Дополнительная образовательная программа
социально – педагогической направленности
«Учимся творить»
Срок реализации – 2 года, год обучения 1-ый
Возраст детей 10- 14 лет
c учебно-тематическим планом и календарным планированием Составитель программы:
педагог дополнительного
образования Решетникова
Лариса Алексеевна
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Кружок юнкоров" »
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества
«Фантазия» пгт. Верхошижемье Кировской области
Утверждаю
Директор ДДТ Опарина О.С.
Приказ №---------- от -------------
Дополнительная образовательная программа
социально – педагогической направленности
«Учимся творить»
Срок реализации – 2 года, год обучения 1-ый
Возраст детей 10- 14 лет
Составитель программы:
педагог дополнительного
образования Решетникова
Лариса Алексеевна
пгт Верхошижемье
2015
Пояснительная записка
История журналистики
Что такое журналистика? Журналистика – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовых коммуникаций (пресса, радио, телевидение, кино, сеть Интернет и др.) Термин «журналистика» происходит от французского «дневник, газета».
История журналистики уходит вглубь веков, она такая же древняя, как и само человечество ведь в основе журналистики – обмен социальной информацией, покровителем «службы новостей» в Греко – римской мифологии считается Меркурий – Гермес. Но знать, что и где происходит, хотели и люди. Отдельные сообщения или сводки материалов сначала более или менее регулярно передавались устно – это выступление ораторов, сообщение глашатаев и т.п. Конечно, гонец, глашатай мог повторить известие несколько раз, но мог и что - забыть. Появилась письменность, а за ней и надписи на стенах Помпеи, папирусы с новостями в Древнем Египте, берестяные грамоты в Великом Новгороде.
Первая же газета появилась в Древнем Китае – около 1300 лет назад «Тчинь пао» («Новости столицы»). В России первая газета «Ведомости» начала выходить в 1703 г. при Петре 1. происхождение же слова «газета» принято вести от наименования серебряной монеты чеканки 1538 года. За такую цену жители Венецианской республики могли приобрести листок непериодических новостей, которыми специальные информационные бюро снабжали потребителей.
Актуальность программы
Журналистика – это не только развлечение, но и способность творческого самовыражения ребят, побуждающая и развивающая детскую фантазию, память, повышающая эрудицию, кругозор, самостоятельность, инициативность. Программа специализированная (профилированная). Она направлена на раскрытие и развитие способностей, приобретение специальных знаний и умений в избранном виде деятельности, ориентирует на углубление компетентности в отдельной области знаний.
Данная программа ориентирована на развитие логическо – литературного мышления. На занятии в объединении дети имеют возможность допрофессиональной подготовки через профессиональные пробы написания заметок в районную газету, с последующим выбором профессии журналиста.
В реализации программы принимают активное участие действующие и бывшие журналисты районной газеты «Верховья Шижмы, работники Дома детского творчества, учителя школ, психологи, руководители юнкоровских кружков школ района. Все перечисленные – единомышленники, сторонники проводники творческого обогащения детей в данной профессии.
Набор детей в объединение осуществляется методом устного и письменного тестирования.
Данная программа рассчитана на 68 часов. Место проведения занятий – школа д. Сырда.
Группа комплектуется из учащихся 5 – 9 классов.
В век всеобщей компьютеризации молодое поколение мало читает. Общение происходит на уровне молодёжного сленга и как итог страдает стилистика речи и грамотность написания. Данная программа разработана для того, чтобы не утратить богатство русского языка и традиций классической литературы. В этом и есть её актуальность.
Ведущая идея программы: развитие журналистских навыков, коллективных взаимоотношений, инициативности, коммуникабельности, новых идей, приобщение к чтению повседневных средств массовой информации (газет, журналов).
Тип программы
Программа является образовательной. Она разработана на основе личного опыта педагога, с постоянной её корректировкой для большего развития творческого интереса, литературных способностей, увлекательного времяпровождения воспитанников. Отличительная особенность программы заключается в том, что она является начальным этапом для получения профессии журналиста. В основу программы взята программа Г.А. Саурской «Классика», которая является лауреатом Всероссийского конкурса авторских программ.
Цели и задачи
Цель обучения – научить основам жанров журналистики.
Задача – становление профессионального журналиста.
Получение навыков с помощью бесед от опытных журналистов.
Сплочение коллектива.
Обучение основам оформления.
Приобщение к полезному времяпровождению.
Развитие умения свободно и грамотно общаться с незнакомыми людьми.
Развивать навыки дисциплины и исполнительности.
Результативность работы 1-го года обучения
После 1-го года обучения дети должны уметь:
знать первоначальное понятие о журналистике;
сплотиться в коллективе;
грамотно написать короткую заметку;
удачно придумать заголовок к ней.
Методы обучения
Словесные. Теоретически обучать жанрам журналистики, оформлению альбомов и стенгазет. С помощью других специалистов журналистики ознакомить их с опытом работы, дать советы по журналистике, привести различные примеры на основе жизненных ситуаций
Наглядные. При обучении широко использовать экскурсии (в редакцию, компьютерный класс, другие школы) с целью обмена опытом, аудио и видеозаписи, соответствующую литературу, шрифты и выпущенные ранее газеты, стенгазеты, альбомы
Практические. На основе пройденной теории и использованных ранее наглядных средств применить навыки на практике. Написать самостоятельно заметки по заданным жанрам журналистики с последующим их анализом и размещением в издании (газете, стенгазете, альбоме) в зависимости от качества написанного.
Принципы образовательной деятельности
Принцип личностно – ориентированного подхода - направленность на человека, как полноценную, функционирующую и развивающую личность.
Принцип адаптивности (привыкания) – побуждает нас быть гибкими, мобильными, максимально учитывать интересы, потребности, ценности и возможности детей.
Принцип природосообразности (индивидуальности) предполагает воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальности, биологических, физиологических, психологических особенностей.
Принцип увлекательности рассчитан на завоевание души ребёнка, развитие у него устойчивого интереса к журналистике.
Принцип поисково – творческой направленности – это поиск нетрадиционных, особых форм подачи материала читателям, завоевание автором контингента читателей.
Принцип демократизма рассчитан на открытое самовыражение в устных ответах и дискуссиях и написании заметок, преодоление сложности и свобода в общении.
Принцип последовательности – усвоение от простого к сложному.
Принцип научности – материал берётся из журналистской литературы.
Принцип доступности – материал излагается на уровне возраста детей.
Принцип наглядности – при изучении жанров даются конкретные (опубликованные) в районной газете материалы при оформлении – шрифты, рисунки, эскизы при тематических лекциях, соответствующие фотографии, предметы, сувениры.
Принцип связи теории с практикой – всякая теория закрепляется написанием заметок.
Принцип индивидуализации – возраст и характер человека требует индивидуальных занятий.
Принцип результативности – заметки публикуются в стенгазетах, альбомах, районной и областной детской газете.
Принцип обеспечения комфортности – иметь соответствующий творчеству рабочий кабинет, необходимые канцтовары.
Обеспечить ситуацию успеха – путём системы оценок, поощрений активистов, дать проявить себя скромным, незаметным членам кружка.
Форма проведения занятий
Занятие
Лекция
Экскурсия
Беседа
Индивидуальное занятие
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Встреча
Тренинг
Психологические занятия
Интеллектуальная игра
Коллективно – творческая деятельность
Конкурсы
Советы старших товарищей, педагогов, журналистов.
Занятие проводится фронтально (со всеми), индивидуально и группами.
Форма проверки и оценки знаний
Опрос устный и письменный, анализ, сочинение, заметки, статьи, выступления, конкурсы, интеллектуальные игры на знание языка и литературы.
Работа с родителями
Работа с родителями строится на взаимопонимании и тесном сотрудничестве.
Педагог должен стать другом каждой семьи. Практика действий педагога и родителей строится на совместных усилиях в формировании личности ребёнка. Сделать семью союзником в воспитании - основная задача работы с родителями. Предусмотрены следующие варианты взаимодействий:
выбор родительского комитета на каждый год обучения;
индивидуальные встречи с родителями (обсуждения состояния в объединении и оценка занятий данного ученика);
информация об успехах и достижениях ребят и их недостатках проводятся через выступления на конкурсах, встречах;
лучшие ученики и их родители поощряются зарисовками о них на страницах районной газеты, грамотами;
оказание со стороны родителей помощи в укреплении материально – технической базы.
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий используется светлое, просторное помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам с достаточным дневным и вечерним освещением.
Для расширения кругозора, повышения любознательности и заинтересованности в овладении журналистскими навыками имеется специальная литература, на занятиях используются средства ТСО, компьютер.
Занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование и первую квалификационную категорию по русскому языку и литератур
Учебно – тематический план
(первый год)
№
Содержание
Часы
всего
теория
практика
1
Вводная часть: знакомство, заполне-ние журнала, расписание, план на год, условия занятий. Тренинг.
2
1
1
2
Практическое занятие на сплочен-ность коллектива. Интеллектуальная игра.
2
2
3
Экскурсия в природу.
2
1
1
4
Посещение компьютерного класса, работа на компьютере.
8
1
7
5
Конкурс чтецов. Психологическое занятие. Советы старших.
5
5
6
Лекция. Знакомство с жанрами журналистики.
2
2
7
Уроки по оформлению альбомных листов. Самостоятельная работа и индивидуальная работа.
6
2
4
8
Лекция. Изучение жанров: информация, расширение информации.
3
2
1
9
Лекция. Изучение жанров: статья, заметка.
2
1
1
10
Коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа. Работа над заголовками.
1
1
11
Коллективно – творческая деятельность. Уроки по оформлению стенгазет. Самостоятельная работа и индивидуальная работа.
6
2
4
12
Индивидуальные занятия. Творческая деятельность. Домашнее задание.
17
3
14
13
Индивидуальное занятие. Написание заметок.
4
1
3
14
Беседа «Мир путешествий».
2
2
15
Коллективная и самостоятельная работа. Занятие со словарями.
2
1
1
16
Знакомство с жанром интервью. Лекция.
2
1
1
17
Итоги 1-го года обучения. Психологическое занятие «Я могу».
2
2
68
22
46
Календарно – тематическое планирование
(первый год)
Время проведения
Тема занятия
Содержание работы
Количество часов
Формыработы
октябрь
Вводная часть: знакомство. План на год.
Знакомство. Заполнение журнала, расписание. План на год, условия занятий
2
Тренинг. Беседа
Практическое занятие на сплоченность коллектива «Мы вместе». Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Практическое занятие на сплоченность коллектива «Мы вместе». Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
2
Интеллектуальная игра
Творческая работа «Бессмертный полк».
Индивидуальная творческая работа «Бессмертный полк»
2
Индивидуальная и самостоятельная работа
Экскурсия в природу.
Индивидуальное занятие «Проба пера» по теме «Осень»
2
Домашнее задание
ноябрь
Посещение компьютерного класса.
Работа на компьютере в сети Интернет, в программе WОформление творческих работ
Работа с различными словарями. Умение находить нужное слово, понимать словарную статью
2
Индивидуальная и самостоятельная работа
декабрь
Знакомство с жанром интервью. Тема «Человек труда». («Любимый учитель»)
Знакомство с жанром интервью. Тема «Человек труда». («Любимый учитель»)
2
Беседа
Работа в компьютерном классе.
Работа на компьютере в сети Интернет, в программе W Оформление творческих работ
1
Индивидуальная и самостоятельная работа
Тема « У порога Новый год».
Творческая работа по теме « У порога Новый год» (кроссворды, стихи, сочинения). Работа на компьютере в сети Интернет, в программе W. Оформление творческих работ
4
Индивидуальное занятие. Самостоятельная работа
Работа над заголовком. Газета «Верховья Шижмы».
Чтение готовых и составление своих текстов. Умение подбирать заголовки
1
Самостоятельная работа
январь
Знакомство с жанром заметка, статья. Газета «Верховья Шижмы».
Знакомство с жанром заметка, статья. Написание заметок
2
Лекция. Индивидуальное занятие
Написание заметок.
Творческая работа по выбранной теме
4
Индивидуальная и самостоятельная работа
январь-февраль
Выпуск школьной газеты «Шприц».
Выпуск школьной газеты «Шприц». Написание заметок. Подбор материала. Оформление. Рисунки.
6
Коллективно – твор-ческая деятельность
Работа в компьютерном классе.
Работа на компьютере в сети Интернет, в программе W Оформление творческих работ
2
Индивидуальная и самостоятельная работа
Подготовка к конкурсу чтецов «Живая классика».
Подбор текстов. Выразительное чтение отрывков из произведений классиков