Программа «Смысловое чтение. Постигаем тайны текста» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования; а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Программа разработана для учащихся 7 класса, так как проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
В 7 классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов: становление теоретического рефлексивного мышления , характерного высокому развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток , абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.
У семиклассника активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему.
В связи с данными возрастными особенностями данный элективный курс нацелен на формирование следующих учебных действий:
умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; находить в тексте требуемую информацию (пробегать тексты глазами, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими);
умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
умение анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
умение структурировать текст, создавая оглавление, использовать в тексте таблицы, изображения;
умение интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов,
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации.
Цель программы: - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно - познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
Обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Планируемые результаты освоения программы элективного курса:
Виды деятельности
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться
Поиск информации и понимание прочитанного
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих по возрасту словарях и справочниках.
использовать формальные элементы текста (например: подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие этот вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Содержание программы элективного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
1. Введение. Чтение –вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.
Функции чтения:
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступать в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.
Механизмы чтения:
Внутреннее проговаривание - при чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения.
Вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях.
Смысловое прогнозирование – умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий.
Вербальное прогнозирование – умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) – дальнейшее построение абзаца.
2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Виды чтения:
Существуют различные подходы к выделению видов чтения, они определяются в зависимости:
от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное чтение;
от техники — чтение вслух и чтение про себя;
от подготовки — подготовленное и неподготовленное чтение;
от места — классное и домашнее чтение;
от цели чтение — просмотровое, ознакомительное, изучающее.
Цель просмотрового чтения — получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста.
При ознакомительном чтении текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения.
При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, чтение происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде чтения действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование.
Этапы работы с текстом:
Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе чтения целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучения текста планируется неоднократное его прочтение. При чтении с целью составления реферата делаются необходимые записи и т. д.
Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микро контекстов: осмыслив первый микро контекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.
Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап). На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.
Приемы осмысления текста:
Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса-предположения.
Антиципация плана изложения (предвосхищение того, о чем будет говориться дальше), антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше), реципация прочитанного (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли).
Составление плана.
Составление граф-схемы. Граф-схема – способ моделирования логической структуры текста , представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста.
Прием тезирования. Тезирование – формулирование основных положений и выводов текста.
Составление сводной таблицы.
Прием комментирования.
Логическое запоминание.
Реферативный пересказ.
Аннотирование.
Составление рефератов, докладов по нескольким источникам.
Тематическое планирование учебного предмета, курса
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
1
Введение.
1
2
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
16
3
Средства выразительности в тексте
3
4
Выразительное чтение текста как показатель понимания смысла текста
2
5
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
7
6
Работа с текстом: оценка информации
5
Итого
34
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
1
Введение.
1
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 16 ч
2
Цели и виды чтения
1
3
От ознакомительного к аналитическому чтению
1
4
Тактика аналитического чтения
1
5
Пространство текста. Виды текстов. Тексты и « не тексты»
1
6
Как читать аналитически разные виды текстов
1
7
Основная тема и микротемы. Роль ключевых слов.
1
8
Характер смысловых отношений между частями текста
1
9
Смысловая и композиционная целостность текста
1
10
Структура текста. Элементы композиции. Типы композиции текста.
1
11
Сюжет текста. Фабула. Разграничение понятий. Проблема соотношения сюжета и фабулы
1
12
Поиск информации. Вступаем в диалог с текстом.
1
13
Фактуальная, подтекстовая и концептуальная информация.
1
14
Проблемы, их формулировка.
1
15
Избыточная информация в тексте и ее интерпретация.
1
16
Последовательность изложения в тексте авторских идей.
1
17
Авторская мысль и точка зрения читателя
1
Средства выразительности в тексте 3 ч
18
Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте
1
19
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста
1
20
Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности»
1
Выразительное чтение текста как показатель понимания смысла текста
21
Основные правила выразительного чтения.
1
22
Логические паузы и ударения. Интонация текста
1
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
23
Роль оглавления. Антиципация.
1
24
Обобщение информации , данной в тексте. Устное высказывание.
1
25
Рецензия. Особенности жанра.
1
26
Отзыв.
1
27
Эссе.
1
28
Буктрейлер.
1
29
Практическая работа. Преобразование текста.
1
Работа с текстом: оценка информации
30
Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте.
1
31
Комментарий к прочитанному тексту. Структура комментария.
1
32
Соотнесение содержания текста с жизненным опытом читателя. Точка зрения читателя. Ее обоснование.