Программа курсов дополнительного образования "Учимся писать сочинение-рассуждение", 9 класс
Программа курсов дополнительного образования "Учимся писать сочинение-рассуждение", 9 класс
Программа курса предназначена для дополнительной подготовки обучающихся 9 классов к сочинению. Предусматривает обучение конструированию текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курсов дополнительного образования "Учимся писать сочинение-рассуждение", 9 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» города Перми
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете школы
Протокол №1 от 30.08.19
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _________________ В.В. Ефимова «___»__________________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
платного курса дополнительного образования
Учимся писать сочинение-рассуждение
Русский язык
9 класс (10 часов)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Мерзлякова Марина Ивановна
2019
Пояснительная записка
Программа курса «Учимся писать сочинение-рассуждение» предназначена для формирования умений и навыков обучающихся 9 классов в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью. Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.
Рабочая программа рассчитана на 10 часов (1 урок в неделю по 45 минут).
Цели курса:
- вооружить учащихся речевыми умениями;
- пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Задачи курса:
- углубить теоретические знания обучающихся в работе над созданием своего сочинения;
- совершенствовать навыки обучающихся в овладении связной литературной речью;
- сформировать навыки логически выстраивать высказывание на заданную тему;
- подготовить обучающихся к самостоятельному литературному творчеству;
- овладение нормами русского литературного языка;
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Программа курса позволяет проводить занятия с небольшой группой учащихся.
Формы и методы обучения: лекция, беседа, доклады, занятия-исследования; работа с текстами, словарная работа, практикум.
В результате обучения написания творческой работыпо данной программе ученик должен
Иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках.
Знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально-смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка.
Уметь:
• различать стили речи;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, свободно использовать ее в творческой работе;
• применять полученные знания в учебных, социально-культурных ситуациях общения.
Календарно-тематическое планирование курса «Учимся писать сочинение-рассуждение»
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Содержание
1
Вводное занятие. Особенность устной и письменной речи
1
Работа над заданиями, связанными с исследованием значения слова.
2
Структура сочинения-рассуждения.
1
Знакомство со сравнительной таблицей типов речи
3
Определение темы, главной мысли текста-рассуждения. Работа с текстом. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Композиционная схема текста-рассуждения. Тезисы в тексте. Нахождение ключевых слов в тезисных частях. Нахождение доказательной части текста. Вывод.
1
Составление плана сочинения-рассуждения учащихся. Нахождение тезисов в тексте.
5
Языковые признаки текста типа речи рассуждение. Употребление выражений в разных композиционных частях сочинения.
1
Анализ эпизода. Конспект о роли выразительных средств в тексте. Сравнительная таблица типов речи. Редактирование текста: подбор сравнений, эпитетов, метафор.
6
Признаки текста типа речи рассуждение и их роль в тексте.
1
Анализ эпизода. Составление таблицы о признаках типа речи рассуждение
7
Ошибки, которые нельзя допускать. Орфографическая разминка.
1
Повторяем орфографию, чтобы избежать ошибок.
8
Сочинение-рассуждение. Подготовка рабочих материалов.
1
Совместная работа над текстом сочинения.
9
Практическая работа с текстом. Самооценка. Рецензия. Анализ.
1
Составление плана рецензии. Рецензии учащихся.
10
Сочинение-рассуждение. Итоговая работа.
1
Создание сборника лучших работ.
Информационные источники (для учителя и для обучающегося)
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1990.
Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 9 кл.-М, 2011.
Пичугов С.Ю. Родное слово. Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных заведений. - Самара, 2016.
Русский язык. Справочные материалы, под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2016.
Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 9 класс/Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой.- М, 2016.