоимение
Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1го, 2го и 3го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Глаголы
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицами числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы ти, ть и глаголы на чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы исключения.
Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2го лица в единственном числе.
Неопределенная форма ться и 3е лицо тся глаголов.
Наречие (на ознакомительном уровне) Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с, из, до (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в, на, за (вправо,
налево, засветло).
Имя прилагательное
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов ск, н, ист.
Текст
Определение темы текста и основной мысли; смысловыесвязи между частями текста.
Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.
Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту
(рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).
Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.
Составление плана к собственному сочинению.
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образователь-ной программы начального общего образования.
Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов.1
1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.
2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
3) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.
4) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в конгрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5) В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Назначение контрольных и проверочных работ - сделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравниваются с результатами диагностических заданий в начале и середине учебного года); зафиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.
Главное условие проведения проверочных (контрольных) работ - полное исключение стрессовых ситуаций, как до проведения работы, так и во время ее проведения. На практике это означает следующее:
- недопустимо до проведения работы нагнетать нервозность в классе - наоборот, следует вселить в детей уверенность в успешном выполнении работы;
- работу должен проводить хорошо знакомый, близкий детям учитель;
- в процессе выполнения работы дети имеют право на общение с учителем, на дополнительные исчерпывающие разъяснения, не носящие характера прямой подсказки;
- важнейшим условием проведения проверочных (контрольных) работ является предоставление каждому ученику возможности работать в своем темпе: только в таком случае можно получить объективную картину (если не учитывать это условие, то на качестве работы могут отразиться медлительность ребенка, нервозность, плохое самочувствие в момент проведения работы, другие причины; главное - чтобы фактор времени не стал травмирующим);
- каждая работа завершается самопроверкой; самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, только небрежное их исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления;
- недопустимо значительно изменять сроки проведения работ: например, работу, рассчитанную на конец учебного года, нельзя проводить в самом начале следующего учебного года, так как после летних каникул учащиеся оказываются на более низком уровне, чем в конце учебного года;
- недопустимо также проведение работ в сроки, когда материал, включенный в работу, еще недостаточно изучен (в классе, обучающемся по системе Л.В. Занкова, содержание проверочной работы обязательно должно быть согласовано с программой данного учебного предмета); недопустимо проводить более одной контрольной работы в день;
- если цель проверяющего - сравнить результативность обучения в разных системах, сравниваемым классам следует предлагать одинаковые работы, соответствующие изученному программному материалу.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженных мотивов к учебно-познавательной деятельности;
• выраженная устойчивая мотивация к учебно-познавательной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных задач;
• способность к самооценке и оценке действий сверстников на основе выделенных критериев;
• учебное действие оценки;
• представление о своей гражданской идентичности в форме осознания своего «я» как гражданина России; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• способность к осознанию смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
• знание основных норм морали и нравственности и умение соотносить их с собственными поступками;
• навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• способность к пониманию чувств окружающих людей и к сопереживанию;
• этические чувства как способность к саморегуляции;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• устойчивой мотивации к различным видам деятельности;
• адекватного понимания и осознания причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
• дифференцированной самооценки и учебного действия оценки на основе выявленных критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать, сохранять и самостоятельно ставить учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• планировать и осуществлять контроль своих действий;
• осуществлять промежуточный и итоговый контроль своих действий, опираясь на результат;
• адекватно воспринимать предложения и оценки педагога, сверстников, других взрослых;
• различать способ действия и его результат;
• вносить необходимые коррективы в свои действия на основе оценивания сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия, проговаривая их последовательность про себя (во внутренней речи).
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи;
• преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную, учебную;
• проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия и после него;
• осуществлять полноценный контроль своей деятельности по её результату и способу действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• самостоятельно делать предположения, какая информация необходима для решения учебной задачи;
• находить и отбирать информацию из разных источников (учебника, словарей, энциклопедий, справочников) в соответствии с поставленной учебной задачей;
• осуществлять фиксацию информации (добытой самостоятельно или предложенной педагогом), гипотез, предположений;
• создавать и преобразовывать модели, схемы, таблицы в соответствии с изменившимися условиями учебной задачи, ситуации;
• строить устные и письменные высказывания-сообщения, участвовать в дискуссиях;
• находить самостоятельно или вместе с одноклассниками решение учебной задачи или её возможные способы решения;
• строить логическое рассуждение об объекте, явлении;
• анализировать изучаемые объекты вместе с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (при указании и без указания количества групп);
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• обобщать (самостоятельно выделять ряд объектов);
• устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации и преобразовывать её в соответствии с изменением условий учебной задачи;
• представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы с использованием ИКТ;
• создавать и преобразовывать схемы, модели для решения учебных задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
• самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые источники информации (словари, справочники, интернет-ресурсы и пр.);
• осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и дополняя недостающие компоненты;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
• строить логическое рассуждение об объекте, явлении.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• распределять роли при работе в группе, планировать совместную деятельность по выполнению задания;
• координировать различные позиции в учебном сотрудничестве;
• владеть продуктивной диалогической формой коммуникации как способом разрешения противоречий и позиционных конфликтов;
• строить монологическое высказывание как более сложную форму речевой деятельности;
• задавать вопросы педагогу и сверстникам в ходе постановки и решения учебной задачи;
• контролировать действия сверстника;
• координировать позиции группы (класса) в учебном сотрудничестве;
• формулировать своё мнение, позицию;
• строить в ходе дискуссии понятные для партнёра высказывания с учётом его мнения, позиции;
• использовать речь в качестве регулятора собственных действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распределять и выполнять различные роли в группе при решении учебной задачи;
• предвидеть последствия группового (коллективного) решения;
• предотвращать и преодолевать конфликты;
• допускать возможность существования других точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра по учебному сотрудничеству;
• осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в сотрудничестве;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
• оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в ситуациях учебного и бытового общения;
• свободно выражать собственное мнение (позицию), аргументировать, отстаивать её;
• владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
• составлять устные монологические высказывания на определённую тему с использованием разных типов речи;
• создавать и корректировать собственные и заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
• использовать в своей речи и при составлении текстов синонимы, антонимы, образные сравнения, фразеологизмы;
• пользоваться в собственной речи жанрами письма, записки, объявления, поздравления;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• самостоятельно озаглавливать текст, составлять к нему план;
■ пользоваться специальной и справочной литературой, словарями и другими источниками информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять тексты на определённую тему, используя различные типы, стили, жанры текста;
• сравнивать и различать стилистически контрастные тексты (художественное описание и научное, разговорное повествование и научное (деловое) и т. д.);
• выделять в тексте главную мысль, выражать свою точку зрения по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;
• корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
• осознавать порядок своих действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить эти действия с выработанным алгоритмом;
• первоначальным умениям оформлять результаты творческих и исследовательских работ.
Система языка
• Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• самостоятельно выполнять звуко-буквенный разбор слов (написание которых не расходится или расходится с произношением, без сильной редукции звуков) по алгоритму, предложенному в учебных пособиях;
• соблюдать орфоэпические нормы при произнесении слов;
• узнавать позиционное чередование звуков в корне слова;
• пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска необходимой информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно выполнять звуко-буквенный разбор слов (написание которых не расходится или расходится с произношением, без сильной редукции звуков) и оценивать правильность выполнения разбора;
• соблюдать нормы литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение норм в речи собеседников;
• находить с помощью взрослого (педагога, родителя) или самостоятельно ответ при сомнении в правильности произнесения и постановки ударения в словах.
• Лексика
Обучающийся научится:
• находить слова, требующие уточнения значения;
• определять значение слова в контексте и проверять себя по словарю;
• находить в тексте и пояснять образные сравнения, эпитеты, олицетворения;
• объяснять значение пословиц и поговорок;
• находить фразеологические обороты среди словосочетаний, объяснять их значение; подбирать фразеологизм, отражающий содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• подбирать синонимы к словам текста с целью устранения повторов в нём;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• оценивать уместность употребления слов в тексте.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
• - находить и выделять в словах окончание, основу, ко
рень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить и выделять в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, соединительные гласные в сложных словах;
• осознавать возможность образования слов с помощью приставки, суффикса, сложения основ;
• понимать смысловые, эмоциональные возможности суффиксов и приставок;
• выполнять разбор слова по составу с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с алгоритмом, данным в учебных пособиях, оценивать правильность выполнения разбора слова по составу.
• Морфология
Обучающийся научится:
• определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж, склонение;
• определять начальную форму имени прилагательного;
• определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов: число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• находить начальную форму глагола; различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
• определять функцию предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений;
• выполнять морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебных пособиях алгоритму; оценивать правильность выполнения морфологического разбора.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать личные местоимения 1,2, 3-го лица в форме единственного и множественного числа;
• склонять личные местоимения;
• понимать признаки, значение и роль наречий в речи;
• наблюдать за образованием наречий, различать виды наречий;
• находить в тексте местоимения, наречия, числительные, предлоги, союзы и, а, но, да, а также частицу не при глаголах.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать слово, словосочетание и предложение;
• устанавливать связь слов в словосочетании и предложении при помощи смысловых вопросов;
• характеризовать предложения по цели высказывания и интонации;
• находить в предложении главные и второстепенные члены;
• узнавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом и оценивать правильность выполнения разбора;
• различать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;
• различать простые и сложные предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• применять правила правописания:
• раздельное написание слов;
• сочетания жи—ши, чу—щуча—ща в положении под ударением (в сильной позиции);
• сочетания чк, чн, щн, нщ;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемое написание в корне слова (согласно перечню в программе), в том числе двойные буквы согласных;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• ь после шипящих на конце имён существительных;
• безударные падежные окончания имён существительных;
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
• ъ в возвратных глаголах;
• безударные личные окончания глаголов и глаголов- исключений;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения;
• знаки препинания в предложениях с однородными членами;
• уточнять написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст;
• писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять правила правописания:
• приставки на -з и -с;
• гласные в суффиксах -ик и -ек;
• буквы о и е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
• соединительные гласные о и е в сложных словах;
• буквы о и е на конце наречий;
• знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
• знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки;
• подбирать примеры слов на заданную орфограмму;
• обращаться за помощью к словарю или взрослому при написании собственных текстов;
• применять различные способы проверки написания слов: словоизменение, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.