kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программ элективного предмета по русскому языку "Основы редактирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу элективного предмета по русскому языку "Основы редактирования". В программе есть пояснительная записка и КТП. Рабочая программа составлена на 68 часов, то есть 1 занятие в неделю в 10 и 11 классах. Материал будет полезен учителям, работающим в старшей школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ элективного предмета по русскому языку "Основы редактирования" »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Класс: 10 А

Учитель: Новикова Елена Владимировна

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 1 час (программа рассчитана на 2 года)


Нормативно-правовая база рабочей программы:

  • Концепция профильного обучения /одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2001 №1567-р, утверждена приказом МО от 18.07.2001 №2783;

  • Локальные акты школы;

  • Учебный план МБОУ Краснинская СОШ на 2012-2013 учебный год.



Элективный курс «Русский язык. Основы редактирования» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий и работы над сочинением (часть С) на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.


ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в формате ЕГЭ с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, Минобразования по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю); всего 68 часов.

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.






Календарно-тематическое планирование занятий в 10 классе

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата


Введение

3


1

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом.Совершенствование написанного.

1


2

Литературное редактирование как часть общего редактирования. Органическая связь литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста.

1


3

Особенности редактирования текстов разных стилей. Текст и подтекст. Синонимия лексическая и грамматическая

1



Как сроится текст

15 часов


4

Текст как единица синтаксиса и связной речи.Текст как результат речевой деятельности.

1


5

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста: тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин)

1


6

Типы речи.

1


7

Стили речи.

1


8

Абзац. Сложное синтаксическое целое. Текст как смысловое и структурное единство.

1


9

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей.

1


10

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности)

1


11

Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики. Повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).

1


12

Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов. Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.

1


13

Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи

1


14

Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

1


15

Средства межфразовых связей и стиль текста. Логические ошибки и способы их устранения.

1


16

Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте – рассуждении)

1


17

Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием синонимической замены как способ правки текста.

1


18

Использование канцеляризмов и штампов.

1



Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение

10 часов.



19

Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушение согласования, нарушение управления.

1


20

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

1


21

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

1


22

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1


23

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами.

1


24

Ошибки в построении сложного предложения

1


25

Ошибки в предложениях с косвенной речью

1


26

Нарушение границ предложения.

Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола.

Употребление краткой формы прилагательного вместо полной.

1


27

Ошибки в образовании форм сравнительной и пре- восходной степени прилагательного и наречия.

Употребление местоимений, приводящее к дву -смысленности (слова себя, свой)

1


28

Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста

1


29

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Неудачный порядок слов.

1


30

Неумелое цитирование. Бедность и однообразие синтаксического строя текста.

1


31

Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

1



Приемы устранения речевых ошибок (недочетов)

3 часа


32

Приемы устранения в тексте неоправданных повторов: замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений, перифраз.

1


33

Усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений,. осложненных однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений).

1


34

Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста

Лингвостилистический анализ текста.

1



























Календарно-тематическое планирование занятий в 11 классе

п/п

Тема

Кол -во часов

Дата


Культура речи. Речевые ошибки.

16 час


1

Культура речи как сложное и многоаспектное понятие.

1


2

Культура речи — владение нормами литературного языка.

1


3

Культура речи - умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно; умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

1


4

Качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность, хорошее знание фактического материала); правильность (владение нормами литературного языка);

1


5

Точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).

1


6

Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний, предложений, текста.


2


7

Нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи)

2


8

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

2


9

Речевые недочеты.

2


10

Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные, стилистические).

2


11

Лингвистические словари

1



Лексические ошибки (недочеты) и их исправление

18 час


12

Употребление слова в несвойственном ему значении.

2


13

Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

2


14

Нарушение лексической сочетаемости

2


15

Неоправданное повторёние одного и того же слова.

2


16

Употребление рядом (или близко) однокоренных слов.

2


17

Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

2



18

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности, эмоционально-оценочных слов

2


19

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

2


20

Неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др.).

2



Литература для учителя:


Б е л ь ч и к о в Ю А Лексическая стилистика — М., 1977’

Т а л ь е р и н И. Р. Текст как объетст лингвистического исследования. —М., 1981.

Г о л о в и н Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

Г о л у б. И. Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1976.,

Г о р б а ч е в и.ч К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1982.

Ж б а н к о в а Т. С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением – местоимений Русский язык в школе. — 1980. — З 1.

К о ж и н а М. Н. Стилистика русскёго языка. — М., 1983.

Лингвистические знания - основа умений и навыков, Сост.Т.А.Злобина. - М.,1985

Л о с е в а Л. М. Как строить текст.. — М;, 1980.

Моск а л ь с к а я О. И. Грамматика текста — М., 1980


Литература для учащихся:


Го р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.

Коду хов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Крысин Л.II. Жизнь слова. — М., 1980.

Паустовский К.Г. Золотая роза.—М.,1983.

Розенгаль Д.Э. А как лучше сказать? —М., 1988.

С е р г е е в В. Н. Словари — наши друзья и помощники.—М.,1983.

С к в о р ц о в Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?—М., 1980.

С к в о р ц о в Л И. Экология слова или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.

Солганик Г Я От слова к тексту —М ,1993


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программ элективного предмета по русскому языку "Основы редактирования"

Автор: Новикова Елена Владимировна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства