Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку для учащихся 8 класса составлена Киргуевой А.А.»
Авторская программа по русскому языку для учащихся 8 класса
составлена Киргуевой А.А.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена Киргуевой А.А. на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для учащихся 8 класса общеобразовательной школы авторов: Л.А. Тростенцовой , ТА. Ладыженской, А.Д. Дейкиной.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует темы образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса повторить, обобщить, расширить, систематизировать знания, полученные в 5 - 7 классах, рассмотреть трудные случаи правописания, выработать умение писать сочинения и изложения различных типов, больше работать с текстами различных жанров, получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Используемый учебно-методический комплекс
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М., Русский язык. 8 класс: Учебник для ощеобразовательных учреждений.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку ка духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общеь стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словари запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5—8 классах;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—8 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структур языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справоч литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения тек адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанш услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправ. грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения:
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способное' самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ОСНОВНОЙ КУРС
РАСШИРЕННЫЙ КУРС
Введение. Русский язык в современном мире.
1(1+0)
*1 (1+0)
Повторение изученного в 5-7 классах.
6 (5+1)
*3(3+0)
Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
5 (5+0)
*2 (2+0)
Простое предложение
5 (3+2)
*1 (1+0)
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
9 (7+2)
*5 (5+0)
Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения
11 (8+3)
*4 (4+0)
Односоставные предложения
10 (8+2)
*2 (2+0)
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами.
11 (9+2)
*3 (3+0)
Простое осложнённое предложение. Предложения с обособленными членами
13(11+2)
*2(1+1)
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с обращениями
2 (2+0)
*2(2+0)
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с вводными словами и вставными конструкциями
9 (9+0)
*4(3+1)
Чужая речь.
9 (8+1)
*3 (2+1)
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
11(9+2)
*2(2+0)
ВСЕГО:
102 (85+17)
34 (31+3)
Темы, изучаемые в расширенном курсе русского языка в 8 классе
В основной курс изучения русского языка в 8 классе добавлено 34 часа, из которых 31 час дан на изучение теоретического материала, 3 часа - на развитие. Такое распределение часов поможет учащимся лучше подготовиться к ГИА по русскому языку.
Комплексный анализ текста.
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении.
Трудные случаи правописания н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Трудные случаи слитного и раздельного написания -не- с различными частями речи.
Комплексный анализ текста.
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Простые и сложные словосочетания.
Знаки препинания в конце законченных предложений. Многоточие.
Осложнённые типы составного сказуемого.
Комплексный анализ текста
Зачин в тексте ( начало абзаца )
Абзац как пунктуационный знак.
Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование приложений.
Приложения- географические названия.
Однозначные и многозначные члены предложения.
Комплексный анализ текста.
Инфинитивные предложения.
Употребление односоставных предложений в художественном тексте и собственных речевых высказываниях.
Комплексный анализ текста.
Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом.
Предлоги, употребляемые с однородными членами.
Комплексный анализ текста.
Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
24. Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения.
25. Комплексный анализ текста.
26. Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций.
27. Союз -а- перед вводным словом.
28. Междометные предложения.
29. Вокативные предложения.
30 Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи .
31. Комплексный анализ текста.
32. Несобственно прямая речь.
33. Комплексный анализ текста.
34. Синтаксические средства русского языка.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(8 класс)
Элементы
содержания
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля, измерители
Домашнее задание
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Русский язык в современном мире - 2часа
1
Вводный урок о русском языке
1
Вводный урок
Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира
Знатьроль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.
Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»
Лекция, беседа, работа с книгой
Упр. 3 (разделить текст на два абзаца, сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ на основе содержания текста)
2*
Комплексный анализ текста
1
Комбинированный урок
Уметь анализировать текст, знать средства грамматической и лексической связи между предложениями
Текст
Беседа, работа с книгой
Упр. 4
Повторение изученного в 5-7 классах (8+1) часов
3
Пунктуация и орфография Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
1
Урок повторения
Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания.
Уметьсоставлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания
Работа с книгой, упражнения
§1, 2; упр. 11
4
Знаки препинания в сложном предложении
1
Урок повторения
Типы сложных предложений и средства связи в них
Знатьтипы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметьопределять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений
Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)
§ 3; упр. 20 (диктант)
5*
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
1
Урок повторения
Типы сложных предложений и средства связи в них
Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений
Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)
Составить схемы к данным предложениям, когда придаточное предложение расположено внутри главного.
6
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1
Урок повторения
Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
Знать правописание н-нн всуффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбораорфограммы.Уметь формулировать правило по схеме,самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
Работа с книгой, упражнения, изложение от 3-го лица (упр.27)
§ 4; упр. 23
7*
Трудные случаи правописания н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
1
Урок повторения
Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
Знатьправописание н-нн всуффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбораорфограммы.Уметь формулировать правило по схеме,самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
Работа с книгой, упражнения
§4; упр.24
8
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
1
Урок повторения
Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи
Знать и уметьобъяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)
§ 5; упр. 32
9*
Трудные случаи слитного и раздельного написание не с разными частями речи
1
Урок повторения
Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи
Знать и уметьобъяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирил-ла и Мефо-дия» (CD)
§ 5; упр. 36 (сочинение-письмо другу)
10
Изложение
1
Урок развития речи
Тема. Основная мысль, план текста. Стиль и тип речи.
Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение от 3-го лица.
Изложение на основе упр. 26.
§4, 5 повторить
11
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знатьосновные нормы русского литературного языка.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса
1
Урок усвоения новых знаний
Углубление представлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка
Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые
обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль
Работа с книгой, упражнения
§ 6, 7; упр. 42
13
Предложение как единица синтаксиса
1
Урок усвоения новых знаний
Основное свойство предложения; отличие слова и словосочетания от предложения. Написание сжатого предложения
Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения. Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение
Работа с книгой, упражнения, сжатое изложение (творческая работа)
§ 8; упр. 50
14
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний
1
Урок усвоения новых знаний
Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний
Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи
Беседа, проблемные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)
§ 9, 10; упр. 62,63
15
Синтаксические связи слов в словосочетании
1
Урок усвоения новых знаний
Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как
средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
Беседа, проблемные задания
§ 11; упр. 70; составить самостоятельную работу
по словосочетаниям для соседа по парте
16*
Комплексный анализ текта
1
Комбинированный урок
Текст. Средство связи
Иметь представления о тексте, о средствах грамматической и лексической связи между частями предложения
Беседа, анализ текста
§ 11; упр. 68
17*
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Простые и сложные словосочетания.
1
Комбинированный урок
Нормы сочетания слов в речи. Простые и сложные словосочетания.
Знать нормы сочетания слов в в составе словосочетания. Уметь осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного
Беседа, проблемные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)
Упр. 67
18
Синтаксический разбор словосочетания
1
Урок усвоения новых знаний
План синтаксического разбора словосочетания
Знать план синтаксического разбора словосочетания.
Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям
Грамматическая (предикативная) основа предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные)
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений
Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD), изложение (упр. 76)
§ 13; упр. 75
20
Особенности связи подлежащего и сказуемого
1
Урок усвоения новых знаний
Способы связи подлежащего и сказуемого
Знать особенности связи подлежащего и сказуемого. Уметь определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосоче-танием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами
Беседа, проблемные задания, работа с текстами
§ 13; упр.76
21
Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение
1
Урок усвоения новых знаний
Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение в предложении
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, интонационный диктант
§ 14,15; упр.83
22*
Знаки препинания в конце законченных предложений.
Многоточие
1
Комбинированный урок
Знаки препинания и их функции.
Знать функции знаков препинания.
Уметь объяснить расстановку знаков препинания, использовать справочники по правописанию при решении пунктуационных проблем.
Работа с текстом литературного произведения (Д. И. Фонвизин «Недоросль»)
23- 24
Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине)
2
Урок развития речи
Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения
Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст
Работа с текстом, творческая работа
§ 16
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (12+2) часов
25
Главные члены
предложения.
Подлежащее
1
Комбинированный урок
Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы
§ 17; упр.94 (подчеркнуть грамматическую основу, привести свои примеры)
26
Устное сочинение по картине И. Шевандроновой
«На террасе»
1
Урок развития речи
Сочинение-описание по картине. Передний и задний план картины. Цветовая гамма. Краткая биография И. Шевандроновой
Знать биографические сведения и о И. Шевандроновой. Уметь давать общую характеристику увиденного на картине, отбирать языковой материал , писать сочинение-описание по картине
Беседа, устное сочинение
§ 17
27
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
1
Комбинированный урок
Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое.Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим
Знать основные способы выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица
§ 18, 19; упр. 101
28-29
Составное
сказуемое.
Составное
глагольное
сказуемое.
2
Урок усвоения новых знаний
Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного
Знать основные признаки выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица
§20, 21; упр. 111
30
Сочинение на тему «Чудный собор»
1
Урок развития речи
Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения
Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст
Сочинение
§ 18, 19
31
Составное
именное
сказуемое
1
Урок усвоения новых знаний
Понятия составное именное сказуемое . Его отличительные особенности.
Знать основные признаки составного именного сказуемого . Уметь различать в тексте составные именные сказуемые.
Проблемные задания, работа с текстами
§21;упражение 114
32*
Осложненные типы составного сказуемого
1
Урок усвоения новых знаний
Осложненные типы составного сказуемого
Знать осложненные типы составного сказуемого, уметь их различать в тексте.
Проблемные задания, работа с текстами.
§20, 21; подобрать 5 примеров из литературных произведений
33*
Комплексный анализ текста
1
Комбинированный урок
Текст. Средства грамматической и лексической связи между предложениями. Орфограммы и знаки препинания.
Иметь представление о тексте, уметь анализировать его.
Работа с текстом, различные виды разборов.
§20, 21; составить собственный текст из 6-7 предложений.
34
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Комбинированный урок
Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники»)
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант
§ 22; упр. 116
35*
Зачин в тексте ( начало абзаца)
1
Урок усвоения новых знаний
Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь использовать предложения, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым в тексте.
Работа с текстами
§ 22; упр. 117
36*
Абзац как пунктуационный знак
1
Урок -практикум
Основные приемы компрессии текста
Знать, что абзац – пунктуационный знак. Уметь членить текст на абзацы.
Работа с текстом
Упражнение на карточке
37*
Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
1
Комбинированный урок
Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними;
Беседа, проблемные задания, работа с текстами
§ 22; работа с текстами литературных произведений
38
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения»
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§ 17-22 повторить
Второстепенные члены предложения (12+3 ) часов
39
Роль второстепенных членов в предложении.
Дополнение
1
Комбинированный урок
Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение: прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов
Уметьнаходить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения
в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения
Беседа, проблемные задания, работа с текстами,
опорные схемы, диктант
§24; упр.129.
40
Определение.
1
Комбинированный урок
Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения
Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления
Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтак-сис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»CD
§25; упр. 139
41
Приложение. Знаки препинания при нём
1
Урок усвоения новых знаний
Приложение как разновидность определения
Знать понятие приложение.Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественныхпроизведений
Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Ки-рилла и Мефо-дия» (CD)
§ 26; упр. 141
42*
Согласование приложений
1
Урок-практикум
Приложение. Знаки препинания при нем, согласование приложений
Уметь согласовывать приложения, правильно ставить знаки препинания при них.
Текст, упражнение
Упражнение на карточке
43*
Приложения- географические названия
1
Урок-практикум
Приложения- географические названия
Иметь представление о приложениях- географических названиях, уметь правильно расставлять знаки препинания
Текст, упражнение
§26; упр. 143
44-45
Обстоятельство
2
Комбинированные уроки
Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р);определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения)
Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант
§27; упр. 158
46*
Однозначные и многозначные члены предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие однозначные и многозначные члены предложения.
Уметь различать однозначные и многозначные члены предложения, правильно использовать их в речи
Беседа, упражнение
Упражнение на карточке
47*
Комплексный анализ текста
1
Комбиниро-ванный урок
Текст. Грамматические и лексические средства связи. Главные и второстепенные члены предложения.
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, определять их роль в предложении, выполнять синтаксический разбор предложений.
Работа с текстами, различные виды разборов.
§24-27 повторить, упр. 159
48
Ораторская речь и её особенности
1
Урок развития речи
Понятие ораторской речи и её особенностей
Знать особенности ораторской речи и принципы её построения. Уметь составлять ораторскую речь.
Составление собственного речевого высказывания
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
49
Синтаксический разбор двусоставного предложения
1
Урок усвоения новых знаний
План разбора двусоставного предложения
Знать план разбора двусоставного предложения.
Уметь выполнять синтаксический разбор предложения
Тренинг
§ 28; упр.160
50-51
Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет
2
Уроки развития речи
Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения
Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать
свободно и правильно свои мысли в письменной форме.
Уметь отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы
Упражнение составление плана, творческая работа
Упр. 163
52
Повторение по теме «Двусоставные предложения»
1
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Систематизация знаний по теме
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)
Тренинг
Контрольные вопросы (с. 82-83); упр. 169
53
Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§28 повторить
Односоставные предложения 12 (10+2) часов
54
Главный член
односоставного
предложения.
Назывные
предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Назывные предложения
Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться ими в описании для обозначения места и времени
Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)
§30,31; упр. 172, 175
55
Определённо-личные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Определённо-личные предложения
Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе
Диктант (упр. 183), беседа, проблемные задания, работа с книгой
§ 32; упр. 188 (составить текст на тему «Накануне дня рождения», используя определённо-личные предложения)
56
Неопределённо-личные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения
Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало-
гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными. Интеграция с уроком литературы: рассуждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?»
Беседа, проблемные задания, упражнения, работа с книгой, диктант (упр.189)
§ 33; упр. 191 (выписать неопределённо-личные предложения из 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
57
Инструкция
1
Урок развития речи
Особенности составления инструкции
Знать особенности составления инструкции.
Уметь составлять инструкцию, употребляя в ней односоставные предложения
Упражнения, работа с учебником, тренинг
Упр. 197
58
Безличные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Знакомство с безличными предложениями; с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях
Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюру «Осенний дождь» с использованием безличных предложений
Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь»
§ 35; упр. 205
59*
Инфинитивные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Инфинитивные предложения
Уметь находить инфинитивные предложения в тексте.
Работа с тек-стом
§ 35, подобрать примеры инфинитивных предложений из поэтических текстов
60
Рассуждение
1
Урок развития речи
Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос
Знать тип речи - рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения.
Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст
Работа с текстами, опорный конспект, изложение (по тексту К. Паустовского), мини-сочине-
ние-рассуждение на тему «Слово делом крепи», диктант
Упр. 212 (сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Новая планета»)
61
Неполные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в текстах художественных произведений
Знать особенности и функции неполных предложений.
Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)
Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания
Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения
Тренинг
§ 38; упр. 216.
63*
Употребление односоставных предложений в художественном тексте и собственных речевых высказываниях
1
Урок-практикум
Односоставные предложения в художественном тексте и в собственных речевых высказываниях.
Уметь употреблять односоставные предложения в художественном тексте и в собственных речевых высказываниях
Текст, упражнение
§ 31-33 повторить, упражнение на карточке
64
Повторение
по теме
«Односоставные предложения»
1
Урок повторения
и обобщения полученных знаний
Систематизация знаний по теме.
Структура
односоставных
предложений и их роль в текстах художественных произведений
Знать отличие между типами односо
ставных предложений, признаки каждого из них.
Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам
Тренинг, контрольные вопросы
Контрольные
вопросы (с. 101); упр. 220 (сочинение -наблюдение «Осенний вечер»); упр. 221 (устный пересказ одной из частей текста, составление плана)
65
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§37, 38 повторить
Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами.15 (12+3) часов
66
Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие об осложнённом предложении. Использование предложений с однородными членами в текстах и в речи
Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. Интеграция с уроком литературы: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль
Работа с текстами художест-венных произ-ведений, упражнения, проблемные задания, диктант (упр. 234)
§ 39,40; упр. 230, 232
67
Однородные члены предложения, связанные только перечисли-тельной интонацией, и пунктуация при них
1
Комбинированный урок
Пунктуация при однородных членах предложения
Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами
Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания
§41; упр. 239 (составить характеристику Лиз и Джесси по плану)
68
Однородные и неоднородные определения
1
Комбинированный урок
Различие однородных и неоднородных определений, оформление их пунктуационно
Знать правило постановки знаков препинания при однородных определениях и отсутствия знаков при неоднородных определениях.
Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения
Работа с текстами художест-венных произведений, упражнения, проблемные задания, диктант(упр. 247)
§ 42;упр.246 (найти и выписать однородные и неоднородные определения, употреблённые при описании внешности Н. Г. Гарина-Михайловского)
69
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1
Комбинированный урок
Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами
Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы
§ 43; упр. 260
70*
Комплексный анализ текста
1
Урок-практикум
Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Средства связи частей в тексте. План текста.
Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; составлять план текста
Комплексный анализ текста
Индивидуальная работу по теме учебного исследования
71
Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения
1
Урок развития речи
Сравнительная характеристика двух женщин (чем различаются мать и дочь)
Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме
Работа с текстом, творческая работа
Упр. 265 (составить памятку для спорщиков)
72-73
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
2
Комбинированный урок
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым
Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы
§ 44; упр. 274 (диктант)
74*
Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом.
1
Урок усвоения новых знаний
Согласование сказуемого и определения
Уметь согласовывать сказуемое и определение, относящиеся к однородным членам в целом.
Работа с текстами художес-твенных произведений.
§ 41-44; упр.273
75*
Предлоги, употребляемые с однородными членами
1
Урок усвоения новых знаний
Предлоги при однородных членах
Уметь употреблять предлоги при однородных членах
Работа с текстами, редактиро-вание
§ 41-44; упр.272
76
Сочинение –отзыв в книгу посетителей выставки
1
Урок развития речи
Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста-отзыва.
Уметь писать сочинение-отзыв .
Сочинение по картине В. Попкова «осенние дожди»
Дописать сочинение
77
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами
1
Комбинированный урок
План синтаксического и пунктуационного разбора
Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами
Тренинг
§ 45, 46; упр. 277, 280
78
Повторение по теме «Предложения с однородными членами»
1
Комбинированный урок
Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами
Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы
Контрольные вопросы (с 132); упр. 286
79
Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Предложения с однородными членами»
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§41-44 повторить
Обособленные члены предложения 15 (12+3)часов
80
Понятие
об обособлении.
Обособленные
определения,
выделительные Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
1
Комбинированный урок
Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений
Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте
Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении
§ 47, 48; упр. 294
81- 82
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений
2
Комбинированный урок
Общие правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений
Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)
Рассказ, беседа, работа с книгой, опорные записи, кодированный диктант, выборочная работа на материале произведений И. С. Тургенева
§48 (с. 141-143); упр. 298; упр. 300
83- 84
Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302)
2
Уроки развития речи
Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос
Знать о таком типе речи, как рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст
Беседа, творческая работа
§ 49; упр. 306 (отредактировать предложения)
85
Обособленные приложения
1
Урок усвоения новых знаний
Правила обособления приложений
Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением
Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция
с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении
§50; упр. 310 (составить и записать предложение, включив в него
перечисленные титулы роли различных членов предложения)
86- 87
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
2
Комбинированные уроки
Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов
Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств; выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме (интеграция с уроком литературы)
Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие об уточняющих членах предложения
Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»
Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней»
§ 52; упр.325; упр. 328
89*
Комплексный анализ текста
1
Урок-практикум
Анализ текста, средства связи частей, тема, основная идея
Уметь выполнять комплексный анализ текста , находить основную идею, правильно определять тему.
Текст, упражнение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
90*
Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
1
Урок развития речи
Стилистические особенности обособленных членов предложения. Обособленные члены предложения и придаточные предложения – синтаксические синонимы
Знать определение обособленных членов предложения. Уметь находить к ним синтаксические синонимы.
Работа с текстом
§ 53, 54; упр. 330
91
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами
1
Урок усвоения новых знаний
Планы разборов
Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами
Тренинг
§ 53, 54; упр. 331, 333
92
Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»
1
Урок-зачёт
Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование
Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения»
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§ 53, 54 повторить
94
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
Урок работы над ошибками
Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Упр. 340
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения 4 (4+0) часа
95-96
Обращение.
Назначение обращения
2
Комбинированные уроки
Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений
Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении; находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять роль обращений (интеграция с уроками литературы)
Упражнения, тренинг, практикум
§ 58; упр. 347 (выписать из произведений художественной и публицистической литературы примеры разных обращений);
упр. 355 (написать
поздравление
близкому человеку
по плану)
97*
Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения
1
Урок изучения нового
Русские имена и отчества в роли обращения.
Правильное их произношение
Уметь правильно произносить русские имена и отчества ,использующиеся в роли обращения
Упражнения
§ 58 повторить, упр. 353
98*
Комплексный анализ текста
1
Урок - практикум
Текст лексическая и грамматическая связь предложений. Орфограммы. Знаки препинания.
Знать особенности эпистолярного текста . Уметь составлять подобные тексты.
Редактирова-ние текста
§ 58; упр. 354
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции 13 (12+1) часов
99-100
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению
2
Уроки усвоения новых знаний
Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов
Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения
§ 59, 60; упр. 367, 369
101-102
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
2
Уроки усвоения новых знаний
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант (упр. 376), выборочный диктант (упр. 390)
§61,62; упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению
103*
Союз а перед вводным словом
1
Урок усвоения новых знаний
Союз а перед вводным словом
Уметь правильно расставлять знаки препинания, если союз а стоит перед вводным словом.
Уметь находить в тексте подобные предложения.
Работа с текстом. Упражнение 375, 379
§61,62 , Упражнение 378
104*
Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций
1
Урок развития речи
Стилистическая роль вводных и вставных конструкций
Знать стилистические особенности вводных и вставных конструкций.
Уметь правильно использовать их в речи
Текст, упражнение
§61,62 повторить
105
Междометия в предложении
1
Урок усвоения новых знаний
усвоения
Междометия - «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях
Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и сферу использования данных слов
Упражнения, тренинг, практикум
§ 63; упр. 392
106*
Междометные предложения.
1
Комбинированный урок
Интонационное оформление междометных предложений. Знаки препинания при междометиях
Уметь выражать различные чувства и побуждения с помощью междометий; употреблять междометия для выражения этикетных формул, команд, приказов
Выборочная работа с текстами художест-венных произведений, проблемные задания, упр.
§ 63; упр. 393
107*
Вокативные предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Интонационное оформление вокативных предложений
Иметь представление о вокативных предложениях. Уметь употреблять их в речи.
Текст, упражнение
Записи в тетрадях
108
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
1
Урок усвоения новых знаний
План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
Упражнения, тренинг, практикум
§ 64; упр. 395, 398
109
Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
Комбинированный урок
Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.
Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование
Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (письменно), 401 (устно)
110
Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки
Контрольный диктант с грамматическим заданием
§ 59-63 повторить
111
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
Урок работы над ошибками
Анализ контрольной работы.
Ликвидация пробелов.
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Упр. 400, 401
Чужая речь 12 (10+2) часов
112
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части
Знатьпонятия чужая речь, комментирующая часть;место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем
Упражнения, тренинг, практикум
§ 65, 66; упр. 402
113
Прямая и косвенная речь
1
Комбинированный урок
Отличие прямой речи от косвенной
Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Уметьнаходить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью
Упражнения, тренинг, практикум
§ 67, 68; упр. 406
114
Диалог
1
Комбинированный урок
Составление диалогов
Уметьсоставлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, творческая работа
§ 70; упр. 417
115*
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи
1
Урок развития речи
Наблюдение за стилистическими возможностями резных способов передачи чужой речи
Познакомить учащихся со стилистическими возможностями разных способов передачи чужой речи.
Текст, упражнения.
Упражнение на карточке
116*
Комплексный анализ текста
1
Урок-практикум
Анализ текста, средства связи частей, тема, основная идея
Уметь выполнять комплексный анализ текста , находить основную идею, правильно определять тему.
Текст, упражнение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
117*
Несобственно прямая речь
1
Урок усвоения новых знаний
Несобственно прямая речь
Знать особенности несобственности прямой речи, уметь использовать ее
Работа с текстами
§ 70,упр. 415
118
Рассказ
1
Урок развития речи
Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности
Знать особенности текста в жанре рассказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419),
озаглавливать своё изложение так, чтобы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания
§ 71,упр. 421 (сочинение-интервью)
119
Цитата
1
Урок усвоения новых знаний
Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи.
Знатьо способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения
Выборочная работа с текстами художественных произ-ведений, проблемные задания, (интервью)
§ 72; упр. 429
120
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью
1
Урок усвоения новых знаний
Образец (устный и письменный) синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью
Знатьи уметь выполнять устный и письменный разбор предложений с чужой речью
Тренинг
Упр. 431
121
Повторение по теме «Чужая речь»
1
Урок повторения и систематизации полученных знаний
Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование
Упр. 433
122
Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь»
1
Урок контроля
Систематизация знаний, контроль
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки
Контрольный диктант с грамматическим заданием
123
Анализ диктанта
1
Работа над ошибками
Повторение орфографии
Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками
Текст
Задания на карточках
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 13 (11+2) часов
124-125
Синтаксис и морфология
2
Комбинированные уроки
Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи
Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.
Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения
Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование
Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи
Беседа, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа (р/р: подробное изложение), орфографическая работа
Упр. 441,442
128*
Комплексный анализ текста
1
Урок-практикум
Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Средства связи частей в тексте. План текста.
Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; составлять план текста
Комплексный анализ текста
Редактирование текста
129*
Синтаксические средства связи русского языка
1
Урок -практикум
Синтаксические средства русского языка
Знать синтаксические средства русского языка, уметь находить их в тексте
Текст, упражнение
§ 70-72 повторить
130-131
Синтаксис
и культура речи
2
Комбинированные уроки
Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный
Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка.
Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений
Тренинг, работа со словарём, редактирование текста
Упр. 448
132
Синтаксис и орфография
1
Комбинированный
Связь синтаксиса и орфографии
Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, унктуационные).
Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль
Контрольный диктант
Упр. 453
134
135
Итоговая работа по развитию речи
2
Уроки развития речи
Сжатое изложение
Уметь писать сжатые изложения и сжимать текст.
Сжатое изложение
136
Итоговый урок
1
Урок повторения
Повторение орфографии и пунктуации
Знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила
Упражнения
IV. ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА
ВИД РАБОТЫ
Дата проведения
План
Фактически
Повторение изученного в 5-7 классах.
1 .Изложение
2.Контрольный диктант
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Простое предложение
3.Сочинение-описание по картине
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Сочинение—описание по личным наблюдениям
Контрольный диктант
Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения
Контрольный диктант
Односоставные предложения
Контрольный диктант
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами.
Изложение с элементами сочинения
Сочинение-отзыв в книгу посетителей выставки
Контрольный диктант
Простое осложнённое предложение. Предложения с обособленными членами
Контрольный диктант
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с обращениями
Слова , грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с вводными словами и вставными конструкциями
12. Контрольный диктант
Предложения с чужой речью
13. Контрольный диктант
Повторение изученного
14. Контрольный диктант.
V. Критерии оценки
Устный опрос
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать
его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс
Количество в контрольном диктанте
Кол-во слов в словарном диктанте
Слов (самостоятельных и служебных)1
орфограмм2
пунктограмм
слов с непроверяемым и
орфограммами3
5
90-100
12
2-3
5
15-20
6
100-110
16
3-4
7
20-25
7
110-120
20
4-5
10
25-30
8
120-150
24
10
10
30-35
9
150-170
24
15
10
35-40
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «храпотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не..., не что иное, как и др.)\
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
VI. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся
Тростенцова, Л. А. Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; под ред. Н. М. Шанского. -М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / Егорова Н. В. М.: ВАКО, 2010.
Для учителя
Балашова, Л. В. Курс русского языка / Л. В. Балашова. В. В. Дементьев. - Саратов : Лицей, 2005.
Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл. : кн. для учителя / Г. И. Блинов, В. A. Антохина. М. : Просвещение, 1992 .
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книгадля учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2003.
Варианты контрольно-оценочных текстов и заданий с oтветами для Единого государственного экзамена по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. - Волгоград : Учитель, 2004.
Великие мысли великих людей : антология афоризма : в 3т./сост. И. И. Комарова, А. П. Кондратов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.
Козулина, М. В. Русский язык. Тесты для повторении и подготовки / М. В. Козулина. - Саратов : Лицей, 2007.
Охременко, Н. В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8-9 классы / Н. В. Охременко, О. В. Федина. - М. : Аквариум, 1999.
Программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского // Сборник рабочих программ по русскому языку : 5-9 классы : прил. к журн. «Учебный год». № 75. - Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2007. - (Серия «Рабочие программы». Вып. 5).
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык : 5-9 кл. / М. Т. Баранов [и др.]. - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 46 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
Рахимкулова, Г. Ф. Как сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов / Г. Ф Рахимкулова [и др.]. – Ростов- на-Дону. : Феникс . 2003.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку : правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Русский язык : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т. М. Воителева . - М. : Дрофа, 2000.
Русский язык. 5-9 классы : изучение речеведческих понятий : конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А. А. Фешина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2009.
Русский язык. 5-9 классы : правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Калашникова. - Волгоград : Учитель, 2009.
Тростенцова, Л. А. Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; под ред. Н. М. Шанского. -М.: