kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Учимся, играя" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость использования игровых методов в обучении дошкольников и младших школьников общеизвестна. Они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и усталость на уроке. Однако актуальность игровых методов не только не исчезает, но даже возрастает к моменту перехода в среднюю школу. Игровые методы здесь используются с целью облегчить протекание стрессового периода в жизни ребёнка, адаптировать его к увеличению учебной и эмоционально-психологической нагрузки. Игры и игровые задания в курсе русского языка способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Учимся, играя" (6 класс)»

Программа индивидуально-групповых занятий

по русскому языку

Пояснительная записка


Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Успешность раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего маленького человека.

Необходимость использования игровых методов в обучении дошкольников и младших школьников общеизвестна. Они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и усталость на уроке. Однако актуальность игровых методов не только не исчезает, но даже возрастает к моменту перехода в среднюю школу. Игровые методы здесь используются с целью облегчить протекание стрессового периода в жизни ребёнка, адаптировать его к увеличению учебной и эмоционально-психологической нагрузки.

Игры и игровые задания в курсе русского языка способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.

Всё сказанное выше определяет актуальность программы дополнительного образования в курсе русского языка, рассчитанной на 1год занятий. Программа имеет практическую направленность, использует конкретные учебно-игровые пособия, а потому может быть адаптирована и для школьников 5 класса.

Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.


Содержание программы


Целью данной программы является создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.

Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

  • использование привычных форм деятельности (игровых), доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;

  • поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации занятий;

  • оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.

Методы занятий – преимущественной игровой, а также репродуктивный с постепенным смещением акцентов в сторону творческого продуктивного метода.


Основные задачи курса

Обучающие задачи – в ходе занятий дети на принципиально «неучебном» - игровом материале закрепляют представления и знания, полученные в курсе начальной школы и в основном программном курсе русского языка 5 класса; формируют актуальные для этого возраста учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)

Воспитывающие – в процессе занятий дети постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Развивающие – все виды деятельности детей и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.

Методическое обеспечение программы состоит в основном из готовых игровых пособий, большая часть которых находится в стадии апробации и не поступала пока в широкую продажу, однако активно используется преподавателями, воспитателями в развивающих занятиях с группами детей. Это игровые пособия издательства «Ребус» (автор Т.А.Барчан, редактор-составитель А.А.Аникушина), обладающие целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал в практике педагога, как начальной школы, так и 5 класса, а также прекрасно подходящий для проведения семейного досуга:

  • доступность и узнаваемость игровой формы (лото, парные картинки, разрезные картинки, которые нужно составлять, излюбленные детьми маршрутные игры - «ходилки») переводят учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживают положительный эмоциональный фон на занятиях;

  • обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь);

  • ясность игровой задачи, чёткость мотивации игры стимулируют интерес ребёнка, поддерживают соревновательный азарт, который должен быть направлен взрослым на познавательную деятельность;

  • вариативность игровых форм, заложенная в каждом пособии, позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

  • богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для расширения тезауруса школьников, развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления учащихся;

  • высокий уровень оформления наглядного игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления. Создание же собственных игр на основе предложенных моделей позволяет ученикам и преподавателю осуществить целенаправленную межпредметную интеграцию (язык и изобразительное искусство).

Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей – создание ими лингвистических игр (обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта (самостоятельно оформленного). Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.

Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии.

Курс рассчитан на 35 часов .

«Путешествие в страну орфографию»(2ч)

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных, развитие памяти, внимания.

«В каждом слове своя тайна»(2ч)

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов.

«Слова-загадки»(2ч)

Отработка навыка подбора проверочного слова, с сомнительными парными глухими, звонкими согласными.

«Путешествие в страну лексикологию» (2ч)

Обогащение словаря. Наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения.

«Мы играем, проверяем» (2ч)

Отработка навыка подбора проверочного слова, непроизносимые проверяемые согласные.

«Коллекция аппликаций» (2ч).

Отработка навыка написания слов с удвоенными согласными. Развитие памяти, внимания.

«Товарищ Мягкий знак» (6ч).

Отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы.

«Слово за слово» (2ч).

Отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова. Развитие памяти, внимания.

«Словесный калейдоскоп» (2ч).

Развитие памяти, внимания, логического мышления. Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова.

«Одного поля ягоды» (2ч).

Наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие логического мышления.

«Слова. Ребусы». (2ч).

Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.

«За словом в карман не полезешь» (2ч).

Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Пословицы. Загадки. Фразеологизмы.

«Развиваем речь» (6ч).

Развитие речи, воображения, мышления. Формирование навыка работы с толковым словарем.




Учебно-тематический план занятий

п/п


Название раздела (игры)


Содержание занятия

Кол-во часов

Формы контроля

1.

«Путешествие в страну орфографию»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных, развитие памяти, внимания.

Материал: 64 слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением








2


диктант







2.

«В каждом слове-своя тайна»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с непроверяемыми безударными гласными в корне






2



Словарный диктант




3.

«Слова - загадки»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти, внимания.

Материал: 64 слова с сомнительными парными глухими/звонкими согласными






2



диктант




4.

«Путешествие в страну лексикологию…»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения, развитие памяти, внимания.

Материал: 24 слова с непроизносимыми проверяемыми согласными (со значением качеств человека)








2


тест







5.

«Мы играем, проверяем…» (сюжетная игра)

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти

Материал: непроизносимые проверяемые согласные

2

диктант

6.

«Коллекция аппликаций»

Обогащение и активизация словаря, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с удвоенными согласными


2


тест

7.

«Товарищ Твердый знак»

Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный твердый знак,)







6





диктант



8.

«Слово за слово»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.

Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада.

Материал: 96 карт с соответствующим текстом.








2




диктант





9.

«Словесный калейдоскоп»

Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова. Синонимия ( 96 слов)





2





тест

10.

«Одного поля ягоды».

Обогащение и активизация словаря, наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Русские пословицы и поговорки и их иностранные соответствия. Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений. Употребление пословиц в речи.

Материал: 30 пословиц









2









диктант

11.

«Слова – ребусы»

Обогащение и активизация словаря. Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли.

Ребусы, антонимы, загадки. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.

Материал: 48 слов









2









тест

12.

«За словом в карман не полезешь»

Обогащение и активизация словаря. Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Пословицы. Омонимы. Загадки. Фразеологизмы.

Материал: 48 слов и фразеологических оборотов.







2








тест

13.

«Развиваем речь»

Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря с опорой на наглядно представленную информацию. Формирование навыка работы с толковым словарем.

Материал: толковый словарь, 40 слов лексико-семантической группы «Природные зоны», 40 слов лексико-семантической группы «Искусство», 40 слов лексико-семантической группы «Машины и механизмы».










7










диктант

Итого: 35 часа (теория 14 часов, практика 21 часов


Используемая литература:

Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.

Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.

Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.

Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.

Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.

Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.

Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.

Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 6 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭН




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Учимся, играя" (6 класс)

Автор: Шкирта Надежда Васильевна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства