kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 классв

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа создана  на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования  по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений: Власенков А.И. «Русский язык. 10-11 классы».-  М.:Просвещение, 2007.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.  Обучение русскому языку ведётся на базовом уровне,  используется  учебник:  Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012 г.                                                                   Рабочая  программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении и пр.  речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи уч-ся, формирование коммуникативной компетенции;; сведения об основных нормах литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Также данная программа включает перечень орфографических,  пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.                                                      Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 классв »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»


Принята педагогическим советом


МБОУ «УСОШ»


Протокол от _________№_____


«Утверждаю»

Директор МБОУ «УСОШ»

_____________/А.В.Ольховский/


Приказ от ___________№_______


«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________________/Е.Н.Киосева/


Протокол от _________№________



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «УСОШ»

_________/А.В.Старшова/


«________»___________2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

________________________Русский язык____________________

(наименование учебного предмета (курса)

__________________________10 класс________________________

(уровень образования)

___________2014 – 2015 учебный год________________

(срок реализации программы)



Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.


Киосева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, 2 квалификационной категории

с. Ульяновское

2014 – 2015 учебный г

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:


  1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.06.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».




Рабочая программа создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений: Власенков А.И. «Русский язык. 10-11 классы».- М.:Просвещение, 2007.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Обучение русскому языку ведётся на базовом уровне, используется учебник:

Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012 г.


Рабочая программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении и пр. речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи уч-ся, формирование коммуникативной компетенции;; сведения об основных нормах литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Также данная программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.


Цели языкового образования:


  1. Формирование основных компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой;

  2. Воспитание гражданственности патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности; воспитание любви и интереса к родному языку;

  3. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  4. Формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск;

  5. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах; о стилистических ресурсах русского языка; о нормах русского языка; о русском языковом этикете.


Учебный предмет «Русский язык» в современной школе выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков и реализует специальные и общепредметные задачи.


Общепредметные задачи при обучении русскому языку в 11 классе:


  1. Формирование и совершенствование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  2. Формирование и совершенствование умения участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы;

  3. Формирование и совершенствование умения самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  4. Формирование и совершенствование умения находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

  5. Осознание учащимися ценности образования как средства развития культуры личности;

  6. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

  7. Формирование и совершенствование готовности к самообразованию и активному участию в будущей производственной, культурной и общественной жизни.


Специальной задачей обучения русскому языку в 11 классе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции в соответствии с опытом, психологическими особенностями учащихся, в том числе завершение работы:


- по развитию всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- по формированию и совершенствованию у учащихся функциональной грамотности;

- по увеличению продуктивного, рецептивного, потенциального словаря;

- по расширению круга используемых языковых и речевых средств;

- по совершенствованию способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

- по развитию интеллектуальных и творческих способностей, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;


Национально-региональный компонент

В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии русского народа; осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; формирование любви к родному языку, гордости за него.

Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциями в развитии языкознания, актуализацией проблем коммуникации в современном мире, становлением коммуникативной культуры личности. В связи с этим базовый курс русского языка дополнен модульным курсом «Русская словесность», имеющим целью повышение языковой и коммуникативной культуры учащихся, углубление знаний по теории русского языка, обогащение словарного запаса школьников.



Календарно-тематическое планирование национально-регионального компонента.


п/п

Сроки

Тема урока

Тема НРК

1


Обобщающее повторение синтаксиса.

Предложение. Типы предложений.

2


Способы оформления чужой речи, цитирование.

Формы и качества словесного выражения.

3


Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Типы связи частей сложного предложения. Порядок слов.

4


Особенности публицистического стиля.

Публицистический стиль

5


Основные жанры публицистического стиля.

Взаимодействие форм словесного выражения.

6


Общая характеристика художественного стиля.

Язык художественной литературы.

7


Стилистическая функция порядка слов

Стилистические возможности языковых средств.

8


Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Средства художественной изобразительности.

9


Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами художественного слова

Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста.

10


Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых средств.

Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности.





Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу


По окончании курса русского языка в 11 классе в пределах изученного материала учащиеся должны


1.Знать/понимать:

- функции языка, основные сведения о лингвистике как науке;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- основные аспекты культуры речи, требования речевого поведения в различных сферах общения;

  • оценивать устные и письменные высказывания сточки зрения языкового оформления;


2. Уметь:

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях общения;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста, осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в том числе формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.




















Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе


№ п/п

Тема урока



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (7 часов)

Кол-во часов

Домашнее задание

Использование ИКТ и проектной деятельности

Виды и виды контроля измерители

дата





1.

Роль языка в обществе.

1

Упр.269 (1)

Презентация

Фронтальный: индивидуальный коллективный






2.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

1

Упр.269 (2)

ИКТ

Тематический: коллективный, индивидуальный






3.

История развития русского языка. Три периода в развитии языка.

1

Упр.267 (1,2,3)

ИКТ

Тематический: коллективный, индивидуальный






4.

Русский язык в современном мире.

1

Упр.270 (2,3)

ИКТ

Фронтальный






5.

Стилистические функции устаревших форм слов.

1

Подобрать из произведений авторов 19 века примеры, показывающие процесс изменения форм слов

ИКТ

Тематический коллективный

индивидуальный






6.

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

1

Тест по теме «Общие сведения о языке»


Тематический (коллективный индивид-ый)






7.

Анализ контрольной работы.

1









ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (6 ЧАСОВ)



Тематический: коллективный,

индивидуальный





1.

Повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1

Связный ответ по разделу «Фонетика», упр7

Задания ЕГЭ типа А1 + образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический: коллективный,

индивидуальный






2.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1

Упр.25, Связный ответ по теме урока.

А2 – А4, фрагменты видеоуроков

Работа с тестами из сборника ЕГЭ под ред. Сениной






3.

Принципы русской орфографии.

2

Упр112

фрагменты виделоуроков

Тематический: коллективный,

индивидуальный






4.

Контрольный тест с элементами ЕГЭ. Задания типа А5-А10, А4-А7.

1

Разбор заданий из сборника ЕГЭ.


Тематический

Индивидуальный






5.

Анализ теста.

1



Тематический: коллективный,

индивидуальный






ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (8 ЧАСОВ)



Тематический: коллективный,

индивидуальный





1.

Повторение по теме «Лексика»

1

Упр41, 50

Презентация

Тематический

Групповой, коллективный, индивидуальный






2.

Сферы употребления русской лексики.

1

Упр76

Фрагмент видеоурока







3.

Исконно-русская и заимствованная лексика.

1

Упр. 67, 69, 70.

Фрагмент видеоурока

Тематический: коллективный,

индивидуальный






4.

Русская фразеология.

1

Упр.87, 95

Презентация

Тематический,

индивидуальный






5.

Словари русского языка.

1

Работа со словарными статьями лексических словарей.

Презентация

Тематический: коллективный,

индивидуальный






6.

Самостоятельная работа, Разбор заданий ЕГЭ. Задания типа А1-А4, А13-А16 3-10 вариант.

1

Разбор заданий из сборника ЕГЭ.

Интерактивный тест

Тематический: коллективный,

индивидуальный






7.

Контрольный тест с элементами ЕГЭ.

1

Разбор заданий из сборника ЕГЭ.


Тематический: коллективный,

индивидуальный






8.

Анализ контрольного теста.




Тематический: коллективный,

групповой

индивидуальный






МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4 ЧАСА)



Тематический: коллективный,

индивидуальный





1.

Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

1

Составить тест на правописание изученных на уроке орфограмм

Презентация

индивидуальный






2.

Способы словообразования.

1

Упр. 126 (1)

Презентация

Тематический: коллективный,

индивидуальный






3.

Выразительные словообразовательные средства.

2

Выписать из художественной литературы текст, содержащий слова с суффиксами субъективной оценки.

Задания ЕГЭ + образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический: коллективный,

Групповой,

индивидуальный







МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (14 часов)



индивидуальный





1.

Обобщающее повторение частей речи.

1

Упр.148

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический: коллективный,

индивидуальный






2.

Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

1

Упр.195

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический: коллективный,

Групповой,

индивидуальный






3.

Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

2

Упр.171 (2)

Презентация

Тематический: коллективный,

индивидуальный






4.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Упр.205

Презентация

Тематический

Самостоятельная работа






5.

Различение частиц НЕ и НИ.

1

Упр.198

Презентация

Тематический контроль. Выполнение тестовых заданий







6.

Правописание наречий.

2

Упр.204, упр.199, 203

Презентация

Тематический

Коллективный






7.

Мягкий знак на конце после шипящих.

1

Составить словарный диктант (40 слов) по теме урока.

Электронный тренажер

Тематический

Проверочная работа






8.

Правописание глаголов.

1

Упр.174

Электронный тренажер

Тематический






9.

Правописание причастий.

1

Упр.186

Электронный тренажер

Фронтальный

Самостоятельная работа по карточкам






10.

Повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

1

Упр.200

Электронный тренажер

Итоговый контроль






11.

Контрольный тест с элементами ЕГЭ.

1

Разбор заданий из сборника ЕГЭ.


Фронтальный

Самостоятельная работа






12.

Анализ теста.

1



Итоговый контроль по теме






СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (9 ЧАСОВ)



Тематический

Конструирование предложений





1.

Принципы русской пунктуации.

1

Упр.224 (устно), 232 (письм.)

Электронный тренажер

Тематический

Самостоятельная работа






2.

Типы и виды словосочетаний.

1

Упр.212, 213, 215, 216

Электронный тренажер

Тематический

Проверочная работа






3.

Простое предложение.

1

Упр.208

Электронный тренажер

Проверочная работа по материалам ЕГЭ






4.

Осложненное предложение.

1

Упр.236

Электронный тренажер

Тематический






5.

Сложное предложение.

2

Упр.255,упр.259

Электронный тренажер

Тематический

Проверочная работа по материалам КИМов






6.

Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация.

1

Упр.261 (1-7), 266

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический






7.

Контрольный тест с элементами ЕГЭ.

1

Задания из сборника ЕГЭ.


Тематический

Проверочная работа по материалам ЕГЭ






8.

Анализ теста.

1



Итоговый

Самостоятельная работа







ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА (20 часов)



Тематический





1.

Что такое текст?

1

Упр.201, 202 (устно)

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический

Самостоятельная работа






2

Способы и средства связи между частями текста.

1

Упр.298

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический

Проверочная работа






3.

Абзац.

1

Оформить текст в виде сжатого изложения.

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Итоговый






4.

Типы речи. Повествование. Описание.

1

Подгот. пересказ одной из сцен пьесы «Гроза»

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический

Проверочная работа






5.

Рассуждение.

1

Сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю милосердие?»

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический

Проверочная работа






6.

Виды аргументов в сочинении-рассуждении.

1

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором прочитанного текста.


Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический

Проверочная работа






7.

Композиция текста-рассуждения.

1

Работа с заданиями С из сборника ЕГЭ.

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет

Тематический






8.

Р/Р. Сочинение – рассуждение.

1

Работа с заданиями С из сборника ЕГЭ.


Тематический






9.

Речеведческий анализ текста.

1

Упр.314

Презентация, образовательные ресурсы сети Интернет







10.

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).

1

Упр.318


Фронтальный






11.

Последовательность работы над сочинением – рассуждением.

1

Работа с заданиями С из сборника ЕГЭ.

Презентация

Фронтальный






12.

Конспект. Тематический конспект.

1

Конспект упр.317,318.

Презентация

Тематический

Проверочная работа






13.

Реферат. Аннотация. Рецензия.

1

Упр.327, пр.331

Презентация

Тематический

Проверочная работа






14.

Функциональные стили речи.

1

Выписать текст из учебника географии, определить его стиль.

Презентация

Тематический

Проверочная работа






15.

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

1

Упр.346

Презентация

Тематический







16.

Научный стиль и его лексические особенности.

1

Упр.353

Презентация

фронтальный






17.

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.

1

Упр. 381

Презентация

фронтальный






18.

Р/Р. Виды доказательств в сочинении-рассуждении.

1

Работа с заданиями С из сборника ЕГЭ.

Презентация

Проверочная работа






19.

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.

1

Работа с заданиями С из сборника ЕГЭ.

Презентация

Проверочная работа






20.

Р/Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

Работа с заданиями В з сборника ЕГЭ.


Проверочная работа






21.

Итоговый контрольный тест в формате ЕГЭ

1

Работа с тестами из сборника ЕГЭ.


итоговый






22.

Анализ итогового теста.

1











Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»


Оценка устных ответов учащихся

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня­тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

П. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес­кой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко­торые должны отвечать нормам современного литературного язы­ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитыва­ются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо­жет состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра­фических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставлять­ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть одно­типные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе до­пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи­ческих и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра­фических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион­ных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оцен­ки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес­кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж­дый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду­ется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол­нено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено бо­лее половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва­ются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочи­нений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зави­сит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочи­нения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Основные критерии оценки

«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.


5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки. -.»•.- •-.-.-

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.





Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Оценка устных ответов учащихся


При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.


Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов


Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


















Лист коррекции учебной программы



Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Реквизиты протокола заседания ШМО

Согласовано с заместителем директора по УР (дата, подпись, расшифровка подписи)

Реквизиты протокола педсовета

Реквизиты приказа о внесении изменений, дополнений



























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Киосева Елена Николаевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства