Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс
Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс
Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс поможет эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс»
Романенко Е.Г. – учитель русского языка и литературы
МОУ Кировская СОШ № 5 Кагальницкого района
Павлова Т.И. – доцент кафедры филологии и искусства
РО ИПК и ПРО
Программа авторского элективного курса
«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»
10-11 класс
Пояснительная записка
Актуальность
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов и может быть реализован в объёме 34 часов. В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 10-11 классов работа с текстом–рассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.
Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)
В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинением–рассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.
В основу курса положен модульный подход, что даёт возможность самим учащимся осуществлять собственное продвижение в освоении содержания курса.
Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 класса по разделу «текстоведение»;
совершенствовать умения учащихся на основе работы с текстом;
познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе диалога с автором текста, соблюдая этические нормы;
Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)
Обучающие цели:
получение целостного представления о языке как национально-культурном феномене, исторически развивающейся системе;
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие цели:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Развитие умений конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми для решения проблем;
Развивать умения, связанные с самооцениванием и самоконтролем деятельности с опорой на справочную литературу и критерии оценивания творческой работы (часть С) Создание условий для обучения:
анализу и оценке жизненных явления и фактов с различных точек зрения, с опорой на жизненный и читательский опыт;
навыкам создания связного высказывания, с выражением в нём собственного мнения по поводу прочитанного текста;
формулировке и комментированию проблем, поставленных автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
аргументировать своё мнение;
Совершенствование коммуникативных умений;
Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные цели:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Ожидаемый результат освоения курса:
Развитие умений:
работать с информацией различного рода;
формулировать проблемы и находить пути их решения;
организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;
применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста, составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Это определяет логику построения курса:
Текст как единое целое
Стили речи и типы речи
2.1.Лингводидактический аспект разграничения функционально-смысловых типов и стилей речи
2.2.Определение типа и стиля речи
Функционально-смысловой тип речи рассуждение и его отличительные особенности
Композиция текста-рассуждения
Тезис. Разные способы формулирования тезиса. Опровержение тезиса. Способы опровержения тезиса. Соблюдение этических норм в споре с автором текста.
Аргумент. Виды доказательств:
Дедуктивные
Индуктивные
Прямые
Ссылка на общее суждение
Ссылка на авторитетный источник
Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса
Приведение аналогии, сравнения
Косвенные
Виды рассуждений, их особенности и языковые средства
Рассуждение-доказательство
Рассуждение-объяснение
Рассуждение-размышление
Жанровая специфика текста-рассуждения в соотнесении со стилем речи
Спор, объяснение как жанры разговорного стиля речи
Объяснительная записка, опровержение, речь в суде, ходатайство, обоснование, экспертиза как жанры делового стиля речи
Научная статья, монография, диссертация, лекция, диспут (дискуссия), рецензия, методика как жанры научного стиля речи
Технико-экономическое обоснование, отзыв, проблемная статья, фельетон, памфлет, речь на митинге, собрании, литературно-критическая статья как жанры публицистического стиля
Басня, поэма, эссе, философский роман как жанры художественного стиля
Наблюдение и анализ фактического материала: произведения искусства, исторические факты, свидетельские показания, данные экспертизы как жанры источников материала
Проблема текста: основное понятие.
Многообразие проблем жизни и их отражение в тексте
5.1. Проблемы семьи (проблема памяти о своих истоках, о своём детстве;проблема роли детства в жизни человека; проблема исторической памяти; проблема малой Родины и отчего дома; проблема оценки детства как основополагающего периода жизни человека; проблема нравственной прочности человека;)
5.2.Проблемы экологии (проблема развития и сохранения русского языка; проблема влияния человека на природу;проблема восприятия человеком природы как живой материи)
5.3. Проблемы человека и общества (проблема несправедливости социального устройства общества; проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных;проблема внутреннего противостояния искушению изобилием; проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов; проблема нравственной прочности человека; ответственность человека перед самим собой, семьёй и обществом в целом за реализацию своих способностей;проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом;проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие; проблема коммерциализации культуры.
Проверка и оценивание собственного текста
Тренинг: «Творческое задание – на пять!»
Основными видами деятельности учащихся являются: чтение и анализ текста, работа с таблицами, схемами, словарями, памятками, взаимопроверка, самопроверка с опорой на критерии оценивания части С. Практико-ориентированный и деятельностный подходы – основа для выполнения тренинговых заданий части С (модуль 7; организация работы может осуществляться как в системе элективного курса, так и при выполнении самостоятельной работы учащихся за рамками этого курса. В этом случае учитель – консультант, помощник). Ч
Учебно- тематический план.
№
Тема
Количество часов
Виды деятельности учащихся
Формы контроля
1
Введение в курс. Знакомство с требованиями к творческой работе.
1
Анализ критериев оценивания творческой работы; работа с памяткой: «Советы по написанию сочинения-рассуждения», таблицей: «Типология ошибок».
Проверка текстов-образцов с опорой на классификационную таблицу ошибок
2
Текст как единое целое
1
Анализ текста (определение объёма, темы, составление плана, подбор ключевых слов, составление словосочетаний и предложений по предложенной теме)
Составление текста по опорным словам тематических групп
2.1.
Лингводидактический аспект разграничения функционально-смысловых типов и стилей речи
2
Работа с алгоритмами «Типы речи», «Стили речи»; анализ и самостоятельный подбор текстов различных функционально-смысловых типов и стилей речи.
Комплексный анализ текста
2.2.
Определение типа и стиля речи
3
Функционально-смысловой тип речи рассуждение и его отличительные особенности
4
Выполнение аналитических упражнений, комплексный анализ текста. Работа с памятками, таблицами, схемами.
Комплексный анализ текста.
3.1
Композиция текста-рассуждения
3.2.
Языковые средства связи
3.3.
Жанровая специфика текста-рассуждения
4
Проблема текста как междисциплинарное понятие.
2
Языковой тренинг. Анализ актуальных проблем современности. Распределение текстов по проблемам. Определение проблематики заданного текста. Подбор текстов определённой проблематики из художественной литературы.
Сочинение-рассуждение на заданную тему и его анализ.
5
Тренинг: «Творческое задание: на пять!»
7
Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию текста-рассуждения. Устное комментирование выполненной работы.
Оценивание работы учителем. Комментирование работы ученику.
Дидактическая поддержка практической части курса
Тренинг: «Творческое задание: на пять!»
Тема: Формирование навыков понимания текста по проблемам семьи.
Общее представление о данной проблеме даётся в следующих направлениях:
проблема памяти о своих истоках, о своём детстве;
проблема роли детства в жизни человека ;
проблема исторической памяти ;
проблема малой Родины и отчего дома ;
проблема оценки детства как основополагающего периода жизни человека;
проблема нравственной прочности человека ;
При этом темами для самостоятельных творческих работ могут стать следующие:
Детство – важнейший этап жизни человека?
Что значит любить свою семью и свою Родину?
Почему нельзя забывать отчий дом, свою малую Родину?
Роль детства в становлении личности.
Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?
Почему взрослый человек всегда ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?
Тема: Формирование навыков понимания текста по проблемам семьи.
Тема: Формирование навыков понимания текста по проблемам экологии.
Общее представление о данной проблеме даётся в следующих направлениях:
проблема развития и сохранения русского языка ;
проблема влияния человека на природу;
проблема восприятия человеком природы как живой материи;
При этом темами для самостоятельных творческих работ учащихся могут стать следующие:
Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?
Как человек влияет на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?
Должен ли человек, заботиться о природе как живом организме?
Тема: Формирование навыков навыка понимания текста по проблемам человека и общества.
Общее представление о данной проблеме даётся в следующих направлениях:
проблема несправедливости социального устройства общества
проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных;
проблема внутреннего противостояния искушению изобилием;
проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;
проблема нравственной прочности человека;
ответственность человека перед самим собой, семьёй и обществом в целом за реализацию своих способностей;
проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом;
проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие;
проблема коммерциализации культуры
При этом темами для самостоятельных творческих работ могут стать следующие:
Что лучше в нашем обществе: быть здоровым и богатым или бедным и больным?;
Появится ли в России герой нашего времени?
Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?
Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?
Житиё определяет нравственную сущность человека?
Может ли человек, живя в обществе, быть свободным от него?
Ограничивает ли общество свободу человека?
Литература для учащихся
Владавская Е.А, Ломилина Н.И, Сигов В.К.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. //.- М. Интеллект-Центр.2005.
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)//-М.: «Экзамен»,2008.
Любичева Е.В. ЕГЭ–2009. Русский язык. На пути к экзамену: сдаём без проблем!//М.Эксмо.2008.
Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык.: сочинение–рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! //М.: Эксмо, 2007.
Нарушевич А.Г. Руссий язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: Пособие для учащихся.//М.: Просвещение, 2009.
Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2006.
Литература для учителя
Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся// Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие.- М.: КНОРУС,2007
Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту// Русский язык.-2006.-№ 5.
Булавина М.А. Обучение школьников определению функционально-смысловых типов речи//Русская словесность.-2008. № 4.
Соловьёва Н.Н. Сочинение… без шпаргалки.-М.:Материк-Альфа,2004.
Илюшин Л.С.Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся//Уроки Лихачёва: Методические рекомендации для учителей средних школ. /Сост.О.Е.Лебедев.-СПб: Бизнес-пресса, 2006.
ПавловаТ.И. Раннева Н.А.Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие.-Ростов н\Д: Легион,2009.
Работа с текстом на уроках русского языка. Основные подходы к анализу текста. Вып.IX//Авт.-сост. Павлова Т.И.- Ростов-на-Дону.:РО ИПК и ПРО.