Просмотр содержимого документа
«Программа кружка для 11 класса по русскому языку "Работа с текстами разного стиля"»
Кировское областное государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов г. Белой Холуницы
Утверждаю директор КОГОБУ СОШ с УИОП _________Н.В. Кашина Приказ №____________ от___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка
«Работа с текстами разного стиля»
Базовый уровень 11 класс (68 часов) 2015-2016 учебный год
Составитель: Полуэктова Маргарита Анатольевна учитель русского языка 1 квалификационная категория
Белая Холуница,2015
Пояснительная записка
Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и ориентирован на учащихся 11 класса.
За основу курса мы взяли модифицированную общеобразовательную программу Власенкова А.И. « Русский язык 10- 11 класс». Цель программы - повторение, обобщение, систематизация, углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Данный курс создан в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык»:
развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;
совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных умений, навыков, навыков самоорганизации и саморазвития;
формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.
Программа курса “Работа с текстами разных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.
Этот подготовительно- тренировочный курс обеспечивает углубление знаний о стилях и типах речи, а также формирование и совершенствование навыков смыслового и композиционного анализа текста и навыков анализа выразительных средств текста. Этот курс направлен на то, чтобы учащиеся научились глубоко осмыслять содержание текста, видеть, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, научились понимать, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. Текст- это речевое произведение, это «язык в действии», поэтому в процессе комплексной работы с разными текстами у учащихся будет совершенствоваться своя речь и углубляться знания о русском языке, о литературе, о культуре.
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения навыками работы с текстом.
Цели и задачи курса:
ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;
научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Курс “Работа с текстами разных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
умение владеть различными видами речевой деятельности,
создание творческих текстов различных жанров;
развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Программа “Анализ текстов разных стилей ” направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;
умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
Оценка знаний, умений, навыков.
Основными формами организации учебной деятельности являются практические занятия, тренинги, зачеты.
Понятие о тексте. (3 ч). Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.
Типы текстов. (2 ч). Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.
Стили текста. ( 7 ч. ). Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный стили, их особенности.
Средства выразительности в тексте.(7ч) Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.
Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция..
Тема текста и проблема, поднятая в тексте (3 ч).Понятие о проблеме.Типы проблем.Тема и идея текста. Основная мысль текста.
Опорные (ключевые) слова. (5 ч.). Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.
Комментарий проблемы (5ч).Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.
Авторская позиция.( 6 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.
Композиция текста (10 ч).Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
Синтаксис текста. (2 ч).Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в текстеЦепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.
Лексические средства связи. (3 ч.)Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.
Уроки развития речи. (8 ч)Составление текстов разных стилей и типов речи.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
КОЛ-ВО ЧАСОВ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩУХСЯ
Дата
План/факт
Текст и его строение.
3
Конспектирование лекций учителя. Работа с текстами, составление опорных схем, сравнительных таблиц. Тренировочные упражнения и тесты.
1.
Что такое текст?
Смысловые отношения между предложениями текста.
1.
2.
Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические.
1.
3
Виды связи между предложениями в тексте: параллельная, цепная.
1.
Типы текста.
2
Составление опорного конспекта лекции учителя. Составление сравнительных таблиц. Анализ разных текстов как пример. Составление собственных текстов на основе особенностей каждого типа. Анализ текстов. Тренировочные и тестовые упражнения.
Практическое занятие. Создание собственного текста.
1
Функциональные стили речи.
7
6
Система функциональных стилей современного русского языка.
1
Составление конспекта рассказа учителя. Составление сравнительной таблицы «Стили языка». Определение особенностей каждого стиля в соответствии с речевой ситуацией. Выполнение анализа текстов.
7
Особенности научного стиля.
1.
8
Публицистический стиль.
1.
9.
Особенности официально-делового стиля.
1.
10.
Художественный стиль.
1.
11.
Особенности разговорного стиля.
1.
12.
Практическое занятие.
1.
Выразительные средства текста.
7
Составление словаря. Конспектирование лекций учителя. Тренировочные тесты и упражнения.
Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др.
1.
Выполнение тестов (задание 24 ЕГЭ) , анализ художественного текста с точки зрения использования в нем средств художественной выразительности.
17
Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?
Что такое парцелляция?
1.
18
Практическое занятие.
1
Выполнение тестовой работы.
19
Тест.
Тема текста и проблема, поднятая в тексте
3
20
Тема и идея текста. Основная мысль текста.
Составление тезисного плана рассказа учителя. Работа с текстами разного стиля с целью определения у темы и идеи.
21,
22
Понятие о проблеме.Типы проблем. Основная мысль текста.
Опорные (ключевые) слова.
5
23
Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте.
Конспектирование лекции учителя. Практическая работа: нахождение ключевых слов в текстах, формулирование проблемы.
24,
25
Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.
26,
27
Практическое занятие
Комментарий проблемы
5
28
Понятие комментария. Комментарий к проблеме.
Работа с распечаткой по теме урока, составление опорного конспекта по теме урока. Практическая работа: формулирование комментария по проблеме исходного текста.
29
Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме.
30
Цитирование при комментировании проблемы, поднятой в тексте
31,
32
Практическая работа
Авторская позиция.
6
33,
34
Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик.
Составление тезисного плана лекции учителя. Работа с текстами разных типов, отработка умения формулирования авторской позиции.
35,
36
Способы выражения авторской позиции.
Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.
37,
38
Практическая работа.
Самостоятельная работа с текстом: формулирование проблемы, ее комментирование, формулирование авторской позиции.
Композиция текста
10 ч
39
Понятие о композиции текста. Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении.
1
Конспектирование лекции учителя. Составление таблицы
«Виды аргументов». Работа с текстами и упражнениями.
40,
41
Виды аргументов. Структура аргументов.
2
42
Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения.
1
Работа с текстами, которые требуют редактирования.
43,
44
Виды и формы вступления.
2
Составление опорной схемы на основе лекции учителя.
45,
46
Виды заключений
2
47,
48
Практическая работа
2
Самостоятельная работа по редактированию текстов с точки зрения композиции.
Синтаксис текста
2
49,
50
Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста.
2
Конспектирование лекции учителя.
Способы связи предложений в тексте.
7
51
Основные средства связи между предложениями в тексте.
1
Составление таблицы «Средства связи предложений в тексте». Работа с текстами.
52,
53
Цепная и параллельная связь предложений в тексте
2
54,
55
Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей..
2
56,
57
Практическая работа
2
Лексические средства связи предложений в тексте.
3
58
Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.
1
Отработка умений находить средства связи в текстах. Работа с текстами.
59,
60
Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте.
2
Уроки развития речи
8
61
-66
Составление текстов разных типов и стилей.
6
Самостоятельная работа по созданию текста.
67
68
Итоговая работа
2
Литература для учителя и учащихся
Власенков А. И. Русский язык 10-11 класс.
Русский язык в старших классах. Под ред. Розенталя.
Пособие по русскому языку в старших классах. Под ред. Крючкова.
Вигилянская Е. Русский язык. Упражнения с ключами. Пишем сочинения грамотно.
Михайлова Е. В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.: 2007.
Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/ Пахнова Т. М. – М.: 2006.
Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
“Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.
Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.
Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.
Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.