kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка для 11 класса по русскому языку "Работа с текстами разного стиля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на подготовку выпускников к сочинению ЕГЭ (задание 25). Программа рассчитана на 68 часов, т.е 2 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка для 11 класса по русскому языку "Работа с текстами разного стиля"»

Кировское областное государственное

общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов г. Белой Холуницы




Утверждаю директор КОГОБУ СОШ с УИОП _________Н.В. Кашина Приказ №____________ от___________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка

«Работа с текстами разного стиля»

Базовый уровень 11 класс (68 часов) 2015-2016 учебный год





Составитель: Полуэктова Маргарита Анатольевна учитель русского языка 1 квалификационная категория









Белая Холуница,2015

Пояснительная записка

Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и ориентирован на учащихся 11 класса.

За основу курса мы взяли модифицированную общеобразовательную программу Власенкова А.И. « Русский язык 10- 11 класс». Цель программы - повторение, обобщение, систематизация, углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Данный курс создан в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык»:

  • развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;

  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных умений, навыков, навыков самоорганизации и саморазвития;

  • формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

Программа курса “Работа с текстами разных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.

Этот подготовительно- тренировочный курс обеспечивает углубление знаний о стилях и типах речи, а также формирование и совершенствование навыков смыслового и композиционного анализа текста и навыков анализа выразительных средств текста. Этот курс направлен на то, чтобы учащиеся научились глубоко осмыслять содержание текста, видеть, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, научились понимать, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. Текст- это речевое произведение, это «язык в действии», поэтому в процессе комплексной работы с разными текстами у учащихся будет совершенствоваться своя речь и углубляться знания о русском языке, о литературе, о культуре.

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения навыками работы с текстом.



Цели и задачи курса:

  • ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;

  • сформировать навыки анализа текстов разных стилей;

  • сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;

  • научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;

  • организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;

  • создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;

  • сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;

  • воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;

  • развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.

Курс “Работа с текстами разных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.

Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

  • углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;

  • умение владеть различными видами речевой деятельности,

  • создание творческих текстов различных жанров;

  • развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Программа “Анализ текстов разных стилей ” направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;

  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;

  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;

  • умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.



Оценка знаний, умений, навыков.

Основными формами организации учебной деятельности являются практические занятия, тренинги, зачеты.

Возможны различные формы контроля.

Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.













Содержание программы

Понятие о тексте. (3 ч). Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.

Типы текстов. (2 ч). Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.

Стили текста. ( 7 ч. ). Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный стили, их особенности.

Средства выразительности в тексте.(7ч) Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция..

Тема текста и проблема, поднятая в тексте (3 ч). Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.

Опорные (ключевые) слова. (5 ч.). Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Комментарий проблемы (5ч). Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.

Авторская позиция. ( 6 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.

Композиция текста (10 ч). Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Синтаксис текста. (2 ч). Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в текстеЦепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.

Лексические средства связи. (3 ч.) Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Уроки развития речи. (8 ч) Составление текстов разных стилей и типов речи.









КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩУХСЯ

Дата

План/факт


Текст и его строение.

3

Конспектирование лекций учителя. Работа с текстами, составление опорных схем, сравнительных таблиц. Тренировочные упражнения и тесты.


1.


Что такое текст?

Смысловые отношения между предложениями текста.

1.



2.

Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические.

1.


3

Виды связи между предложениями в тексте: параллельная, цепная.

1.



Типы текста.

2

Составление опорного конспекта лекции учителя. Составление сравнительных таблиц. Анализ разных текстов как пример. Составление собственных текстов на основе особенностей каждого типа. Анализ текстов. Тренировочные и тестовые упражнения.


4

Смысловые (функциональные) типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Сравнительная характеристика типов текстов.

1



5

Практическое занятие. Создание собственного текста.

1



Функциональные стили речи.

7



6

Система функциональных стилей современного русского языка.

1

Составление конспекта рассказа учителя. Составление сравнительной таблицы «Стили языка». Определение особенностей каждого стиля в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение анализа текстов.


7

Особенности научного стиля.

1.


8

Публицистический стиль.

1.


9.

Особенности официально-делового стиля.

1.


10.

Художественный стиль.

1.


11.

Особенности разговорного стиля.

1.


12.

Практическое занятие.

1.



Выразительные средства текста.

7

Составление словаря. Конспектирование лекций учителя. Тренировочные тесты и упражнения.

Составление тестов и тренировочных упражнений.



13


Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Способы выражения сравнений.

1



14

Эпитет или метафора?

Эпитет или олицетворение?

1.



15, 16

Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др.

1.

Выполнение тестов (задание 24 ЕГЭ) , анализ художественного текста с точки зрения использования в нем средств художественной выразительности.



17


Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?

Что такое парцелляция?

1.



18

Практическое занятие.

1

Выполнение тестовой работы.


19

Тест.





Тема текста и проблема, поднятая в тексте

3



20

Тема и идея текста. Основная мысль текста.


Составление тезисного плана рассказа учителя. Работа с текстами разного стиля с целью определения у темы и идеи.


21,

22

Понятие о проблеме. Типы проблем.  Основная мысль текста.




Опорные (ключевые) слова.

5



23

Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте.


Конспектирование лекции учителя. Практическая работа: нахождение ключевых слов в текстах, формулирование проблемы.


24,

25

Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.



26,

27

Практическое занятие





Комментарий проблемы

5



28

Понятие комментария. Комментарий к проблеме.


Работа с распечаткой по теме урока, составление опорного конспекта по теме урока. Практическая работа: формулирование комментария по проблеме исходного текста.


29

Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме.



30

Цитирование при комментировании проблемы, поднятой в тексте



31,

32

Практическая работа




Авторская позиция.

6



33,

34

 Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик.


Составление тезисного плана лекции учителя. Работа с текстами разных типов, отработка умения формулирования авторской позиции.


35,

36

Способы выражения авторской позиции.

Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.



37,

38

Практическая работа.


Самостоятельная работа с текстом: формулирование проблемы, ее комментирование, формулирование авторской позиции.



Композиция текста

10 ч



39

Понятие о композиции текста. Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении.

1

Конспектирование лекции учителя. Составление таблицы

«Виды аргументов». Работа с текстами и упражнениями.


40,

41

Виды аргументов. Структура аргументов.

2


42

Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения.

1

Работа с текстами, которые требуют редактирования.


43,

44

Виды и формы вступления.

2

Составление опорной схемы на основе лекции учителя.


45,

46

Виды заключений

2


47,

48

Практическая работа

2

Самостоятельная работа по редактированию текстов с точки зрения композиции.



Синтаксис текста

2



49,

50

Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста.

2

Конспектирование лекции учителя.



Способы связи предложений в тексте.

7



51

Основные средства связи между предложениями в тексте.

1

Составление таблицы «Средства связи предложений в тексте». Работа с текстами.


52,

53

Цепная и параллельная связь предложений в тексте

2


54,

55

Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей..

2


56,

57

Практическая работа

2




Лексические средства связи предложений в тексте.

3



58

Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.

1

Отработка умений находить средства связи в текстах. Работа с текстами.


59,

60

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте.

2



Уроки развития речи

8



61

-66

Составление текстов разных типов и стилей.

6

Самостоятельная работа по созданию текста.


67

68

Итоговая работа

2







Литература для учителя и учащихся

        1. Власенков А. И. Русский язык 10-11 класс.

        2. Русский язык в старших классах. Под ред. Розенталя.

        3. Пособие по русскому языку в старших классах. Под ред. Крючкова.

        4. Вигилянская Е. Русский язык. Упражнения с ключами. Пишем сочинения грамотно.

        5. Михайлова Е. В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.: 2007.

        6. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/ Пахнова Т. М. – М.: 2006.

        7. Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.

        8. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.

        9. “Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.

        10. Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.

        11. Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.

        12. Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа кружка для 11 класса по русскому языку "Работа с текстами разного стиля"

Автор: Полуэктова Маргарита Анатольевна

Дата: 18.06.2016

Номер свидетельства: 335245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства