kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования и адаптированная с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

Луговская средняя общеобразовательная школа











Программа дополнительного образования

по русскому языку для детей с ОВР

«Лингвистическое краеведение»









Автор-составитель:

Кайсарова А.В.,

учитель русского языка и литературы

















2015-2016 учебный год




Информационная карта программы




Тип программы: социально-адаптированная для детей с ОВЗ




Образовательная область: языкознание, краеведение




Направленность деятельности: духовно-нравственная




Способ освоения содержания образования: исследовательский, творческий.




Уровень освоения содержания образования: социально - интегрированное




Возрастной уровень реализации программы: для детей среднего звена,

в зависимости от уровня детей с ОВЗ




Форма реализации программы: индивидуальная




Продолжительность реализации программы: от 1 года до 2

(в зависимости от нагрузки)








Пояснительная записка.


Право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ) закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

Луговская школа – общеобразовательное учреждение, в котором немалую роль в учебном и воспитательном процессе играет система дополнительного образования детей. Разработаны программы кружков: вокального, хореографического, театрального.

В силу своей специфики (сельская школа с небольшим контингентом обучающихся) детей с ОВЗ обучается единицы. Но те условия, которые созданы для детей педагогами, родителя не позволяют таким детям чувствовать себя «не такими как все». Они учатся в силу своих возможностей, занимаются спортом, и имеют определенные результаты в своем виде. Некоторые ребята обучаются по индивидуальной программе в кружке «Лингвистическое краеведение», и в ходе освоения учебных предметов данной образовательной области учащиеся с ограниченными возможностями здоровья повышают уровень общего и речевого развития, вырабатывают элементарные навыки грамотного письма, учатся правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной форме, а также происходит преодоление речевого негативизма, стереотипности, бедности оборотов речи, что позволяет приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Данная программа составлена с учетом категории детей имеющих определенные функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития. В основном для практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности. Для детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до воспитанников, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования

Актуальность:

Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования и адаптированная с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Овладение русским языком и литературой является одним из ведущих направлений коррекционно-развивающего процесса. В ходе изучения учебных предметов данной образовательной области учащиеся с ограниченными возможностями здоровья повышают уровень общего и речевого развития, вырабатывают элементарные навыки грамотного письма, учатся правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной форме, а также происходит преодоление речевого негативизма, стереотипности, бедности оборотов речи, что позволяет приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения.

Лингвистическое краеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая может состоять в изучении языковых традиций, характерных языковых особенностей родного края. Необходимо отметить, что обращение к топонимике как важнейшему источнику изучения истории и культуры народа важно не только для обычных учащихся, но и для ребят с ОВЗ, так как предполагает пробуждение в детях интереса к исследовательской деятельности, формирование определённой базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, знакомство с миром профессий. Ребята приобретают навыки, необходимые в работе экскурсовода, краеведа, архивиста, менеджера-музейщика и др.

Цель программы:

1. способствовать развитию у ребенка с ОВЗ устойчивого познавательного интереса и возможности его социальной адаптации в обществе.

Задачи:

  1. Способствовать социальной интеграции, позволяющей ребенку

включаться во все социальные процессы, благодаря которым он усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные нормы и культурные ценности.

2. Развитие в ребенке желание развивать в себе творческие, экспериментальные, учебные и познавательные навыки.

3. Способствовать желанию изучения родного края не только в кабинете, но

и по возможности, в различных поездках, экскурсиях, встречах с интересными людьми, а также участия в мероприятиях школьного музея.

Техническое оснащение программы:

1.Компьтер

2. Экран

3. Проектор

4. Учебные диски с презентациями

5. Учебные фильмы по краеведению

Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации лингвистического материала; решение лингвистических задач, творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата (портфолио); отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).

Содержание программы кружка включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.

Теоретические занятия посвящены изучению лингвистических фактов, классификации топонимов, их основных признаков. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в определении топонимических особенностей и учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, печатными изданиями.

На занятиях исследовательского типа (интервью, сбор информации, работа с источниками, анкетирование) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса), поисковая работа и сбор фактического материала для научных проектов.

Данный спецкурс имеет практическую направленность, так как учащиеся:

совершенствуют знания о лингвистических фактах языка,

1) овладевают навыками сбора информации;

2) углубляют знания об основных понятиях лингвистики и учатся сопоставлять факты топонимических названий;

3) учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников.

Планируемые результаты реализации программы дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»

- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Учебно- тематический план

Темы

Занятия, часы

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

1.Вводное занятие. Определение целей и задач. Понятия лингвистическое краеведение и топонимики как науки.

1



1

2.Классификация топонимов. Топонимы: Увельский, Водопойка, Луговая.

1

1


2

3.«Предания старины глубокой». Составление рассказа по истории возникновения деревень Водопойка и Луговая.


2


2

4.Карта Увельского района. Тайна названий.

1

1


2

4. «Вот эта улица, вот этот дом». Путешествие по родной деревне. Экскурс в историю. Музейный урок.


1




2

3




4«Что в имени твоем, улица?». Составление карты поселка.


2


2

5. «Вот эта улица, вот этот дом». Творческие проекты.


1


1

6.Круглый стол.

Озерный край.

Тайна названия озер на карте Увельского района. Работа с топонимическим словарем.


1

1

7. Составление и решение лингвистических кроссвордов.


1


1

8.Составление библиографии, изучение словарей, научной и научно-популярной периодической литературы по лингвистическому краеведению, подготовка рефератов, проектов.


1


1

9. Презентация и защита рефератов


1


1

Всего:

3

12

2

17







Система проверки результативности.

Деятельность обучаемых оценивается по критериям:

1.Восприятие предлагаемого материала.

2.Творческая активность, умение использовать собранные материалы при выполнении самостоятельной работы.

3.Развитие устной и письменной речи, умение грамотно излагать свои мысли.

4.Повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей.

Оценка деятельности обучаемого определяется по трём уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: хорошее усвоение материала, прочные навыки практической работы и творческая самостоятельность, регулярное проявление организаторских и коммуникативных способностей.

Средний уровень: недостаточное усвоение либо в знаниях, либо в практической деятельности, проявление коммуникативных, иногда организаторских способностей.

Низкий уровень: плохое усвоение материала, недостаточные знания для выполнения самостоятельной работы, отсутствие активности.


Для отслеживания результатов используются

1.диагностические исследования:

- определение уровня освоения программы (в течение года);

- изучение уровня самооценки, коммуникативных и организаторских способностей (в начале и конце год);

- изучение уровня воспитанности учащихся (в начале и конце года);

- изучение мотивационной деятельности (в начале и конце года).

2.мониторинг:

- участие в конкурсах районных и областных;

-папки с разработками мероприятий и экскурсий;

- защита проектов (степень участия воспитанника в их создании)




Мониторинг.


Уровень знаний обучающихся с ОВЗ


Ф.И.обучающегося

Собственные проекты, выступления


1 год обучения

2 год обучения

1.




2.




3.




4.




5.





Развитие творческих способностей детей с ОВЗ


Ф.И.обучающегося

Участие в конкурсах, результат.


1 год обучения

2 год обучения

1.




2.




3.




4.




5.






Список используемой литературы.


Литература для руководителя объединения:


  1. Кондакова М.И. Воспитательная работа в школе. М. Просвещение, 1986г.

  2. Кирженкова О. Модель деятельности школьного музея, ж-л Воспитание школьников, М.2006г. №6.

  3. Ланкова Н.М., Работа со школьниками в краеведческом музее. М. Владос, 2001

  4. Новикова С. Развивающий потенциал учебного исследования, ж-л Воспитание школьников. М. 2007.№2.

  5. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров. М. Просвещение, 1997г.

  6. Виноградов Н.Б. Страницы истории Южного Урала. Челябинск, 1997г.

  7. Салмина Н.И. История Южного Урала, Челябинск, 2004г.

  8. Тренин М.А. Край Увельский - Отчизны частица. Том 1-4.

  9. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.Лист, 1996г.


Литература для учащихся:


  1. Левит А.И. Южный Урал. Челябинск, 2005г.

  2. Алеврас Н.Н. История Урала. Челябинск, 2000г.

  3. Виноградов Н.Б. Страницы истории Южного Урала. Челябинск,1997г.

  4. Тренин М.А. Край Увельский-Отчизны частица. Том 1-4.

  5. Ладыженская Т.А.,Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.Просвещение, 1997г.

  6. Периодическая печать.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кайсарова Алла Владимировна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства