Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе "На ошибках учатся."»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа»
Рабочая программа
факультатива по русскому языку
в 8 классе
«На ошибках…учатся»
Разработана Мечковой Т.Ф.,
учителем русского языка и литературы
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа факультатива «На ошибках…учатся» рассчитана на обучающихся 8 класса, разработана на основе рабочей программы по русскому языку в 5-9 классах под редакцией М.М. Разумовской, издательство «Дрофа», 2018 год. Программа курса направлена на обобщение изученного материала по орфографии, отработку навыков орфографически грамотного письма и подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку.
К 8 классу уже изучены все орфограммы, встречаемые в школьной программе. Поэтому целесообразно обобщить материал по орфографии, уделить особое внимание тем вопросам, которые встречаются в тестовой части ОГЭ.
Основные задачи курса:
обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать пунктуационную и орфографическую грамотность уч-ся;
направлять внимание обучающихся к собственной письменной речи;
научить практическому использованию полученных знаний и умений на уроках русского языка;
развивать устную и письменную речь, мышление обучающихся.
Программа состоит из двух разделов (блоков), общее количество – 17 часов, 1 раз в две недели по 1 часу.
В первом разделе – материал для повторения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором разделе – пунктуация.
В качестве главного учебного пособия на занятиях используются учебники русского языка 5,6,7 классов под редакцией М.М. Разумовской. Дополнительно используются пособия для подготовки к ОГЭ по русскому языку под редакцией И.П. Цыбулько (2021, 2022 года издания), орфографический тренажер на сайте «Грамотей», журнал «Русский язык и литература для школьников».
Чтобы контролировать процесс формирования навыка грамотного письма, предусмотрены 3 контрольные работы: первая – входная, с целью выявления уровня сформированности грамотности; две по итогам изучения каждого раздела.
В программу заложена возможность корректировки учебных часов за счет объединения однотемных занятий.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Метапредметные результаты:
Совершенствование написанного. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в собственных текстах.
Предметные результаты:
по орфографии: правильно писать слов со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно – политической и морально – этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами; по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
Виды деятельности, направленные на достижение результата:
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся. Использование таких форм деятельности, как тестирование, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного текста на лингвистическую тему (составить связное сообщение о роли причастия в словосочетании; о профиле Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов и т.д.)
Типы и формы проведения занятий
Лекции, практикумы, работа со словарями, тестирование, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при освоении правописания и освоении культуры речи.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя контрольные работы, небольшие проверочные работы в ходе занятия и итоговую контрольную работу.
Содержание курса
№ п/п
Наименование разделов, тем
(краткая характеристика содержания раздела, темы)
Количество часов
Орфография
9
1
Контрольное задание с целью определить уровень грамотности учащихся. Повторить понятие «орфограмма».
1
2
Проверяемый безударный гласный
Безударный гласный в корне с чередованием.
1
3
Гласные в корне после шипящих под ударением, в корне после Ц.
1
4
Составление свернутого алгоритма, применение данного алгоритма на практике.
1
5
Составление свернутого алгоритма для каждой части речи, применение алгоритма на практике.
1
6
1
7
Правописание приставок, не изменяемых на письме.
1
8
Правописание приставок на З- и С-.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
1
9
Контроль усвоения и применения алгоритмов
1
Пунктуация
8
1
Синтаксические конструкции с союзом И.
1
2
Синтаксический анализ и пунктуация предложений со словом ЧТО.
1
3
Знаки препинания при «КАК» и синонимичных союзах.
1
4
Обособленные члены предложения. Обособленные определения.
1
5
Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства.
1
6
Вводные слова и конструкции
1
7
Тренинг грамотного письма с творческим заданием.
1
8
Итоговая контрольная работа.
1
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы урока/занятия
Кол- во часов
Сроки проведения
ЭОР
Форма проведения занятия
Орфография – 9 часов
1
Вводное контрольное занятие.
Отличительные признаки орфограммы.
1
сент.
эл. тренажер
контрольное занятие
2
Орфограммы в корне слова.
1
сент.
эл. тренажер
лекция+ практ.
3
Орфограммы в корне слова.
1
окт.
эл. тренажер
лекция+ практ.
4
Алгоритм применения изученных правил.
1
окт.
эл. тренажер
практикум
5
Правописание НН и Н в основах различных частей речи.
1
нояб.
эл. тренажер
лекция+ практ
6
Правописание НН и Н в основах различных частей речи.
1
нояб.
эл. тренажер
практикум
7
Правописание приставок.
1
дек.
эл. тренажер
лекция+ практ
8
Правописание приставок.
1
дек.
эл. тренажер
лекция+ практ
9
Тесты на все правила.
1
янв.
эл. тренажер
контрольное занятие
Пунктуация – 8 часов
1
Синтаксические конструкции с союзом И.
1
февр.
эл. тренажер
лекция+ практ
2
Синтаксический анализ и пунктуация предложений со словом ЧТО.
1
февр.
эл. тренажер
лекция+ практ
3
Знаки препинания при «КАК» и синонимичных союзах.
1
март
эл. тренажер
лекция+ практ
4
Обособленные члены предложения. Обособленные определения.
1
март
эл. тренажер
лекция+ практ
5
Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства.