kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс поможет эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс»

Романенко Е.Г. – учитель русского языка и литературы

МОУ Кировская СОШ № 5 Кагальницкого района

Павлова Т.И. – доцент кафедры филологии и искусства

РО ИПК и ПРО

Программа  авторского элективного курса

«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»

10-11 класс

Пояснительная записка

    Актуальность 

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов и может быть реализован в объёме 34 часов. В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 10-11 классов работа с текстом–рассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.

Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)

В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинением–рассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.

В основу курса положен модульный подход, что даёт возможность самим учащимся осуществлять собственное продвижение в освоении содержания курса.

Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 класса по разделу «текстоведение»;

  • совершенствовать умения учащихся на основе работы с текстом;

  • познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;

  • выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;

  • совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе диалога с автором текста, соблюдая этические нормы;

Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)

Обучающие цели:

  • получение целостного представления о языке как национально-культурном феномене, исторически развивающейся системе;

  • Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

Развивающие цели:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • Развитие умений конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми для решения проблем;

  • Развивать умения, связанные с самооцениванием и самоконтролем деятельности с опорой на справочную литературу и критерии оценивания творческой работы (часть С)
    Создание условий для обучения:

  • анализу и оценке жизненных явления и фактов с различных точек зрения, с опорой на жизненный и читательский опыт;

  • навыкам создания связного высказывания, с выражением в нём собственного мнения по поводу прочитанного текста;

  • формулировке и комментированию проблем, поставленных автором текста;

  • формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;

  • аргументировать своё мнение;

  • Совершенствование коммуникативных умений;

  • Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

Воспитательные цели:

  • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

  • Воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Ожидаемый результат освоения курса:

Развитие умений:

  • работать с информацией различного рода;

  • формулировать проблемы и находить пути их решения;

  • организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;

  • применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.

  Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста, составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Это определяет логику построения курса:

  1. Текст как единое целое

  2. Стили речи и типы речи

2.1.Лингводидактический аспект разграничения функционально-смысловых типов и стилей речи

2.2.Определение типа и стиля речи

  1. Функционально-смысловой тип речи рассуждение и его отличительные особенности

    1. Композиция текста-рассуждения

      1. Тезис. Разные способы формулирования тезиса. Опровержение тезиса. Способы опровержения тезиса. Соблюдение этических норм в споре с автором текста.

      2. Аргумент. Виды доказательств:

        1. Дедуктивные

        2. Индуктивные

        3. Прямые

          1. Ссылка на общее суждение

          2. Ссылка на авторитетный источник

          3. Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса

          4. Приведение аналогии, сравнения

        4. Косвенные

        5. Виды рассуждений, их особенности и языковые средства

          1. Рассуждение-доказательство

          2. Рассуждение-объяснение

          3. Рассуждение-размышление

        6. Жанровая специфика текста-рассуждения в соотнесении со стилем речи

          1. Спор, объяснение как жанры разговорного стиля речи

          2. Объяснительная записка, опровержение, речь в суде, ходатайство, обоснование, экспертиза как жанры делового стиля речи

          3. Научная статья, монография, диссертация, лекция, диспут (дискуссия), рецензия, методика как жанры научного стиля речи

          4. Технико-экономическое обоснование, отзыв, проблемная статья, фельетон, памфлет, речь на митинге, собрании, литературно-критическая статья как жанры публицистического стиля

          5. Басня, поэма, эссе, философский роман как жанры художественного стиля

          6. Наблюдение и анализ фактического материала: произведения искусства, исторические факты, свидетельские показания, данные экспертизы как жанры источников материала

  1. Проблема текста: основное понятие.

  2. Многообразие проблем жизни и их отражение в тексте

5.1. Проблемы семьи (проблема памяти о своих истоках, о своём детстве;проблема роли детства в жизни человека; проблема исторической памяти; проблема малой Родины и отчего дома; проблема оценки детства как основополагающего периода жизни человека; проблема нравственной прочности человека;)

5.2.Проблемы экологии (проблема развития и сохранения русского языка; проблема влияния человека на природу;проблема восприятия человеком природы как живой материи)

5.3. Проблемы человека и общества (проблема несправедливости социального устройства общества; проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных;проблема внутреннего противостояния искушению изобилием; проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов; проблема нравственной прочности человека; ответственность человека перед самим собой, семьёй и обществом в целом за реализацию своих способностей;проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом;проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие; проблема коммерциализации культуры.

  1. Проверка и оценивание собственного текста

  2. Тренинг: «Творческое задание – на пять!»

Основными видами деятельности учащихся являются: чтение и анализ текста, работа с таблицами, схемами, словарями, памятками, взаимопроверка, самопроверка с опорой на критерии оценивания части С. Практико-ориентированный и деятельностный подходы – основа для выполнения тренинговых заданий части С (модуль 7; организация работы может осуществляться как в системе элективного курса, так и при выполнении самостоятельной работы учащихся за рамками этого курса. В этом случае учитель – консультант, помощник). Ч

Учебно- тематический план.


Тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

1

Введение в курс. Знакомство с требованиями к творческой работе.

1

Анализ критериев оценивания творческой работы; работа с памяткой: «Советы по написанию сочинения-рассуждения», таблицей: «Типология ошибок».

Проверка текстов-образцов с опорой на классификационную таблицу ошибок

2

Текст как единое целое


1

Анализ текста (определение объёма, темы, составление плана, подбор ключевых слов, составление словосочетаний и предложений по предложенной теме)

Составление текста по опорным словам тематических групп

2.1.

Лингводидактический аспект разграничения функционально-смысловых типов и стилей речи



2

Работа с алгоритмами «Типы речи», «Стили речи»; анализ и самостоятельный подбор текстов различных функционально-смысловых типов и стилей речи.

Комплексный анализ текста

2.2.

Определение типа и стиля речи

3

Функционально-смысловой тип речи рассуждение и его отличительные особенности


4


Выполнение аналитических упражнений, комплексный анализ текста. Работа с памятками, таблицами, схемами.

Комплексный анализ текста.



3.1

Композиция текста-рассуждения

3.2.

Языковые средства связи

3.3.

Жанровая специфика текста-рассуждения

4

Проблема текста как междисциплинарное понятие.


2

Языковой тренинг. Анализ актуальных проблем современности. Распределение текстов по проблемам. Определение проблематики заданного текста. Подбор текстов определённой проблематики из художественной литературы.

Сочинение-рассуждение на заданную тему и его анализ.

5

Тренинг: «Творческое задание: на пять!»


7

Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию текста-рассуждения. Устное комментирование выполненной работы.

Оценивание работы учителем. Комментирование работы ученику.


                                                    

Дидактическая поддержка практической части курса

Тренинг: «Творческое задание: на пять!»

Тема: Формирование навыков понимания текста по проблемам семьи.

Общее представление о данной проблеме даётся в следующих направлениях:

  • проблема памяти о своих истоках, о своём детстве;

  • проблема роли детства в жизни человека ;

  • проблема исторической памяти ;

  • проблема малой Родины и отчего дома ;

  • проблема оценки детства как основополагающего периода жизни человека;

  • проблема нравственной прочности человека ;

При этом темами для самостоятельных творческих работ могут стать следующие:

  • Детство – важнейший этап жизни человека?

  • Что значит любить свою семью и свою Родину?

  • Почему нельзя забывать отчий дом, свою малую Родину?

  • Роль детства в становлении личности.

  • Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?

  • Почему взрослый человек всегда ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?

  • Тема: Формирование навыков понимания текста по проблемам семьи.

Тема: Формирование навыков понимания текста по проблемам экологии.

Общее представление о данной проблеме даётся в следующих направлениях:

  • проблема развития и сохранения русского языка ;

  • проблема влияния человека на природу;

  • проблема восприятия человеком природы как живой материи;

При этом темами для самостоятельных творческих работ учащихся могут стать следующие:

  • Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?

  • Как человек влияет на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?

  • Должен ли человек, заботиться о природе как живом организме?

Тема: Формирование навыков навыка понимания текста по проблемам человека и общества.

Общее представление о данной проблеме даётся в следующих направлениях:

  • проблема несправедливости социального устройства общества

  • проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных;

  • проблема внутреннего противостояния искушению изобилием;

  • проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;

  • проблема нравственной прочности человека;

  • ответственность человека перед самим собой, семьёй и обществом в целом за реализацию своих способностей;

  • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом;

  • проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие;

  • проблема коммерциализации культуры

При этом темами для самостоятельных творческих работ могут стать следующие:

  • Что лучше в нашем обществе: быть здоровым и богатым или бедным и больным?;

  • Появится ли в России герой нашего времени?

  • Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?

  • Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?

  • Житиё определяет нравственную сущность человека?

  • Может ли человек, живя в обществе, быть свободным от него?

  • Ограничивает ли общество свободу человека?


Литература для учащихся

  1. Владавская Е.А, Ломилина Н.И, Сигов В.К.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. //.- М. Интеллект-Центр.2005.

  2. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)//-М.: «Экзамен»,2008.

  3. Любичева Е.В. ЕГЭ–2009. Русский язык. На пути к экзамену: сдаём без проблем!//М.Эксмо.2008.

  4. Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык.: сочинение–рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! //М.: Эксмо, 2007.

  5. Нарушевич А.Г. Руссий язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: Пособие для учащихся.//М.: Просвещение, 2009.

  6. Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2006.


Литература для учителя


  1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся// Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие.- М.: КНОРУС,2007

  2. Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту// Русский язык.-2006.-№ 5.

  3. Булавина М.А. Обучение школьников определению функционально-смысловых типов речи//Русская словесность.-2008. № 4.

  4. Соловьёва Н.Н. Сочинение… без шпаргалки.-М.:Материк-Альфа,2004.

  5. Илюшин Л.С.Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся//Уроки Лихачёва: Методические рекомендации для учителей средних школ. /Сост.О.Е.Лебедев.-СПб: Бизнес-пресса, 2006.

  6. ПавловаТ.И. Раннева Н.А.Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие.-Ростов н\Д: Легион,2009.

  7. Работа с текстом на уроках русского языка. Основные подходы к анализу текста. Вып.IX//Авт.-сост. Павлова Т.И.- Ростов-на-Дону.:РО ИПК и ПРО.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романенко Елена Геннадьевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_avtorskogo_elektivnogo_kursa_teoriia_i_praktika_sochineniia_rassuzhden"
    ["file_id"] => string(6) "532844"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576786455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства