ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса "Исключительный русский". Эта программа поможет учителю организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку и учащиеся смогут успешно сдать экзамен. В программе отводится особое время для сложных заданий. части "В". Также много часов отводится для написания сочинения в части "С"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса
«Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
ЗАПИСКА
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения).
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занят.
Дата
провед.
Тема занятия
к-во
час.
форма занятия
11 класс – 34 часа
1
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
1
лекция
2
Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
1
работа с тестами
А1
3
Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
1
работа с тестами
А1
4
Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
1
5
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)
1
практикум
А2, А11
6
Тропы. Умение находить их в тексте.
1
работа с тестами
В1
7
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
1
работа с тестами
В1
8
Правила образования форм слов разных частей речи.
1
практикум
А3
9
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
1
исслед.работа
А10, В2
10-11
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
2
самост.работа
А10
12-13
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
2
практикум
А12
14-15
Правописание корней и приставок.
2
практикум
А13, А14
16-17
Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.
2
исслед.работа
А15
18
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).
1
тренинг
А16
19
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
1
работа с тестами
А17
20-21
Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.
1
исслед.работа
А18
22-23
Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности.
2
самост.работа
24
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
1
тренинг
А5, В3
25
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения.
1
практикум
А8
26
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
1
практикум
А9, В4
27
Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)
1
тренинг
А5
28
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.
1
практикум
А5, А19, А20
29
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
1
практикум
А4
30
Синтаксическая синонимия.
1
самост.работа
А26
31
Знаки препинания в простом предложении.
2
работа с тестами
А19,А20, А22
В5, В6
32
Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях
1
практикум
А23, А24
33
Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях
1
практикум
А25
34
Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)
1
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы
видеопрезентации
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы