kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации" ( 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена Программа элективного курса "Практикум по орфографии и пунктуации" для учащихся 9 класса. Программа  направлена на систематизацию знаний и умений по русскому языку, а также на отработку навыка работы с  контрольными измерительнми материалами  в формате государственной итоговой аттестации в 9  классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации" ( 9 класс)»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Сыктывкара Утверждаю_______________________

директор школы Рожков А.А.










ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку

« Практикум по орфографии и пунктуации»

( 9 класс)

34 часа












2015 – 2016 учебный год







Составила

Забелинская В.В. , учитель русского языка и литературы




Пояснительная записка.


Элективный курс « Практикум по орфографии и пунктуации» рассчитан для учащихся 9 класса.

Программа учебного курса направлена на систематизацию знаний и умений по русскому языку, а также на отработку навыка работы с контрольными измерительными материалами в формате государственной итоговой аттестации в 9 классе. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.

Курс носит практическую направленность, нацелен на развитие языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся, на поддержание уровня грамотности, совершенствование умений в области письменной речи.

Цель элективного курса – формирование у учащихся предметных компетентностей (языковой, лингвистической, коммуникативной), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку (ГИА).

Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка ( по орфографии и пунктуации), расширить коммуникативные навыки.


Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.

На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил по разделам орфографии и пунктуации, изучение трудных случаев правописания) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).





Содержание


Введение (1ч)

Роль орфографии в письменном общении людей , её возможности для более точной передачи смысла речи. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Виды и типы орфограмм.


Звуко-буквенные написания.(18 ч + 1 ч. диагн. тест)
Гласные после шипящих и Ц.Мягкий знак после шипящих на конце слова для обозначения грамматической формы слова. Разделительные Ь и Ъ.

Орфограммы в корнях слов

Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные.

Орфограммы в приставках

Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на 3- (С-). Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Правописание на стыке приставки и корня. Буквы Ы – И после приставок

Орфограммы в суффиксах

Правописание суффиксов существительных.Правописание суффиксов прилагательных.Правописание суффиксов глаголов. Гласная перед суффнксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

Правописание суффиксов наречий

Орфограммы в окончаниях

Правописание И и Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.

Слитно - раздельно - дефисные написания

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательнымн, наречиями, местоимениями и полными причастиями. Правописание частицы НИ. Различение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Употребление дефиса.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

(12ч. +1 ч. диагн. тест)

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Система пунктограмм.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нераспространённые, обособленные и необособленные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция . Способы обособления приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом или одиночным деепричастием. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Запятая перед союзом как.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами, обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий

Употребление знаков препинания в сложных предложениях. Запятые между частями сложносочинённого предложения.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с разными типами связи, при сочетании союзов.

Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Повторение за год ( 2ч.)






К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

  • разделы русской орфографии;

  • морфологический принцип написания слов;

  • опознавательные признаки морфем;

  • правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний;

  • правописание сложных слов;

  • различения частицы -не– и приставки -не-;

  • разграничение на письме приставок и предлогов;

  • смысловую роль знаков препинания;

  • трудные пунктуационные случаи внутри простого предложения и между частями сложного предложения.

уметь:

  • выявлять опознавательные признаки орфограмм;

  • выбирать правильную букву в морфеме, учитывая значение слова;

  • использовать этимологический анализ слова при написании;

  • предвидеть орфограмму, предугадать ее появление в письменной речи;

  • работать с орфографическими и этимологическими словарями;








Тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Звуко-буквенные написания.

13

Слитно - раздельно - дефисные написания

4+1

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

1

Знаки препинания в простом предложении:

1

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

1

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

1

Употребление знаков препинания в сложных предложениях.

4

Знаки препинания при передаче чужой речи.

1+1

Повторение изученного за год

2





Итого

34ч.











Календарно-тематическое планирование


Всего - 34 ч.

( в том числе : диагностические работы – 2 ч. , к/д – 1 ч.)


Содержание


по порядку

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Формы

контроля

Введение

1


1. Роль орфографии в письменном общении людей. Виды орфограмм.

Запись тезисов лекции


Гласные после шипящих и Ц.

1

2.Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях речи

составление обобщающей таблицы,

проверочная работа

Правописание Ь и Ъ.


1

3. Мягкий знак после шипящих в разных частях речи.

Разделительные Ь и Ъ.

анализ таблицы, решение орфографических задач


словарный диктант


Орфограммы в корнях слов


3

4. Безударные гласные в корне слова

5. Чередующиеся гласные в корне слова.

6. Правописание согласных в корне слова.

составление обобщающей таблицы,

тренировочные упражнения


самостоятельная работа,

решение орфографических задач

Орфограммы в приставках

3

7.Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

Приставки на 3- (С-).

8. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

9. Правописание на стыке приставки и корня. Буквы Ы – И после приставок

тренировочные упражнения,

составление обобщающей таблицы, работа со словарями


словарный диктант, тестирование


Орфограммы в суффиксах


3

10.Правописание суффиксов существительных, прилагательных и наречий.

11.Правописание суффиксов причастий и глаголов. Гласная перед суффнксом -Л- в глаголах прошедшего времени.

12. Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.



составление схем, объяснительный диктант, решение орфографических задач

словарный диктант, тестирование

Орфограммы в окончаниях


2

13. Правописание гласных в окончаниях существительных, прилагательных и причастий.

14. Правописание окончаний глаголов.

решение орфографических задач, составление обобщающей таблицы

самостоятельная работа,

словарный диктант

Слитно - раздельно - дефисные написания

4+1

15. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

16. Правописание частицы НИ. Различение частиц НЕ и НИ.

17. Правописание служебных слов.

18. Употребление дефиса.

19. Диагностическая работа

«Обобщение изученного по орфографии»

составление алгоритма определения орфограммы, решение по нему орфографических задач, работа с заданиями КИМов 2015 г.

тестирование

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания


1

20. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

запись тезисов лекции учителя

презентации учащихся

Знаки препинания в простом предложении

1

21.Тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении.

составление схем предложений , объяснительный диктант

графический диктант

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

22. Пунктуация в предложениях с однородными членами.

решение пунктуационных задач, чтение схем

пунктуационный диктант

Знаки препинания в предложениях с обособленны-

ми членами.

2

23. Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция .

24. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.

выполнение заданий

из КИМов 2015 г.

тестирование

Знаки препинания в предложениях со сравнитель-

ным оборотом.

1

25. Знаки препинания при сравнительном обороте. Запятая перед союзом как.

решение пунктуационных задач, составление схем


проверочный диктант

Знаки препинания при словах, грамматичес-

ки не связанных с членами предложения.

1

26. Пунктуация в предложениях с вводными словами, обращениями. Пунктуационное выделение междометий

решение пунктуационных задач, защита презентаций

тестирование

Употребление знаков препинания в сложных предложениях.

4

27. Запятые между частями сложносочинённого предложения.

28. Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

29. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

30. Знаки препинания в предложениях с разными типами связи, при сочетании союзов.

решение пунктуационных задач , выполнение заданий из КИМов 2015 г. , защита презентаций

графический диктант

Знаки препинания при передаче чужой речи.

1

31. Прямая и косвенная речь. Разные способы оформления на письме цитат

графический диктант, анализ текста

тестирование


1

32. Диагностическая работа «Обобщение пунктуации»



Итоговое повторение

2

33. Контрольный итоговый диктант

34. Решение КИМов в формате ГИА




Работа над ошибками, анализ контрольно-измерительных материалов




Литература


Учебные пособия для учащихся

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа, 2014.


2. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. Учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-9 классы, Дрофа, 2013



Пособия для подготовки к ГИА:

1.Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2015. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2014год.

2.Единый государственный экзамен: Контрольные измеритель­ные материалы Kапинос В. И. и др. — М., 2014,2015г.г.

3.Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год.

4. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2013.» / М., «Интеллект-Центр», 2013 .

5. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2015.


Пособия по орфографии и пунктуации:


  1. Базжина Т. В. , Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие- справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

  2. Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

  3. Ветвицкий В.Г., Иванова В. Ф„ Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.

  4. Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьез­ном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

  5. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

  6. Львова С. И. (Схемы, таблицы по русскому языку. Орфография
    и пунктуации: Раздаточные материалы. — М., 2005.

  7. Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

  8. Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

  9. Панов Н. В Занимательная орфография. — М., 1984.

  10. Панов Н. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

  11. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложе­ние. М., 2012

  12. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.


Словари:

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.

Тихонов А. Н. Морфемно - орфографический словарь. — М., 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Ива­нова. — 4-е изд. — М., 1999.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Забелинская Вера Васильевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства